Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира
материал по окружающему миру на тему

Шахова Мария Александровна

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методы и приёмы развития устной речи младших школьников на  уроках по окружающему миру»

Содержание

Введение…………………………..………………………………………..3

          Глава 1. Психолого-педагогические аспекты речи младших школьников……………………………………………………………………..6

1.1. Теоретическое обоснование развития устной речи младших школьников………………………………………………………………………..6

1.2. Педагогический опыт развития устной речи на уроках окружающего мира………………………………………………………………12

Вывод по первой главе……………………………………………………17

Глава 2. Методика развития устной речи на уроках окружающего мира……………………………………………………………………………....18

2.1. Критерии оценки сформированности устной речи младших школьников………………………………………………………………………18

2.2. Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира……………………………………………………...30

Вывод по второй главе……………………………………………………37

Заключение……………………………………………………………………...39

Список литературы…………………………………………………………….41

Приложение……………………………………………………………………..44

Введение

Проблема развития речи младших школьников – одна из самых обсуждаемых в начальной дидактике. Учителя уделяют большое внимание методам и приемам формирования речевых навыков учащихся начальных классов. Вместе с тем остается противоречие между желанием педагогов успешно решить эту задачу и неадекватными результатами этого процесса. Одна из причин такого явления заключается в том, что задача развития речи целенаправленно решается в основном на уроках русского языка и литературного чтения. Влияние других уроков на развитие речи учащихся недооценивается, но уроки  окружающего мира также положительно влияют на развитие речи.

Проблема развития речи ребенка была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно развита речевая деятельность.

Одной из важнейших задач в начальных классах является развитие речи учащихся. Эта задача имеет широкое социальное значение: развитая речь ребенка позволит ему свободно общаться с окружающими его людьми, что немаловажно для успешного формирования социально активной языковой личности младшего школьника.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться, и обладает внутренней культурой. Цель в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях, используя приоритетные средства – культуру речи и культуру общения.

Ребёнок приходит в школу с определённым запасом слов и оборотов для выражения мыслей и чувств. У многих детей бедный запас слов, общее недоразвитие речи с дефектами звукопроизношения. Они не умеют строить самостоятельно связный рассказ, в предложениях часто повторяются одни и те же слова. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить необходимо каждому. От успешности развития речи младших школьников зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.

Большая часть времени для активной речевой деятельности учащихся отводится на уроках по окружающему миру, поэтому уроки по окружающему миру эффективны для развития устной речи младших школьников.

Знания учителем методов и приемов развития устной речи на уроках окружающего мира, индивидуально – психологических особенностей младших школьников, позволяет ему правильно организовать учебный процесс по речевому развитию: подбор упражнений, способствующих речевому развитию младших школьников; широкое использование различного методического материала; моделирование дифференцированных заданий для учащихся.

Цель: выявить и научно обосновать эффективность активных методов и форм развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира

Объект: методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира

Предмет: педагогические условия развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира

Гипотеза: психолого-педагогические условия развития устной речи будут эффективны если:

- грамотно осуществляется выбор форм и методов развития устной речи младших школьников

- процесс развития устной речи будет комплексным

- осуществляется учет индивидуальных особенностей младших школьников

Задачи:

1. Выявить психолого-педагогическую сущность устной речи младшего школьника

2. Определить особенности устной речи младшего школьника

3. Проанализировать педагогический опыт развития устной речи младшего школьника

4. Описать диагностику уровня сформированности устной речи младших школьников

Методы исследования: изучение и анализ методической литературы по теме исследования.

Глава 1. Психолого-педагогические основы речи младших школьников

1.1. Теоретическое обоснование развития устной речи младших школьников

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики [26].

Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Речь выполняет несколько функций:

- коммуникативную, состоит в том, что с помощью слов человек сообщает людям какую-либо информацию, а также воспринимает сообщение другого;

- сигнификативную – обозначает реальные предметы, их свойства, действия, т. е. у каждого слова есть своё значение;

- функцию выражения – она проявляется в том, что говорящий выражает интонацией голоса отношение к сообщаемому;

- функция побуждения – она заключается в том, что человек выражает своё требование или просьбу при сообщении информации.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам [15].

Речь устная – вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.

Устная речь делится на:

  1. Диалогическую речь – это речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, свернутая, в ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения. Диалогическая речь может быть ситуативной, т.е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные диалоги – непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей.
  2. Монологическую речь – длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации. [3; 7].

М.В. Гамезо, М.В. Матюхина и другие определяют речевую деятельность как процесс словесного общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, установления коммуникации (общения, а на основе общения и воздействия на собеседника), планирования своих действий [5].  

Современные ученые, занимающиеся проблемами развития речи, исходят из посылки, состоящей в том, что сознание ребенка развивается в результате деятельности, в процессе практической деятельности формируется его мышление и речь.

Такая трактовка впервые в психологической науке была предложена Л.С. Выготским и развита его школой (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин и др.). Язык, будучи средством обобщения и отражения действительности в сознании человека, используется как средство общения людей, и в этой своей коммуникативной функции он сам является не чем иным, как особым видом интеллектуальной, речевой деятельности.

Совершенствование речемыслительных навыков человека создает условия для развития его способности ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве.

