Паспорт урока. Окружающий мир.1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также восхищение ее красотой, гармонией, совершенством, сохранение и приумножение ее богатства

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ УРОКА.  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 1 КЛАСС.

                             

Учитель

Полозова Ирина Валентиновна

ГБОУ гимназия №1 г. Новокуйбышевска

Тема урока

Осень: природа готовится к зиме.

Учебник

А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан. Окружающий мир.1 класс. Часть 1. «Я и мир вокруг»

Цель урока

– повторить признаки осени;

– учить давать характеристику времени года;

– учить устанавливать связь жизнедеятельности растений и животных осенью.

Планируемые ОР

Ученики по окончанию изучения темы:

Предметные: умеют: различать времена года по признакам, характеризовать времена года, устанавливать связь особенностей жизнедеятельности растений и животных и времена года, проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».

знают: определение понятий: времена года и условия их применения в практической деятельности.

Личностные УУД: проявляют интерес к изучаемому материалу, развивают  устную речь; учатся  уважительно относиться  к природе и  осознают  целостность окружающего мира.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника; формировать  умение учиться определять цель деятельности на уроке.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными целями; оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

проявлять интерес к изучаемому материалу; развивать устную речь

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника;

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»

Коммуникативные: определять цели по достижению усвоения материала; оформлять свою мысль в устной речи;

Познавательные: характеризовать времена года; устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений,  животных и времен года;

1-я линия развития - уметь объяснить мир:

- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

- называть основные особенности каждого времени года.

2- я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:

Оценивать правильность поведения людей в природе.

Мировоззренческая идея

- знания не даются в готовом виде, а добываются и открываются;

- обучение на высоком уровне сложности;

- обучение поисково-исследовательским процедурам;

- логика обучения от общего к частному;

- осознание способов умственных действий

- стимулирование особой формы активности, направленной на изменение себя как субъекта учения

Программное содержание

Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также восхищение ее красотой, гармонией, совершенством, сохранение и приумножение ее богатства.

План изучения нового материала

1. Актуализация субъективного опыта.

2. Применение новых знаний. Работа в командах. Отгадывание загадок.

3. Физкультминутка.

4. Практическая работа. Работа над стихотворением

5. Первичное закрепление нового материала. Работа с использованием разрезных карточек.

6. Инсценированное выступление учащихся.

7. Творческая работа. Рисунки-отгадки для кроссворда.              

Основные понятия

Хвоя (листья другой формы); оседлые (остаются с нами зимовать) и перелетные птицы (улетают на юг, в теплые края)

Тип урока

Комбинированный

Формы обучения

Групповая

Технология

Технология проблемно-развивающего обучения

Мизансцена урока

Команды формируются по цвету. Дети пересаживаются по своим группам.

Оборудование урока

Иллюстрация с изображением разных месяцев осени, осенние листья у учителя и учеников, картинки с изображением птиц, кроссворд. Компьютер, интерактивная доска, проектор.

Домашнее задание

Приготовить рассказ  и рисунок о том, как готовятся к зиме медведь, лиса, заяц, гусь, белка (используя энциклопедию «Что такое? Кто такой? и  т. п.)

                                                                         

                                                                                                                   

                                                                                                        ХОД УРОКА

Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин) Мотивация к учебной деятельности

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы, иллюстрации;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Рисунки: солнце, цветок, облако, ель, туча, куст, дождь, лиса, снег, ежик, девочка, мальчик, муравей, паук, камень, стрекоза, сосулька, щука, дятел.

Слова: ветер, иней, песок, воздух)

- Сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы или слова неживой природы; а теперь сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы живой природы.

 

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельность их сформулировать.

Раскладывают карточки по группам: живая и неживая природа.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 мин.) Актуализация знаний

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Личностные УУД:

1)        формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Организует беседу по вопросам:

- Какие времена года вы знаете? (Предъявляются карточки с названиями времен года)

ОСЕНЬ

ЗИМА

ВЕСНА

ЛЕТО

 

- Расположите их по порядку, начиная с времени года, когда начинаются занятия в школе.

- Какое время года сейчас?

- Как вы это узнали?

- Назовите основные признаки осени

(На доске выставляются картинки, символы и карточки со словами по мере их называния.)

 

 Аргументированно отвечают на вопросы учителя. Высказывают собственную точку зрения, приводят доказательства.

