Главные вкладки

    Рабочая прграмма по окружающему миру (4 класс, УМК "Школа России")
    рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

    Костылева Елена Владимировна

     

    Пояснительная записка

           Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир»: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011г.

           Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

          Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

    — формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

    — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

    Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

    1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

    2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

    3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

    4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

    МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

                                       На изучение предмета «Окружающий мир»  в 4 классе отводится 2 ч в неделю, всего— 68 часов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okr.mir_4_klass.doc211.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Пояснительная записка
    1.        Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир»: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011г.
    2.        Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
    3.       Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
    4. — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
    5. — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
    6. Основными задачами реализации содержания курса являются:
    7. 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
    8. 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
    9. 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
    10. 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
    1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

                                       На изучение предмета «Окружающий мир»  в 4 классе отводится 2 ч в неделю, всего— 68 часов.

    1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
    2. • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
    3. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
    4. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
    5. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
    6. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
    7. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
    8. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
    9. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
    10. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим

    1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
    2. 4 класс

    Личностные результаты

    У обучающегося будут сформированы:

    • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
    • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
    • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи  и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
    • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
    • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»[1]*;
    • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
    • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
    • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
    • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
    • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
    • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
    • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
    • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
    • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
    • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные

    Обучающийся научится:

    • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
    • сохранять учебную задачу в течение всего урока;
    • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
    • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
    • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
    • планировать свои действия;
    • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
    • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

    Познавательные

    Обучающийся научится:

    • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
    • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
    • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
    • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
    • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
    • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
    • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
    • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
    • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
    • моделировать экологические связи в природных сообществах.

    Коммуникативные

    Обучающийся научится:

    • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять  инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
    • формулировать ответы на вопросы;
    • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
    • аргументировать свою позицию;
    • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной  и ориентироваться на позицию партнера в общении;
    • признавать свои ошибки, озвучивать их;
    • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
    • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
    • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  
    • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
    • составлять рассказ на заданную тему;
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
    • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
    • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

    Предметные результаты

    Обучающийся научится:

    • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
    • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
    • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
    • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
    • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
    • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
    • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
    • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
    • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
    • проводить несложные астрономические наблюдения;
    • изготавливать модели планет и созвездий;
    • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
    • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
    • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
    • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
    • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
    • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
    • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
    • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
    • давать краткую характеристику своего края;
    • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой  и живой природы;
    • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
    • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти  связи с помощью моделей;
    • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
    • рассказывать об охране природы в своём крае;
    • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
    • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
    • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
    • читать историческую карту;
    • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
    • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
    • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
    • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
    • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
    • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
    • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
    • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
    • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
    • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
    • раскрывать связь современной России с её историей;
    • использовать  дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и  настоящем.
    1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
    2. Земля и человечество
    3.        Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.
    4. Природа России
    5.         Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
    6. Родной край – часть большой страны
    7.         Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.
    8. Страницы всемирной истории
    9.        Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
    10. Современная Россия
    11. Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.

    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)

    1. Календарно-тематическое планирование составлено к учебнику «Окружающий мир» 4 класс для общеобразовательных организаций. Авторы учебника: А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова М.Просвещение, 2014 г.

    № п/п

    Тема урока

    Количество

    часов

    Характеристика деятельности учащихся

    Дата проведения

    Примечание

    1 четверть

    Раздел «Земля и человечество» (9 часов)

    1

    Мир глазами астронома.

    1 ч

    - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;  

     -характеризовать особенности Солнца и Солнечной системы;

     - моделировать строение Солнечной системы;

     -извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;

    - работать с терминологическим словариком;

    -формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать результаты своей работы на    уроке.

    2

    Планеты Солнечной системы.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

     - анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

     - характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы;

     - различать планеты и их спутники;

     - анализировать схемы вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси;

     - устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года;

    - наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа);

    - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать свои достижения на уроке.

    3

    Звездное небо - великая книга природы.

