Урок по окружающему миру во 2 классе "Заглянем в кладовые Земли"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Бондаренко Светлана Семёновна

Урок представлен в виде технологической карты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Заглянем в кладовые ЗЕМЛИ»

Цель урока:  познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

Задачи: 

Образовательная:  дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам. 

Развивающая: развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. 

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых. 

Тип урока: изучения нового материала

Планируемые результаты:

Личностные:    готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах;  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Предметные: учить  различать составные части гранита, а также горные породы и минералы, получить  возможность научиться составлять собственную коллекцию.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

 коллективная, индивидуальная,  парная

Средства обучения: учебник "Мир вокруг нас" для 2 класса (автор – Плешаков А. А. ),  атлас-определитель: “От Земли до неба”, тесты с заданиями для повторения по теме: “Звёздное небо", коллекция полезных ископаемых,  план описания полезного ископаемого, иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче, презентация в программе PowerPoint. 

  Основные понятия,   изучаемые  на уроке: полезные ископаемые, горные породы и минералы.

 

Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

                                         Деятельность

ЭОР

Время

(в мину-

тах)

учителя

учащихся

1

Орг. момент

Познавательные:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: Прогнозирование своей  деятельности.

Коммуникативные:

 Умение слушать.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Готовят рабочее место.

1 мин.

  2

 Актуализация знаний

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя; наблюдать и делать выводы.

Регулятивные: 

Выделение и осознание пройденного материала, умение обрабатывать информацию, представлять её в табличной форме.

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Учитель: - Отгадайте загадки.

1) Вечером рассыпался горох, утром встал - нет ничего. (Звёзды)

2) Голубое поле серебром усыпано. (Небо и звёзды)

3) Что человек всегда видит, но никогда достать не может? (Небо, звёзды, месяц, солнце)

- О каких зодиакальных созвездиях вы узнали дома? (Ответы детей)

- Кто узнал свой знак зодиака и хочет об этом рассказать? (Ответы детей)

( оценка и самооценка)

- О каких двух ярких звёздах в созвездии Орион вы узнали с помощью атласа-определителя? (Ответы детей)

Учитель:- Кто из вас смоделировал созвездия? Расскажите о них.

Работа с тестами по окружающему миру по теме «Звёздное небо»

Отгадывают загадки, рассказывают о зодиакальных созвездиях, показывают модели созвездий из пластилина, работают с тестами по теме «Звёздное небо»

5 мин.

3

Целеполагание и мотивация

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: Прогнозирование своей  деятельности.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Учитель:- Отгадайте загадки.

      Этот мастер белый-белый

        В школе не лежит без дела:

      Пробегает по доске, оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

  Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу-  Она понадобиться сразу. (Глина)

Учитель:- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? ( Ответы детей)

- Прочитайте тему урока на с.44 учебника. (Заглянем в кладовые Земли.)

-Какие вопросы у вас возникают? Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей)

- А что говорит нам Муравьишка?  Прочитайте в учебнике.

3 мин.

4

Изучение нового материала

Познавательные: знакомство со способами добычи полезных ископаемых, с профессией шахтёра, с коллекцией полезных ископаемых.

Регулятивные: 

Умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли,  находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины

 умение работать  в группе, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

Работа в парах

 Беседа

Учитель: - Вспомните, с какими камнями  мы познакомились в прошлом учебном году. ( С известняком, гранитом, кремнем.)

- С помощью чего мы определяли их названия? ( С помощью атласа-определителя.)

- Отгадайте, о каком из знакомых вам камней  идёт речь

Он очень прочен и упруг,

Строителям - надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит.)

- Что вы можете сказать об этом камне? (Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве.)

У. Ребята, как добывают полезные ископаемые? 
Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых. 
У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека? 
Д. Когда человек спускается в шахту. 
У. Как вы думаете, почему? 
Д. В шахте может произойти обвал. 
У. Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.
- А почему они ископаемые? И почему полезные? Работа с атласом-определителем и коллекцией полезных ископаемых в группах.

Учитель: -У вас на партах разложены  полезные ископаемые. 
- Рассмотрите их внимательно. Может кто-то из вас знает, как называются эти камни? (на столах лежат образцы полезного ископаемого: у каждой группы – свой и атлас-определитель “От Земли до неба”)

- Определите название полезного ископаемого , прочитайте о его свойствах, где используется.

 На доске дан план описания полезного ископаемого.

1. Название.

2.Свойства.

