Программа «Перспектива», авторы учебника А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая . Урок по окружающему миру. Тема урока: «По морским просторам» 4 класс (базовый уровень);Автор: Виволанец Людмила Александровна,учитель начальных классов, ГБОУ школы №412
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок "По морским просторам" представлен в форме технологической карты, с заданиями для команд, экспертов, проведен с использованием интерактивной доски, содержит слайды , используемые на доске, на уроке применяется взаимоконтроль, взаимооценка, самоконтроль и самооценка,используется кодификатор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 группа

1 задание

1.Узнайте, какие моря относятся к Атлантическому океану.

(прочитайте статью в учебнике с.70-73)

2.Научитесь  показывать эти моря на карте и глобусе.

3.Какие умения вам понадобятся для этого, отметьте на кодификаторе.

4. Покажите на карте и доске, какие моря относятся к Атлантическому океану?

2 задание

1.Отметьте на контурной карте моря Атлантического океана.

2.Какие умения вам понадобятся для этого, отметьте на кодификаторе.

3 задание

Распределитесь на пары, выполните любое из этих заданий в парах

Какие умения вы проверите, выполняя это задание? Отметьте на кодификаторе.

1.Посоветуйте, кому следует отправиться на Черное море(можете взять подсказку у эксперта)

2.Расскажите о морском дне (подсказка в энциклопедии)

3.Узнайте, почему море назвали Черным?

4 задание.

1.Расскажите о Семене Ивановиче Дежневе.


2 группа

1 задание

1.Узнайте какие моря относятся к Тихому океану. (прочитайте статью в учебнике с.70-73)

2.Научитесь  показывать эти моря на карте и глобусе.

3.Какие умения вам понадобятся для этого, отметьте на кодификаторе.

4. Покажите на доске и карте, какие моря относятся к  Тихому океану?


2 группа

2 задание

1.Отметьте на контурной карте моря Тихого океана.

2.Какие умения вам понадобятся для этого, отметьте на кодификаторе.

-Кто автор этой картины?

3 задание

Распределитесь на пары, выполните любое из этих заданий в парах

Какие умения вы проверите, выполняя это задание? Отметьте на кодификаторе.

1.Посоветуйте, кому следует отправиться на Охотское море (можете взять подсказку у эксперта, найти сведения в энциклопедии)

2.Сравните Белое и Черное море, заполните таблицу в рабочей тетради.

3. Узнайте, почему море назвали Беринговым?


3 группа

1 задание

1.Узнайте,  какие моря относятся к Северному Ледовитому океану (прочитайте статью в учебнике с.70-73)

2.Научитесь  показывать эти моря на карте и глобусе.

3.Какие умения вам понадобятся для этого, отметьте на кодификаторе.

4. Покажите на доске и карте, какие моря относятся к Северному Ледовитому океану?


3 группа

2 задание

1.Отметьте на контурной карте моря Северного Ледовитого океана.

2.Какие умения вам понадобятся для этого, отметьте на кодификаторе.


3 группа

3 задание

Распределитесь на пары, выполните любое из этих заданий в парах

Какие умения вы проверите, выполняя это задание? Отметьте на кодификаторе.

1.Посоветуйте, кому следует отправиться на Белое море (можете взять подсказку у эксперта)

2.Узнайте, что такое побережье(подсказка в энциклопедии)

3.Узнайте, почему море назвали Белым?

4 задание.

1.Расскажите о Георгии  Седове по плану

Карточки-помощники для экспертов:

1 группа

1 задание

(прочитайте статью в учебнике с.70-73)

-Где лучше показать моря Атлантического океана на карте или глобусе?

  1. Покажите на карте, какие моря относятся к Атлантическому океану?
  2. Соотнесите моря и океаны
  3.  Отметьте на кодификаторе зеленым кружком, если вы это сумели сделать

Эксперт прикрепляет флажок на кораблик

2 задание

Эксперт помогает команде

  1. Покажите  контурную карту
  2. Отметьте на кодификаторе зеленым кружком, если вы это сумели сделать

Эксперт прикрепляет флажок на кораблик

3 задание

Распределитесь на пары, выполните любое из этих заданий в парах

-Какие умения вы проверите, выполняя это задание? Отметьте на кодификаторе.

1.Посоветуйте, кому следует отправиться на Черное море (можете взять подсказку у эксперта)

2.Какие умения вы проверите, выполняя это задание? Отметьте на кодификаторе.

Расскажите о морском дне(подсказка в энциклопедии)Спросить какой энциклопедией пользовался.

3.Какие умения вы проверите, выполняя это задание? Отметьте на кодификаторе.

Узнайте, почему море назвали Черным?

