Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по учебнику Плешакова
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Рабочая программа составлена в соответсвии с ФГОС, содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx65.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Тяглое Озеро муниципального района Самарской области

(ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро)

«Согласовано»

Руководитель МО

_____/Боброва Е.В.        /

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________20__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро

_____/Бочарова В.В.        /

ФИО

«___» _________20__г.

«Утверждено»

Директор ГБОУ  ООШ с. Тяглое Озеро

_____/Федюнина Н.В.        /

ФИО

Приказ №______ от

«___» _________        20__г.

Рабочая программа

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Кол-во часов в неделю: 2

Общее кол-во часов: 68

Учитель: Артемьева Т.А.

Учебный год: 2014 – 2015

Программа: А.А.Плешаков. Окружающий мир.1-4 классы. Предметная линия учебников «Школа России». М. Просвещение, 2011 г.

 Учебник: А.А.Плешаков. Окружающий мир в 2ч.  для  общеобр. учржд. с приложением на электронном носителе . Издательство Просвещение,  2014 г.

.

Тяглое Озеро, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию авторской программы  учебного предмета.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Учебно – тематический план

Количество часов: 68 часов, 2 часа в неделю

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Практические  и лабораторные работы, творческие и проектные работы, экскурсии и др.

1

Тема 1

 Земля и человечество

         9

Экскурсия по родному краю

2

Тема2

Природа России

       10

Экскурсия к озеру

3

Тема 3

Родной край – часть большой страны.

      15

Презентация проектов ( по выбору) , презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия «Формы поверхности нашей местности».

4

Тема4 Страницы Всемирной истории

        5  

5

Тема5

Страницы истории России.

20

6

Тема6 Современная Россия

9

Экскурсия по родному краю.

Итого

68

Содержание курса.

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы:

знакомство с картой звездного неба;

поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте;

знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: 

поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии:

Формы поверхности нашей местности;

Экскурсия в краеведческий музей села Венгерова.

Практические работы:

знакомство с картой края;

рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;

рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя;

знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (6 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого.

Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.

Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.

Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья   — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.

Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.

Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.

Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.

Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (8 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Экскурсии:

Экскурсия в школьный музей «Славные символы России»

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты

Ученик будет знать:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы;
  • природные зоны России;
  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  •  государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Обучающийся научится:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  • приводить примеры народов России;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.


Календарно-тематическое планирование

Дата

уроков

               

Тема урока

Тип урока

            Требования к уровню

подготовки обучающихся ( Планируемые        результаты)

Элементы содержания

Вид контроля

Освоение предметных знаний

УУД

(личностные и метапредметные

результаты)

1 четверть- 18 часов

Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

1.

Мир глазами астронома.

Комбинированный

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

Личностные: Целостное отношение к природе.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Определять причины явлений, событий, извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах

Фронтальный

опрос

2

Планеты Солнечной системы.

Комбинированный

Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года

Личностные: Целостное отношение к природе.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Выявлять существенные признаки объектов, моделировать строение Солнечной системы;

Тест

3

Звездное небо. Звезды и созвездия. П.р «Знакомство с картой звездного неба»

Комбинированный

Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Самостоятельная

работа

4

География как наука. П.р «Показ географических объектов на глобусе и карте»

Комбинированный

Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные значки на карте полушарий;

Проверочная работа

5

История как наука. П.р. «Знакомство с историческими картами»

Урок практического применения знаний

Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Перерабатывать полученную информацию: составлять рассказы о мире с точки зрения историка;

характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого

Графический

диктант

6

Летоисчисление. Историческая карта

Комбинированный

Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление».

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях;

Фронтальный

опрос

7

Понятия об экологии и экологических проблемах.

Комбинированный

Человек - часть природы.

Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать современные экологические проблемы;предлагать свои меры по решению экологических проблем;

рассказывать о мире с точки зрения эколога;

Тест

8

Всемирное природное и культурное наследие. Красная книга.