3. Где используется.

(выслушиваются 3 человека от каждой группы)

- Как вы оцениваете свой ответ? А как вы, ребята, его оцениваете?

Учитель: - Послушаем сообщения ребят о полезных ископаемых, приготовленных ими дома.

( оценка и самооценка)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, работают с атласом-определителем в парах, готовят сообщения, рассказывают их у доски по специально составленному плану, дают оценку своей работе.

Работа с атласом-определителем «От земли до неба»

Показ презентации.

14 мин

5

Физкультминутка

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Организация комплекса упражнений для снятия нагрузки.

Выполняют движения под руководством учителя:

1 мин.

6

Первичное применение новых знаний

Познавательные: познакомить с полезными ископаемыми горючими, строительными, рудными; с полезными ископаемыми из личной коллекции одноклассника.

Регулятивные: 

Умение применять полученные знания,  осуществлять пошаговый контроль. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли,  находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Организовывать учебное сотрудничество,

Организация  работы по закреплению первичных знаний.

Знакомство с составом и свойствами гранита. 

- Что можно сказать про этот камень? 
Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. 
- Однороден ли он по составу? 
- Где вы встречали гранит? Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

Работа с документ-камерой

Учитель: - Давайте рассмотрим образцы некоторых полезных ископаемых.

Рассматривание  образцов слюды, кварца, полевого шпата. 


Железная руда 
– Твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.

Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. 
Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.

Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли) 
 

Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать. 

 Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды. Встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством. 


Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета. 
Известняк используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки и слышится шипение. Разновидность известняка: мел.

Учитель: Давайте, опираясь на свойства полезных ископаемых в нашей таблице, разделим их на группы. 

( На доске три слова: строительные, рудные, топливные)


Строительные: известняк, глина, гранит.
Рудные: железная руда.
Топливные: каменный уголь, торф.

Учитель: - А чем отличаются минералы от горных пород?

Полезные ископаемые, которые не являются однородными по составу, и состоящие из нескольких минералов называются горными породами. 
Минералы - однородны по составу. 

Учитель: А какие полезные ископаемые добывают в нашей Самарской области? (нефть, газ, известняк, песок, глина)

 Чтение и обсуждение статьи «Моя коллекция»

( читают дети хорошо читающие)

Вопросы задаёт  учитель и дети  сами придумывают вопросы.

Примерные вопросы

 Сколько лет было автору, когда он стал собирать камни?

Какой камень ему чаще всего попадался?

Как нашли на чердаке коллекцию камней?

Какие камни находились в этой коллекции?

Что поразило автора при рассматривании коллекции?

Во что в дальнейшем выросла коллекция?

Как вы думаете, кем в будущем стал автор?

Что больше всего вас удивило в тексте?

Учитель: - У нас в классе есть ученик,  который тоже собрал свою коллекцию камней. Сейчас  он нам расскажет о ней.

Работают с учебником с.44, закрепляют знания о составе гранита, знакомятся с другими полезными ископаемыми, учатся распределять их на группы (строительные, горючие, рудные). Определяют, чем отличаются минералы от горных пород. Рассматривают полезные ископаемые с помощью документ-камеры.

Работают со статьёй «Моя коллекция», учатся составлять  вопросы по прочитанному, знакомятся с коллекцией полезных ископаемых одноклассника.

Документ-камера

Учебник с.46.

Коллекция полезных ископаемых.

Показ презентации.

13 мин.

7

Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

Оценка процесса и результата деятельности.

Регулятивные: 

Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено. 

Коммуникативные:

Уметь выражать свои мысли.

Учитель отмечает наиболее активных учащихся класса на каждом этапе урока. Подводится итог по созданному кластеру.

Учитель: - Оцените свои достижения на уроке.

(красная полоска - что-то не понял, что-то не получилось

жёлтая - понял, но не всё

зелёная – всё понял, всё получилось)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? 
- Как вы думаете, нужно ли бережно относиться к полезным ископаемым?

Подводится итог, обучающиеся оценивают себя с помощью цветных полосок.

2 мин

8

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж.

Записывают  задание.

1 мин

 



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Заглянем в кладовые ЗЕМЛИ»

Цель урока:  познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

Задачи: 

Образовательная:  дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам. 

Развивающая: развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. 

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых. 

