План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Бардыгина Ирина Сергеевна

План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_soobshchestva.docx63.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока в 4 классе  в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока:  «Природные сообщества»

Класс: 4

Форма работы: фронтальная, индивидуальна, парная.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:  Обучающие: закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для   жизни организма; показать отличия между естественными и искусственными природными сообществами; проверить понимание изученного о природном сообществе .

           Развивающие: научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения; развивать умение анализировать связи в каждом из изученных природных сообществ; грамотно выражать свои мысли;

развивать учебно-организационных умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

способствовать развитию коммуникативности.

       Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.

развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умения поступать по совести.

формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей.

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Оборудование: проектор, экран, наглядные пособия.


Технологическая карта урока

Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока

Цель этапа

Деятельность учителя: содержание работы, приемы  и способы реализации содержания, формы организации

Деятельность обучающихся: самостоятельная работа учащихся

Какие УУД формируются на каждом этапе

1. Мотивация деятельности.

Развитие умения взаимодействовать с учителем в рамках учебного процесса.

Подготовить обучающихся к уроку

Проверьте, готовы ли ваши рабочие места к уроку.

«Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости»

- Давайте посмотрим, какую частичку мудрости мы получим на сегодняшнем уроке.

Проверяют свою готовность к уроку.

Личностные

Регулятивные

2. Актуализация  опорных знаний

Подготовка обучающихся к восприятию материала урока.

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действия.

Ребята давайте поиграем с вами в игру. Я буду называть вам нескольких животных, а вы догадайтесь, какое из них лишнее.

- Заяц, волк, бегемот.

 А почему бегемот лишний?

Акула, еж осьминог.

Действительно, акула и осьминог - водные животные, а ежик нет. Он не может жить в воде. По-научному он к этому не приспособлен.

 Получается, живые организмы не могут жить где угодно, где им захочется.  Они могут жить только в тех условиях, к которым они приспособлены.

 

- Подумайте, какая тема нашего урока?

-Какие цели поставим перед собой?

-Какие задачи поставим перед собой?  

Выполняют указания учителя

- Бегемот лишний.

- Он не живет с зайцем и волком рядом.

-Ёж лишний. Он не живет в воде.

- Природные сообщества

Дать представление о природном сообществе, показать взаимосвязь живой и неживой природе внутри сообщества

 

Знакомство с природными сообществами, изучение взаимосвязи между живой и неживой природы внутри сообщества

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

3.   Проблемное объяснение нового знания.

Определить тему урока. Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации

    Заметим, что приспосабливаться животным нужно к двум типам условий.

   

К условиям природным.

Например, живем мы в воде, какие у нас должны быть приспособления к такой жизни?

 

Хорошо, а если животное живет в пустыне, какие у него должны быть приспособления?

Так же животным необходимо приспосабливаться к соседям. Не со всяким соседом можно ужиться.

Презентация

Давайте подумаем, мы с вами уже говорили  волке и зайце. Как вы думаете, волк для зайца хороший сосед?

В это трудно поверить, но волк и заяц друг другу соседи не плохие, подходящие.

 

Представим, что зайцев стало очень много. Значит и еды своей заячьей они  съедят много.

Что любят зайцы?

Что случится, если зайцев в лесу станет очень много?

Правильно.

Поэтому волки, съев нескольких зайцев, в определенном смысле даже помогают остальным. К тому же едят они в основном зайцев больных.

Но и волков не должно быть слишком много, иначе, зайцев совсем не останется.  А если зайцев будет слишком мало, голодать будут волки.

В природе должно быть равновесие, а оно получается только у хороших соседей.

Конечно, для того, зайца, которого съел волк, он плохой сосед. А вот для остальных зайцев, он сосед хороший.

Слайд

К сожалению, в природе для равновесия  часто нужно чтобы кто-то кого-то ел.

Но ведь еда не начинается не с зайца. Как растения создают пищу для себя и других живых организмов. Что им для этого необходимо?

Кто-то ест растения, а кто-то ест того, кто ест растения и  так дальше по цепочке.

Не даром  ученые называют это цепью питания.