Развитие речи учащихся - это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя.

Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать свои и чужие мысли.

Особое значение имеет правильность речи, т.е. ее соответствие литературной норме.

     В устной речи различают правильность орфоэпическую и произносительную. Работа над орфоэпической грамотностью и произносительной стороной речи продвигает ребенка в общем развитии речи. Для устной речи имеет специальное значение дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии - произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать) выразительно (экспрессивно), ясно, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и пр. Возможные дефекты речи (плохое выговаривание отдельных звуков) должны вовремя исправляться логопедами. Выразительность и ясность речи предполагают также ее чистоту - избегание просторечивых слов и выражений, слов-паразитов ("вот", "значит", "как сказать", "понимаешь", "ну" и пр.). Все эти требования применимы именно к младшим школьникам, когда они входят в учебную деятельность и вмешивание учителя воспринимают как должное".[16]

     К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний - от 3000 до 7000 слов. Словарь ребенка в начальных классах состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов.

К 7 годам дети хорошо владеют устной речью, им легко даётся диалог, т. к. в нем возможны односложные ответы, неполные, возможно использование мимики и жестов. Учитель на уроке требует от детей полных ответов. Этому надо ребят учить.

Монолог труден для ребят 7 лет. Им сложно удерживать мысль на одном, раскрывать в системе, часто не хватает слов, т. к. мал словарный запас.

Высказывания младшего школьника, как правило, непосредственны. Часто это речь - повторение, речь - называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь.

Для детей характерны некоторые вульгаризмы в речи или неправильные выражения. Для них характерны дефекты речи: шепелявость, картавость, проглатывание звуков.

В младшем школьном возрасте происходит осознание форм речи звукового состава слов, лексики, грамматического строя - овладение письменной речью, понятием о литературном языке норме, интенсивное развитие монолога [2].

     Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания. В этом возрасте ребенок достаточно хорошо понимает, какими словами принято пользоваться, а какие настолько плохи, что их стыдно произносить.

     Ребенок, если ему объяснить некоторые закономерности речи, с легкостью обратит свою активность на познание речи с новой для него стороны и, играя, будет производить анализ.

        У младших школьников появляется ориентировка на системы родного языка. Звуковая оболочка языка - предмет активной, естественной деятельности для ребенка шести-восьми лет. К шести-семи годам ребенок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным.      

     Дети младшего школьного возраста в среднем употребляют около 5000 новых слов. Слова, усваиваемые детьми, делятся на две группы. Первая - это активный запас, в нее входят слова, которые ребенок не только понимает, но и активно, сознательно использует в своей речи. Вторая - пассивный запас - включает слова, которые ребенок понимает, но не включает в свою речь. «Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что новое предлагаемое слово пополнит активный словесный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать слухом и сознанием возможно чаще» [11].

 «Каждое новое слово, выученное ребенком, кажется ему важным. Часто новое слово имеет общий корень с уже знакомым словом, поэтому ребенку легче его запомнить. Если ребенку помочь понять, чем одни слова связаны с другими, его словарь быстро увеличивается»[24].

Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность.

     Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.

     Речевое общение предполагает не только богато представленное разнообразие используемых слов, но и осмысленность того, о чем идет речь. Осмысленность обеспечивает знание, понимание того, о чем идет речь, и овладение значениями и смыслами словесных конструкций родного языка.

     Шести - семилетний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи - той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ о случившемся доступны младшему школьнику. Но здесь следует включить множество "если": если ребенок развивался в культурной языковой среде, если окружающие его взрослые требовали вразумительного высказывания, понимания того, что он говорит для других; если ребенок уже понимает, что он должен контролировать свою речь, чтобы быть понятым. Ситуативный способ речевого общения постепенно замещается контекстным. У ребенка с развитой речью мы наблюдаем речевые средства, которые он присваивает от взрослых и использует в своей контекстной речи.

   У детей семи-девяти лет наблюдается некая особенность: уже достаточно освоив основы контекстной речи, ребенок позволяет себе говорить не для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или со сверстниками во время игрового общения. Рефлексируя на свою речь, не наполненную смыслом, ребенок спрашивает у взрослого: "Интересно я тебе рассказываю?" или "Тебе нравится, какую историю я сочинил?" Это соскальзывание с речи, используемой для выражения своей мысли, к речи, есть показатель того, что у ребенка существуют проблемы в построении осмысленной контекстной речи - ему трудно постоянно рефлексировать на то, чтобы работать в умственном плане над контролем замысла высказывания, над подбором необходимых слов, словосочетаний и построением связных предложений. В этом случае, безусловно, нельзя допускать, чтобы ребенок эксплуатировал хорошее к нему отношение близких и позволял себе, по существу, пустую болтовню. Взрослые не должны принимать такую речь за допустимую [9].

     Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. Передача целых рассказов, вывод и формулировка правил строится как монолог. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью.

1.2. Педагогический опыт развития устной речи на уроках окружающего мира

В этом параграфе мы рассмотрели методы и приёмы развития речи на уроках окружающего мира других учителей начальной школы.