Комбинированный

Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия;различать объекты природного и культурного Всемирного наследия;

определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям

Работа с Красной книгой родного края

9

Контрольная работа по теме «Земля и человечество»

Урок обобщения и систематизации знаний

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Проверочная работа

Природа России. 10 часов

10

Равнины и горы России. П.р. «Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов».

Комбинированный

Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России.

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Находить на физической карте России изучаемые географические объекты;

характеризовать формы рельефа России.

Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина

Практическая  работа.

Моделирование.

11

Моря, озёра и реки России.  П.р.: «Поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.»

Комбинированный

Водоёмы, их разнообразие, использование человеком

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты; различать моря и озера; характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

Практическая  работа.

12

Природные зоны России.

Комбинированный

Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и высотная поясность

Личностные: умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

РегулятивныеУмение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные- строить рассуждения; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи

КоммуникативныеУмение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Находить на карте природные зоны России и характеризовать их;

устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами

Фронтальный

опрос

13

Зона арктических пустынь. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».

Комбинированный

Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Находить на карте природных зон зону арктических пустынь; работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами;

характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям;

выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь;

Практическая  работа.

14

Тундра. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».

Комбинированный

Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические  условия, растительный и животный мир, деятельность человека

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами; характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения;

Практическая  работа.

15

Леса России. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».

Комбинированный

Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Личностные: развивать самостоятельность

Находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы; опознавать с помощью гербария  растения зоны лесов; по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов,  выявлять экологические связи; моделировать цепи питания в зоне тайги;

Работа с картой

16

Роль леса в природе и жизни людей.

Комбинированный

Представление  о роли леса в жизни человека и природы; экологические  проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным

Личностные:понимать  роль труда в создании товаров и услуг

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, выяснять роль профессий родителей.

Коммуникативные:формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

С  помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

проект

17

Зона степей. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».

Комбинированный

Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Характеризовать животный мир зоны степей,  выявлять экологические связи;

сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

Работа с картой

18

Пустыни.  П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».

Урок обобщения и систематизации знаний

Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь.

Проверочная работа

2 четверть-16 часов

19

Зона субтропиков, ее природные особенности. П. р. « Поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон».

Комбинированный

Представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическое положение субтропической зоны России, растительный и животный мир, деятельность людей.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Находить на карте природных зон зону субтропиков;

 по гербарию, иллюстрациям опознавать растения субтропиков; знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными,  устанавливать экологические связи;

моделировать цепи питания; анализировать экологические проблемы зоны;

«Родной край – часть большой страны» (15 ч)

20

Наш край. Экскурсия «Формы поверхности нашей местности».

Комбинированный

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Личностные: Целостное отношение к природе.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона;

 находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон

экскурсия

21

Знакомство с различными видами рельефа

Комбинированный

Представление о поверхности родного края; работа с картой

Личностные:формирование связи  мира природы, культуры окружающих людей

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: умение делить на группы знакомые понятия, определять их значение.

Коммуникативные: умение работать в группе и со взрослыми

Характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; находить на карте региона крупные города, обобщать полученную информацию, готовить сообщение

Фронтальный

опрос

22

Виды водоемов. Значение водоемов в жизни человека.

Комбинированный

Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана

Личностные:формирование связи  мира природы, культуры окружающих людей

Регулятивные: Умение выполнять задания в соответствии с целью урока, отвечать на поставленные вопросы

Познавательные: умение делить на группы знакомые объекты, определять их значение.

Коммуникативные: умение работать в группе

Рассказывать о значении водных богатств в жизни людей; составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по данному в учебнике плану

Тест

23

Полезные ископаемые. Практическая работа: «Свойства  полезных ископаемых» .

Комбинированный

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Личностные:понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснить значение природных богатств

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:

знать о группах ПИ и их применении.

Коммуникативные:

формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Находить на карте природных зон значки полезных ископаемых, работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем, работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу

Практическая  работа.

24

Почва.

Комбинированный

Различные виды почв и их состав .

Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах; Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их.

