Наши помощники - органы чувств
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Простокина Валентина Владимировна

Урок "Наши помощники- органы чувств." предназначен для второго класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_pomoshchniki_-_organy_chuvstv.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Наши помощники - органы чувств.


Цель: Выяснить практическим путем, при помощи каких органов чувств мы познаем окружающий мир.

Задачи урока: формировать у детей

познавательные универсальные учебные действия:  контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем;

регулятивные: вносить дополнения;

коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Методы обучения: наглядные, практические, словесные, игровые.

Оборудование: рисунок человека,  конфеты, фрукты: лимон, яблоко, груша, соленый огурец, ящик с предметами, ароматизированная вода, аудиозапись.

  1. Организационный момент.
  2. Работа по новой теме урока. Исследовательская деятельность.

Учитель: –  Сегодня у меня отличное настроение! А как вы думаете? Почему?

(Дети высказывают свои предположения.)

Учитель: – Не болеет ни один мой помощник, поэтому у меня отличное настроение.
Кто угадает, о каких помощниках я говорю?
( Дети отвечают )

- Посмотрите на это изображение:
 ( Силуэт человечка без лица )
Это очень странный человек. Видите, у него нет лица, нет ушей. Нет глаз и рта. Он считает, что они ему не нужны.
- Как вы думаете, он прав? Нам надо доказать ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать.
А чтобы это сделать нам предстоит изучить организм нашего человека.
Какого помощника мы будем изучать в первую очередь?

1. Вкус
Игра «Угадай на вкус»

Учитель
- Что вы любите есть?
Я буду угощать вас этими продуктами, потому что они вкусные и полезные, а какими, вы должны догадаться сами.
Выбирают детей, которым завязывают глаза. Дети пробуют продукты, чтобы узнать на вкус. ( Это может быть лимон, сахар, фрукты и др )
- Какой помощник помогает нам отличать горькое и сладкого, кислое и солёное, вкусное и невкусное?

Дети
: Рот, язык.

Учитель
- Мы доказали, что язык нам очень нужен. Вернем язык человечку.

(рисуют рот человеку на картинке )


2. Зрение


Учитель
– Отгадайте загадку: “ Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.” (глаза)

Игра " В команде "

Я предлагаю разделиться на 4 команды. Каждая команда получит задание.

1-я  команда :
получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов (белый, красный, желтый, синий).
2-я команда :
Получает конверт с геометрическим материалом (с урока математики), одного цвета, но разной формы и размера.
3-я команда :
коробку с заводными игрушками, мяч, модели машинок.
4-я команда :
книги, журналы, открытки с репродукциями картин.

Задания для команд:

1. Что общего и в чем различие предметов?
2. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.
3. Рассмотрите игрушки по форме, покатайте, поиграйте.
4. Рассмотрите книги, журналы, может быть, успеете почитать.

Дети вместе с учителем формулируют свои мнения:

1. Глаза помогают нам видеть различные цвета.
2. Глазами мы видим цвет, различаем форму и величину предметов.
3. С помощью глаз мы различаем цвета предметов, их форму – мяч шарообразный, а также можем пронаблюдать движение предметов.
4. С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.

Учитель

-Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.

Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко.
Сразу сделалось темно.
Где ребята? Где окно?
Страшно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно.
(Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»)

Мы доказали, что глаза нам очень нужны. Вернем глаза человечку.

( Дети рисуют глаза человеку на картинке )

3. Осязание

Игра " Ящик ощущений
 "

Учитель
- В этом ящике что-то лежит. Как мы можем это узнать, не заглядывая внутрь?

Ученики по очереди пытаются определить предмет руками, ощупывая его. Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара - квадрата, Холодный - горячий, твёрдый - мягкий и т. д.
Учитель
– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего?
Ученики отвечают «при помощи рук».
Учитель
- Значит, кожа тоже наш помощник? Что мы ощущаем с её помощью?
(Ответы детей)
– На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, то есть чувствуют их свойства.
Кожа покрывает все наше тело. Надо ли заботиться об этом помощнике?
(Ответы детей)

Учитель
-Мы доказали, Что кожа очень нужна. Давайте раскрасим нашего человека.
( Ученики раскрашивают человека с картинки )

4. Обоняние

Учитель распыляет в воздухе ароматизированную воду с арбузным запахом.
- Ребята, вы ничего не ощущаете? Что-то изменилось.

Дети: Появился запах.