Новаковская Светлана Владимировна, учитель начальных  классов рассказывает о своем опыте развития речи младших школьников:

«На уроках окружающего мира наряду с основными целями, соответствующими теме урока, ставится цель по развитию связной речи. Основная тема урока обеспечивает содержательную сторону речевых умений – знания о предмете высказывания, а знания, полученные на уроке обучения грамоте (операционные знания), помогают младшим школьникам построить связное высказывание на данную тему.

Группировка учебного материала по окружающего мира способствует систематизации знаний, усвоенных детьми в разное время, позволяет пробуждать у учащихся эмоциональную отзывчивость и на этой основе развивать речь, а также нравственно обогащать личность ребенка.

Структурная целостность достижения тематическим объединением учебного материала в большинстве случаев темой урока окружающего мира, которая изучается на этой неделе. Объясняется это следующим: развитие речи идет в этом случае в непринужденной, свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы. Природа предоставляет большие возможности для речевого развития. Еще И.Г.Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому “ум поднимается от смутных чувственных восприятий к понятиям”, а осознание этих понятий идет вместе с искусством речи.

Важным общеречевым умением, которое надо выработать уже в 1 классе, считаю умение планировать свое высказывание. Учитель часто обращается к детям с просьбой что-то объяснить или доказать. Здесь у первоклассников возникают трудности объективного характера. До школы ребенок выступает в роли “почемучки”, а в школе ему приходится самому устанавливать причинно-следственные связи между фактами, давать объяснения явлений, рассуждать, чему его никто не учил.

Комплексные занятия помогают сосредоточить внимание детей на содержании изучаемого вопроса, что в свою очередь способствует развитию наблюдательности учащихся и подводит их к осознанию средств музыкальной, художественной выразительности. Реальный жизненный опыт, связанный с искусством, непосредственные впечатления об окружающем является питательной средой для развития творчества детей.

Поэтому уже с середины сентября начинаем с первоклассниками вести наблюдения за изменением погоды, а также за тем, что происходит в природе. Кроме того, дети наблюдают за домашними зверями, птицами, бабочками, аквариумными рыбками и т.д. – за тем, что близко детям». [17]

Вершинина Ирина Витальевна, учитель начальных классов использует следующее на своих уроках по окружающему миру:

«Большое количество фразеологизмов, связанных с природой и животными, могут вписаться на уроках окружающего мира: ходить гоголем, медведь на ухо наступил, где раки зимуют, как с гуся вода. На уроках окружающего мира учащиеся могут узнать, что выражение "во весь опор" первоначально характеризовало только бег лошади, когда лошадь несется вскачь, она опирается (делает опор) на передние и задние ноги одновременно. А затем так стали говорить о быстром беге любого животного и человека. Поэтому можно сказать: “Велосипедисты мчались во весь опор”. Точно так же выражение “нестись во все лопатки”, при быстром беге лошадь далеко выносит ноги вперед, при этом ярко выделяются лопатки.. Большое количество образных выражений включаются в уроки окружающего мира по теме «Человек». Во втором классе по  окружающему миру (учебник Дмитриевой) изучается тема: «Вода, ее свойства. Вода – растворитель». На этом материале не только раскрываются свойства и значение воды в жизни человека, но используя фразеологизмы, развивается речь».[4]

Юречко Валентина Петровна, учитель начальных классов для развития речи на уроках окружающего мира учащихся использует следующее:

«Важнейшим источником материала для речевых упражнений является сама жизнь – все то, что окружает детей, их собственный опыт. А в опыте школьников особенно ценна его часть – наблюдение. Соединение материала наблюдений и непосредственного опыта с материалом, почерпнутым из книг, так же служит средством развития мышления и речи школьников, особенно в связных текстах.

Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем более в ней выступает говорящий, его лицо, он сам. Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая связана с проявлением индивидуальности человека.

Для обучения средствам речевой выразительности используются следующие упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просяще и т.д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги и т.д. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение: “Дай мне куклу”, “Мама пришла за мной” и т.д. При этом не надо забывать, что интонация учителя – образец для подражания, поэтому, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.

Понятнее, доступнее становится окружающий мир, когда знаешь, почему одну ягоду назвали земляникой, а другую – черникой, почему одна порода собак – овчарки, а другая – лайки, почему один цветок – одуванчик, а другой – колокольчик.

Для развития речи детей  используются уроки окружающего мира. Выбор этой цели на уроках, знакомящих школьников с природой, историческими событиями, объясняется следующим:

– развитие речи идет в этом случае в непринужденной, свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы, к историческим событиям, прошлому нашей страны;

– природа предоставляет большие возможности для речевого развития.

На каждом уроке окружающего мира, намечаю задачу развития речи, учитывая при этом своеобразие изучаемого материала и целесообразность выбора речевой задачи. В этом случае дети лучше усваивают изучаемый материал, знания приобретают качества системности и становятся для учащихся актуальными.

Примеры заданий по окружающему миру

– Назвать общие признаки:

ели и сосны; ромашки и гвоздики; березы и осины; голубя и дятла; малины и смородины; воробья и вороны?

– Чем отличается:

осень от весны; белый гриб от мухомора; лето от зимы; лиственное дерево от хвойного?

– Что можно сказать о тигре, кошке, мыши, слоне как о животных?

– Назови признаки времен года: лета, осени, зимы, весны.

– При изучении растений можно рекомендовать следующий план описания того или иного растения:

– как называется растение?

