"ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА" Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Боровикова Оксана Викторовна

Конспект урока разработан в соответствии с концепцией УМК "Перспективная начальная школа".  На уроке используется учебник "Окружающий мир" 1 класс (авторы Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, О.Н. Федотова), тетрадь для самостоятельной работы на печатной основе, материал для организации практической работы в группах (гербарий). Приложением к уроку является презентация с элементами интерактивного тренажера. С порядком работы с гиперссылками презентации можно ознакомиться в информативной части конспекта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zelenaya_apteka.docx57.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработан в соответствии с технологией комплекта «Перспективная начальная школа». УРОК № 52

Тема

«Зеленая аптека»

Цель

углубление и расширение знаний обучающихся о лекарственных растениях

Планируемый результат

познакомить учащихся с лекарственными растениями;

рассказать о целебной силе растений;

обучить правилам сбора целебных трав;

воспитывать бережное отношение к зеленым растениям;

продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.

Тип урока

Комбинированный

Основные понятия

Лекарственные растения, части растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

Межпредметные связи

Литературное чтение, математика, изобразительное искусство, технология, русский язык.

Ресурсы:

- основные

Учебник «Окружающий мир» для 1 класса по системе учебников «Перспективная начальная школа».   Авторы учебника Г.В. Трафимова, С. А. Трафимов, О.Н. Федотова.

Тетради для самостоятельной работы на печатной основе.

- дополнительные

Материал для организации работы в малых группах.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в малых группах. Мультимедийная поддержка (презентация) с элементами интерактивного тренажёра.

Условные обозначения для работы с презентацией (гиперссылки)

«Правила сбора лекарственных средств»

«Проверь себя!»

Завершение презентации

В начало презентации

 

Переход на слайд № 4

Комментарии к работе с презентацией.

Слайды № 2 и № 3 – активизация опорных знаний. Слайд № 4 связан гиперссылками со слайдами № 5 – 10. На слайдах № 5 – 10 представлен учебный материал: информация о лекарственных растениях, изучаемых в курсе «Окружающий мир» 1 класс. При нажатии на изображение лекарственного растения открывается слайд с информацией об этом растении. Чтобы вернуться на исходный слайд № 4, нужно нажать значок   .

Слайды 14 – 20 связаны гиперссылками со слайдом № 13 «Проверь себя!» и являются иллюстрациями к правильным ответам обучающего теста.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока                

                

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Предварительная организация класса, психологический настрой учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Займите свои места, проверьте – всё ли готово к уроку.

- Начинаем наш урок.

Занимают свои места, проверяют наличие учебных принадлежностей.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке:

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2.

Опрос учащихся.

Цель - актуализировать знания обучающихся о растениях родного края, в частности лекарственных растениях.

Работа по учебнику. 

Презентация слайды № 2и № 3.

- Откройте учебник на с.

- Рассмотрите иллюстрации.

- О чем пойдет речь на уроке?

 - Какова тема урока?

- Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить?

Вопросы детей записать на доске.

- На некоторые из этих вопросов мы с вами сегодня обязательно ответим.

О растениях.

Зеленая аптека.

Какие растения нужны человеку для лечения? Как растения помогают при заболеваниях? Какие растения могут при различных видах болезней? Могут ли лекарственные растения быть вредными? И др.

3

Изучение нового учебного материала.

Цель –

  1. расширить знания обучающихся о лекарственных растениях родного края;
  2. сформировать понимание важности соблюдения правил сбора и применения лекарственных трав
  3. Цель для учителя - организовать подготовку для проведения работы в малых группах.

Постановка проблемного вопроса

- Назовите изображённые растения.

- Как назвать их одним словом?

- Почему растения называют «лекарственными»?

- А как растения нас «лечат»?

(При затруднении в ответе – записать вопрос на доске)

- Какие из этих растений вы встречали в природе во время прогулки или экскурсии? Какие лекарственные растения растут в нашем крае? 

Презентация слайды № 4 – 10

Беседа по материалам презентации.