Конец презентации

- Плавники, жабры

- Длинные корни, способность держать влагу, устойчивость к засухе.

Ответы детей.

- Зайцы любят есть кору деревьев и кустарников

Скоро их еды в лесу очень мало и зайцы сами начнут голодать.  Они еще и лесу сильно навредят тем, что обглодают много деревьев.

 Растениям нужен свет, вода, почва.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

4.Физкультминутка

Активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала.

Мы  вдохнули  глубоко

Дышим мы легко-легко

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали

И локтями повращали

Сделали по пять прыжков

И к работе класс готов!

Выполняют физкультминутку

4.  Проблемное объяснение нового знания.

Формирование навыков и отработка умений обучающихся;

Усвоить учащимися нахождение периметра квадрата по выведенной формуле.

    Давайте в воображении  пройдемся по цепи как  ученый кот в сказке Пушкина,  только цепь эта будет не на дубе у лукоморья, а в природе.

Первое звено в это цепи это растения, гусеница ест растения, она второе звено в цепи. Третье звено – синица. А кто ест синиц, ну бывают у нее и грибковые и бактериальные болезни, так что паразиты – это четвертое звено в цепи.   А что же дальше?

Со временем все участники пищевой цепи умирают и бактерии и грибы не болезнетворные, перерабатывают умершие тела в перегной.  А перегной это же составная часть  почвы. А из почвы вещества всасываются корнями.  Получается, из перегноя они снова переходят  к растениям.

Заметьте,  как в сказке  Александра Сергеевича Пушкина, кот ученый ходил по цепи кругом,  так и мы по пищевой цепи описали сейчас круг. От растений начали и к ним же вернулись.

И вот теперь пришла пора сказать важное  научное слово: «Сообщество».

Сообщество – это много организмов, или  группа организмов, которые  влияют  друг на друга, они  взаимосвязаны между собой. Они друг для друга неплохие соседи, они приспособлены  жить вместе  и в определенных, одних и тех же природных  условиях.

Благодаря этим связям, в сообществе  и возникает  равновесие, когда организмов, не слишком много и не слишком мало.

Посмотрите пожалуйста на данные организмы,  можно   ли сказать, что они относятся к одному природному сообществу и почему?

 ( Карточки двойные на одно стороне написано животное, на другой  место его обитания).

Данные животные, не относятся к одному природному сообществу.

Медведь живет в лесу, окунь в воде, мышь на лугу.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

5.  Практическая работа

Закрепление  и уточнение изученных знаний на практике

Вы будете в парах строить модель цепи питания. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте цепи питания.

сообщества «Озеро»

Поместите на доску свои пищевые цепочки.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

6. Итог урока. Рефлексия.  

Подведение итога урока

- Какой мудрости научились?

 - О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Над чем вам пришлось задуматься?

- Над чем еще надо поработать?

Выставление отметок.

Домашнее задание учебник с. 53-56.

В заключении хотела прочитать для вас стихотворение Бориса Заходера.

Все-все на свете

Все-все

На свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки

У  мышки без кошки

Не лучшие делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны

Урок окончен

Записывают домашнее задание в дневник

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по предмету "окружающий мир" в начальных классах. Тема: Охрана животных. Животные Красной книги.

Цели урока:продолжать знакомство с Красной книгой, с животными, которые в нее внесены;учить бережно относиться к животным;рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;формиро...

План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 1 классе "Твердые тела, жидкости, газы"

Урок-исследование «Твердые тела, жидкости и газы» Цель: Познакомить детей с важнейшей характеристикой физических тел – агрегатным состоянием.Задачи:Обучающие: учить выделять признаки о...

План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс

Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью".

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью" подготовлен учителем начальных классов Солнце Ю.А. по программе "Начальная школа XXI века" с использование...

План-конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельное деятельности учащихся по их разрешению, ив результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями...

План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 3 классе с применением проектно-исследовательской технологии.

Цели: 1. Ознакомить с климатическими условиями степи.Познакомить с ее растительным и животным миром.Установить зависимость растительного и животного мира степи от ееприродных условий.Показать влияние ...