– что это: трава, кустарник или дерево?

– где растет: в лесу, в поле, на болоте, в водоеме?

– какой величины и формы стебель, цветки и листья?

– для чего используют это растение?

Виды головоломок, игр, кроссвордов для детей очень разнообразны. Я обращаюсь к тем из них, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти, мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждения у учащихся живого интереса к изучаемым предметам, стимулируют нестандартные и интересные решения, помогают ребенку оценить уровень предложенных решений.

Часто практикую минутку “Почемучку”. Вопрос ПОЧЕМУ? Должен звучать и в процессе наблюдений природы, и на уроках математики, труда, истории, на всех уроках. Постоянное обращение к причинным зависимостям в процессе познания – это залог развития мышления. Например:

– Почему двойные рамы предохраняют помещение от холода?

– Почему в жаркое время года, обмахивая лицо, мы ощущаем прохладу?

– Почему вода в реках и озерах не промерзает до дна?

– Почему при безоблачном небе морозы бывают сильнее? (облака для земли все равно, что одеяло, они не дают остывать земле) и т.д.» [27]

Вывод по первой главе

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и всесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрываются все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.

Глава 2. Методика развития устной речи на уроках окружающего мира

2.1. Критерии оценки сформированности устной речи младших школьников

Для того чтобы процесс развития устной речи младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития речи учащихся, поскольку выбор видов упражнений, заданий должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся.

Анализ  психолого – педагогической  литературы  позволяет     определить     понятие     речевой    деятельности,     применительно    к  младшему  школьному  возрасту,  как:  такой  знаковой  системы  языка – при  которой  ученик  владеет  правильным  произношением  фонем,  орфоэпическими   языковыми  нормами,  использует  лексико – грамматические  конструкции  в  соответствии  с  правилами  грамматики,  владеет  невербальными  средствами  общения,  с  учётом  его  возраста.

Исходя из понимания термина "речевая деятельность", нами были выделены следующие критерии для выявления уровней развития устной речи [12;18;21].

                                                                                                   Таблица 1

Критерии и показатели  развития устной речи младших школьников                                                                                              

Критерии

Показатели

Методы измерения

Выразительность речи, правильность звукопроизношения

Способности интонировать, выражать мысль с помощью мимики, жестов; активно развивается выразительность речи при свободном, естественном пересказывании, не отягощенном ситуацией контроля и оценивания со стороны взрослого. Способность поддерживать внимание и интерес у слушателя.

Серия 1 -Сенсомоторика речи

Культура речи

Правильность речи, т.е. соблюдение норм (произносительных, грамматических и стилистических). Способность обнаруживать и исправлять недостатки устных и письменных высказываний. Отсутствие лишних слов, слов-"паразитов", просторечных слов

Серия 2 -Грамматический строй речи

Полнота и правильность ответов, степень осознанности усвоения излагаемых знаний

Способность делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры, стремление подробнее описать ситуацию, о которой идет речь. Ответы излагаются полным. Развернутым текстом, предложения распространенные. Немалое значение  правильности ответов имеет выбор слов, логика высказывания. Разнообразие синтаксических конструкций.

Серия 3  - Навыки словообразования

Логика речи

Последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы, неразвитости мыслительных операций.

Серия 4-

Связная речь

                                                                           Таблица 2

Уровни развития устной речи младших школьников                                                                                  

Уровень

Проявление уровня

Низкий

Ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала,  но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.

Средний

Ответы, близкие  к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.

Высокий

Полные, правильные связанные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности в речи.

Практическое обоснование выводов полученных в ходе теоретического изучения проблемы развития устной речи младших школьников можно получить, применив «Тестовую методику диагностики устной речи младших школьников» Татьяны Фотековой.

Методика включает четыре серии.

Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:

  1. Проверка фонематического восприятия;
  2. Исследования состояния артикуляционной моторики;
  3. Исследование звукопроизношения;
  4. Проверка сформированности  звукослоговой структуры слова.

Серия 2 – Исследование грамматического строя речи.

Серия 3 – Исследование словаря и навыков словообразования.

Серия 4 – Исследование связной речи.

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи.

  1. Проверка состояния фонематического восприятия.

 Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение:

ба

-

па

-

па

-

ба

-

са

-

ша

-

ша

-

са

-

ша

-

жа

-

ша

-

жа

-

ша

-

жа

-

ца

-

са

-

ца

-

са

-

ца

-

са

-

ра

-

ла

-

ра

-

ла

-

ра

-

ла

-

Вначале предъявляется первый член пары (ба-па), затем  второй (па-ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба-па-па-ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, так как задача обследования – измерение актуального уровня развития речи.

Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па): 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

  1. Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения.

- губы в улыбке;

- язык “лопаткой” – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

- язык “иголочкой” – узкий язык заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

- “маятник” – рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

- чередование движений губ: “улыбка” – “трубочка”.

Для того,  чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении три – пять секунд: последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. Во время выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, то есть сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении движения “маятник” нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже – головы или глазных яблок вслед за языком, синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, то есть насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, то есть дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Оценка: 1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 баллов – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнения с ошибками; длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигураци, синкинезии, гиперкинезы; 0  баллов – невыполнение движения.

  1. Исследование звукопроизношения.