Осень, зима, весна, лето.

 

 

Осень, зима, весна, лето.

 

Осень.

Похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлет птиц, окраска листьев.

 

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин.) Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Знакомит с текстом учебника. Определяем проблему урока, с помощью беседы создает

условия для формулировки проблемы урока:

– Ребята, на предыдущих уроках мы говорили о приметах осени и уже много что про неё знаем. Поэтому сегодня можем провести урок-викторину по теме «Осень».

– А что такое «викторина»?

– Как её проводят?

– Как в ней участвуют?

– Работать будем в командах. Что необходимо сделать, чтобы разделиться на команды?

Дети предлагают свои варианты. Вместе принимаем решение. Например, на уроке риторики для этого предлагалось использовать считалочки. Могут предложить работать в группах друзей.

Возможен вариант учителя:

 – Я вам подскажу. Вот разноцветные листья.

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

 – Подойдите и выберите любой лист.

Листьев по количеству учащихся в классе, поровну зелёных, красных и жёлтых. Команды формируются по цвету. Дети пересаживаются по своим группам.

Задание 1.

– Я вам загадаю загадки. Попробуйте отгадать их.

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень.)

– Что это? Выберите иллюстрацию, на которой изображена осень.

На доске – картинки.

         

       

Учитель сам определяет очерёдность выступления команд.

–  По каким признакам вы выбрали эти картинки?

Задание 2.

– Попробуйте отгадать, о каком месяце осени идёт речь.

Опустел наш школьный сад, паутинки вдаль летят,

И на южный край земли потянулись журавли.

Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)

– Как вы думаете, какая картинка подходит к этому месяцу?

Всё мрачней лицо природы – почернели огороды.

Оголяются леса, молкнут птичьи голоса.

Медведь в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)

– Как вы думаете, какая картинка подходит к этому месяцу?

Поле чёрно-белым стало. Падает то дождь, то снег,

И сильней похолодало, льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.)

– Найдите картинку ноября.

ПРОВОДИТ ФИЗМИНУТКУ.                                                      

Задание 3.

– Я вам прочитаю стихотворение, а вы попробуйте найти в стихотворении признаки осени.

Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый про запас грибы в дупло.

Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари...

Зимовать к нам прилетели северяне-снегири.

Задание 4.  

– На юг улетают не только утки, но и другие птицы. Почему птицы улетают на юг?

На доске у учителя – картинки с изображениями птиц.

– Найдите осёдлых птиц.

        

         

– Покажите перелётных птиц.

Задание 5.

– Посмотрите на картинку в учебнике на с. 52 .(Работа с использованием разрезных карточек.) Какие приметы осени в деревне показаны на маленьких картинках? Подберите подходящие к ним разрезные карточки.

– Что может быть в мешках?

– Отгадайте загадки про овощи.

Задание 6.

– Я буду загадывать загадки, а один человек от команды выйдет к доске и будет показывать, о каком овоще идёт речь.

Перед учителем – муляжи овощей.

Пришёл барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет.

(Лук.)

 

Над землёй трава, под землёй – бордовая голова. (Свёкла.)

 

Кругла, а не луна, бела, а не бумага, с хвостиком, а не мышь. (Репа.)

Шёл долговяз, во сырой земле увяз. (Морковь.)

Неказиста, шишковатая,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчатая, вкусна!» (Картошка.)

 

Маленький и горький, луку брат. (Чеснок.)

 

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры.)

 Задание 7.

– Перед вами кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вы нарисуйте отгадки в кроссворд.

У каждой команды на столе кроссворд.

1.

2.

3.

4.

5.

1. Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

(Дождь.)

2. Листья жёлтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковёр, ложатся!

Что за жёлтый снегопад?

Это просто ...

(Листопад.)

3. Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают.

Петь не могут, веселиться.

Кто собрался в стайки?

(Птицы.)

4. Рыжий Егорка

Упал на озёрко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист.)

5. Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поёт да свищет.

(Ветер.)

– Молодцы, вы очень хорошо поработали.

– Какие признаки осени вы ещё узнали? 4

– Как вам работалось во время викторины?

– Какие чувства испытывали?

– Как вам больше нравится работать, в группе или индивидуально?

– Почему?

– С каким настроением вы уходите с урока?

– Какие задания вам удалось выполнить легко?

– При выполнении, каких заданий испытывали затруднения?

