Урок по окружающему миру "По морским просторам"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Баранова Нина Владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_morskim_prostoram_44.docx26.36 КБ
Office presentation icon morya.ppt1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе.

Учитель 4 класса: Баранова Нина Владимировна МОУ «Мамоновская ООШ»

 Тема: «По морским просторам»

Цель: сформировать представление о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; развивать умение работать с картой, с дополнительной литературой.

Планируемые результаты:

- учащиеся научатся называть моря России, характеризовать их, различать моря и озера, соотносить моря с океанами, показывать моря на карте, прослеживать на карте связь морей с океанами, их географическое положение, климат, размеры и т.д., на примере Белого и Черного морей, формулировать тему и задачи урока.

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Методы обучения: элементы игровой технологии, проблемный, исследовательский, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: физическая  карта России,  атлас, аудиозапись песни «Ты слышишь, море» (сл. М.С. Пляцковского, муз. А.С Зацепина), презентация «Моря России», проектор, экран, колонки, распечатанные таблицы, карточки для проверки знаний, силуэт корабля.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  (Слайд 2)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

  1. Актуализация знаний. Проверка д/з.
  1. Графический диктант.  (На закрытой части доски работает один ученик)

– если вы согласны с утверждением, ставьте знак +, если не согласны –

  1. Во всех озерах вода пресная?(-)
  2. Каспийское море – это озеро? (+)
  3. Самое большое озеро России – Ладожское. (-)
  4. Озеро Селигер находится в азиатской части России. (-)
  5. Музей-заповедник Кижи находится на Байкале.(-)
  6. Ладожское и Онежское озера соединяются рекой Свирь. (+)
  7. В годы ВОВ Ладожское озеро называли Дорогой жизни. (+)
  8. Телецкое озеро расположено в горах Алтая.(+)
  9. Озеро Байкал внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.(+)
  10. Самое глубокое озеро мира – Селигер.(-)

Проверка  (Слайд 3)

  1. Индивидуальный опрос. Работа по учебнику.
  1. С.69 ответы на вопросы рубрики «Проверь себя»
  2. Задание в РТ №4 с.39

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Отгадайте загадку.

Шириной широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьется.

Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона.   (Море)

- Какой природный объект, упомянут в загадке?

- Сформулируйте тему урока.      (По морским просторам)

- Как вы думаете, чем море и озеро похожи и чем отличаются?

- Какие моря вы знаете, на каких бывали?

- Какое впечатление оказало на вас море?

- Чем море привлекает людей?  (Море даёт человеку продукты питания. По морям можно перевозить людей и грузы. На морях отдыхают,   лечатся)

- Какие профессии связаны с морем?

- Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним» с. 70

- Сформулируйте тему и задачи урока.

4. Работа по теме урока.

Проблема:

Сколько морей омывают территорию России?   (Ответы детей)

- Почему возникло затруднение?     (Мы пока этого не знаем.)

1) Сегодня наш экскурсовод - карта России – приглашает в путешествие по морским просторам.

- Отгадайте, какой вид транспорта мы выберем для путешествия.

Ходит город великан

На работу в океан. (Корабль)

- Транспорт выбран. Путь начнем с города-порта Владивосток. (Учитель показывает город на карте.  Слайд 6)

- Посмотрите на карту. По каким морям пройдет наш маршрут? (Японское море, Охотское море, Берингово море, Восточно - Сибирское море, море Лаптевых, Карское море, Белое море, Баренцево море, Балтийское море, Черное море, Азовское море)

(Ученики называют моря, а учитель закрепляет силуэт корабля на названном природном объекте)

- Сколько морей омывает берега России?(12)

- Каспийское море – это озеро. Но оно по размеру даже больше некоторых морей. Как же отличить море от озера?  (Ответы детей.)

- Проверим, прочитав второй  абзац из учебника на с. 70.

-  Как вы поняли, чем море отличается от озера? (море соединено с океаном, является его частью)

- Нам предстоит выяснить к какому океану относится каждое из морей России.

- Обратимся к карте полушарий. Вспомните и покажите на карте, какие океаны омывают нашу страну.

- На Востоке? (Тихий океан)

- Севере?  (Северный Ледовитый океан)

- На западе?  ( Атлантический океан)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Какие моря относятся к Тихому океану? (Охотское, Японское, Берингово)

- Перечислите моря Северного Ледовитого океана (Чукотское море, Восточно -  Сибирское море, море Лаптевых, Карское море, Белое море, Баренцево море)

- Какие моря относятся к  Атлантическому океану? ( Балтийское море, Черное море, Азовское море)

- Эти моря Атлантического  Океана глубоко вдаются в сушу. Проследим по карте мира, как они связаны с океаном.