Инструкция: повторяй за мной слова:

Собака

-

Маска

-

Нос

Сено

-

Василек

-

Высь

Замок

-

Коза

Зима

-

Магазин

Цапля

-

Овца

-

Палец

Шуба

-

Кошка

-

Камыш

Жук

-

Ножи

Щука

-

Вещи

-

Лещ

Чайка

-

Очки

-

Ночь

Рыба

-

Корова

-

Топор

Река

-

Варенье

-

Дверь

Лампа

-

Молоко

-

Пол

Лето

-

Колесо

-

Соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, Х) т Й. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, так как возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляются в ходе дальнейшего обследования.

Оценка:  предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (первая группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; вторая -  шипящие Щ, Ж, Ч, Ш; третья – Л, ЛЬ; четвертая – Р,РЬ) и пятая группа – остальные звуки, дефектное  произношение которых встречается значительно реже; задненебные звуки Г,Х, К  и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков).

Произношения звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносится изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, то есть недостаточно автоматизированы; 1 балл – в  любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;  0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы. Баллы. Начисленные, за каждую из пяти групп, суммируются.

  1. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной слова: танкист, космонавт, сковорода, аквалангист, термометр.

Слова предъявляются до первого воспроизведения .Оценка: 1 балл - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой  структуры слова (пропуски и перестановка звуков и слогов внутри слова); 0 баллов невоспроизведение.

Серия II. Исследование грамматического строя речи.

  1. Повторение предложение.
  2. Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его можно точнее.

Птичка свила гнездо.

В саду много красных яблок.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения; 0.25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.

  1. Верификация предложений

Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

Дом нарисован мальчик.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена  слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла – ошибка  выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов – ошибка не выявлена.

  1. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной  форме.

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

- мальчик, открыть, дверь

- сидеть, синичка, на, ветка

- груша, бабушка, внучка, давать

- Витя, косить, трава, кролики, для

- Петя, купить, шар, красный, мама

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен  порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения  или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

  1. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено.

Лена наливает чай … чашки.

Почки распустились … деревьях.

Птенец выпал … гнезда.

Щенок спрятался … крыльцом.

Пес сидит … конуры.

В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: 1-й – стимулирующая (“Неверно, подумай еще!”); 2-ой – в виде вопроса к пропущенному предлогу (“Наливает чай куда?”).

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

  1. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.

один - стол, а много – это…

стул -

окно -

звезда -

ухо -

Инструкция: один - дом, а много чего? - Домов.

Один -стол, а много чего? - …

стул -

окно -

звезда -

ухо –

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно;  0 баллов – невыполнение.

Серия III. Исследование словаря и навыков словообразования

Инструкция: у кошки – котята, а у …

козы-

собаки-

волка-

курицы-

утки-

свиньи-

лисы-

коровы-

льва-

овцы-

Образование прилагательных от существительных

а) Относительных

Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.

шляпка из соломы -

кисель из клюквы -

горка изо льда -

салат из моркови -

варенье из вишни -

суп из грибов -

варенье из яблок -

лист дуба -

варенье из сливы -

лист осины -

б) Качественных

Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если …

мороз -

солнце -

снег -

ветер -

дождь -

в) Притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у …

кошки -

волка -

льва -

медведя -

лисы -

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная  форма; 0 баллов – невыполнение.

Серия  IV.  Исследование связной речи

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик” (пять картинок) или по другой серии из 4-5 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась по трем критериям.

а) Критерий смысловой целостности:  5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные  в правильной последовательности; 2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание  ситуации.

б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов,  но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.

  1. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

ГОРОШИНЫ

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок.

а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;

б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен;

в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам. Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.

Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальным оценками в тридцать  баллов. Наибольшее количество баллов за всю  методику равно ста двадцати. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 120 принять за 100%, то процент успешности выполнения методики  каждым  испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 120. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем c одним из четырех выделенных уровней успешности.

IV уровень - 100-80%;

III уровень  - 79,9-65%;

II  уровень  - 64,9-45%;

I   уровень   - 44,95%  и ниже [25].

2.2. Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира

Уроки окружающего мира способствуют развитию связной речи детей. Это объясняется тем, что дети, обсуждая близкие им темы в непринужденной обстановке, учатся беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, составлять повествовательный и описательный рассказы, рассказ – загадку.

Методисты отмечают несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать.

Второе условие любого речевого высказывания - это наличие содержания, материала, то есть того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.

Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития - это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду [15].

Развитие речи наиболее эффективно происходит в непринужденной, свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы. Природа предоставляет большие возможности для речевого развития. Важным общеречевым умением, которое надо вырабатывать уже в 1 классе - умение планировать свое высказывание. Учитель часто обращается к детям с просьбой что-то объяснить или доказать. Здесь у первоклассников возникают трудности объективного характера. До школы ребенок выступает в роли “почемучки”, а в школе ему приходится самому устанавливать причинно-следственные связи между фактами, давать объяснения явлений, рассуждать, чему его никто не учил [10].

Решению актуальной задачи начальной школы – развитию грамотной устной речи служат  ролевые игры, практические приемы анализа текста, которые способствуют обогащению словарного запаса учащихся. Невозможно представить современного человека, который призван решать сложные социальные задачи и в полной мере реализовать свои жизненные планы, не умеющим излагать свои мысли.