В ходе беседы учитель сообщает учащимся любопытные факты о тех лекарственных растениях, рисунки которых даны в учебнике (презентации).

Пастушья сумка получила свое название из-за своих плодов, напоминающих формой заплечную сумку, которую носили с собой пастухи. Отсюда и пошло название растения. Еще в старину знали, что пастушья сумка останавливает кровь и заживляет раны.

Если надломить стебель чистотела, то на месте излома покажется оранжевое «молочко» — ядовитый сок. Но в народе заметили, что сок растения обладает лечебными свойствами (очищает кожу). В г. Самаре есть специальная клиника, где с помощью лекарства, изготовленного из чистотела, помогают людям, которые страдают кожными заболеваниями. Поэтому растение и получило имя чистотел.

У тысячелистника каждый лист, как перышко птицы, собран из многих небольших листиков-пушинок. Таких листиков-пушинок у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Вот и назвали растение тысячелистником. Чай из тысячелистника повышает аппетит, а листья, приложенные к ранам, останавливают кровь и заживляют раны. Об этом знали еще в древние времена. Так воины и лечили себя на поле боя. За это тысячелистник еще называли «солдатской травой».

 А вот у зверобоя название хотя и грозное, но не совсем верное. Зверобой не убивает съевших его животных, а лишь вызывает у них зуд. Но на вредные микробы зверобой воздействует в самом деле губительно. Поэтому из него делают лекарства от самых разных болезней, в том числе и от ожогов. В старину это растение называли «травой от девяноста девяти недугов».

Жаропонижающим свойством обладают цветки липы.

А вот мать-и-мачеху, которая очень долго считалась лечебной травой, в настоящее время врачи использовать не рекомендуют, так как она вызывает у людей тяжелые заболевания.  

Ранку на пальце заживляют тысячелистник, подорожник, крапива, кошачья лапка. При простуде помогают цветки липы и цветки календулы (ноготки). К месту укуса насекомых можно приложить лист подорожника, ломтик огурца, а к месту ушиба или ожога—размятые листики зверобоя.

Подорожник, ромашка, одуванчик.

Лекарственные.

Эти растения помогают человеку справляться с различными заболеваниями.

Возможно, дети не смогут ответить на этот вопрос.

Подорожник, ромашка, одуванчик.

В ходе рассказа учителя, обучающиеся  будут предлагать свою информацию об известных им растениях и их применении на личном опыте или опыте своих родственников.

Цель для учителя – организовать деятельность по формированию   умений   применять   полученные знания о лекарственных растениях в ходе практической работы.

Цель для учителя – обобщить знания об изученных лекарственных растениях.

Организация работы в малых группах. 

- Сейчас наш класс превратится в научно-исследовательскую лабораторию. Нам предстоит сделать очень важные открытия.

- Займите свои места в группах. (Обучающиеся делятся на пять групп).

- Выберите координатора.

- Координаторы подойдите к учителю и получите задания для своих групп. (Каждая группа получает гербарий  и карточку с вопросом (заданием практического характера).

- Координаторы, откройте конверты с заданиями и материалом для исследования.

- Вам необходимо рассмотреть содержимое конвертов, выполнить задания, ответить на вопросы.

- После обсуждения заданий в группах и работы над проблемой, заслушаем представителей каждой группы с выводами, которые вы сделаете.

Каждая группа получает:

1.        Гербарий (3 – 4 лекарственных растений)

2.        Листы с заданиями

  • 1-я и 2-я группы - определить названия растений;
  • 3-я и 4-я группы -  назвать части растений, которые используют в медицине;
  • 5-я группа – рассмотреть гербарий, найти в приложении карточки с рисунками лекарственных растений и приклеить на листе задания над соответствующими названиями.

Подведение итогов практической работы отчет.

3.        Форма отчета: устное сообщение и   выполнение задания на листах.

Практическая деятельность

Занимают свои места в группе, выбирают координатора группы.

Координаторы получают задания.

Дети тщательно изучают растения — их размер, форму листьев, окраску цветков, запах, исследуют (если это возможно без повреждения гербария) их на ощупь.