Тип урока: изучения нового материала

Планируемые результаты:

Личностные:    готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах;  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Предметные: учить  различать составные части гранита, а также горные породы и минералы, получить  возможность научиться составлять собственную коллекцию.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

 коллективная, индивидуальная,  парная

Средства обучения: учебник "Мир вокруг нас" для 2 класса (автор – Плешаков А. А. ),  атлас-определитель: “От Земли до неба”, тесты с заданиями для повторения по теме: “Звёздное небо", коллекция полезных ископаемых,  план описания полезного ископаемого, иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче, презентация в программе PowerPoint. 

  Основные понятия,   изучаемые  на уроке: полезные ископаемые, горные породы и минералы.

 

Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

                                         Деятельность

ЭОР

Время

(в мину-

тах)

учителя

учащихся

1

Орг. момент

Познавательные:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: Прогнозирование своей  деятельности.

Коммуникативные:

 Умение слушать.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Готовят рабочее место.

1 мин.

  2

 Актуализация знаний

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя; наблюдать и делать выводы.

Регулятивные: 

Выделение и осознание пройденного материала, умение обрабатывать информацию, представлять её в табличной форме.

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Учитель: - Отгадайте загадки.

1) Вечером рассыпался горох, утром встал - нет ничего. (Звёзды)

2) Голубое поле серебром усыпано. (Небо и звёзды)

3) Что человек всегда видит, но никогда достать не может? (Небо, звёзды, месяц, солнце)

- О каких зодиакальных созвездиях вы узнали дома? (Ответы детей)

- Кто узнал свой знак зодиака и хочет об этом рассказать? (Ответы детей)

( оценка и самооценка)

- О каких двух ярких звёздах в созвездии Орион вы узнали с помощью атласа-определителя? (Ответы детей)

Учитель:- Кто из вас смоделировал созвездия? Расскажите о них.

Работа с тестами по окружающему миру по теме «Звёздное небо»

Отгадывают загадки, рассказывают о зодиакальных созвездиях, показывают модели созвездий из пластилина, работают с тестами по теме «Звёздное небо»

5 мин.

3

Целеполагание и мотивация

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: Прогнозирование своей  деятельности.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Учитель:- Отгадайте загадки.

      Этот мастер белый-белый

        В школе не лежит без дела:

      Пробегает по доске, оставляет белый след. (Мел)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

  Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу-  Она понадобиться сразу. (Глина)

Учитель:- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? ( Ответы детей)

- Прочитайте тему урока на с.44 учебника. (Заглянем в кладовые Земли.)

-Какие вопросы у вас возникают? Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей)

- А что говорит нам Муравьишка?  Прочитайте в учебнике.

3 мин.

4

Изучение нового материала

Познавательные: знакомство со способами добычи полезных ископаемых, с профессией шахтёра, с коллекцией полезных ископаемых.

Регулятивные: 

Умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли,  находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины

 умение работать  в группе, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

Работа в парах

 Беседа

Учитель: - Вспомните, с какими камнями  мы познакомились в прошлом учебном году. ( С известняком, гранитом, кремнем.)

- С помощью чего мы определяли их названия? ( С помощью атласа-определителя.)

- Отгадайте, о каком из знакомых вам камней  идёт речь

Он очень прочен и упруг,

Строителям - надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит.)

- Что вы можете сказать об этом камне? (Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве.)

У. Ребята, как добывают полезные ископаемые? 
Учитель показывает иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых. 
У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека? 
Д. Когда человек спускается в шахту. 
У. Как вы думаете, почему? 
Д. В шахте может произойти обвал. 
У. Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.
- А почему они ископаемые? И почему полезные? Работа с атласом-определителем и коллекцией полезных ископаемых в группах.

Учитель: -У вас на партах разложены  полезные ископаемые. 
- Рассмотрите их внимательно. Может кто-то из вас знает, как называются эти камни? (на столах лежат образцы полезного ископаемого: у каждой группы – свой и атлас-определитель “От Земли до неба”)

- Определите название полезного ископаемого , прочитайте о его свойствах, где используется.

 На доске дан план описания полезного ископаемого.

1. Название.

2.Свойства.

3. Где используется.

(выслушиваются 3 человека от каждой группы)

- Как вы оцениваете свой ответ? А как вы, ребята, его оцениваете?

Учитель: - Послушаем сообщения ребят о полезных ископаемых, приготовленных ими дома.

( оценка и самооценка)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, работают с атласом-определителем в парах, готовят сообщения, рассказывают их у доски по специально составленному плану, дают оценку своей работе.

Работа с атласом-определителем «От земли до неба»

Показ презентации.

