Рабочая программа по окружающему миру в 4классе по программе "Школа России" А.А.Плешакова
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Кобзева Татьяна Ивановна

Рабочая программа по окружающему миру в 4классе по программе "Школа России" А.А.Плешакова составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch_progr_po_okruzhayushchemu.doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                         Окружающий мир (68 ч) 4 класс (Учебник «Мир вокруг нас», автор Плешаков А.А., Крючкова Е.А.)

п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

(Страницы учебника, тетради)

Решаемые  проблемы

Планируемые результаты  (в соответствии с ФГОС)

Тип

урока/

Вид контроля

Понятия

(словарь)

Предметные

Метапредметные

Личностные

                                                                                        КНИГА 1.    Раздел 1. ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 ЧАСОВ)

1

Введение. Мир глазами астронома.            У.с.3-8

Т – с.3

Что будем изучать на уроках окружающего мира в 4 классе? О чём расска-жет нам учебник «Мир вокруг нас»? Что изучает астрономия? Что такое Солнечная система?        Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звёзды, планеты и спутники планет.

Изуч.   нового

/

Фронт. опрос

Астрономия

астроном

Знать правила работы с учебником и требования ведения записей в рабочей тетради      иметь представление об астрономии как о науке, о строении Солнечной системы, знать последовательность планет Солнечной системы

Определять цель изучения курса и раздела «Земля и человечество»;

Определять учебную задачу и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из схемы, переводить текстовую  информа-цию в схему, выделять ключевые слова; готовить сообщения на заданную тему при помощи взрослых.

Осваивать социальную роль обучающегося, осознавать мотивы учебной деятель-ности

Проявлять целостный взгляд на мир.

2

Планеты Солнечной системы

У – с. 9-15

Т – с.4-6

Какие планеты входят в состав Солнечной системы? Отчего происходит смена дня и ночи и времён года на планете Земля?

Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года.

Изуч.

нового

/

тест

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Рассказывать о строении Солнечной системы по схеме; характеризовать планеты; различать планеты и их спутники; рассказывать о движении земли по схемам

Определять учебную задачу и оценивать степень её достижения;  извлекать информацию из схемы , составлять рассказ по схеме; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; готовить сообщения с помощью взрослых

Проявлять целостный взгляд на мир; проявлять само-стоятельность в информа-ционной деятельности

3

Звёздное небо – Великая книга

 Природы Практическая работа: знакомство с картой звёздного неба.

У – с. 16-21

Т – с. 7-8

АО – с.210-220

Почему звёздное небо называют Великой книгой Природы? Зачем нужно уметь читать Великую книгу Природы?

Звёздное небо – великая книга Природы.

Изуч.

нового

/

Фронт. опрос

Большая Медведица

Малая Медведица

Полярная звезда

Большой пёс

Сириус

Телец

Альдебаран

Плеяды

Называть наиболее известные созвездия, находить их на  звёздном небе. Понимать правила наблюдения звёздного неба .Определять направление на север по Полярной звезде

Определять учебную задачу и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из учебника и дополнительной литературы; отвечать на вопросы, пользуясь различными источниками информации

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы.

4

Мир глазами географа Практическая работа: показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте.

У – с. 22-29

Т – с.8-9

Что изучает география? Что представляют собой карта,   карта полушарий и глобус?

Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты.

Что представляет собой карта полушарий?

Изуч.

нового

/

Фронт. опрос

география

географ

географическая карта

карта

полушарий

глобус

физическая карта

политическая карта

масштаб

Анаксимандр (первая географическая карта, 2500 лет назад, Древняя Греция)

Мартин Бехайм (первый глобус, 500 лет назад, Германия)

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны, находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

П. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы

5

Мир глазами историка Практическая работа: знакомство с историческими картами.

У – с.29-35

Т – с.11-12

Что изучает история?

Что такое исторический источник? 

Счёт лет в истории. Историческая карта.

Какие науки помогают археологам в их работе?

Изуч.

нового

/

Фронт. опрос

история

историк

историческая карта

исторический источник

архив

летопись

археология

археолог

 

Осознавать роль исторических источников для понимания событий прошлого; осознавать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого

Определять учебную задачу и оценивать степень её достижения; работать с терминологическим словарём ;читать и анализировать текст

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы Способность к оценке своей учебной деятельности.

6

Когда и где

У – с. 36-40

Т – с.13-14

Что означают слова и выражения «век» (столетие), «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры»?

С помощью какой карты можно узнать об исторических событиях?

Изуч.