Помочь каждому ребенку овладеть полноценно устной речью, тем самым возвысив его в собственных глазах, дать ему ни с чем несравнимое чувство удовлетворения, позволяющее легко и радостно приобщаться к сокровищнице человеческих знаний одна из задач уроков по окружающему миру. Важно уже в начальной школе искать пути успешного обучения детей устной речи. Обогащение словарного запаса ребенка, работа над лексическим значением слова в некоторой степени помогут в решении данной задачи.

Начиная с первого класса на уроках окружающего мира, учитель обращает внимание школьников на значение слова. Для этого можно использовать игру «Переводчик». Слова ведущего: «Вы прилетели к нам с другой планеты, и не вес предметы, которые окружают вас вам неизвестны. Вы можете прибегнуть к услугам переводчика». Инопланетянин показывает любой предмет или рисунок с изображением интересующего предмета, а переводчик называет его и объясняет значение. Например, инопланетянин спрашивает значение слов карта, глобус, чистотел, водоем. Переводчики дают объяснения.

Другой прием – составление словариков на основе новых терминов по пройденной теме. После изучения новой темы детям предлагается составить список ранее не встречавшихся слов или словосочетаний, или тех понятий, значения которых они не знают. Такое условие ставит пред ребенком конкретную задачу: узнать значение неизвестного слова. Такие упражнения развивают у учащихся память, расширяют словарный запас. Подготовленные самостоятельно словарики дети могут использовать и с другими целями, например как списки опорных слов при пересказе. [6]

Учитывая особенности речевого развития детей нужно обращать особое внимание на собственную речь учащихся. Часть времени на уроках отводить формированию и развитию активной речевой практики учащихся. Проводить различные виды работ позволяющие улучшить такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикцию, интонацию, выразительность; повысить общую культуру речевой коммуникации и общения. На уроках нового материала работу учащихся можно организовывать таким образом, чтобы был составлен образец ответа на следующий урок. На повторительно – обобщающих уроках можно широко использовать такой вид работы, как составление рассказа обобщающего материала. Составить серию вопросов по теме таким образом, что отвечая на них четко, ученик получает рассказ, в котором изложен весь материал темы. Можно использовать умение учеников работать по алгоритму. Составить для них план-характеристику растения или животного. В этот план включить нужные слова для ответов. Работая с материалом учебника по данной теме, и имея перед собой план – характеристику, ученики самостоятельно составляют рассказ о растении или животном [1;20].

Прежде чем предложить учащимся решить конкретную речевую задачу (описать, составить повествование, продолжить текст, построить объяснение и пр.) рекомендуется использовать метод наблюдения. Т.е., дети сначала самостоятельно проводят наблюдение за неким объектом, после делятся своими впечатлениями, составляют закономерности и потом могут сформулировать вывод.

Прием наблюдения подготавливает детей к точному описанию явления, целесообразному использованию языковых средств, умению пользоваться обобщающими словами.

Хорошо на развитие речи влияет обращение к научным сведениям. Цель такого задания – ввести в активный словарь не только названия понятий, но и сформировать умение строить речевые высказывания, их характеристики.

Для формирования описательной речи эффективно использовать просмотры репродукций натюрмортов (например, натюрморты на которых изображены цветущие растения). Это могут быть произведения Пластова, Кончаловского, Ромадина. Дети пробуют описать каждый цветок, обращая внимание на его окраску, форму листьев.

Интерес к разговорам о природе можно поддерживать тем, что сообщаются дополнительные сведения, подчеркивающие красоту объекта природы, их отличительные особенности, место обитания, историю происхождения. Рассматривая объекты природы, беседу нужно строить таким образом, чтобы дети получали различные речевые образцы описания представителей фауны и флоры, задавать вопросы, помогающие выделить те или иные детали, создающие образные опоры для описательного рассказа.

Эффективно на развитие речи влияют юмористические произведения: их восприятие подготавливает младших школьников к пониманию и постепенному применению в собственной речи метафор, гипербол, выразительных оборотов. В такие минуты дети просто улыбаются или смеются, получая большую радость. Юмористические произведения дети с удовольствием учат наизусть и выразительно читают.

Чтение художественной литературы и научно-познавательных книг можно использовать как индивидуально задание для сильных учащихся. В то время как ведется работа с основной частью класса, сильным учащимся предлагается такое задание: «Прочти дополнительный текст и ответь на вопросы»(расскажи классу).

Результативно использовать на уроках окружающего мира познавательную минутку, во время которой происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы. Подбор содержания таких минуток можно поручить детям в виде домашнего задания. Темы должны согласовываться с основным содержанием урока.

Чтобы упражнения по развитию речи, предложенные младшим школьникам, приближались к непроизвольным ситуациям  использования речи, рекомендуется проводить речевые разминки, которые касаются проблем общения, доступных и близких ребенку этого возраста: общение к другому лиц, высказывание просьбы, вопроса, пожелания, поздравления и т.д. [20]

Речевые разминки – это часть урока, его структурная единица, они последовательно решают конкретные задачи развития речи:

- учат детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям;

- формируют умения и навыки участия в диалоге;

- учат школьников разыгрывать небольшие сценки, при выполнении роли учитывать её особенности (настроение, характер, поведение) [8].

