урок окружающего мира в 1 классе "Кто такие насекомые"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Прощалыкина Вера Алексеевна

конспект урока окружающего мира в 1 классе "Кто такие насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takie_nasekomye.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное образовательное учреждение

                  средняя общеобразовательная школа №25

           Урок  окружающего мира :

« Кто такие насекомые?»

          УМК «Школа России» ,  1 класс

                               

                                             Прощалыкина В.А.,

                                 учитель начальных классов

Тема урока: «Кто такие насекомые?»                                                                             Цели урока:

 Образовательные:

- создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»,                                                                                                                                             - создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Развивающие:                                                                                                                                                   - развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций,

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;

- воспитывать умение слушать других.                                                                            

Ожидаемые результаты :                                                                                                                   В результате занятия учащиеся смогут:                                                                               Предметные  результаты:                                                                                                                                          Давать определение понятию «насекомое»;                                                                              приводить примеры насекомых;                                                                                                    узнавать насекомых на рисунке;                                                                                                   выявить важнейший признак насекомых;                                                                                  пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе.                                                                                                                          Метапредметные  результаты:                                                                                                   понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;                                            рассматривать иллюстрации учебника;                                                                                извлекать из них информацию о строении насекомых;                                                        сравнивать части тела различных насекомых;                                                               осуществлять самопроверку;                                                                                                     отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.                        Личностные результаты:                                                                                                        осознавать многообразие и красоту насекомых.                                                    Оборудование: компьютер,  проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация,  ноутбуки , электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир» (CD диск) ,листья с различных лиственных деревьев и веточки ели, сосны, лиственницы ,фонограмма песни «В траве сидел кузнечик» , запись жужжания пчел и стрекотания кузнечиков на лугу,  учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь,

Ход урока:

Организационный момент. (слайд 4)

─ Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным. Улыбнитесь друг другу и новому дню.

─ Проверим, всё ли готово к уроку.

─ Что ещё пригодится на уроке? Какие качества нужны? (аккуратность, сообразительность, внимание, знания, ум).

─ Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас всё получится.

Повторение изученного. (слайд 5-6)

─ Муравьишка Вопросик спешит с вами встретиться. У него уже готова загадка. Отгадайте ее.

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек.

─ О каком зеленом друге говорится в загадке? (О лесе)

─ О каких ладошках здесь говорится? (О листьях)

─ Сейчас за окном осень. Что происходит с листьями осенью? Несколько листьев и даже маленьких веточе ветер занес к нам в класс. Я собрала их и предлагаю вам определить , какому дереву они принадлежат и вспомнить, что вы знаете об этих деревьях. Работать будем все вместе. Помните про правила совместной работы. Работаем дружно, уважаем мнение товарищей.                     Мотивация и целепологание.                                                                                      ─  Вы показали себя, как настоящие знатоки природы, и , наверняка, справитесь с новой задачей. Сегодня нужно помочь Муравьишке ответить на волнующие его вопросы. (слайд 7) Кто-то сказал Муравьишке, что он — насекомое. «Кто такие насекомые? — заинтересовался Муравей. — И правда ли, что я — насекомое?» С этими вопросами он и обращается к нам. Ребята, что вы об этом думаете? ( Звучат произвольные ответы детей, после чего зачитывается текст рубрики «Что узнаем, чему научимся».)     

Актуализация знаний и умений.                                                                                  ─ А теперь закройте глаза.  Давайте мысленно перенесемся в летний теплый день.(Звучит запись жужжания и стрекота насекомых на лугу)  Откройте глаза и посмотрите на  экран. (слайд 8).

Мы с вами оказались на зеленой лужайке. Светит солнышко. Цветут цветы. Пахнет медом.  В эту пору на лугу очень весело. Именно сюда отправился Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Кто может назвать друзей Муравьишки?  Я прошу вас внимательно слушать друг друга и постараться запомнить, какие примеры будут приводить ваши товарищи и постараться не повторяться.  (пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы).                                                              Освоение нового содержания и его применение.                                              Первой , кого встретил Муравьишка  на лужайке, была бабчка.(слайд9) . Она была такой красивой! Именно у нее он решил спросить, кто такие насекомые. Бабочка  сказала: «Посмотри на меня. Я — насекомое». Давайте и мы рассмотрим бабочку на рисунке (с. 32), изучим по рисунку строение ее тела».

Рассматривание частей тела бабочки проходит под руководством учителя  ─ Рассмотрим бабочку. (слайд 10)

─ Посмотрите внимательно на экран. Какие части тела вы можете выделить у бабочки? (ответы детей)

Учитель, обобщая ответы детей, называет части тела. Один ученик указкой показывает их на слайде, остальные учащиеся карандашом в учебнике на стр. 32.

─ Голова с усиками и хоботком, с помощью которого бабочка пьет нектар;

─ Грудь с крылышками и  ножками; брюшко.

─ Сколько крыльев мы видим на рисунке? (два)

─ А сколько всего крыльев у бабочки? (четыре)

─ Значит, художник ошибся? (нет, бабочка сложила крылья.)