14 мин

5

Физкультминутка

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Организация комплекса упражнений для снятия нагрузки.

Выполняют движения под руководством учителя:

1 мин.

6

Первичное применение новых знаний

Познавательные: познакомить с полезными ископаемыми горючими, строительными, рудными; с полезными ископаемыми из личной коллекции одноклассника.

Регулятивные: 

Умение применять полученные знания,  осуществлять пошаговый контроль. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли,  находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Организовывать учебное сотрудничество,

Организация  работы по закреплению первичных знаний.

Знакомство с составом и свойствами гранита. 

- Что можно сказать про этот камень? 
Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. 
- Однороден ли он по составу? 
- Где вы встречали гранит? Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

Работа с документ-камерой

Учитель: - Давайте рассмотрим образцы некоторых полезных ископаемых.

Рассматривание  образцов слюды, кварца, полевого шпата. 


Железная руда 
– Твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.

Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. 
Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.

Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли) 
 

Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать. 

 Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды. Встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством. 


Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета. 
Известняк используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
Образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки и слышится шипение. Разновидность известняка: мел.

Учитель: Давайте, опираясь на свойства полезных ископаемых в нашей таблице, разделим их на группы. 

( На доске три слова: строительные, рудные, топливные)


Строительные: известняк, глина, гранит.
Рудные: железная руда.
Топливные: каменный уголь, торф.

Учитель: - А чем отличаются минералы от горных пород?

Полезные ископаемые, которые не являются однородными по составу, и состоящие из нескольких минералов называются горными породами. 
Минералы - однородны по составу. 

Учитель: А какие полезные ископаемые добывают в нашей Самарской области? (нефть, газ, известняк, песок, глина)

 Чтение и обсуждение статьи «Моя коллекция»

( читают дети хорошо читающие)

Вопросы задаёт  учитель и дети  сами придумывают вопросы.

Примерные вопросы

 Сколько лет было автору, когда он стал собирать камни?

Какой камень ему чаще всего попадался?

Как нашли на чердаке коллекцию камней?

Какие камни находились в этой коллекции?

Что поразило автора при рассматривании коллекции?

Во что в дальнейшем выросла коллекция?

Как вы думаете, кем в будущем стал автор?

Что больше всего вас удивило в тексте?

Учитель: - У нас в классе есть ученик,  который тоже собрал свою коллекцию камней. Сейчас  он нам расскажет о ней.

Работают с учебником с.44, закрепляют знания о составе гранита, знакомятся с другими полезными ископаемыми, учатся распределять их на группы (строительные, горючие, рудные). Определяют, чем отличаются минералы от горных пород. Рассматривают полезные ископаемые с помощью документ-камеры.

Работают со статьёй «Моя коллекция», учатся составлять  вопросы по прочитанному, знакомятся с коллекцией полезных ископаемых одноклассника.

Документ-камера

Учебник с.46.

Коллекция полезных ископаемых.

Показ презентации.

13 мин.

7

Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

Оценка процесса и результата деятельности.

Регулятивные: 

Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено. 

Коммуникативные:

Уметь выражать свои мысли.

Учитель отмечает наиболее активных учащихся класса на каждом этапе урока. Подводится итог по созданному кластеру.

Учитель: - Оцените свои достижения на уроке.

(красная полоска - что-то не понял, что-то не получилось

жёлтая - понял, но не всё

зелёная – всё понял, всё получилось)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? 
- Как вы думаете, нужно ли бережно относиться к полезным ископаемым?

Подводится итог, обучающиеся оценивают себя с помощью цветных полосок.

2 мин

8

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж.

Записывают  задание.

1 мин

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру по теме "Глобус- модель Земли" для 2 класса

Разработка урока по теме: "Глобус- модель Земли" по программе "ШКОЛА 2100",   подойдет для любого УМК....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Мы живём на планете Земля", по ФГОС, 2 класс

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс "Мы живём на планете Земля", по ФГОС. Содержит презентацию и карточки....

Конспект урока по окружающему миру "В поисках подземных кладовых"

Данный материал предназначен для проведения урока по окружающему миру в 4 классе....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Заглянем в кладовые Земли", 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о горных породах и минералах на основе практической работы;сообщение сведений о роли горных пород и минералов в жизни человека.Планируемые результ...

Урок по окружающему миру "В поисках подземных кладовых" 4 класс

Покажи мне и я увижу, расскажи мне и я услышу, вовлеки меня и я научусь....