Это упражнение занимает 2-3 минуты урока. Примеры речевых разминок: «Спросите, какое у меня настроение», «Спросите друга, как он провел вчерашний вечер», «Как найти дорогу в аптеку?».

В качестве домашнего задания можно предлагать работу по поиску интересных сведений, о каком – либо объекте, предварительно обсудив с детьми план работы:

- ответить на вопрос «О чём я хочу больше узнать?»;

- подобрать справочную литературу (энциклопедии, познавательные книги), в которых можно найти описания данного растения;

- придумать вопросы, которые будут интересны одноклассникам;

- сформулировать ответ на поставленный вопрос и подготовить краткое сообщение.

Хорошо усевающим детям можно дать более сложное задание: составить библиографию для внеклассного чтения, написать небольшую аннотацию, с помощью которой всем захочется прочитать книгу.

Игра «Четыре дорожки» помогает связно описывать времена года. Оборудование: 4 сюжетных картинки, изображающие зиму, весну, лето, осень; предметные картинки, соответствующие временам года; 4 цветные полоски – белая, голубая, зеленая, желтая, соответствуют фону сюжетных картинок. Учитель читает рассказ и предлагает ученикам выбрать себе любую «дорожку» (цветную полоску) и отправиться в путешествие. «Догадайтесь, в какое время года приведет вас дорожка». Учащимся дается задание: «пойти по своей дорожке», быть очень внимательными, все замечать и запоминать. Ученики отбирают картинки, подходящие к их временам года, расставить их в последовательности рассказа и, следуя по своей «дорожке», опираясь на ряд предметных картинок, дают описание определенного времени года (Приложение 1).Используя предметные картинки, дети рассказывают о своем времени года. Анализируем один из текстов.

Нужно учить детей не только описывать явления природы, но и животных, растения, отдельные предметы. Дети много раз будут тренироваться в описании животных и растений  им нравится наблюдать, ухаживать за питомцами, поэтому и рассказы получаются интересные. Школьники становятся внимательнее и с удовольствием рассказывают и слушают о своих наблюдениях на разных уроках. Природа сближает детей, им хочется общаться друг с другом.

Речь и мышление учащихся развивается, если им приходится решать природоведческие вопросы, задачи, требующие установления новых причинно-следственных связей и обобщений.

Вопросы - одно из основных средств обучения. Это верно не только для маленького ребенка с его бесконечными “почему”, не только для младшего школьника. Любой ученый-исследователь в поисках истины руководствуется вопросами, которые он перед собой ставит. “Задавать вопросы  легко, но хороший вопрос задать не так просто. Каким же должен быть хороший вопрос? Он должен быть тщательно продуман и сформулирован так, чтобы ответ на него стимулировал новые вопросы и ответы.

Неудачно сформулированный учителем вопрос может не достичь своей цели, вызвать совсем не тот ответ, который имелся в виду. Поскольку обучение представляет собой двусторонний процесс, то и самые “ценные” вопросы - те, которые способствуют взаимному обмену между учителем и учеником, обогащая их обоих. Понятно поэтому, что одной из важнейших задач учителя надо считать тщательную разработку, четкую формулировку познавательных задач, вопросов, решение и ответ на которые требовали бы от школьников осмысления соотношений между общим и частным, абстрактным и конкретным, побуждали бы учащихся к самостоятельному поиску способов получения природоведческих знаний.

Тренируя себя в решении вопросов и познавательных задач, выявляя простейшие связи и взаимозависимости в окружающей природе, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняют и углубляют их по рекомендованной учителем природоведческой литературе [22;23].

Вывод по второй главе

Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Выделяют условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей. Первое условие – это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, должны создаваться такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то. Второе условие – создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи. Речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, язык учебников. Речь помогает ребёнку общаться и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. То есть речь нуждается в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития.

Заключение

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. Работа по ее развитию  было и остается одной из важнейших задач начальной школы.  Для ребёнка хорошая речь залог успешного обучения и развития.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.

Необходима система обогащения и развития  речи детей, нужна планомерная работа, чётко и определённо дозирующая материал – словарь, виды речи, умения по составлению связного текста.

Методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковый материал с другой - создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть. Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна.

Урок окружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности. Чтобы активизировать словарь, нужно широко включать как можно более широкого круга слова в речь каждого учащегося, вводить слова в предложения, выявлять уместность их употребления в том или ином тексте.

Огромное влияние на развитие речи оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное развития речи детей в младшем школьном возрасте. На практике учитель на уроках окружающего мира постоянно решает двуединую задачу:

  1. Как преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты учащимися.
  2. Поднимать уровень развития речи учащихся.

На уроках окружающего мира наряду с основными целями, соответствующими теме урока, ставится цель по развитию связной речи. Основная тема урока обеспечивает содержательную сторону речевых умений – знания о предмете высказывания, а знания, полученные на уроке обучения грамоте (операционные знания), помогают младшим школьникам построить связное высказывание на данную тему.

Список литературы

1. Айдарова,  Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку [Текст] /Л.И. Айдарова. - М.: Педагогика, 1978. – 313 с.