  1. Определи следующие лекарственные растения – подорожник, одуванчик, ромашка лекарственная, зверобой, валериана, цветы липы.

  1. У различных растений используют разные части растений для медицинских нужд – у подорожника – лист, у липы и ромашки – цветы, у валерианы и одуванчика – корень.

  1. Ученики находят в приложении карточки с рисунками лекарственных растений и приклеивают их на странице над соответствующими названиями.

Цель для учителя – контроль качества усвоения нового материала.

Организация самостоятельной работы. Работа с учебником и тетрадью.

Откройте тетрадь для самостоятельной работы на с. 16 № 22.  Прочитайте задание.

- Сможете выполнить его самостоятельно? Посоветуйтесь со своим соседом.

- Откройте учебник на с. Прочитайте советы, которые дают Маша и Миша.

- Сравните ваши ответы и ответы героев книги.

- Сформулируйте правила сбора и приемы безопасного использования лекарственных растений.

Правила сбора и приемы безопасного использования лекарственных растений. Слайд № 12.

  1. Собирайте лекарственные травы в начале их цветения в солнечную погоду.
  2. Не срывайте все растения, оставляйте часть для размножения.
  3. После сбора трав тщательно вымойте руки с мылом.
  4. Лекарственные травы перед применением тщательно промываются.

Например, молодые побеги тысячелистника несколько раз моют в кипяченой воде, затем растирают в чистой посуде до получения кашицы. Эту кашицу прикладывают к ранке, ссадине, царапине. Лист подорожника моют с мылом, тщательно споласкивают и только после этого прикладывают к месту укуса насекомых, к ранке.

Дети рассматривают рисунки и составляют правила сбора целебных трав. Затем читают советы по сбору лекарственных трав, которые дают Маша и Миша (чтение текста в учебнике), и сравнивают их со своими.

Формулируют правила сбора и использования лекарственных трав:

  • Не собирай лекарственные травы вдоль дорог и в черте города.
  • Не срывай все растения на полянке.
  • Растение в свежем виде перед применением тщательно промой.

Цель для учащихся – снять утомление мышц туловища.

Цель для учителя –

мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе

Динамический момент.

Игра «Не ошибись!»

- Я буду произносить различные слова. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите названия растения и присесть, если это не растение.

(Учитель произносит слова-названия растений и животных в произвольном порядке)

Обучающиеся встают из-за парт, хлопают в ладоши, если слышат названия растений и приседают, если названное слово – не растение.

Работа с презентацией.  Тест на определение изученных лекарственных растений.

Слайды № 13 – 20.

В форме интерактивного теста организуется проверка качества усвоения материала. Возможно организовать эту работу как фронтально, так и индивидуально (при наличии достаточного количества ПК в кабинете).

Цель – осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Рефлексия.

- Вернемся к вопросам, которые вы задали в начале урока.

- На какие вопросы мы смогли ответить?

- Каких вопросов мы на уроке не коснулись?

- Где вы сможете получить ответы на эти вопросы?

-  Кто-то из вас испытывал трудности на уроке? Какие?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Выберите соответствующий «смайлик».

Читают вопросы на доске.

Отмечают вопросы, на которые дали ответ в ходе урока.

Из дополнительной литературы, хрестоматии, на факультативном занятии и др.

Ответы обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 2 класс по программе "Начальная школа 21 век"

Урок окружающего мира 2 класс  на тему: " Четыре царства живой природы "по программе " Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа" УМК Начальная школа XXI века. 3 класс

Тема урока ___ Животные – живые существа (организмы)   Тип урока____ Урок формирования умений и навыков Цель урока:  сформировать понятие « Животное – живое существо»,  расшир...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")

Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Какое бывает настроение?" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка; формирование умения обращать внимание на эмоциональное состояние человека и его изме...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Жизнь насекомых весной" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для ознакомления с насекомыми, формирование умения видеть их многообразие и красоту.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Жизнь земноводных весной" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: создание условий для ознакомления с земноводными, формирование умения видеть их многообразие и понимать значение.Задачи урокаДи...