Фронтальный

опрос

25

Природное сообщество смешанного леса.П.р. «Работа с гербарием растений леса»

Комбинированный

Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества; характеризовать лесное сообщество по данному в учебнике плану;

выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

Практическая  работа.

26

Природное сообщество луга. П.р. «Работа с гербарием растений луга»

Комбинированный

Представления о луге, как природном сообществе

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Моделировать цепи питания на лугу; сравнивать природные особенности леса и луга; характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу,

Проверочная работа

27

Природное сообщество пресных вод.

Комбинированный

Проверить знания учащихся по теме «Родной край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Выявлять экологические связи в пресном водоеме;

рассказывать об обитателях пресных вод; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе; характеризовать пресноводное сообщество по данному в учебнике плану;

Тест

28

Растениеводство как отрасль сельского хозяйства

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Личностные: понимать  роль труда в создании товаров и услуг

Регулятивные:умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о  продуктах растениеводства, используемых в каждой семье

Коммуникативные:формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария; различать зерна зерновых культур; выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями;

Практическая  работа.

29

Незаметные защитники урожая

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Фронтальный

опрос

30

Животноводство как отрасль сельского хозяйства.

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

Личностные:понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные:знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о  продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

Коммуникативные:формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями;

характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе

Тест

31

Наши проекты. Презентация проектов (по выбору)

Комбинированный

Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов.

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Готовить иллюстрации к презентации проекта, готовить тексты сообщений;

выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

Проект

32

Наши проекты. Презентация проектов (по выбору)

Комбинированный

Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций (слайдов) и других подготовленных материалов.

Личностные: Целостное отношение к природе.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Готовить иллюстрации к презентации проекта, готовить тексты сообщений;

выступать с сообщением в классе, оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

Проект

33

Проверочная работа по теме «Природа России», «Родной край – часть большой страны».

Комбинированный

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

Личностные: Целостное отношение к природе.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Проверочная работа

34

Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия

Обобщать полученную информацию, готовить сообщение.

3 четверть-20 часов

Раздел «Страницы Всемирной истории» (6 ч)

35

История первобытного общества.

Комбинированный

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Первобытное искусство.

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;обсуждать роль огня и приручения животных;

анализировать иллюстрации учебника; понимать роль археологии в изучении первобытного общества;

36

Знакомство с историей Древнего мира.

Комбинированный

Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира; извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества,  сопоставлять алфавиты древности

37

Средние века в истории Европы.

Комбинированный

Человек – часть природы и член общества. Возникновение городов. Появление мировых религий. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания.

Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории народов,

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: конкретизировать представления об эпохе средних веков.

Коммуникативные: формирование уважительного отношения  к иному мнению.  

Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;понимать важность изобретения книгопечатания для человечества

38

Великие географические открытия.

Комбинированный

Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

 Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;

39

Выдающиеся люди разных эпох

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох. Исследования Арктики и Антарктики. Достижения современной науки и техники. Организация Объединенных Наций.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

 Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;

Коммуникативные донести свою позицию до других:

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства

Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;

 обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;

40

Обобщение по теме «Страницы мировой истории»

Урок обобщения и систематизации знаний

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Личностные: Целостное отношение к природе.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Осуществлять запись выборочной информации

Раздел «Страницы истории России» (20 ч)

41

Жизнь древних славян. П.р. « Работа с картой»

Комбинированный

Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Представление о жизни древних славян.

Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории народов,

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали;

. Коммуникативные: формирование уважительного отношения  к иному мнению.  Развитие этических чувств, доброжелательности

Характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище;

составлять план рассказа на материале учебника

Практическая  работа.

42

Времена Древней Руси.

Комбинированный

Представление о Древней Руси, русских князьях. Торговый путь «Из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Крещение Древней Руси.

Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории народов,

Регулятивные: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные: объяснять жизнь людей эпохи Древнего мира с точки зрения их морали;

. Коммуникативные: формирование уважительного отношения  к иному мнению.  

Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.

