Фрагмент урока в 4 классе по окружающему миру на тему: "Отчего мы иногда болеем"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Данный фрагмент знакомит учащихся с видами и профилактикой, причинами заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока окружающего мира на тему: "Отчего мы иногда болеем".

Цель: Познакомить с причинами и профилактикой заболеваний.

  • Планируемые результаты изучения темы: .
  • 1. Личностные –  осознают , что полезно для здоровья, а что – вредно; дают адекватную оценку с опорой на знание  о здоровом образе жизни, стремиться сохранять свое здоровье для дальнейшей полноценной жизни
  • 2. Метапредметные.
  • Познавательные: умение извлекать  необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии)  о факторах заболеваний  человека и  способах их лечения, о способах защиты от инфекций.
  • Регулятивные:  умение  определять  цель, принимать решение, работать по алгоритму.
  • Коммуникативные:  умение работать в парах и группах, высказывать свое мнение, учиться уважать мнение товарищей.
  • 3.Предметные – применяют знания о своем организме  для решения практических задач;
  • Принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности;
  • оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме;
  • владеют навыками установления и выявления причинно – следственные связи между
  • предупреждением заболевания, заболеванием и лечением.

Ресурсы:  учебник «Окружающий мир» А. А. Вахрушев 4 класс, рабочая тетрадь 4 класс, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент.

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

- Ребята, у меня в руках яблоко. Я купила его по дороге в школу. Как вы думаете могу ли я его съесть?  (Ответы детей)

- А почему? (Его надо помыть).

- А зачем мыть фрукты, овощи, руки? (На них микробы)

- А что такое микробы? (это микроорганизмы, которые можно рассмотреть под микроскопом, потому что они очень малы)

- Ну, подумаешь микробы. Попадут в организм и что такого? (человек начнёт болеть).

- Как вы думаете какова будет тема нашего урока? (предположения детей)

- Правильно тема нашего урока : Отчего мы иногда болеем?

- Ребята, ответы на какие вопросы вы хотели бы получить сегодня на уроке? (предположения учащихся.) Поиск ответов на ваши вопросы и будет целью нашего сегодняшнего урока. (От чего зависит здоровье человека?

 Что является причиной  заболеваний?  Как определить здоров человек или болен? Какие бывают заболевания?)

III. Совместное «открытие» знаний.

- Давайте попробуем сначала найти ответ на вопрос: Что является причиной заболеваний? Послушайте стихотворение.

Бежит маленький ручей

Средь цветов и средь камней.

И людей, и зверей

Поит он водой своей.

Часто жалуются люди

На болезни и недуги.

У зверей сложна судьба,

В то же время — жизнь длинна,

И дубы растут лет сто,

Коль не срубит их никто.

Вот прозрачный ручеек —                                                                                                                                               Задает  себе вопрос:

«Почему болеют люди?

Что их так несчастных губит?»

И решил вопрос он этот

Всем задать, кого ни встретит:

Розе, пальме, кабану,                                                                                                                                                 Тигру, дикому коту.

— Что же ответили ручью растения и животные?

Учитель. По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость — это особая мудрость, и болезни ее боятся.

Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость — это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.

Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.

Дикий кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.

Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают и это тоже вредит их  здоровью.

 А как вы думаете, что является причиной заболеваний? (Подводят итог)

- Посмотрим, что думает о причинах болезней автор нашего учебника стр.56  2 абзац.

Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского слово инфекция означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или животного (собаки, кошки). В распространении целого ряда заразных болезней принимают участие кровососущие насекомые: вши, блохи, комары, москиты, слепни, клещи и др

Инфекция распространяется микроорганизмами (микробами), которые «живут» в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности игрушек и книг.

Источником заражения может быть кровь больного человека. Это может произойти при переливании крови или использовании медицинских инструментов, например одного и того же шприца несколькими людьми или при лечении зубов.

Замечено, если человек перенес какую-нибудь инфекционную болезнь, он уже ею больше не заболеет. У организма появляется невосприимчивость к такой болезни — иммунитет.        

 - Как искусственным способом можно приобрести иммунитет?      

— Делали ли вам прививки?

— От каких болезней?

В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной для себя форме, и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т.е. иммунитет.      

- Если возбудители попали в организм, то какие клетки вступают с ними в борьбу?   (Белые клетки крови)    

- Отчего же мы иногда болеем? Давайте обратимся к с. 57 учебника.

- Ребята, мы рассуждаем о том , что является причиной заболевания. А как вы отличите больного человека от здорового? (ответы детей).

- Послушайте стихотворение. Все ли основные признаки заболеваний мы перечислили?

 Катя сегодня из школы пришла,

С книжками вместе болезнь «принесла.

Кашляет, чихает, слезы вытирает.

У нее несчастный вид — очень голова болит,

Нос припух, температура — видно, ей нужна микстура.

И глотать ей тоже больно — очень Катя недовольна.

Надо ей учить уроки — она мается в дремоте,

Надо маме помогать, а она не может встать,

Пора подруге позвонить — трудно громко говорить.

В общем, встали все дела — так хвороба подвела.

Невзирая на протест, ей поставили компресс,

Хоть не хочется лечиться — с процедурами Катя мирится,

Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:

В школу бегать, песни петь — надо многое успеть.

- Как выдумаете нравится ли человеку болеть? (Ответы учащихся)

VI. Первичный контроль

Тест «Твое здоровье» (слайд 10)

(Ставьте «+» или «-»)

1. У меня часто болит голова.

2. У меня часто бывает насморк.

З. У меня больные зубы.

4. Иногда у меня болит ухо.

5. У меня нередко болит горло.

6. Каждый год я болею гриппом.

7. Иногда меня тошнит.

8. Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.

9. Ко мне легко прилипают всякие болезни.

Чего получилось больше: «+» или «—»?

Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы улучшить или сохранить свое здоровье?

— Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.

— Есть полезную пищу.

— Чистить зубы. Мыть руки.

— Выполнять физические упражнения и т.д.                                                                                  

  Вот как заботится о себе герой стихотворения:

Почему я не болею, почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора?

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водой из-под крана

Обливаюсь я каждый день.

VII. Рефлексия

- Смогли ли мы ответить на все поставленные вопросы?

- Что нового узнали на уроке?

– Как прошёл урок проголосуйте жетонами.

VIII. Домашнее задание.