– Отметьте своё настроение в дневнике.

Слушают текст, отвечают на вопросы, формулируют проблему урока, сравнивают свои выводы с предложенным вариантом авторов учебника.

Выполняют физические упражнения.

Знакомятся с информацией презентации, проводят обсуждение.

На основе полученной информации делают выводы по проблеме урока и сравнивают их с выводом автора.

  1. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7-10 мин.) Первичное осмысление и закрепление

Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради, проводит индивидуальный контроль.

Откройте учебники на странице 51. Выполним задания этой страницы.

1) рассмотрите рисунки и расскажите, как разные животные осенью готовятся к суровой зиме.

2) составьте текст о том, как животные готовятся к зиме, вставляя в текст подходящие слова из рамки.

 

Учащиеся самостоятельно выполняют задания в учебнике на странице 51.

 

 

Учащиеся самостоятельно выполняют задание №4 в рабочей тетради.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.) Итоги урока. Рефлексия

– Какие признаки осени вы ещё узнали?

– Как вам работалось во время викторины?

– Какие чувства испытывали?

– Как вам больше нравится работать, в группе или индивидуально?

– Почему?

С каким настроением вы уходите с урока?

– Какие задания вам удалось выполнить легко?

– При выполнении, каких заданий испытывали затруднения?

– Отметьте своё настроение в дневнике.

 Откройте учебник на странице 49.  Прочитайте текст.

- Вспомните, что важного узнали сегодня на уроке.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Учащиеся повторяют основные признаки осени,  и рассказывают  о роли похолодания.

                                                                                                       

 ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Рисунки: солнце, цветок, облако, ель, туча, куст, дождь, лиса, снег, ежик, девочка, мальчик, муравей, паук, камень, стрекоза, сосулька, щука, дятел.

Слова: ветер, иней, песок, воздух)

- Сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы или слова неживой природы; а теперь сядут те дети, у кого на карточках изображены предметы живой природы.

 

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельность их сформулировать.

Раскладывают карточки по группам: живая и неживая природа.

Организует беседу по вопросам:

- Какие времена года вы знаете? (Предъявляются карточки с названиями времен года)

ОСЕНЬ

ЗИМА

ВЕСНА

ЛЕТО

 

- Расположите их по порядку, начиная с времени года, когда начинаются занятия в школе.

- Какое время года сейчас?

- Как вы это узнали?

- Назовите основные признаки осени

(На доске выставляются картинки, символы и карточки со словами по мере их называния.)

 

 Аргументированно отвечают на вопросы учителя. Высказывают собственную точку зрения, приводят доказательства.

Осень, зима, весна, лето.

 

 

Осень, зима, весна, лето.

 

Осень.

Похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлет птиц, окраска листьев.

 

Знакомит с текстом учебника. Определяем проблему урока, с помощью беседы создает

условия для формулировки проблемы урока:

– Ребята, на предыдущих уроках мы говорили о приметах осени и уже много что про неё знаем. Поэтому сегодня можем провести урок-викторину по теме «Осень».

– А что такое «викторина»?

– Как её проводят?

– Как в ней участвуют?

– Работать будем в командах. Что необходимо сделать, чтобы разделиться на команды?

Дети предлагают свои варианты. Вместе принимаем решение. Например, на уроке риторики для этого предлагалось использовать считалочки. Могут предложить работать в группах друзей.

Возможен вариант учителя:

 – Я вам подскажу. Вот разноцветные листья.

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

 – Подойдите и выберите любой лист.

Листьев по количеству учащихся в классе, поровну зелёных, красных и жёлтых. Команды формируются по цвету. Дети пересаживаются по своим группам.

Задание 1.

– Я вам загадаю загадки. Попробуйте отгадать их.

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень.)

– Что это? Выберите иллюстрацию, на которой изображена осень.

На доске – картинки.

         

       

Учитель сам определяет очерёдность выступления команд.

–  По каким признакам вы выбрали эти картинки?

Задание 2.

– Попробуйте отгадать, о каком месяце осени идёт речь.

Опустел наш школьный сад, паутинки вдаль летят,

И на южный край земли потянулись журавли.

Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)

– Как вы думаете, какая картинка подходит к этому месяцу?

Всё мрачней лицо природы – почернели огороды.

Оголяются леса, молкнут птичьи голоса.

Медведь в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь.)