нового

/

Фронт. опрос

век (столетие)

тысячелетие

летосчисление

наша эра

до нашей эры

историческая карта

Определять учебную задачу и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из исторической карты

Определять учебную задачу и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из исторической карты, читать и анализировать текст

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы Способность к оценке своей учебной деятельности.

7

Мир глазами эколога.

У – с. 41-47

Т – с.15-16

Почему человеку не удалось покорить природу? Почему и как людям приходится бороться  за сохранение природы?

Представление о современ-ных экологических пробле-мах планеты. Охрана окру-жающей среды -  задача всего человечества.  Между-народное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Изуч.

нового

/

Фронт. опрос

экологический проблемы

Гринпис

Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе. Анализировать современные экологические проблемы и предлагать пути их решения.

Определять учебную задачу и оценивать степень её достижения; извлекать информацию из прочи-танного текста, устанавливать  причинно-следственные связи, делать выводы, готовить сообщения с помощью взрослых

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готов-ность следовать нормам природоохранного, нерас-точительного,  здоровье-сберегающего поведения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов  и находить выход из спорных ситуаций

8-

9

Сокровища Земли под охраной человечества

У – с. 48-56

Т – с.16-20

Что такое Всемирное наследие?

Какие объекты Всемирного наследия находятся в России?

Что такое Международная Красная книга?

Изуч.

нового

/

Фронт. опрос

Всемирное природное наследие

Всемирное культурное наследие

Посетить заповедник своего края. Оценивать личную роль в охране природы.

Определять учебную задачу и оценивать степень её достижения;  читать и анализировать текст,

Устанавливать причинно-след-ственные связи, делать выводы, готовить сообщения с помощью взрослых

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая  учебно-познавательные мотивы Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Раздел 2.  ПРИРОДА  РОССИИ  (10часов)

10

Равнины и горы России

Практическая работа: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.

У – с. 58-65

Т – с. 21-22

Что собой представляет поверхность территории России?

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы нашей страны (Восточно-Европейская или Русская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье; Уральские и Кавказские горы, Алтай и Саяны).

Изуч.но

вого

/

тесты

Ильменский заповедник

Находить и показывать на физи-ческой карте  территорию России, её государственную границу, равнины и горы, различать хол-мистые и плоские равнины; на-ходить и показывать на карте изучаемые географические объекты

Определять учебную задачу и оце-нивать степень её достижения; из-влекать информацию из физичес-кой карты России,работая в паре; устанавливать  причинно-следст-венные связи, делать выводы, го-товить сообщения  о географи-ческих объектах, используя допол-нительные источники

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

 Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

11

Моря, озёра и реки России Практическая работа: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.

У – с. 66-70

Т – с. 22-24

Какие водоёмы России являются самыми большими?

Важнейшие моря,  реки и озёра нашей Родины

(океаны – Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический;

 моря - Балтийское, Чёрное; озёра – Каспийское, Байкал,

 Ладожское, Онежское;

реки - Волга, Обь, Енисей,

Лена, Амур).

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Дальневосточ-

ный морской заповедник

Находить и показывать на физи-ческой  карте России изучаемые водоёмы и определять их наз-вания.

Сравнивать и различать разные формы водоёмов; различать мо-ря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического  океанов

Определять учебную задачу и оце-нивать степень её достижения; из-влекать информацию из физичес-кой карты России,работая в паре; устанавливать  причинно-следст-венные связи, делать выводы, го-товить сообщения  о географи-ческих объектах, используя допол-нительные источники

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

12

Природные зоны России

У. с. 71-75

Почему  в России    сущест-вуют разные природные зоны? Почему происходит смена природных зон в нашей стране?

Изуч. нового

Природные зоны

Высотная поясность

Понимать отличия карты природ-ных зон  от физической  карты России, извлекать информацию из карты; работать в парах: вы-двигать и совместно проверять предположения  

Определять учебную задачу и оце-нивать степень её достижения; из-влекать информацию из физичес-кой карты России,работая в паре; устанавливать  причинно-следст-венные связи, делать выводы, го-товить сообщения  о географи-ческих объектах, используя допол-нительные источники

Определять мотивы учебной деятельности. Проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России.

13

Зона арктических пустынь 

Практическая работа: поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон

У – с.76-83

Т – с. 24-27

 Каков растительный и животный мир  каждой природной зоны? Какую хозяйственную деятельность ведёт человек в каждой природной зоне, какие экологические проблемы решает?

  Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики.

 Карта природных зон России.

Особенности природы каждой из зон.

 

Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах.

Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями.

Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России.

Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения.

Практические работы: поиск и показ  изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

.

Изуч.но

вого

/

тесты

Заповедник «Остров Врангеля»

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.

 Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон

Определять учебную задачу и оце-нивать степень её достижения; из-влекать информацию из физичес-кой карты России,работая в паре; устанавливать  причинно-следст-венные связи, делать выводы, го-товить сообщения  о географи-ческих объектах, используя допол-нительные источники

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

 Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

14

Тундра 

Практическая работа: поиск и показ зоны тундры на физической карте и карте природных зон

 

У – с.84-94

Т – с. 27-31

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Таймырский заповедник

Определять учебную задачу и оце-нивать степень её достижения; из-влекать информацию из карты  и схемы;устанавливать  причинно-следственные связи, рассказывать о природной зоне по плану; гото-вить сообщения  о географических объектах, используя дополнитель-ные источники

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

15

Леса России Практическая работа: поиск и показ зоны лесов на физической карте и карте природных зон

У – с.95-102

Т – с.31-34

АО – с. 62-69

ЗС – с.11-217

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

 Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.

                         

Чувство любви к своей стра-не, выражающееся в инте-ресе к её природе. Навыки сотрудничества в разных си-туациях, умение не создавать конфликтов и находить вы-ход из спорных ситуаций

16

Лес и человек

У – с.103-109

Т – с.35-36

ВНП – с. 139-142,

с.129-132, с.91-92

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Определять учебную задачу и оце-нивать степень её достижения; из-влекать информацию из физичес-кой карты России,работая в паре; устанавливать  причинно-следст-венные связи, делать выводы, го-товить сообщения  о географи-ческих объектах, используя допол-нительные источники

 

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

 Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

17

Зона степей. Практическая работа: поиск и показ зоны степей  на физической карте и карте природных зон

У – с.110-117

Т – с.36-39

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Определять учебную задачу и оце-нивать степень её достижения; из-влекать информацию из физичес-кой карты России,работая в паре; устанавливать  причинно-следст-венные связи, делать выводы, го-товить сообщения  о географи-ческих объектах, используя допол-нительные источники

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

18

Пустыни Практическая работа: поиск и показ зон полупустынь и пустынь на физической карте и карте природных зон

У – с.118-125

Т – с.39-41

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Заповедник «Чёрные земли»

Определять учебную задачу и оце-нивать степень её достижения; из-влекать информацию из физичес-кой карты России,работая в паре; устанавливать  причинно-следст-венные связи, делать выводы, го-товить сообщения  о географи-ческих объектах, используя допол-нительные источники

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

19

У Чёрного моря Практическая работа: поиск и показ зоны субтропиков на физической карте и карте природных зон

У – с.126-134

Т – с.41-45

ВНП – с.110 (иглица)

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Черноморское побережье Кавказа

субтропики

 Определять учебную задачу и оце-нивать степень её достижения; из-влекать информацию из физичес-кой карты России,работая в паре; устанавливать  причинно-следст-венные связи, делать выводы, го-товить сообщения  о географи-ческих объектах, используя допол-нительные источники

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

.

Раздел 3.  РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ  БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (12 часов)

20

Наш край

У – с.136-138

Т – с.47

Что можно рассказать о нашем крае, глядя на разные карты  (физическая, политико-административная)?

Наш край на карте России. Карта родного края.

Практическая работа: знакомство с картой края.

Изуч. нового

/

тесты

Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечест-во, Отчизна.

Находить на карте России родной регион.

Определять учебную задачу и оце-нивать степень её достижения; из-влекать информацию из физичес-кой карты Волгоградской области, работая в паре; устанавливать  причинно-следственные связи, делать выводы, рассказывать

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

21

Форма земной поверхности нашего края

У – с.139-144

Т – с.48-49

ВНП – с.149-154

Какие основные формы поверхности в нашем крае?

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности  края в результате деятельности человека.

Охрана поверхности края

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

овраг

балка

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности.

Определять учебную задачу и оце-нивать степень её достижения; из-влекать информацию из карты и дополнительной литературы

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

22

Водные богатст-ва  нашего края

у – с.145-148

Т – с.49-51

АО – с. 70-77

ВНП – с.143-144

Какие водоёмы существуют в нашем крае, какое значение в жизни и деятельности человека они имеют?

Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека.

Изменение водоёмов в результате деятельности человека.Охрана водоёмов нашего края.

Изуч.но

вого

/

тесты

Характеризовать  водоёмы нашего региона; рассказывать о их значении в жизни края; знать источники их загрязнения

Определять учебную задачу и оце-нивать степень её достижения; из-влекать информацию из физичес-кой карты ,работая в паре; устанав-ливать  причинно-следственные связи, делать выводы, извлекать информацию из дополнительной краеведческой литературы

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.

