Главные вкладки

    Смена дня и ночи
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Швечикова Ирина Николаевна

    Смена дня и ночи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Смена дня и ночи34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Смена дня и ночи»

    Подготовила: Швечикова Ирина Николаевна

    Цель:  объяснить связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси.

    Задачи:

     Объяснить ребятам связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, а также помочь им разобраться с последовательностью событий в течение суток;

     Формировать правильную учебную деятельность.

    Оборудование: рисунок «Суточное вращение Земли», модель глобуса, рисунки: одуванчика, филина, бабочки.

    Литература:

    Окружающий мир 2-й. класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2013.

    С. П. Докшина Урок окружающего мира во 2-м классе. //Начальная школа + до и после - №4, 2010.

    Ход урока.

    I.  Организационный момент.

    II.  Актуализация знаний и постановка проблемы.

    - О чем мы рассуждали на прошлых уроках?

    - Что представляют собой Солнце и Земля?

    - Вращается ли Солнце вокруг Земли?

    - Какая причина заставляет Землю вращаться вокруг Солнца?

    - Какое еще вращение совершает Земля?

    - А сейчас выполните задание. Наша задача соединить стрелкой наблюдения жителей Земли и объяснения этих наблюдений с помощью правил и законов природы. (У каждого ребенка карточка с заданием)

    Наблюдения                                               Объяснения

    За лесом виднеются,                                  Земля вращается

    крошечные домики.                                  вокруг своей оси.

     

    За горизонтом показалась                        При удалении предметы

    сначала мачта, а потом уже                      кажется меньше.

    появился полностью корабль.

    На востоке появилось Солнце,                 Земля имеет форму шара.

    и наступило утро.

    (Дети затрудняются с последним наблюдением)

    - Подумайте, почему вы не можете ответить на этот вопрос сразу. (Мы говорили о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, но не выяснили, что при этом происходит на Земле)

    - Какие вопросы у вас возникли? (Какое движение Земли вызывает возникновение дня и ночи на Земле?)

    - Чем мы будем заниматься на уроке?

    - Какова тема нашего урока? (День и ночь)

    III.  Совместное «открытие» знаний.

    - Что мы обычно делаем утром? Днем? Вечером? Ночью?

    - Откройте учебник на странице 45. И найдите вопрос «Что бывает днем и ночью?»

    - Рассмотрите внимательно рисунки и скажите, где изображен день, а где ночь и как определили.

    - Можно ли определить время, если у тебя нет часов? Каким образом? (по солнцу, звездам, Луне)

     - А также для ориентировочной оценки времени в летние дни можно использовать цветы. Каким образом? (нужно знать время, когда раскрываются и закрываются цветы)

    - А еще можно узнать примерное утреннее время с помощью пения птиц.

    - А вот скажите, мы обсудили, что можно узнать время по цветам, птицам. А они как время определяют? У них часы есть?

    - Оказывается, многие живые организмы умеют отличать день от ночи и пользоваться своими «живыми часами» или чувством времени. Кто может еще привести  примеры? (Одуванчик распускается, птицы петь начинают, бабочки летают – это днем, а на ночь одуванчики закрываются, птицы умолкают, но летают летучие мыши и ночные бабочки)

    - А как вы думаете, у людей есть чувство времени? Посмотрите в учебнике на странице 47.

    - Кто знает, а  как люди в древности определяли время без часов?

    - Ну, вот, а теперь скажите, чем же отличается день от ночи? Посмотрите на рисунок на странице 48. (днем светло, потому что солнце на небе. Оно освещает Землю даже сквозь облака. Ночью темно, потому что на небе нет Солнца)

    - А куда же оно пропадает?

    - А сейчас задание для самых внимательных. Послушайте ситуацию и попробуйте ее объяснить.

    «По телевизору идёт трансляция футбольного матча. Семья вечером собралась у телевизора. Диктор говорит: «Сейчас 11 часов дня!». А Лена спрашивает: «Почему ведущий говорит, что сейчас день?» «Так ведь это в Америке» - отвечает Миша» Как это может быть?

    - Давайте проведем еще одно небольшое исследование. Посмотрите  в учебник и скажите, какое вращение Земля совершает быстрее? (вокруг своей оси) А за какое время она совершает полный оборот? (за 24 часа)

    - Прочитайте ответ на стр. 50. (Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа, или за сутки)

    - А как вы думаете, за какое время Земля облетает Солнце? (Она это делает за 365 дней)

    - Скажите, ребята, а продолжительность дня и ночи всегда одинакова? (нет)

    - Когда день длиннее ночи? В какое время года? А когда короче? (Летом день длиннее ночи, а зимой день короче)

    - А кто знает, почему так происходит?

    - В период между мартовским и сентябрьским равноденствиями (от 20 (21) марта до 22 (23) сентября) из-за наклона земной оси Северное полушарие обращено к Солнцу большую часть суток, поэтому северные широты получают больше тепла и света, чем южные. Летом дни становятся длиннее, а положение солнца — выше, чем в Южном полушарии, где в это время зима. Спустя полгода Земля переходит на противоположную точку своей орбиты. Наклон оси остаётся таким же, однако теперь Южное полушарие оказывается обращённым к Солнцу большую часть суток, там дни дольше, больше и тепла и света. В Северном полушарии в это время зима.

    - А кто-нибудь знает, что есть сутки, в которые день и ночь равны?

    - Это день весеннего равноденствия – 21 марта, и день осеннего равноденствия – 23 сентября.

    - Также на Земле можно наблюдать самый длинный день и самую длинную ночь. (22 декабря – день зимнего солнцестояния, в северном полушарии самый короткий день, а в южном самый длинный. 22 июня – день летнего солнцестояния, в северном полушарии самый длинный день, а в южном самый короткий)

    IV. Первичное закрепление.

    Работа в тетради  на стр. 12 задание №1 и №2.

    - А что случилось бы на планете, если бы она не вращалась? (см. стр. 50)

    V. Итог урока.

    - Так с чем же связана смена дня и ночи?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру для 2 кл по теме:Смена дня и ночи.

    Цель: обяснить смену дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси;помочь разобраться с последовательностью событий в течение суток, с тем какое значение имеет вращение земли вокруг своей воображаемой...

    "Смена дня и ночи"

    Презентация  к уроку Окружающего мира по программе "Школа 2100" 2 класс.Тема "Смена дня и ночи"...

    Урок окружающего мира "Смена дня и ночи" 2 класс

    Окружающий мир, 2 класс. Образовательная система "Школа 2010". Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. В ходе урока используются инновационные технологии, ИКТ....

    Урок окружающего мира по программе "Планета знаний" Смена дня и ночи.

    Урок разработан с применением методик преподавания 1 ученик 1 компьютер, сингапурских методик....

    презентация на тему "Смена дня и ночи"

    Презентация на тему "Смена дня и ночи" 1 класс программа Занкова...

    Тест "Смена дня и ночи, времена года"

    Тест разработан по учебной программе "Школа 2100"...

    Конспект урока по окружающему миру на тему: «Смена дня и ночи»

    Форма театрализованного урока-заочное путешествие в космос (арт-технология)...