Зачем нужна гигиена
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Марченкова Инна Викторовна

Конспект урока окружающего мира по теме "Зачем нужна гигиена"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Зачем нужна гигиена»

Цель: формирование  у  обучающихся знаний о соблюдении правил гигиены.

Задачи:

● выявить степень усвоения обучающимися правил гигиены;

● создавать условия для развития у обучающихся потребности соблюдения правил гигиены, способности вести здоровый образ жизни;

● уметь соблюдать элементарные гигиенические навыки;

● развивать у обучающихся чувство ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Формируемые УУД:

  1. Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы о том, что нужно соблюдать правила здорового образа жизни на основе полученных знаний; пользоваться словарём для объяснения понятия «гигиена».

  1. Коммуникативные УУД: 

уметь договариваться в группах друг с другом; высказывать своё отношение к прочитанному,  к ответам одноклассников; высказывать свою точку зрения, приводить аргументы.

  1. Регулятивные УУД: в диалоге с учителем вырабатывать правила здорового образа жизни, уметь объяснять пословицы о здоровом образе жизни; представлять информацию в виде схемы.

Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков; карточки с пословицами и загадками, толковый словарь С.И.Ожегова, мультимедийный проектор, компьютер, пакеты заданий и материалов для их выполнения для 6 групп обучающихся.

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний

1. Работа со словами. Объедините эти слова в группы. Объясните свое решение.

Э. Дженнер, оспа, М.П.Покровская, чума

2.-Расскажите, что вызнаете об этих людях? (Рассказы детей (материал учебника Казаковой, Дмитриева» Окружающий мир»).

3. Обобщение:

Как называются эти болезни? (показывает на слова на доске)

Инфекционные. Что такое инфекция? (Инфекция это – такое заболевание, которое вызвано различными микроорганизмами: бактериями, вирусами, грибами и другими простейшими).

Какие меры выработаны в борьбе с ними? (Рассказ о вакцинации)

А еще какие? (Карантин – изоляция, в–первую очередь больного, а потом всех, кто имел контакт с больным, от остальных).

-Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

-Вывод: Нужно делать прививки, обращаться к врачам.

IV. Постановка проблемы. Определение темы и целей урока

-С чего же начинается наше с вами здоровье? Вы согласны, что ваше здоровье зависит от вас самих? (Ответы учащихся).

-Вывод: наше здоровье во многом зависит от здорового образа жизни. Действительно, наше с вами здоровье зависит от нас с вами. От чего же именно? (От соблюдения личной гигиены).

Тема урока: «Зачем нужна гигиена». Какие цели вы можете поставить перед собой?

  1. Что такое гигиена?
  2. Какое значение придавали личной гигиене в Древнем мире?
  3. Каким образом гигиена связана с водой?
  4. Как отражена тема гигиены в пословицах и загадках?

V. Открытие новых знаний.

-Искать ответы мы будем, работая по группам. Будет работать 6 групп. Каждая группа получает задание и комплект материалов, необходимых для его выполнения.

Задание для группы №1: Составь два определения слова гигиена

Как выполнить задание:

  1. Изучите определение слова гигиена из «Толкового  словаря русского языка» С.И.Ожегова
  2. Из набора слов составьте два определения понятия «гигиена»
  3. Наклейте получившиеся определения на большой лист бумаги.

Дополнительная информация (сообщает учитель): Асклепий — бог врачевания в древнегреческой мифологии. Он научился врачебной науке у мудрого кентавра Херона и даже умел готовить лекарства из змеиного яда. Искусство Асклепия было столь велико, что он пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых, за что Зевс сразил его молнией.

Гигиея - дочь Асклепия. Она помогала отцу лечить людей. От ее имени и было образовано слово «гигиена».

Задание для группы №2: обсудить пословицу и сообщить всем свои объяснения.

  1. Чисто жить – здоровым быть. (Удмуртская)
  2.  Вода и мыло – большая сила. (Русская)
  3.  Болезнь с грязью в дружбе. (Дагестанская)
  4.  Чистота – лучшая красота. (Китайская)

Вопросы для обсуждения:

1. Что общего у этих пословиц?

2. Что важно для всех народов мира, если судить по этим пословицам?