23

Наши подзем-ные богатства Практическая работа:

свойства  полезных ископаемых .

У – с.149-159

Т – с.52

АО – с.5-18

ВНП – с. 155-156

Какие полезные ископаемые есть в недрах нашего края, как человек их использует?

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Практическая работа: рас-сматривание образцов поле-зных ископаемых нашего края, определение  свойств.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

 Иметь представление о важней-ших полезных ископаемых своего региона, их свойствах, добыче, применении; уметь находить места добычи на карте

Определять учебную задачу и оце-нивать степень её достижения; из-влекать информацию из физичес-кой карты России,работая в паре; устанавливать  причинно-следст-венные связи, делать выводы, го-товить сообщения  о географи-ческих объектах, используя допол-нительные источники

Чувство любви к своему краю, выражающееся в ин-тересе к его природе.Эколо-гическая культура: ценност-ное отношение к природно-му миру; готовность следо-вать нормам природоохран-ного поведения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не созда-вать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

24

Земля-кормилица

У – с.160-163

Т – с.5354

ВНП – с.147-148

Какие типы почв в нашем крае? Как человек использует и охраняет почвы в нашем крае?

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

названия почв нашего края

Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их.

Оценивать плодородие почв нашего края.

 Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу-щественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Осу- ществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.Аргумен-тировать свою позицию и коор-динировать её с позициями партнёров.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

25

Жизнь леса Практическая работа: работа с гербарием растений леса.

У – с. 164-169

Т – с.55-58

АО – с. 62-69, с.84-93

ВНП – с.97-98,99-100, 119-120, 113-114

Какие природные сообщества существуют в нашем крае?

Природные сообщества (на примере леса, луга и пресного водоёма).

 Разнообразие растений и животных различных сообществ.

Экологические связи в сообществах.

 Охрана природных сообществ. 

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;

 знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;

знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Изуч.но

вого

/

Словар-ный диктант

Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учеб-ных заданий с использованием раз-личных источников. Устанавли-вать причинно-следственные связи.Оце-нивать правильность выполнения действий.Перерабатывать получен-ную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 

Чувство любви к своему краю, выражающееся в ин-тересе к его природе.Самоо-ценка на основе критериев успешности учебной деятель-ности. Экологическая куль-тура: ценностное отношение к природному миру; готов-ность следовать нормам при-родоохранного поведения

26

Жизнь луга Практическая работа: работа с гербарием растений луга.

У – с.170-177

Т – с.58-63

АО – с. 44-61

ВНП – с. 133-138

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг.

 Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Стро-ить сообщения в устной форме. Адекватно воспринимать пред-ложения и оценку учителей, това-рищей, родителей. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Формулировать свои затруднения, задавать вопросы.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Концентрация воли и стабилизация эмоцио-нального состояния  для преодоления интеллек-туальных затруднений.

27

Жизнь пресного водоёма Практическая работа: работа с гербарием растений пресного водоёма.

У – с.178-186

Т – с.64-68

АО – с. 70-77, с.160-163

ЗС – с. 209-217

ВНП – с.45-48, 53-56

Изуч.но

вого

/

тесты

Характеризовать природное сообщество водоём, взаимо-связи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не-существенных признаков. Строить сообщения в устной форме. Уста-навливать причинно-следствен-

ные связи. Различать способ и ре-зультат действия. Проявлять активность во взаимодействии

 для решения коммуникативно-познавательных задач.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.

28

Экскурсия в при-родные сообще-ства нашего края.

Экскурс.

Устанавливать экологические связи в природных сообществах

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу-щественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Уста-навливать причинно-следственные связи.

Экологическая культура: цен-ностное отношение к приро-дному миру; готовность сле-довать нормам природоохранного поведения.

29

Растениеводство в нашем крае Практическая работа: работа с гербарием полевых  культур.

У – с. 187-194

Т – с.68-70

Какие отрасли растениеводства развиты в нашем крае?

Особенности сельского хо-зяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полевод-ство, овощеводство, плодо-водство, цветоводство).

 Сорта культурных растений. Представление о биологи-ческой защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и про-изводства  экологически чистых продуктов питания.

Практическая работа: знакомство с культурными растениями края.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Ставить и формулировать проб-лемы. Осуществлять анализ объектов с выделением сущест-венных и несущественных приз-наков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

30

Животноводство в нашем крае

У – с.195-203

Т – с.73, 74

АО – с.152-153,160-167

Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Изуч.но

вого

/

тесты

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не-существенных признаков. Строить сообщения в устной форме. Уста-навливать причинно-следственные связи.Соотносить правильность выбора с требованиями конкрет-ной задачи.  Использовать речь  для регуляции своего действия

 Проявлять активность во взаимо-действии для решения коммуни-кативно-познавательных задач.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

 Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

31

Экскурсия в краеведческий музей г. Палла-совка.