Эксперт прикрепляет 3 флажка на кораблик

4задание

1.Посоветуйте, кому следует отправиться на Балтийское море (используем энциклопедию)


Помощь для экспертов

2 группа

1 задание

(прочитайте статью в учебнике с.70-73)

  1. Покажите на доске, какие моря относятся к Тихому океану?
  2. Соотнесите моря и океаны
  3.  Отметьте на кодификаторе зеленым кружком, если вы это сумели сделать
  4. Эксперт прикрепляет флажок на кораблик

2 задание

Эксперт помогает команде

  1. Покажите  контурную карту
  2. Отметьте на кодификаторе зеленым кружком, если вы это сумели сделать

Эксперт прикрепляет флажок на кораблик

3 задание

Распределитесь на пары, выполните любое из этих заданий в парах

1.-Спросите, какие умения вы использовали, выполняя это задание? (дать характеристику природного объекта)

Посоветуйте, кому следует отправиться на Охотское море (можете взять подсказку у эксперта)

Отметьте на кодификаторе зеленым кружком, если вы это сумели сделать

2.-Какие умения вы проверите, выполняя это задание? Отметьте на кодификаторе.

Сравните Белое и Черное море, заполните таблицу в рабочей тетради.(показать на доске)

3.

Узнайте, почему море назвали Беринговым? Спросить какой энциклопедией пользовался.

Отметьте на кодификаторе зеленым кружком, если вы это сумели сделать

Эксперт прикрепляет 3 флажка на кораблик

4задание

Узнайте, как добраться из Санкт-Петербурга до Ахштырской пещеры, покажите на карте и расскажите, где находится и, что там можно увидеть.


Карточки-помощники для экспертов

3 группа

1 задание

(прочитайте статью в учебнике с.70-73)

  1. Покажите на карте, какие моря относятся к Северному Ледовитому  океану?
  2. Соотнесите моря и океаны
  3.  Отметьте на кодификаторе зеленым кружком, если вы это сумели сделать
  4. Эксперт прикрепляет флажок на кораблик

2 задание

эксперт помогает команде

  1. Покажите  контурную карту
  2. Отметьте на кодификаторе зеленым кружком, если вы это сумели сделать

Эксперт прикрепляет флажок на кораблик

3 задание

Распределитесь на пары, выполните любое из этих заданий в парах

-Спросите, какие умения вы использовали, выполняя это задание?

1.Посоветуйте, кому следует отправиться на Белое море(можете взять подсказку у эксперта)

Отметьте на кодификаторе зеленым кружком, если вы это сумели сделать

2.Спросите, какие умения вы использовали, выполняя это задание?

Расскажите о морском побережье (подсказка в энциклопедии) Спросить какой энциклопедией пользовался.

Отметьте на кодификаторе зеленым кружком, если вы это сумели сделать

3.Спросите, какие умения вы использовали, выполняя это задание?

Узнайте, почему море назвали Черным?

Отметьте на кодификаторе зеленым кружком, если вы это сумели сделать

Эксперт прикрепляет 3 флажка на кораблик

4задание

Узнайте, как добраться из Санкт-Петербурга до Ахштырской пещеры, покажите на карте и расскажите, где находится и, что там можно увидеть.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 412 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Эрлеровский бульвар,  д.20, литер А

Автор: Виволанец Людмила Александровна

Программа «Перспектива», авторы учебника А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая

Тема урока: «По морским просторам»

4 класс (базовый уровень);

              

Технологическая карта проведенного урока Окружающий мир                                                                                                                                                                                                                                                              

Раздел

По родным просторам (18 часов)

Тема

По морским просторам

Цели

Сформировать представление о морских просторах России.

Ввести:

— алгоритм определения местоположения моря на физической карте.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание
темы

Термины и понятия

Актуализация знаний о географической карте и правилах её чтения,  о водоёмах России. Изучение разнообразия водных просторов России, их значение в жизни людей. Освоение алгоритма определения местоположения морей на физической карте.

берег, вода, географическая карта, побережье, морское дно, контурная карта, масштаб, океан, остров, , пресная вода, соленая вода, мореплаватели, , река, , физическая карта, глобус.

Класс

Учебник, программа

Программа «Перспектива», авторы учебника А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к природным ресурсам России;

— творческое отношение к процессу выполнения заданий в команде»;

 понимание успешности при изучении темы.

-умение проводить анализ работы своих товарищей и самоанализ

Познавательные умения:

 раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «вода», «пресная вода», «солёная вода», «берег», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;

 определять:

— различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;

— водное пространство, его части и обосновывать своё мнение;

 использовать приобретённые знания для решения творческих заданий

Регулятивные умения:

 выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выбирать вариант выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

 договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

 Рассказывать:

— о морях России, используя физическую карту, глобус, условные знаки;

— о значении морей в жизни людей.