Задание для группы №3: расскажите о том, какое значение придавали гигиене в Древнем мире.

Как выполнить задание:

  1. Прочитайте текст учебника на странице 79.
  2. Подготовь рассказ о том, как заботились о личной гигиене в Древнем мире: Египте, Греции, Древнем Риме.
  3. В своих рассказах объясните смысл слов «гимназия», «термы», «акведук»

Задание для группы №4: объясните, какая существует связь между водой и гигиеной.

Как выполнить задание:

  1. Прочитайте текст учебника на странице 79-80 (4-й абзац).
  2. Подготовьте рассказ о том, как вода помогает соблюдать гигиену.
  3. В своём рассказе сообщайте факты об опасности пыли, грязи и бактерий.

Задание для группы № 5: объясните, какая существует связь между русской баней и гигиеной.

Как выполнить задание:

  1. Прочитайте текст учебника на странице 80.
  2. Подготовьте рассказ о том, как русская баня помогает соблюдать гигиену.

3*. Знаете ли вы, каких людей называют «моржами»? Расскажите, что вы о них знаете.

Задание для группы № 6: подготовьте загадки по теме «Гигиена»

Как выполнить задание:

  1. Прочитайте загадки.
  2. Разделите их на группы по темам «Гигиена кожи», «Гигиена рта», «Гигиена волос»
  3. Наклейте загадки по группам на отдельные альбомные листы.
  4. Подготовьтесь загадать их остальным ученикам.

2. Сообщения групп.

а) Презентация  командиром группы полученных результатов

б) Дополнение ответа командира другими членами группы в случае необходимости.

в) Анализ работы группы. (Дети дают оценку работы группы: рассказывают, что удалось сделать группе, почему не всё получилось, удалось ли верно распределить время на выполнение задания и роли среди членов группы).

VI. Включение в систему знаний.

1. Работа в парах.

-Что такое гигиена? Что входит в это понятие? (Режим дня, правильное питание, уход за своим телом, отказ от вредных привычек, двигательная активность, соблюдение мер предупреждения инфекционных заболеваний).

VII. Рефлексия.

(Работа с презентацией)

-Сделайте вывод: «Зачем нужна гигиена?» (Работа по вопросам, поставленным в начале урока)

  1. Что такое гигиена?
  2. Какое значение придавали личной гигиене в Древнем мире?
  3. Каким образом гигиена связана с водой?
  4. Как отражена тема гигиены в пословицах и загадках?

-Что нового узнали?

-Какое решение о необходимости соблюдения правил гигиены вы приняли для себя?

Стихотворение Ю Тувима.

Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо:

 И прошу вас. Мойте чаще ваши руки и лицо.

Все равно, какой водой: кипяченой, ключевой,

 Из реки или колодца, или просто дождевой!

Нужно мыться непременно утром, вечером и днем –

 Перед каждою едою, после сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой! Потерпите – не беда!

 И чернила, и варенье смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу:

 Мойтесь чаще, мойтесь чаще – я грязнуль не выношу.

 Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним!

 Сам я моюсь очень часто, До свиданья! Ваш Тувим.

VIII. Домашнее задание

Стр.79-80 пересказ

Задания по выбору: 1.Запишите правила личной гигиены, которые вы соблюдаете; 2. Какие способы закаливания вы знаете? 3. История слова «гигиена».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Зачем нужна гигиена"

Урок окружающего мира по системе Л.В. Занкова (4 класс)...

Зачем нужна гигиена. Особенности кожного покрова

конспект урока по окружающему миру 4 класс СРО Занкова...

Схема конспекта урока по окружающему миру 4 класс "Зачем нужна гигиена"

Данный урок имеет четко организованную структуру учебной деятельности обучающихся на уроке.Создаются условия для формирования УУД:       - личностных: мотивация учения, о...

Окружающий мир 4 класс Зачем нужна гигиена

Окружающий мир 4 класс Зачем нужна гигиена...

Урок "Зачем нужна гигиена?"

разработка урока по окружающему миру по системе Л.В.Занкова...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда»(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением, устройством, разнообразием автомобилей, автомобилями разных времен. познакомить с назначением и устройством ...