Тест

43

Древний Киев и Древний Новгород. П.р. «Работа с картой и схемами»

Комбинированный

Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы.

Регулятивные: уметь совместно с учителем формулировать цель после совместного обсуждения;

Познавательные: моделировать по образцу

Коммуникативные высказывать свою точку зрения, аргументировать

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;  развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;

Практическая  работа.

44

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Комбинированный

Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;

выявлять роль летописей для изучения истории России;

характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

Фронтальный

опрос

45

Трудные времена на Русской земле

Комбинированный

Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Личностные: развивать самостоятельность

Обсуждать причины

поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия

 описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;

Тест

46

Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века.

Комбинированный

Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

рассказывать по

иллюстрациям в учебнике о Москве при Иване Калите;

Работа с картой

47

Куликовская битва. П.р. « Работа с картой»

Комбинированный

Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск.

Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

Составлять план рассказа о Куликовской битве;

рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; рассказывать о поединках богатырей;

Практическая  работа.

48

Иван Третий.

Комбинированный

Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Иван Грозный – первый российский царь. Опричнина.

Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные:х Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.

Фронтальный

опрос

49

Начало книгопечатания в России

Комбинированный

Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров.

Личностные: выделение морального содержания ситуации.

Регулятивные: работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: Делать выводы на основе обобщения знаний .

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников

Тест

50

Смута. Польская интервенция.

Комбинированный

Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова.

Личностные: выделение морального содержания ситуации.

Регулятивные: работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: Работать с различными источниками

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;

Фронтальный

опрос

51

Пётр Великий.

Комбинированный

Организация «Потешных полков».. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Личностные: развивать самостоятельность

Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»;

высказывать свое отношение к личности Петра Великого;

Тест

52

Михаил Васильевич Ломоносов.

Комбинированный

Биография М.В.Ломоносова, его деятельность. Основание Московского университета.

Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в паре

Составлять план рассказа о М.В.Ломоносов, его заслугах.

Практическая  работа.

53

Екатерина Великая.

Комбинированный

Екатерина Великая – продолжательница реформ Петра I. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Черному морям

Личностные:конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

РегулятивныеУмение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

Коммуникативныеотвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе

Рассказывать по учебнику о крестьянской войне

 Е. Пугачева; рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;

Фронтальный

опрос

4 четверть-16 часов

54

Отечественная война 1812 года. П.р. « Работа с картой»

Комбинированный

Вторжение в Россию армии Наполеона. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Партизанское движение. Д.В.Давыдов. Победа над Наполеоном.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные определять причины, событий.

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной

Практическая  работа.

55

Страницы истории ХIХ века.  П.р. « Работа с картой»

Урок обобщения и систематизации знаний

Декабристы, Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности. Технические достижения России в XIX веке.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные определять причины, событий.

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника,

формулировать выводы по изученному материалу;

Проверочная работа

56

Россия вступает в ХХ век.

Комбинированный

Николай II – последний император России. Возникновение политических партий. В.И.Ленин и партия большевиков. Октябрьская революция 1917 года.

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану

57

Страницы истории 20 - 30-х годов. П.р. « Работа с картой»

Комбинированный

Образование СССР. Государственная собственность в промышленности. Борьба с неграмотностью. Индустриализация, коллективизация, культурная революция.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

 Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;

Коммуникативные донести свою позицию до других:

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства

Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны; знакомиться с символикой герба СССР; сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов

Практическая  работа.

58

Великая война и Великая Победа. П.р. « Работа с картой»

Комбинированный

Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году.

Регулятивные: уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

 Познавательные: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнения пробных поисковых упражнений;

Коммуникативные донести свою позицию до других:

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

Практическая  работа.

59

Начало освоения космоса

Комбинированный

Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», МКС. Распад СССР.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Личностные: развивать самостоятельность

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,

60

Обобщение по теме «Страницы истории России»

Урок обобщения и систематизации знаний

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Личностные: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: знать основные понятия раздела, решать учебные задачи. Коммуникативные: формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Осуществлять запись выборочной информации

Раздел «Современная Россия» (8 ч)

61

Основной закон России и права человека.