    1 ч

    -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - находить в небе и на карте звездного неба атласа-определителя изучаемые объекты;

    - моделировать изучаемые созвездия;

    - определять направление на север по Полярной звезде;

    - выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;

    - работать с терминологическим словариком;

    -формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать свои достижения на уроке.

    4

    Мир глазами географа.

    1 ч

    -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - сравнивать глобус и карту полушарий;

    - находить условные значки на карте полушарий;

    -обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;

    -составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;

    -извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

    - работать с терминологическим словариком;

    -формулировать выводы по изученному материалу;

    -оценивать  достижения  на уроке.

    5

    Мир глазами историка.

    1 ч

    -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    -составлять рассказы о мире с точки зрения историка;

    -характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;

    -обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;

    -посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);

    - работать с терминологическим словариком;

    -формулировать выводы по изученному  материалу;

    -оценивать  достижения на уроке.

    6

    Когда и где?

    1 ч

    -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    -определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

    -обсуждать сроки начала года в разных летосчислениях;

    -формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать  достижения на уроке.

    7

    Мир глазами эколога.

    1 ч

    -понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    -характеризовать современные экологические проблемы;

    -предлагать свои меры по решению экологических проблем;

    -извлекать из Интернета сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;

    - рассказывать о мире с точки зрения эколога;

    -формулировать выводы по изученному материалу;

    -оценивать достижения на уроке.

    8-9

    Сокровищница Земли под охраной человека.

    2 ч

    - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

    -рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия;

    - различать объекты природного и культурного Всемирного наследия;

    -определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия;

    -определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотографиям;

     -извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них;

    - работать с терминологическим словариком;

    -формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    Раздел «Природа России» (9 часов)

    10

    Равнины и горы России.

    1 ч

    - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стараться их выполнить;

    - находить на физической карте России изучаемые географические объекты;

    -различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья;

    - характеризовать формы рельефа России;

    - извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения;

    - выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику;

    - работать с терминологическим словариком;

    -формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке

    11

    Моря, озера и реки России.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты;

    - различать моря и озера;

    -характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

    - извлекать из Интернета сведения о загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями;

    - готовить сочинения на тему урока;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    12

    Природные зоны России.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - различать физическую карту России и карту природных зон;

    - находить на карте природные зоны России и характеризовать их;

    - устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон;

    -  работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами;

    - различать широтную и высотную поясность;

    - находить на карте природных зон зоны высотной поясности;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    13

    Зона арктических пустынь.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - находить на карте природных зон зону арктических пустынь;

    - работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами;

    - устанавливать взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенностью солнечными лучами;

    -  характеризовать природные особенности Арктики и приспособление флоры и фауны к этим условиям;

    - выявлять экологические связи в зоне арктических пустынь;

    - извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о животном мире Арктики, готовить сообщения;

    - прослеживать цепи питания в Арктике;

    - рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    14

    Тундра.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - находить на карте природных зон зону тундры;

    - работать со схемой освещенности поверхности Земли солнечными лучами;

    - выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры с освещенностью ее поверхности солнечными лучами;

    -  характеризовать природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения;

    - выявлять экологические связи в зоне тундры;

    - извлекать из дополнительной литературы (книги «Зелёные страницы», энциклопедий) и Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;

    - характеризовать зону тундры по плану;

    - моделировать природные особенности тундры;

    - рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    15

    Леса России.

    Лес и человек.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - находить на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов;

    - устанавливать взаимосвязь особенностей лесных зон с освещенностью, количеством осадков и строением почвы;

    - опознавать с помощью гербария и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны лесов;

    - по тексту учебника и иллюстрации характеризовать животный мир зоны лесов,  выявлять экологические связи;

    - моделировать цепи питания в зоне тайги;

    - сопоставлять природу тундры и лесных зон;

    - извлекать из Интернета информацию о растениях и животных лесной зоны, готовить сообщения;

    - с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;

    - обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

    - обсуждать правила поведения в лесу по материалам книги «Великан на поляне»;

    - извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовить сообщения;

    - совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка;

    - характеризовать лесные природные зоны  по плану;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать  достижения на уроке.