Учитель

- Как вы узнали, что чем-то запахло? С помощью чего?

Дети: С помощью носа.

Учитель
- А умение человека различать запахи получило название обоняние.

- Нос нам поможет только тогда, когда он чистый, когда в нем не скапливается слизь, грязь. Давайте отдохнем и поиграем :

      
 Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.

Вдох - с улыбкой день встречаем,
Выдох - всё мы замечаем.

Вдох - мы руки развели и плывём как корабли.
Выдох - вместе с капитаном странствуем по разным странам.

Вдох - спешим за облаками, машем крыльями-руками.
Выдох - вот уже летим, Руки в крылья обратим.

Успокоились немножко - Вдох - закончилась дорожка,
Выдох встанем у порожка и опять начнём играть,
День с улыбкою встречать.

Учитель
- Сколько на свете запахов? Сосчитать невозможно! Потому что запах имеют и растения и животные, и продукты питания, и одежда, и , конечно, каждый человек тоже имеет свой запах.
Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает в этом наш помощник - нос.

Мы доказали, что нос очень нужен. Давайте нарисуем нос нашему человеку!
( Ученики рисуют на картинке нос )

5. Слух

Игра " Угадай - ка "
Раздаются звуки: щебет птиц, журчанье ручейка (аудиозапись) .

Учитель
- Ребята, что это? Как вы думаете? Что вы услышали?

Дети: журчит ручеек, водичка льется, птицы поют и т. д.

Учитель
- А как вы услышали? С помощью чего?

Дети: С помощью ушей.

Учитель
- А зачем человеку  слух? Он помогает нам слышать речь друг друга, музыку, разные звуки которыми наполнен наш мир.

- Сколько ушей у человека?

Дети отвечают.

Учитель
- Послушайте, что это звучит? Вам хорошо слышно как звучит колокольчик?
А сейчас закройте уши ладошкой. Как слышно музыку?

Дети
- Лучше слышно, когда уши открыты.
Учитель
- Сейчас проверим как ваши уши слышат.

Игра «Что услышишь- то и выполнишь»

Сделаем разминку
Держим ровно спинку
Голову назад вперед
Вправо влево поворот
Вот высокие какие
Еще выше потянитесь
Вправо, влево повернитесь
А теперь танцует таз
Посмотрите – ка на нас
Этим славным упражнением
Поднимаем настроение
Дальше будем приседать
Дружно сесть и дружно встать
Прыгать нам совсем не лень
Словно мячик целый день.

Учитель
- Мы доказали, что уши очень нужны. Давайте нарисуем уши нашему человеку!
( Ученики рисуют на картинке уши)


III. Закрепление темы урока


Учитель
- Кто же они, наши верные помощники? Как они называются?
– Помните, в начале урока я вам сказала, что у меня отличное настроение. Теперь вы поняли почему?
Я надеюсь, что у вас у всех тоже отличное настроение, что все ваши помощники здоровы.

Игра «Полезно – вредно».

Учитель
- Если это полезно, надо встать, а если вредно – надо сесть.
1. Читать лежа (вредно).
2. Делать гимнастику для глаз (полезно).
3. Смотреть близко телевизор (вредно).
4. Читать при хорошем освещении (полезно).
5. Ковырять в ушах (вредно).
6. Защищать уши от сильного шума (полезно).
7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).
8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).

IV. Итог урока.

- Ребята, какой вывод можно сделать в конце нашего урока?

- Назовите органы чувств человека.

- Может ли человек полно воспринимать окружающий мир и радоваться ему, если у него нарушен какой-нибудь орган?

 V. Рефлексия


Посмотрите на этого человека! Он чувствует теперь то же самое, что и мы. А чувства - это способность человека видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус и ощущать окружающий нас мир. Это возможность узнать, что происходит в мире вокруг нас.
Смотрите, он улыбается! И это хорошо!





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....

Наши помощники-органы чувств

Конспект урока по окружающему миру по теме "Наши помощники-органы чувств", 1 класс, автор учебника Н.Ф. Виноградова...

Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"

Разработка урока  окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....

Презентация к уроку по окружающему миру "Наши помощники - органы чувств"

Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века")...

Наши помощники -органы чувств.

Знакомство учащихся с органами чувств.  Специфика разных органов чувств....

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: "Наши помощники - органы чувств"

Данный урок входит в раздел  «Кто ты такой». При изучении нового материала  применяется методика наглядного обучения, методика практического обучения, методика словесного обучения, игровые м...