– Как вы думаете, какая картинка подходит к этому месяцу?

Поле чёрно-белым стало. Падает то дождь, то снег,

И сильней похолодало, льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.)

– Найдите картинку ноября.

ПРОВОДИТ ФИЗМИНУТКУ.                                                      

Задание 3.

– Я вам прочитаю стихотворение, а вы попробуйте найти в стихотворении признаки осени.

Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый про запас грибы в дупло.

Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари...

Зимовать к нам прилетели северяне-снегири.

Задание 4.  

– На юг улетают не только утки, но и другие птицы. Почему птицы улетают на юг?

На доске у учителя – картинки с изображениями птиц.

– Найдите осёдлых птиц.

        

         

– Покажите перелётных птиц.

Задание 5.

– Посмотрите на картинку в учебнике на с. 52 .(Работа с использованием разрезных карточек.) Какие приметы осени в деревне показаны на маленьких картинках? Подберите подходящие к ним разрезные карточки.

– Что может быть в мешках?

– Отгадайте загадки про овощи.

Задание 6.

– Я буду загадывать загадки, а один человек от команды выйдет к доске и будет показывать, о каком овоще идёт речь.

Перед учителем – муляжи овощей.

Пришёл барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет.

(Лук.)

 

Над землёй трава, под землёй – бордовая голова. (Свёкла.)

 

Кругла, а не луна, бела, а не бумага, с хвостиком, а не мышь. (Репа.)

Шёл долговяз, во сырой земле увяз. (Морковь.)

Неказиста, шишковатая,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчатая, вкусна!» (Картошка.)

 

Маленький и горький, луку брат. (Чеснок.)

 

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры.)

 Задание 7.

– Перед вами кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вы нарисуйте отгадки в кроссворд.

У каждой команды на столе кроссворд.

1.

2.

3.

4.

5.

1. Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

(Дождь.)

2. Листья жёлтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковёр, ложатся!

Что за жёлтый снегопад?

Это просто ...

(Листопад.)

3. Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают.

Петь не могут, веселиться.

Кто собрался в стайки?

(Птицы.)

4. Рыжий Егорка

Упал на озёрко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист.)

5. Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поёт да свищет.

(Ветер.)

– Молодцы, вы очень хорошо поработали.

– Какие признаки осени вы ещё узнали? 4

– Как вам работалось во время викторины?

– Какие чувства испытывали?

– Как вам больше нравится работать, в группе или индивидуально?

– Почему?

– С каким настроением вы уходите с урока?

– Какие задания вам удалось выполнить легко?

– При выполнении, каких заданий испытывали затруднения?

– Отметьте своё настроение в дневнике.

Слушают текст, отвечают на вопросы, формулируют проблему урока, сравнивают свои выводы с предложенным вариантом авторов учебника.

Выполняют физические упражнения.

Знакомятся с информацией презентации, проводят обсуждение.

На основе полученной информации делают выводы по проблеме урока и сравнивают их с выводом автора.

Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради, проводит индивидуальный контроль.

Откройте учебники на странице 51. Выполним задания этой страницы.

1) рассмотрите рисунки и расскажите, как разные животные осенью готовятся к суровой зиме.

2) составьте текст о том, как животные готовятся к зиме, вставляя в текст подходящие слова из рамки.

 

Учащиеся самостоятельно выполняют задания в учебнике на странице 51.

 

 

Учащиеся самостоятельно выполняют задание №4 в рабочей тетради.

– Какие признаки осени вы ещё узнали?

– Как вам работалось во время викторины?

– Какие чувства испытывали?

– Как вам больше нравится работать, в группе или индивидуально?

– Почему?

С каким настроением вы уходите с урока?

– Какие задания вам удалось выполнить легко?

– При выполнении, каких заданий испытывали затруднения?

– Отметьте своё настроение в дневнике.

 Откройте учебник на странице 49.  Прочитайте текст.

- Вспомните, что важного узнали сегодня на уроке.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Учащиеся повторяют основные признаки осени,  и рассказывают  о роли похолодания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Паспорт урока. Окружающий мир.1 класс

Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также восхищение ее красотой, гармонией, совершенством, сохранение и приумножение ее бога...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...

Паспорт урока математики в 1 классе "Решение задач .Задачи на разностное сравнение"

Паспорт урока математики в 1 классе "Решение задач .Задачи на разностное сравнение". УМК Школа России....