Прошлое и настоящее Волгоградской области, памятники истории и культуры родного края; животный и растительный мир нашего края.

Экскур сия

Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного  края,

Владеть основами смыслового восприятия познавательного мате-риала, сообщаемого в устной форме, выделять существенную информацию. Проявлять познава-тельную инициативу. Задавать вопросы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

 Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

32

Обобщающий урок-игра  «Я знаю родной край»

Тетрадь

 «Проверим себя»,  с.38-54

Обобщить и проверить знания по изученному разделу. Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности.

Обобщающий/

тесты

Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о прошлом родного края, обычаях, религиозных и светских праздниках.

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.                    

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осущест-влять обобщение на основе имеющихся знаний. Самостоя-тельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в ис-полнение,  как по ходу его реали-зации, так и в конце действия.

Учитывать разные мнения и инте-ресы и обосновывать собственную позицию.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

33

Презентация проектов.

Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности.

Контр.

проект

Представлять результаты проектной деятельности

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осущест-влять обобщение на основе имеющихся знаний.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

КНИГА 2.  Раздел 4.   СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ  (6 часов)

34

Начало истории человечества

У – с.4-7

Т – с.3-4

На какие эпохи учёные делят историю человечества? Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

первобытные люди

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

 Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени».

Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.

Участвовать в ролевых играх по типу путешествий (например, «Путешествие в Древнюю Москву», «Путешествие по Третьяковской галерее»).

Проводить познавательные игры (например, «Знаете ли вы?», «Что? Где? Когда?»).

Участвовать в групповой работе по поиску информации и подго-товке устного сочинения «Рассказ от первого лица – очевидца событий ХХ века (например, рассказы ветеранов о Великой Отечественной войне).

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по опре-делённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.Принимать и сохранять учебную задачу. Зада-вать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

35

Мир древности: далёкий и близкий

У – с.8-14

Т – с.5-6

Какие государства были во времена Древнего мира?

Древний  мир; древние сооружения – свидетельства прошлого.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Древний мир

иероглифы

пирамиды

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.Учитывать выде-ленные учителем ориентиры действия в новом учебном мате-риале в сотрудничестве с учителем.

 Учиться высказывать своё пред-положение. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Широкая мотивационная основа учебной деятель-ности, включающая соци-альные, учебно-познаватель-ные и внешние мотивы.

36

Средние века: время рыцарей и замков

У – с.15-21

Т – с.7-8

Какая эпоха в истории называется средними веками?

Средние века; о чём рассказывает христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Средние века

христианство

ислам

буддизм

рыцарь

замок

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.Планиро-вать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Формули-ровать собственное мнение и позицию.

Широкая мотивационная основа учебной деятель-ности, включающая соци-альные, учебно-познаватель-ные и внешние мотивы.

37

Новое время: встреча Европы и Америки

У – с.22-27

Т – с.9-10

Какую эпоху историки называют Новым временем?

Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф.

Изуч.но

вого

/

тесты

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Учитывать установленные правила в плани-ровании и контроле способа решения.Формулировать свои затруднения; ставить вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Широкая мотивационная основа учебной деятель-ности, включающая социа-льные, учебно-познаватель-ные и внешние мотивы.

38

Новейшее время: история продолжается сегодня

У - с.28-32

Т – с.11-12

Когда началась история Новейшего времени? Сколь-ко времени(приблизитель-но) она длится?

Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники.

 Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осуществ-лять итоговый и пошаговый конт-роль по результату.Координиро-вать и принимать различные пози-ции во взаимодействии.

Широкая мотивационная основа учебной деятель-ности, включающая социа-льные, учебно-познаватель-ные и внешние мотивы.

39

Обобщение по теме «Страницы всемирной истории».  Игра  «Путешествие на «машине времени». 

Тетрадь

 «Проверим себя»,  с.4-12

Обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме, проверить усвоение учебного материала.

Обобщающий

/

тесты

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Оценивать правильность выполнения дейст-вий на уровне адекватной ретро-спективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.Учитывать и координиро-вать в сотрудничестве позиции других людей, отличные  от соб-ственной. Допускать возможность существования у партнёров раз-личных точек зрения, не совпада-ющих с собственной.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соот-ветствия результатов требо-ваниям конкретной задачи, на понимание оценок учите-лей, товарищей, родителей и других людей.Называть об-раз одного из выдающихся соотечественников как при-мер для подражания. Оцени-вать значимость его жизни и деятельности для себя лично

РАЗДЕЛ 5. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ  (20 часов)

40

Жизнь древних славян

Работа с картой.