2. Блонский, П. А. Психология младшего школьника [Текст] / П. А. Блонский . – М.: 1997. -126 с.

          3. Венгер, А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей  младшего школьного возраста [Текст] / А.Л. Венгер, Н.К. Цукерман. – М.: Владос, 1993. – 225 с.

        4. Вершинина И.В. Фразеологизмы на уроках окружающего мира [Электронный ресурс] / И.В. Вершинина // www.zankov.ru/exp/article=953/

5. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.:  Просвещение, 1983. –  320 с.

6. Головко, Е.В. Работа по развитию речи – один из путей повышения письменной грамотности младших школьников [Текст] / Е.В. Головко // Начальное образование. - 2008. -  № 4. - С. 40-41

7. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения  [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 213 с.

8. Ефимова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] / Л. Н. Ефимова. – М.: Просвещение, 1998. – 301 с.

9. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи [Текст] / Н.И. Жинкин.   М.: Просвещение, 2000. – 189 с.

10. Капинос, В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности [Текст] / В.И. Капинос // Русский язык в школе. - 1978. - №4. - С.58-66.

11. Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка [Текст] / С.Н. Карпова. –   Ростов – на –  Дону: РГПУ, 1987. - 146 с.

12. Ладыженская, Т.А. Определение уровня развития связной речи учащихся [Текст] /  Т.А. Ладыженская. –   М.: Педагогика, 1974. –  301 с.

13. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] /  Т.А. Ладыженская. –   М.: Педагогика, 1974. – 256 с.

          14. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] /  Р.И. Лалаева. –  М.: Педагогика,  2004. – 302 с.

15. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников [Текст] /  М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1985. –  476с.

16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина . – М.: Академия, 2002. – 287 с.

17. Новаковская, С.В. Опыт развития речи младших школьников [Электронный ресурс] / С. В. Новаковская // www. festival.1september.ru/articles/510989/

18. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новотворцева. – Ярославль: Гринго, 1995. – 236с. 

19. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1998. – 351 с.

20. Ожогина, Н.А. Развитие речи младших школьников на уроках окружающего мира [Текст] / Н.А. Ожогина  // Начальное образование. - 2008. -  № 5. - С. 14-19

21.  Пиаже, Ж..Ж.  Речь и мышление ребенка [Текст] /Ж..Ж. Пиаже. М.: Педаогика, 1994.- 231с.

22. Прищепова,  И.В. Речевое развитие младших школьников [Текст] / И.В. Прищепова. -  М.: КАРО, 2010.-160с.

23. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах [Текст] / М.С. Соловейчик. –   М.: Академия, 1997. –  383 с.

24. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. –  М.: Открытое общество, 1985. – 156 с.

25. Фотекова, Т. А. Тестовая методика экспресс  –   диагностики устной речи младших школьников [Текст] / Т.А. Фотекова. –  М.: Айрис-пресс, 2006. –  96 с.

26. Шанский, Н.М., Резниченко И.Л., Кудрявцева Т.С. Что значит знать язык и владеть им [Текст] / Н.М. Шанский, И.Л. Резниченко, Т.С. Кудрявцева. – М.: Просвещение, 1989. –  276с.

         27. Юречко В.П. О развитии речи на уроках окружающего мира [Электронный ресурс] / В. П. Юречко // www. festival.1september.ru/articles/602137/

Приложение

Осень.

Предметные картинки: небо, солнце, тучи, ветер, дождь, трава, деревья, кусты, астры, ноготки, георгины, грибы, клюква.

Осень в разгаре. Небо хмурое, серое, облачное. Солнышко редко показывается. Дуют ветры. Часто идут дожди. Вянет и желтеет трава. Деревья и кусты сбрасывают листву. Отцветают астры, ноготки, георгины. В лесу много грибов. На болоте созрела клюква.

Зима.

Предметные картинки: небо, солнце, ветер, снег, сугробы, медведь, белка, заяц, волк.

Незаметно подкралась зима. Небо низкое, хмурое. Солнце показывается редко. Дует холодный ветер. Идет снег. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Сладко спит в берлоге медведь. Белка и заяц сменили свои шубки. Голодно волку. Он рыщет в лесу в поисках добычи.

Весна.

Предметные картинки: небо, солнце, ветер, снег, ручейки, почки, грачи, скворцы, жаворонки.

Весной небо голубое, чистое. Солнышко светит ярко. Дует теплый ласковый ветерок. Журчат веселые ручейки. На деревьях набухают почки. Возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и жаворонки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательский умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Развитие у детей исследовательского поведения.Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников....

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами уроков окружающего мира.

Младший школьный возраст является важным этапом активного накопления знаний об окружающем мире, формирования экологической культуры, отношения ребёнка к природному и социальному окружению....

Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира на основе ФГОС

Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является позн...

Мастер-класс по теме "Развитие устной речи младших школьников на уроках русского языка".

Данный материал содержит виды работ по развитию речи учащихся....

«Развитие устной речи младших школьников на уроках и во внеурочное время»

Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития....

Методы и приемы развития логического мышления младших школьников на уроках окружающего мира

В развитии логического мышления и связной речи особенно велика роль изучения природы и общества. Наблюдение и характеристика различных явлений - основа развития всех типов связной речи - описание, пов...