 Определять и показывать природные объекты на физической карте России.

 Проводить исследование морей России и оформлять результаты в таблице.

 Оформлять и представлять фоторассказ /презентацию о морях России, родного края.

Тип урока и его этапы

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

1.        Мотивационный этап.

2.        Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

3.        Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

4.        Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

5.        Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

6.        Первичное закрепление нового знания.

7.        Самостоятельная работа и проверка экспертами

8.        Включение в систему знаний и умений

9.        Рефлексивная деятельность

Организация образовательного простраства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Разделы «Книга в мировой культуре», «Истоки литературного творчества», «О Родине, о подвигах, о славе», «Литературная сказка», «Великие русские писатели

Русский язык

Темы «Речевое общение», «Цель речевого общения», «Речевая культура», «Слово и его значение».

Технология

Разделы «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и информация».

Информационный материал:

Учебник «Окружающий мир», ч. 1, Рабочая тетрадь № 1, атлас-определитель «От земли до неба», толковый словарь. «Все обо всем», «Я познаю мир», энциклопедия школьника,

Демонстрационный материал:

Карта полушарий, физическая карта мира, физическая карта России; глобус

Интерактивный материал:

Карточки с учебными заданиями, презентация на интерактивной доске  по теме изучения.

Фронтальная;

индивидуальная —         ;

парная —        ;

групповая —         .

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение в деятельности

Цели деятельности

1.Ситуативное задание

Планируемый результат

 Мотивировать к изучению темы.

 Стимулировать интерес к выполнению заданий в группе

1.По каким водным просторам мы путешествовали на прошлом уроке?

2.На каких из них вам захотелось побывать? Почему?

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание узнать новое о морях

2.Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия 

.Является ли Каспийское море озером? Почему?

Школьники предлагали различные варианты ответов, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений убедительно представить свою позицию.

-Есть ли у вас желание узнать больше о морях?

3.        Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

1 слайд.

 4.-Ответ на этот вопрос мы узнаем, изучив новую тему. Назовите тему нашего урока. (По морским просторам)

Задание 1 (З)

5.Давайте поставим цель урока.

-

6.Что поможет нам определить задачи урока?

Изучите кодификатор и назовите задачи урока.

кодификатор

Будем отрабатывать умения:

Умение находить моря на карте

Умение отмечать моря на контурной  карте

Знание определения моря, океана

Умение дать характеристику моря

Умение сравнивать моря

Умение рассказывать о морях своего края

Цели:

 Стимулировать интерес к изучению морей родной страны.

 Актуализировать знания о географической карте и правилах чтения карты.

 Актуализировать умения:

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; 

-Со всеми ли задачами мы сможем справиться?

-Кто из вас уже бывал на морях? На каких?

-Покажите на физической карте те моря, на которых вам приходилось бывать.

-Берега каких стран они омывают?

-Хотите узнать больше?

-Тогда начинаем готовиться к путешествию.

Дети говорят о своих затруднениях

Показывают на карте моря, на которых побывали

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

4.Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Умение работать с планом

2 слайд

8.-Составим план подготовки к путешествию.

Дети составляют план на интерактивной доске и объясняют подробно план путешествия.

1.Цель

2.Место путешествия

3.Источники сведений о месте путешествия

4.Справочная литература.

5.Карты, схемы, путеводители

6.Оборудование

7.Прогноз погоды

8.Форма одежды

3 слайд

9.-Соберем рюкзак.

На интерактивной доске учащиеся собирают рюкзак, объясняют предназначение всех предметов, находят лишние предметы

(лишними являются стремянка и пылесос)

выполнять взаимооценку учебного задания.

10.Давайте изменим план подготовки к путешествию. Сначала все узнаем про моря, выберем транспорт.

Украсим наши корабли флажками.

Эксперты рассказывают об обозначениях цвета флажков

Эксперты рассказывают о цветах флажков.

Повторяем правила работы в группе.

красные, если справились со всеми заданиями все члены экипажа;

желтые, если были допущены ошибки и несколько членов экипажа не справились с заданиями;

красные, если были допущено много ошибок и много членов экипажа не справились с заданиями;

11.-Команды готовы? Кто главный на корабле? Какие члены команды присутствуют?

-Рулевые ведите корабли на стоянку.

1Выбираем  правило работы в группе, которое команда хочет сегодня отработать

2.Выбираем командира, членов команды, выбираем экспертов, которые будут помогать командам и оценивать работу команды

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению морей родной страны.

Эксперты задают вопросы из рубрики «Вспомним» и дополнительный трудный вопрос:

-К какому океану относится Азовское море?