У – с.34-39

Т – с.13-14

Каким образом была свя-зана с природой жизнь древних славян?

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, обычаи.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

 Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на соотношение года с веком.

 Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.Самостоя-тельно создавать алгоритм дея-тельности.  Адекватно восприни-мать предложения и оценку учи-телей, товарищей, родителей.

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Широкая мотива-ционная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-позна-вательные и внешние мотивы.

41

Во времена Древней Руси

Работа с картой.

У – с.40-45

Т – с.15-17,

Т – с.55

Как было организовано управление в Древней Руси?

 В чём значение принятия Русью христианства?

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Киев – столица Древней Руси.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

великий князь

бояре

дружина

князь Владимир

Крещение Руси

христианство

988 год

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.  Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Различать способ и результат действия. Учиться выска-зывать своё предположение. Зада-вать вопросы, обращаться за помо-щью.

Широкая мотивационная основа учебной деятель-ности, включающая соци-альные, учебно-познава-тельные и внешние мотивы.

42

Страна городов Работа с картой и схемами

У – с.46-54

Т – с.17-18

Т – с.55

Как были устроены древние города на Руси? Что такое кремль? Когда было первое упоминание в летописи о Москве? 

Русь – страна городов. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

кремль

Великий Новгород

Москва

Юрий Долгорукий

1147 год

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Вносить необходимые  коррективы в дей-ствие после его завершения на основе  его оценки и учёта харак-тера сделанных ошибок, использо-вать предложения и оценки для создания нового, более совершен-ного результата. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Основы гражданской иден-тичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражда-нина России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

У – с.55-58

Т – с.18-19

Т – с.55

Что из себя представляла славянская азбука и кто её создал? Что такое лето-пись?

Византийские монахи Кирилл и Мефодий. Возникновение славянской азбуки. Появле-ние письменности на Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет», монах Нестор. Рукописные книги.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Кирилл

Мефодий

кириллица

IХ век

летописи

монах Нестор

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.Коорди-нировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Основы гражданской иден-тичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражда-нина России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

44

Трудные време-на на Русской земле Работа с картой.

У – с.59-64

Т – с.20-22

Т – с.55

Почему Русь не смогла организовать достойный отпор монголо-татарским полчищам?

Почему шведы начали своё наступление в 1240 году?

Наше Отечество в XIII – XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский.

Изуч.но

вого

/

тесты

дань

хан Батый

Золотая орда

1237 год

Александр Невский

1240 год

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

 Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Ставить и формулировать проблемы. Само-стоятельно оценивать правиль-ность выполнения действия и вно-сить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реа-лизации, так и в конце действия. Формулировать своё мнение и позицию.

 Основы гражданской иден-тичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражда-нина России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Широкая мотивационная основа учебной деятель-ности, включающая социаль-ные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

45

Русь расправляет крылья 

Работа с картой.

У – с.65-69

Т – с.22-24

Т – с.55

Как возрождалась Русь?

Как происходило усиление   Московского княжества?

Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

монастырь

Иван Калита

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Формулировать свои затруднения.  Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций   в сотрудничестве.

Основы гражданской иден-тичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражда-нина России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

46

Куликовская битва

Работа с картой.

У – с.70-74

Т – с.24-26 

Т – с.55

В чём значение победы русского войска на поле Куликовом? 

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Дмитрий Донской

1380 год

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Вносить необходимые дополнения и изме-нения в план и способ действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуа-ции столкновения интересов.

Основы гражданской иден-тичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражда-нина России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

47

Иван Третий

У – с.75-81

Т – с.27-28

Т – с.55

Когда и как Русь окончательно освободилась от ордынской зависимости?

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV веках.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

река Угра

1480 год

Иван Третий

столица Москва

Иван IV

Ставить и формулировать проб-лемы. Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.Вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учёта характера сделанных оши-бок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Основы гражданской иден-тичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражда-нина России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

48

Мастера печатных дел

У – 82-86

Т – с.29-30

Т – с.55

Каково значение начала книгопечатания в России? Какими были первые русские учебники?

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Иван Фёдоров

книгопечатание

первопечатники

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.Проявлять  познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.Задавать вопросы, необходимые для орга-низации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Широкая мотивационная основа учебной деятель-ности, включающая соци-альные, учебно-познава-тельные и внешние мотивы.

49

Патриоты России

У – с.87-93

Т – с.31-32

Т – с.55

 Тетрадь «Проверим себя»,  с.13-28

Какие опасности угрожали России в начале XVII века?