Комбинированный

Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция – основной закон  страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.

Регулятивные: уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

Познавательные: преобразовывать информацию: представлять в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Личностные: развитие ответственности за поступки, на основе представлений о нравственных нормах

Анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;

обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей

Фронтальный

опрос

62

Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина РФ.

Комбинированный

Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, правительство.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

Познавательные: искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи информации Коммуникативные донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Личностные: развивать самостоятельность

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь

Готовить рассказ о правах ребёнка на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта.

Самостоятельная

работа

63

Славные символы России.

Комбинированный

Государственный герб, флаг и гимн.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Знакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой,  знакомиться с флагом, знать его историю;

выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения,

Тест

64

Понятие о государственных праздниках

Комбинированный

Понятие о государственных праздниках, День России, День Государственного флага, День народного единства,  День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда.

Регулятивные: перерабатывать полученную информацию;

Познавательные  наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу

Коммуникативные уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные;

Рассказывать о родной стране и её святынях

Фронтальный

опрос

65

Регионы и города России. П.р. « Работа с картой»

Урок обобщения и систематизации знаний

Регионы и города России.

Регулятивные: высказывать свою точку зрения, обосновывать ее;

Познавательные овладевать технологическими приемами ручной обработки материалов

Коммуникативные слушать других, принимать точку зрения

Личностные: формировать эстетические ценности и чувства.

Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал;

презентовать проект

Практическая  работа.

66

Регионы и города России. П.р. « Работа с картой»

Комбинированный

Регионы и города России.

Регулятивные: перерабатывать полученную информацию;

Познавательные  наблюдать, исследовать свойства материалов, моделировать по образцу

Коммуникативные уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений

Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал;

презентовать проект

Практическая  работа.

67

Обобщающий урок по разделу «Современная Россия»

Урок обобщения и систематизации знаний

Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

Личностные:формирование личного отношения к окр миру

Регулятивные:выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательныевзаимосвязь природы и человека

Коммуникативные:способы взаимодействия с окр миром и оценка достижений на уроке

Узнавать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

Тест

68

Презентация проектов

Урок обобщения и систематизации знаний

Презентация проектов.

Личностные: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные: знать основные понятия раздела, решать учебные задачи. Коммуникативные: формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Составлять группу по интересам, распределять обязанности; подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

составлять план и текст доклада; подбирать и изготавливать иллюстративный материал;

презентовать проект

Проект

Список литературы:

  1. О.И.Дмтриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир 4 класс», М.: Издательство «Вако», 2008
  1. А.А. Плешаков Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.
  2. А.А. Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс». – М.: Просвещение», 2012 г.
  3. А.А. Плешаков Окружающий мир 4 кл. Проверим себя. Тетрадь для проверочных работ в 2х частях- Вита- пресс, 2013 г.
  4. Электронные образовательные ресурсы с сайтов:

http://www.proshkolu.ru

http://www.pedsovet.ru

http://www.nachalka.ru

  1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, А.А. Плешаков и др. М.: Просвещение, 2011.

Прохождение программного материала

четверть

Предмет

По программе

Фактически проведено

Причина невыполнения программы

Компенсирующие мероприятия

Часов

К/Р

П/Р

Часов

К/Р

П/Р

Выводы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 4 класс по учебнику Н.Я.Дмитриевой , А.Н.Казакова

рабочая программа по окружающему миру 4 класс учебник ДмитриевойН.Я.,Казакова А.Н....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (к учебнику Плешакова А.А.) ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по учебнику Н.Ф.Виноградовой

Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по учебнику Н. Я. Дмитриевой и А. Н Казакова (система Л. В. Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс по учебнику Н. Я. Дмитриевой и  А. Н Казакова (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс А.А.Плешакова

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса создана на основе:Федерального  государственного образовательного  стандарта начального общего образования;- Концепции духовно-нра...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс к учебнику Плешакова "Когда придет суббота?"

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс к учебнику Плешакова "Когда придет суббота?"...