─ Посчитайте ножки бабочки. (Дети считают ножки. У бабочки 6 ног.)  

  К ним подползла  божья коровка. «Я тоже насекомое, — сказала она». Давайте внимательно рассмотрим её. (слайд 11)                                                                             Дети рассматривают на рисунке божью коровку, находят у нее те же части тела, что и у бабочки. Посчитав ножки, дети узнают, что их у божьей коровки тоже шесть.  Не следует добиваться обязательного запоминания учащимися всех частей тела насекомых. Главное внимание обращается на количество ножек — хорошо заметный общий признак животных этой группы.                          

Делается вывод: «Хотя насекомые очень разные, у них одни и те же части тела, и у всех насекомых шесть ног. Значит, чтобы узнать, какое животное — насекомое, а какое — нет, надо посчитать его ножки».                                              - Кто же такие насекомые? (Животные, у которых шесть ног.)                                                                (слайд12)

                                               

                              Физминутка. (слайд 13)

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре — полетела.

У реки остановилась,

                    Над водою закружилась.

Закрепление изученного по теме урока.

Работа с учебником и атласом-определителем.

-Откройте учебник на стр.32-33. Рассмотрите животных, которые там изображены. Возьмите фишки, накройте ими животных, которые не являются насекомыми. Как будете определять, кто из животных насекомое, а кто нет?(Надо посчитать количество ног у животного.У насекомых шесть ног.) (слайд 14)

- Назовите насекомых, изображенных на страницах учебника. Все ли насекомые вам известны? Неизвестных вам узнайте с помощью атласа-определителя . Проверьте себя(стр.90). Используя атлас-определитель, приведите другие примеры насекомых. (слайды15, 16)

Выполнение заданий в рабочей тетради. (слайд 17)

─ Откройте тетради на с.22 №1

─ Рассмотрите рисунок. Каких насекомых  вы узнали?

─ выполните задание

─ Какой цвет нужно выбрать для кузнечика? (Зеленый)

─ А для шмеля (Желтый, коричневый, черный)

─ почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый? (Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защитить, поэтому он вынужден прятаться. А шмель имеет жало, поэтому он не боится врагов)                                                                                                        Игра «Узнай насекомое» 

─ Муравьишка загадывает загадки о своих братьях меньших (слайд 18)

Не зверь, не птица,

Нос, как спица.

Летит – кричит,

Сядет – молчит.

Кто его убьёт –

Свою кровь прольёт.     (КОМАР) (слайд 19)

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится.      (МУХА) (слайд 20)

Шевелилась у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел. (БАБОЧКА) (слайд 21)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (ЖУК) (слайд 22)

Интересные факты.

А могут ли быть насекомыми олень и носорог? Оказывается, могут! Это такие жуки: жук-олень и жук-носорог. Посмотрите на картинку .(слайд  23)

Как вы думаете, кто из них олень, а кто носорог?

Этих жуки сейчас в природе встречаются очень редко, поэтому нуждаются в охране. Они занесены в Красную книгу.

А теперь выполним задания с электронного приложения. (слайд 24)

(Дети работают на компьютерах , выполняя задания с электронного приложения к учебнику А.Плешакова «Окружающий мир» для 1 класса)

Значение насекомых в природе.

─ Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? (Ответы детей.)

─ Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов. Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются? (Ответы учащихся.)

─ А вот и нет. Комары  нужны природе. Комары ─  пища для лягушек, жаб.  

─ Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым?  (Ответы учащихся.)

Подведение итогов урока. Рефлексия.

─ Вот и подошла к концу наша прогулка в лето на зеленую солнечную поляну. (слайд 25)

Как мы ответим на вопрос Муравьишки, кто  он? Почему? (слайды 26-27)

Приведите свои примеры насекомых.                                                            Продолжите предложение  (слайд 28)                                                                                          «Я повторил», (лиственные и хвойные деревья)                                                      «Я узнал», (новое о насекомых)                                                                                      «Я удивился», (чем и как питаются)

«Я запомнил». ( чем насекомые отличаются от других животных, все насекомые нужны)

─ Муравьишка на прощание хочет подарить бабочке туфельки. Сколько туфелек нужно ему взять? Почему?

─ А мы подарим друзьям Муравьишки песню о кузнечике.

(Включить запись песни «В траве сидел кузнечик».  Дети хором поют первый куплет песни.)

─ Вы сегодня хорошо работали. Спасибо. Урок окончен.(слайд 29)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема "Кто такие насекомые"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Кто такие насекомые"....

Урок окружающего мира. Тема: Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся. Их жизнь в разные времена года.

План конспект урока окружающего мира по программе «Начальная школа 21 век» по учебнику 2 класса.Тема: Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся. Их жизнь в разные времена года....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "Кто такие насекомые?"

Представлено адекватное понимание специфики деятельности учителя по проектированию урока совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, выраженное в корректной диффе...

Урок окружающего мира во 2 классе "Насекомые весной"

Урок окружающего мира с использованием презентации....