Когда в России начали пра-вить цари из рода Романо-вых?

Наше Отечество в XVI-XVII веках. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы в XVI-XVII веках.

Изуч.но

вого

/

тесты

народное ополчение

Минин и Пожарский

1612 год

Михаил Фёдорович

Романов

1613 год

Сибирь

Ермак

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.Выде-лять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Использовать речь для регуляции своего действия.  Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Основы гражданской иден-тичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражда-нина России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

50

Пётр Великий Работа с картой.

У – с.94-100

Т – с.33-36 

Т – с.55

Какие главные перемены произошли в России при ПетреI Великом? Почему для России был так важен флот? Когда был основан Санкт-Петербург?

Россия в XVIII веке. Пётр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

император

1721 год

Санкт-Петербург

16 мая 1703 года

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Уста-навливать соответствие получен-ного результата поставленной це-ли. Использовать речь для регуля-ции своего действия. Задавать вопросы, необходимые для  ор -ганизации  собственной деятель-ности и сотрудничества с партнё-ром.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

51

Михаил Васильевич Ломоносов

У – с.101-104

Т – с.37-38 

Т – с.55

Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры?

Изуч.но

вого

/

тесты

Московский университет

1755 год

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.Ис-пользовать речь для регуляции для регуляции своего действия. Зада-вать вопросы, необходимые для организации собственной деятель-ности и сотрудничества с партнё-ром.

Основы гражданской иден-тичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражда-нина России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Широкая мотивационная основа учебной деятельнос-ти, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

52

Екатерина Великая

У – с.105-111

Т – с.38-40

Т – с.55

Какие перемены произошли в России во время правления Екатерины Второй? Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей?

Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы:  А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.  Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

А.В. Суворов

Ф.Ф. Ушаков

крепостные

дворяне

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

 Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов  - одежда, макеты памятников архитектуры и др.

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.

 Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

 Учиться высказывать своё пред-положение. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Основы гражданской иден-тичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражда-нина России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

53

Отечественная война 1812 года Работа с картой.

У – с.112-121

Т – с.40-43 

Т – с.55

Почему война 1812 года называется Отечественной?

Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году? Почему русский народ смог победить такого сильного врага?

Россия в XIX – начале ХХ века. Отечественная война 1812 года Бородинское сражение. М.И. Кутузов.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Отечественная война

Бородинская битва

1812 год

Кутузов М.И.

Наполеон

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников . Устанав-ливать соответствие полученного результата поставленной цели.

 Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимо-действии. Задавать вопросы, необ-ходимые для организации соб-ственной деятельности и сотруд-ничества с партнёром.

Основы гражданской иден-тичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражда-нина России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

54

Страницы истории ХIХ века

 Работа с картой.

У – с.122-126

Т – с.43-46 

Т – с.55

Какое значение имело отмена крепостного права? Что вызвало технический прогресс в России во второй половине XIX века?

Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале ХХ века.

Изуч.но

вого

/

тесты

крепостное право

1861 год

Александр II

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Самостоя-тельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в испол-нение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия. Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Осознание себя членом об-щества и государства (само-определение своей россий-ской гражданской идентич-ности в форме осознания «Я» как гражданина России). Широкая мотивационная основа учебной деятель-ности, включающая соци-альные, учебно-познаватель-ные и внешние мотивы.

55

Россия вступает в ХХ век

У – с.127-135

Т – с.47-48 

Т – с.55

Какие важные события, из-менившие судьбу России, произошли в стране в на-чале ХХ века? Что такое гражданская война?

Россия в ХХ веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война.  Образование СССР.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Первая мировая война 1914 год

революция

1917 год

гражданская война

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Учиться высказывать своё предположение. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

56

Страницы истории 20 - 30-х годов Работа с картой.

У – с.136-139

Т – с.49-50 

Т – с.55

Когда образовался Союз Советских социалистических республик (СССР)?

Жизнь страны в 20-30 годы.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

1922

СССР

 Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

 Самостоятельно оценивать пра-вильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реа-лизации, так и в конце действия. Формулировать своё мнение и позицию.

Основы гражданской иден-тичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражда-нина России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

57

Великая война и Великая Победа Работа с картой.

У – с.140-146

Т – с.51-52

Т – с.55

Когда началась и когда закончилась  Великая Отечественная война?

