урок окружающий мир в 4 классе ПНШ по теме "Тундра"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Олейник Елена Петровна
Изучение природных условий, растительности, животного мира природной зоны тундра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khod_uroka_po_teme_tundra.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Природная зона «Тундра»

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.

УУД: 

  1. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.
  2.  Учить выбирать из общего материала самое главное и приводить в систему полученные знания.
  3. Формировать умение пользоваться учебной литературой
  4. Развивать познавательный интерес учащихся.
  5. Развивать мышление, речь, пополнять словарный запас учащихся,
  6. Воспитывать культуру поведения, умение работать в группе.
  7. Воспитывать любовь к своей Родине
  8. Ход урока:

 (На доске висит демонстрационная карта природных зон России.)

 1. Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья!

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок!         

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давать,

И за работу получать

Только лишь оценку пять!

2Проверка домашнего задания.

Графический диктант.

Учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–».

-  1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана (-).

2. Территория Арктики не имеет коренного населения(+).

3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия (+).

4. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха (-).

5. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени (+).

6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля (+).

7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки» (+).

О т в е т ы:  –  +  +  –  ++ +  .

- Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие . В пути мы узнаем много интересного .

3 Актуализация знаний.

Работа по рядам

- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг.

1 ряд : Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)

2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)

3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)

3. Погружение в проблему.         

- Какая это природная зона? Где же она расположена?

(Эту зону мы пока не знаем)

Чтение стихов учащимися

На все стороны путь

Ни лесочка, ни гор.

Необъятная гладь,

Неоглядный простор.

Кроссворд нам надо разгадать!
  1)Короткое название ледяной зоны.
  2)Птица с необычным клювом.
  3)Название острова, на котором расположен заповедник.
  4)Арктика –царство снега и ….
  5)Растение, живущее в толще воды.
  6)Птица, питающаяся рыбой.
- Прочитайте ключевое слово по горизонтали – тундра.

Деление класс на три группы(выбор конвертов «Географы», «Ботаники», «Зоологи»)
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
Чтобы тему урока узнать,

  - Правильно. Сегодня мы отправимся в путешествие по тундре. 
  - В переводе с финского слово «тундра» означает «бесплодная» или «враждебная».
  .
 
  II. Новая тема.
  1) Работа в группах.
  - Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями. Для того, чтобы познакомиться с новой природной зоной, мы разбились по группам. 
  - Скажите, пожалуйста, изучение любой природной зоны по какому плану должно идти? (Ответы детей)
  - Правильно. Посмотрите на доску. Вот наш план работы на сегодня.
План изучения природной зоны
1.Географическое положение, климат.
2.Растительный мир.
3.Животный мир.

  - Для проведения этой работы мы разбились на группы. У вас на столах лежат задания, иллюстрации и дополнительный материал. 
(На карточках задания: 1)климат и расположение зоны тундры;
                                         2) растительный мир тундры;
                                         3) животный мир тундры;
                                         
- Ваша задача: внимательно прочитать задание, найти ответ и распределить обязанности каждого человека в группе. На эту работу вам отводится 5-8минут. О готовности своей группы вы поднимаете зелёный кружок, о возникших трудностях – красный.
Дети работают в группах. Затем от каждой группы к доске выходит по одному человеку, и раскрывают своё задание (читают ответы на вопросы по учебнику). По ходу выступлений заполняется таблица:

Слово предоставляется географам.Где расположилась зона тундры? Покажи зону тундры  на карте.

I группа «Географы»: географическое положение и климат.
Источники информации: учебник с.74 карта природных зон России, стр.60, учебник.
Вопросы карточки «Помогайка»:
1.Южнее какой зоны и вдоль берегов, каких морей протянулась зона тундры?
2.Какая зима в тундре?
3.Какое лето?
4.С чем связаны суровые условия тундры? (близость Северного Ледовитого океана). 
II группа «Ботаники»: растительный мир тундры.
Источники информации: учебник с 75, 78.; иллюстрации растений,
1. Перечислите, какие растения растут в тундре? (Запишите в таблицу) о том, как растения приспособились к суровой жизни (корни, стебли, листья)

2. Назовите растения тундры и расскажите о некоторых из них (карликовая берёзка, голубика, морошка, ягель) см. конверт.


Вопросы учителя:
1.На сколько оттаивает поверхность тундры за лето?
(показ опыта)
2.Почему в тундре много болот и озёр?
3.Какая почва в тундре?
Проводится эксперимент.

Берётся 2 одинаковые непрозрачные ёмкости, наполненные землёй. В одной из ёмкости, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом не известно).

-Скажите, одинаковые ли эти горшочки? (Да)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

-Как вы думаете, что должно произойти, если полить воду? (Земля впитает воду)

Детям предлагается налить одинаковое количество воды в ёмкости.

-Что произошло в первом горшочке? (3емля впитала воду)

-Почему вода осталась во второй ёмкости на поверхности? (Ответы детей)

-Может ей что - то мешает просочиться внутрь? (Раскапывается земля, дети видят стекло)

Рассказ учителя:

В тундре за длинную и холодную зиму, земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять небольшой верхний слой, воде мешает просочиться сильно промёрзшая земля. Поэтому образуются болота. (Таблица 1).

-А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? (Короткие, так как не могут проходить сквозь вечную мерзлоту)

-Предложить детям расположить растения около выстроенной модели.

-Ребята, как вы считаете, кому необходимы растения? (Животным)

 III группа «Зоологи»: животный мир тундры.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ. Используйте учебник стр.  78 -79 и  КАРТИНКИ В УЧЕБНИКЕ НА СТР.76 - 77 Вопросы карточки «Помогайка»

  1. Перечислите птиц, которые обитают в Тундре. (Запишите в таблицу)

Как они приспособились к жизни в суровых условиях?