2) Презентация.

На слайдах:

- моря Северного Ледовитого океана покрытые льдом

- моря Тихого океана – ветры и туманы

- моря Атлантического океана – пляжи

- Чем отличаются моря Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океана?

- Что вы можете сказать о воде в морях? (соленая)

6. Физминутка.

Игра «Море волнуется»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура замри!

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Посмотрев слайды презентации, вы поняли, что моря отличаются друг от друга своим географическим положением, климатом, животным и растительным миром на побережьях, хозяйственным значением.

- Проследите эти различия на примере Белого и Черного морей с помощью статьи  на с. 72-73.

- Заполните таблицу и подготовьте по ней рассказ.

Вопрос

Белое море

Черное море

Почему так названо (версии)

К какому океану относится?

Какая глубина и размер?

В какой части (на севере или юге) находится?

Какой климат (температура, ветры)?

Как используется человеком?

(После выполнения задания проводится коллективная проверка.)

            8. Включение в систему знаний и повторение.

           1) Работа  по рубрике «Обсудим», «Подумаем!»  на с. 73.

  1. Выполнение заданий в РТ с.40 №1 с коллективной проверкой.

7. Рефлексия.

Проверочная работа по карточкам

- Соедините море и океан, к которому оно относится.

Море

Океан

  1. Японское

А. Северный Ледовитый

Б. Тихий

В. Атлантический

  1. Балтийское

  1. Лаптевых

  1. Азовское

  1. Чукотское

  1. Берингово

  1. Карское

  1. Баренцево

  1. Восточно - Сибирское

  1. Черное

  1. Охотское

Ответ: А - 3,5, 7, 8, 9   Б – 1,6,11        В – 2,4,10

9. Подведение итогов урока.

- Чем интересно было путешествие по морям России?

- Что общего у всех морей?

- Чем они отличаются от озер?

- какие природные объекты запомнились больше всего? Почему?

- Как мы можем помочь в сохранении экологии?

10. Домашнее задание.

  1. Учебник: с.70-73, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 73;
  2. Рабочая тетрадь: задания №2-4, с. 40-41

Заполните таблицу и подготовьте по ней рассказ.

Вопрос

Белое море

Черное море

Почему так названо (версии)

К какому океану относится?

Какая глубина и размер?

В какой части (на севере или юге) находится?

Какой климат (температура, ветры)?

Как используется человеком?

Проверочная работа по карточкам

- Соедините море и океан, к которому оно относится.

Море

Океан

  1. Японское

А. Северный Ледовитый

Б. Тихий

В. Атлантический

  1. Балтийское

  1. Лаптевых

  1. Азовское

  1. Чукотское

  1. Берингово

  1. Карское

  1. Баренцево

  1. Восточно - Сибирское

  1. Черное

  1. Охотское


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по окружающему миру по темам "Озёра-краса Земли" и "По морским просторам" умк "Перспектива"

Данная проверочная работа может быть включена в урок в качестве провеки домашнего задания как на втором роке, так и по отдельости к какждой теме....

Программа «Перспектива», авторы учебника А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая . Урок по окружающему миру. Тема урока: «По морским просторам» 4 класс (базовый уровень);Автор: Виволанец Людмила Александровна,учитель начальных классов, ГБОУ школы №412

Урок "По морским просторам" представлен в форме технологической карты, с заданиями для команд, экспертов, проведен с использованием интерактивной доски, содержит слайды , используемые на дос...

Конспект урока по окружающему миру "По морским просторам"

Урок окружающего мира в 4 классе.Тема: «По морским просторам»Цель: сформировать представление о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; развивать умение работать с кар...

Технологическая карта урока по окружающему миру «По морским просторам» (УМК Перспектива, 4 класс)

Тема урока: «По морским просторам»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; разви...

Технологическая карта урока по окружающему миру «По морским просторам», 4 класс ( УМК «Перспектива»)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; развитие умение работать с картой, с дополнит...

Технологическая карта урока окружающего мира «По морским просторам» (УМК «Перспектива», 4 класс).

Цель урока: создание условий по формированию представлений о морях России.Задачи урокаДидактические:1. Дать представление о морях России посредством работы с видеофрагментом;2. Познакомить с различием...

Технологическая карта урока окружающего мира «По морским просторам», 4 класс «Перспектива»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о морях России, знакомство с их названиями, местонахождением.Задачи урокаПланируемые результатыДидак...