Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе ОС "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Окорокова Елена Анатольевна

С требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kal-tem_okr._mir.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ

п/п

Назва-

ние раздела

Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Планируемые результаты

Материально-техническая база

Личностные

Метапредметные

Предметные

Кирилл и Мефодий

Вводный урок. Знакомство с новыми учебниками.

1

сентябрь 1

        Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

        Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

        Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

        В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Регулятивные УУД:

        Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

        Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

        Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

        Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

        В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

        Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

        Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

        Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

        Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

        Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

        Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

        Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

        Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

        Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

        Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

        Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

        Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

        Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных Минобрнауки РФ.

Книгопечатная продукция:

  • УМК для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и др.)
  • Научно – популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения)

  • Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.)

Методические пособия для учителя

Печатные пособия:

  • Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

  • Плакаты по основным темам естествознания – магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т.п.)

  • Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)

  • Географические и исторические настенные карты.
  • Атлас географических и исторических карт.

  • Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др).

Экранно-звуковые пособия

  • Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме)
  • Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Игры и игрушки

  • Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия)
  • Наборы ролевых игр, игрушек и

 конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)

  •  Набор карандашей, красок, альбомов для рисования.
  • Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
  • Термометр медицинский.
  • Лупа.
  • Компас.

  • Часы с синхронизированными стрелками.

  • Микроскоп (по возможности цифровой)

Лабораторное оборудование 

для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п.

   Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными

    Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).

 

 Модель «Торс  человека с внутренними органами».

Модели светофоров, дорожных знаков, средств  транспорта.    

Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом содержания обучения).  

Макеты архитектурных сооружений, исторических  памятников (макет Кремля, славянского поселения) и т.п.

  Натуральные объекты:

  Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плов и семян растений  

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).  

Живые объекты (комнатные растения животные)

ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА

Ученические столы одно- и двуместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

 Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Телевизор с диагональю не менее 72 см (по возможности)

Видеомагнитофон/видеоплеер

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран размером не менее 150Х150 см

Компьютер

Раздел 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Как устроен организм человека. Пр.№1

1

2

Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н).

Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н).

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по  оказанию первой помощи при несчастных случаях (П).

Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено) (Н).

Измерять температуру тела, вес и рост человека (Н).

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).

У.1, №2, 3, 5

Кожа – «пограничник» организма

1

3

У.1

Как человек двигается. Пр.№2.

1

4

У.1 №4, 6, 7, 8-10

Путешествие бутерброда

1

октябрь 1

У.2 №2-5

Как удаляются ненужные вещества.

1

2

Для чего и как мы дышим. Пр.№3

1

3

У.1 №11-13

Волшебная восьмёрка

1

4

У. 2№9-10

Что такое кровь? Пр.№4

1

5

У.2 №№6-10

Почему наш организм работает слаженно. Пр.№5

1

ноябрь 1

У.3 №2,4,5,7,13

Окна в окружающий мир

1

2

У.3 №3,8,9,10

Многогранный мир чувств. Пр.№6

1

3

У.3 №12

Родители и дети

1

декабрь 1

У. 3 №6

У.4 №7,8

Отчего мы иногда болеем. Пр.№7

1

2

У. 3 №13

У4 №2-6, 9-11

Наши предки – древесные жители

1

3

Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением (П).

Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека (П).

На заре человечества. Пр.№8

1

4

Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Как работает организм человека

январь 1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

У.3 №13

У.4 №4,5,13

Контрольная работа № 1 по теме «Как работает организм человека

1

2

Работа над ошибками. Учимся решать жизненные задачи.

3

Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

Рукотворная жизнь

1

февраль 1

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н).

Перечислять основные отрасли сельского хозяйства (Н).

Характеризовать  способы повышения продукции в  растениеводстве и животноводстве (П).

У. 12 №8,9

На службе у человека. Пр.№9

1

2

Покорение силы. Пр.№10

1

3

Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека (П).

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе

1

4

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды (Н).

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды (П).

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе (Н).

У.5 №2-5

Как человек использует свойства воды. Изобретение паровой машины. Пр.№11.

1

Март 1

Как человек использует свойства воздуха.  Пр.№12

1

2

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха (Н).

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха (П).

Характеризовать свойства воздуха (Н).