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

1941-1945

Великая Отечественная война

 Владеть основами смыслового восприятия познавательных текс-тов, выделять существенную ин-формацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Самостоятельно оценивать правильность выполнения дейст-вия и вносить необходимые кор-рективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце дей-ствия. Формулировать свои за-труднения. Достаточно точно,  последовательно и полно пере-давать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Основы гражданской идеен-тичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражда-нина России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

58

Страна, открывшая путь в космос

У – с.147-152

Т – с.53-54 

Т – с.55

Какие важные события во второй половине ХХ века изменили судьбу России?

Наша страна в 1945-1991 годах. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в

90-е годы. Распад СССР. Культура России в ХХ веке.

Изуч.но

вого

/

тесты

Владеть основами смыслового восприятия познавательных текст-ов, выделять существенную инфор-мацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).Само-стоятельно оценивать правиль-ность выполнения действия и вно-сить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реа-лизации, так и в конце действия.

Основы гражданской иден-тичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как  гражда-ина России, чувства сопри-частности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Широкая мотивационная основа учебной деятель-ности, включающая социаль-ные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

59

Обобщение по теме «Страницы истории Отечества».

 Игра «Что? Где? Когда?» 

Тетрадь

 «Проверим себя»,  с.29-42

Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу. Воспитывать гордость и уважение к своей Родине -  России.

Обобщающий

/

тесты

П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

Раздел 6.  СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ  (8 часов)

60

Основной закон России и права человека 

Работа с картой современной России.

У – с. 156-159

Т – с.56-58

Т – с.68

Что такое Конституция? О чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека?

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Конституция

П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

61

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

У – с.160-163

Т – с.59-60

Т – с.68

О чём говорится в Конвенции о правах ребёнка?

Конвенция  о правах ребёнка, её главная идея. Права ребёнка.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Конвенция

Подготавливать рассказ о правах ребёнка на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта.

П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 Учиться высказывать своё предположение.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

62

Мы – граждане России

У – с. 164-167

Т – с.60-62

Т – с.68

Что значит быть гражданином? Какие права и обязанности есть у граждан России?

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Президент

Российской

Федерации;

Федеральное собрание (парламент):

Совет Федерации

и

Государственная

Дума; Правительство РФ;

Председатель Правительства РФ

П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и  культур.

63

Славные символы России

У – с.168-174

Т – с.62-64

Т – с.68

Что такое символ? Какие символы у нашего государства? Почему нужно знать и уважать символы своего государства?

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн).

Изуч.но

вого

/

тесты

флаг

герб

гимн

Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов.

Знать текст  Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его.  

Узнавать по этим признакам российский флаг среди флагов других стран.

Подбирать информацию об отдельных фактах истории флагов России

П. Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона.

Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России).

64

Такие разные праздники

У – с. 175-179

Т – с.64-65

Т – с.68

Какое значение для государства  граждан России имеют государственные праздники?

Государственные праздники.

Представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации.

П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Р. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

65

66

67

Путешествие по России

 Работа с картой.

У – с.180-205

Т – с.66-67

Т – с.68

Какие народы проживают на территории России? Какие обычаи и традиции есть у каждого народа? Почему нужно уважать их?

Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской части России, Цент Европейской части России, Юг Европейской части России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Изуч.но

вого

/

Фронт. опрос

Узнавать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р.  Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия

К. Строить  монологическое высказывание.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и  культур.

Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России).

68

Обобщение по теме «Современная Россия».

Игра «Крестики-нолики».

 Тетрадь «Проверим себя»,  с.44-53

Обобщить и систематизировать знания учащихся по изученному разделу.

Обобщаю

щий

/

тесты

Описывать исторические и культурные памятники на основе иллюстративного материала или непосредственного наблюдения, подготавливать рассказ о важнейших изученных событиях из истории Отечества.

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р.  Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 Перерабатывать полученную информацию.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и  культур.

 Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей и других людей.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Обозначения:  У – 4-8  -  страницы в учебнике;    Т – с. 3  -  страницы в «Рабочей тетради»;  Т- 55 -  страница в «Рабочей тетради»;  АО – с.210-220  -  страницы в атласе-определителе;

                                   ВНП – с.139-142  -  страницы в книге «Великан на поляне»;  ЗС – с.209-217  -  страницы в книге «Зелёные страницы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "Окружающему миру", 4класс

Рабочая программа , 4класс, Плешаков...

Рабочая программа по окружающему миру ФГОС (Школа 2100) - 4класс

Рабочая программа по окружающему миру, составлена по новым ФГОС второго поколения...

Рабочая программа по окружающему миру. 4класс. "Школа России"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 4класс. "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 4класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру  Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру в 4классе. УМК "Перспектива"

Рабочая программа окружающий мир, 4 класс. УМК "Перспектива".Планируемые  результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России",4класс

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России",4класс...