Какие птицы остаются зимовать?

Чем питаются хищные птицы?

Чем питаются не хищные птицы?

Оперение, окраска.

  1. Перечислите животных, которые обитают в Тундре. (Запишите в таблицу)

Как они приспособились к жизни в суровых условиях?

Кем питаются хищные животные?

Чем питаются травоядные животные?

Мех, окраска.

Задание: найдите животных, обитающих в тундре. Расскажите о некоторых из них ( олень, песец, полярная сова, лемминг)
 
Время на подготовку 10 минут 

Далее учитель предлагает составить 4–5 цепей питания.

1. Растения тундры  белая куропатка  песец.

2. Мох-ягель  северный олень  волк.

3. Растения тундры  лемминг  белая сова.

4. Растения тундры  лемминг  песец.


 Сообщения групп.
  1.Учащиеся читают ответ на вопрос, сопровождая показом на слайде границ зоны тундры.
Домашнее задание.

1 группа. Работа с карточкой «Экологи».

2 группа. Уч. стр.74-75, 78-79, читать и ответить на вопросы.
 Рефлексия.
 10. Рефлексия деятельности.

- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам тундры Познакомились с растительным и животным миром.

- а теперь проверим, как вы усвоили природную зону тундры

А) Отгадать загадки, назвать зону обитания:

1 Бегает среди камней,

Не угонишься за ней!

Ухватил за хвост, но, ах!

Удрала, а хвост в руках! (Ящерица, степь.)

2 Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге. (Лось, лесная зона.)

3 Мха копытами касаясь,

Ходит северный красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Северный олень, тундра.)

11. Выставление оценок.

12. Задание на дом

-Подготовить доклады о растениях и животных тундры

  -Дети, сегодня у нас был необычный урок. Вы все хорошо поработали. И мне очень хочется узнать ваши впечатления от урока.
  - Какие моменты урока вам понравились? (Высказывания детей)
  - С каким настроением вы уходите с урока?
  - Какая группа справилась с заданием очень хорошо? (Ставлю оценки.)
 

Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 96 учебника.

Учитель. Работа нашей экспедиции в тундре закончилась. Спасибо всем.


Приложение. 

Кроссворд

5В

1А

3В

О

Р

Р

4Л

Д

К

2Т

А

Ь

О

6С

Т

У

Н

Д

Р

А

И

П

Г

А

О

Й

К

И

Е

С

К

А

К

Л

Л

А

Я

И

Вопросы к кроссворду:

1. Короткое название ледяной зоны.

2. Птица с необычным красным клювом.

3. Название острова, на котором расположен заповедник.

4. Арктика — царство снега и ....

5. Растения, живущие в толще воды.

6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.

КАРТОЧКА-ПОМОГАЙКА УЧЕНЫХ ГЕОГРАФОВ.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ. Используйте учебник стр. 60 карту и стр. 74 учебника.

  1. Где расположена тундра? (Запишите в таблицу)
  2. Какие времена года выделяют в Тундре?

Какая зима (продолжительность, температура)?                    

Какое лето (продолжительность, температура)?

Бывают ли в Тундре полярные ночи? (Запишите в таблицу)

  КАРТОЧКА-ПОМОГАЙКА УЧЕНЫХ – ЗООЛОГОВ.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ. Используйте учебник стр.  78 -79 и  КАРТИНКИ В УЧЕБНИКЕ НА СТР.76 - 77

  1. Перечислите птиц, которые обитают в Тундре. (Запишите в таблицу)

Как они приспособились к жизни в суровых условиях?

Какие птицы остаются зимовать?

Чем питаются хищные птицы?

Чем питаются не хищные птицы?

Оперение, окраска.

  1. Перечислите животных, которые обитают в Тундре. (Запишите в таблицу)

Как они приспособились к жизни в суровых условиях?

Кем питаются хищные животные?

Чем питаются травоядные животные?

Мех, окраска.

КАРТОЧКА-ПОМОГАЙКА УЧЕНЫХ – ЭКОЛОГОВ (1 группа) Д/з.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ. Используйте учебник стр.  80 -83 и  КАРТИНКИ

  1. Перечисли основные занятия населения Тундры. (Запишите в таблицу ТПО стр. 23)
  2. Перечислите  экологические проблемы Тундры:

от вездеходов и тракторов, от добычи нефти, от неправильных действий пастухов, от браконьеров.

  1. Как защищают редких животных и птиц.
  2. Перечислите тех, кто занесен в Красную книгу России.

КАРТОЧКА-ПОМОГАЙКА УЧЕНЫХ – БОТАНИКОВ

  ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ. Используйте учебник стр. 75,78 , КАРТИНКУ В  УЧЕБНИКЕ НА СТР.76-77.

  1. Перечислите, какие растения растут в Тундре? (Запишите в таблицу) о том, как растения приспособились к суровой жизни (корни, стебли, листья)?
  2. Покажите нам растения из конверта, назовите их, и сделайте

короткий вывод

(используй подсказку – текст в учебнике).

  1. Тундра протянулась с ……………..

на ………………………… почти по всему

побережью (северных, южных) морей.

 Эта зона находится (южнее, севернее) 

арктических пустынь.

  1. В тундре выделяют __времени года

………..и…………

Зима ……………и ………………….

Морозы (…….оС) длятся около … месяцев.

Лето в тундре …………и …………….

Солнце греет ……….. Температура воздуха

Поднимается выше (…….оС)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных

Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...