(Дети затрудняются с ответом)

Учиться работать со справочной литературой

-Давайте вернемся к 3 пункту плана подготовки к путешествию. Что нам необходимо сделать, чтобы все узнать про моря?

(-Чтобы все узнать о морях, мы поработаем с учебником, рабочей тетрадью, справочной литературой и картами.)

Эксперты показывают всю справочную литературу и дают ей краткую характеристику

5.Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Выполнение заданий  по карточкам.

-У вас на столе конверты с заданиями, внимательно ознакомьтесь с 1 заданием и приступите к его выполнению.

6.Первичное закрепление нового знания.

рассказывать о физической/контурной карте России;

2 задание: работа с контурной картой

 Проверка на интерактивной  доске через документ-камеру.

Обучающиеся читают задание, отмечают на кодификаторе нужное умение, владеют ли они им, эксперты помогают в случае затруднений. Проверку проводят эксперты. Задают вопросы, оценивают работу команды, просят дать самооценку,  прикрепляют флажок нужного цвета на корабль.

рассказывать об условных знаках физической карты России

 рассказывать о своей стране, используя физическую карту

Проведем блиц-турнир

-Верно ли, что Каспийское море-это море?

-Верно ли, что Азовское море принадлежит Атлантическому океану?

-Верно ли, что территорию России омывают 10 морей?

Рулевые показывают на карте и глобусе эти океаны, прикрепляют корабли на данных океанах на карту.

Использовать справочную литературу

Умение выполнять взаимопроверку

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

3 (1)задание: умение дать характеристику моря

6,7,8,9 слайды

3(2) задание: умение сравнивать моря, давать характеристику морского дна, побережья, рассказывать о значении морей в жизни людей

3 (3)задание: умение объяснить название моря

3 (4)задание: умение рассказать о мореплавателях, показать на карте путь их следования.

10,11,12 слайды

Обучащиеся читают задание, отмечают на кодификаторе нужное умение, владеют ли они им, эксперты помогают в случае затруднений, дают подсказку, дети составляют текст по опорным словам, используя учебник и справочную литературу, или составляют рассказ самостоятельно, используя учебник и справочную литературу.

Проверка заданий 3 (1) 3(2), 3(3)

Проверка на интерактивной  доске. Дети рассказывают  о море под видео презентацию  Проверку проводят эксперты. Задают вопросы, оценивают работу команды, просят дать самооценку,  прикрепляют флажок нужного цвета на корабль.

8.Включение в систему знаний и умений

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации

3(4) задание для экспертов:

Узнайте, как добраться из Санкт-Петербурга до Ахштырской пещеры, покажите на карте и расскажите, где находятся  эти пещеры , что там можно увидеть.

Эксперты при помощи энциклопедии находят информацию о пещерах, прокладывают маршрут по Атлантическому океану и демонстрируют на карте путь следования

Умение выполнять самоанализ и самооценку

 Научить:

— соотносить полученный результат с поставленной целью;

9. Рефлексивная деятельность

Самоанализ и самооценка ученика

Задание

-Закончите предложения:

 Мне важно знать о морях России, потому что…

II. Задание

Закончите предложение: Я доволен (-льна) … (очень, не очень) тем, что могу выполнить правильно учебное задание … (самостоятельно, при небольшой помощи учителя).

Анализируем успешность по кодификатору.

Самооценка

Смотрим, сколько флажков на корабликах, и какого цвета,

прикрепляем магниты:

зеленые, если справились со всеми заданиями все члены экипажа, все высоко оценивают свою работу

желтые, если были допущены ошибки и несколько членов экипажа не справились с заданиями, не все высоко оценивают свою работу;

красные, если были допущено много ошибок и много членов экипажа не справились с заданиями, не все высоко оценивают свою работу;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Окружающего мира Николаевой Елены Рудольфовны Класс: 3 Тема: Экология. Агрессивная экологическая среда. Программа: «Школа России» Автор учебника: А. А. Плешаков

I. Основная часть1. Методическое обоснование темы.2. Методические рекомендации по проведению урока.3. План урока4.Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).5....

Конспект урока по ИЗО. Тема урока: рисунок на тему "Первый снег", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель урока: формирование у обучающихся навыков создания композиции. Задачи: выявить степень заинтересованности обучающихся к искусству и природе; создать условия для эмоционального воспроизведения кар...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»

Представление   инновационного педагогического опыта работы  учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...

Урок окружающего мира по теме "Грибы" (учебник - А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая) 2 класс.

Цель урока: дать представление об особенностях грибов, использовании их человеком....

Входная проверочная работа по ИЗО за курс 4 класса. Программа "Перспектива", Авторы учебника Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова

КИМы включают в себя 6 тестов. Представлен вариант справки о результатах проверки....

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»

middot;         Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;·         познакомить...