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

У.5 №6-12

Горные породы и минералы. Пр.№13

1

3

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых (Н).

Исследовать  (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых (П).

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых (Н).

Различать изученные полезные ископаемые (П).

Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности) (Н).

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

У.10 №2-9

Металлы. Пр.№14

1

апрель 1

У. 10 №6,8

Приручение огня.  Пр.№15

1

2

Как нам жить?  Пр.№16

1

3

Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (Н).

Оценивать влияние современного человека на природу (Н).

Оценивать свою личную роль в охране природы (Н).

Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П).

Обсуждать в группах и составлять рассказ  об экскурсии в  краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) (Н).

У. 4 №12

Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Рукотворная природа»

1

4

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Контрольная работа № 2 по теме «Рукотворная природа»

1

Май 1

Работа над ошибками. Обобщение по курсу «Окружающий мир»

1

2

Итоговая контрольная работа по курсу «Окружающий мир»

1

3

Работа над ошибками. Учимся решать жизненные задачи.

1

4

Раздел 3.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР

Кого можно назвать человеком?

1

сентябрь 1

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем (П).

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране (П).

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). (Н) Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П)

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека (П).

Посмотри в своё «зеркало»

1

2

Как понять, что творится у друга на душе?

1

3

Переживания, испытанные временем

1

4

Как узнать человека?

1

октябрь 1

Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир» Проверочная работа.

1

2

Раздел 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ

Что такое общество

1

3

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. (П)

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране (П).

Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу (Н); предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций (П).

Практическая работа

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Демонстрировать  правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П).

Как жить в мире людей

1

4

Моё общество

1

5

Права человека

1

ноябрь 1

У.11 №4-7

Обобщение по теме «Человек в мире людей

2

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Контрольная работа 1 по теме «Человек в мире людей

3

Работа над ошибками. Учимся решать жизненные задачи.

декабрь 1

Раздел 5. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Первобытный мир - первые шаги человечества

1

2

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).

Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П).

У. 12 №2

Древний мир.

1

3

Древний мир -рождение первых цивилизаций

1

4

У. 12 №3, 10

Эпоха Средних веков

1

январь 1

У. 12 №7

Эпоха Средних веков - между древностью и новым временем

1

2

У. 12 №12

Новое время -торжество Европы

1

3

Новейшее время - трудный шаг

1

февраль 1

У. 12 №11

У. 13 №10, 12

Обобщение по теме «Человек и прошлое человечества». Проверочная работа.

1

2

У. 12 №5,6

Работа над ошибками.

3

Раздел 6. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Короли, президенты и граждане

1

4

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).  

Практическая работа

находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). (П)

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П).

У. 11 №2, 4

Расы и народы

1

Март 1

Кто во что верит

1

2

У. 13 №3

Раздел 7.

ЧЕЛОВЕК и ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

 И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Мировое хозяйство

1

3

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия)  (Н). Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения (П).

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества (Н). Принять посильное участие в их охране (П).

Практическая работа

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Демонстрировать  правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П).

Мировое сообщество государств

1

апрель 1

У. 11 №6,7

Что человечество ценит больше всего?

1

2

У. 14 №5-9

2 кл

Как нам жить?

1

3

Контрольная работа 2 по теме «Человечество»

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Человек и единое человечество»

1

4

Итоговая контрольная работа по курсу «Введение в историю»

1

Май 1

Работа над ошибками. Обобщение по курсу «Введение в историю»

1

2

Экскурсия в краеведческий музей

1

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...

календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс Школа 2100

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской программы ВахрушеваА.А. Календарно-тематическое планирование расчитано на 34 часа(1 раз в неделю). Соответствует требованием ФГОС....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру . 1 класс (Школа 2100)

Календарно-тематическое планирование по  окружающему миру 1 класс. ( Школа 2100)  2012-2013 учебный год.  Пояснительная записка.   Данное планирование составлен...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. "Школа 2100"

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. "Школа 2100"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100" авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов с видами деятельности учащихся....

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Школа 2100 ФГОС НОО

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Школа 2100 ФГОС НОО...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. "Школа-2100".

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. "Школа-2100"....