     

    16

    Зона степей.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - находить на карте природных зон зону степей;

    - устанавливать взаимосвязь особенностей степной зоны с освещенностью, количеством осадков и характером почвы;

    - опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны степей;

    - характеризовать животный мир зоны степей,  выявлять экологические связи;

    - сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

    - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;

    - совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках;

    - характеризовать зону степей по плану;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать  достижения на уроке.

    17

    Пустыни.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - находить на карте природных зон зону полупустынь;

    - устанавливать взаимосвязь освещенности, количества осадков и состава почв с образованием полупустынь и пустынь;  

    опознавать с помощью гербария, иллюстраций учебника и атласа-определителя «От земли до неба» растения зоны пустынь;

    - характеризовать животный мир зоны пустынь,  выявлять экологические связи;

    - сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;

    - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных пустыни, готовить сообщения;

    - характеризовать зону пустынь по плану;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать  достижения на уроке.

    18

    У Черного моря.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - находить на карте природных зон зону субтропиков;

    - устанавливать взаимосвязь субтропической флоры и фауны с освещенностью, количеством осадков и плодородием почвы;

    - по гербарию, иллюстрациям учебника и атласу-определителю «От земли до неба» опознавать растения субтропиков;

    - знакомиться с животным миром зоны Черноморского побережья Кавказа и морскими животными,  устанавливать экологические связи;

    - моделировать цепи питания;

    - анализировать экологические проблемы зоны;

    - совершать виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в сочинский Дендрарий и Национальный парк «Сочинский» с помощью Интернета;

    - обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»;

    - работать с терминологическим словариком;

    - характеризовать зону субтропиков по плану;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    2 четверть

    Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов)

    19

    Наш край.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона;

    - находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон;

    - характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте;

    - определять, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон;

    - находить на карте региона крупные города, а также свой город (село);

    - обобщать полученную информацию, готовить сообщение;

    - оценивать свои достижения на уроке.

    20

    Поверхность нашего края.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - находить на карте региона крупные овраги и балки;

    - интервьировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;

    - обсуждать меры по охране поверхности своего края;

    - моделировать знакомый участок поверхности своего края;

    - оценивать  достижения на уроке.

    21

    Водные богатства нашего края.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - рассказывать о значении водных богатств в жизни людей;

    - составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона;

    - описывать одну из рек по данному в учебнике плану;

    - составлять план описания озера (пруда);

    - моделировать наиболее знакомый водный объект;

    - выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов;

    - обсуждать материалы рассказа

    «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;

    -интервьюировать взрослых о водоохранных мероприятиях в городе (селе);

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать  достижения на уроке.

    22

    Наши подземные богатства.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает;

    - работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем;

    - работая в группах, извлекать из учебника сведения о выданном образце полезного ископаемого, составлять его описание по данному в учебнике плану, готовить сообщения и представлять их классу;

    - выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;

    - извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;

    - обсуждать материалы рассказа «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;

    - интервьюировать взрослых членов семьи о том, используются ли в домашнем хозяйстве какие-либо полезные ископаемые или продукты их переработки;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    23

    Земля – кормилица.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах;

    - извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона;

    - моделировать тип почв своего региона;

    - готовить доклад о значении почвы для жизни на земле;

    - выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

    - обсуждать материалы рассказа «Дороже жемчуга и злата – под ногами» из книги «Великан на поляне»;

    - извлекать из краеведческой литературы информацию о почвоохранных мероприятиях в регионе;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    24

    Жизнь леса.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии;

    - рассказывать, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона;

    - моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;

    - характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;

    - опознавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества;

    - обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;

    - выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

    - выявлять нарушения экологического равновесия в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    25

    Жизнь луга.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - определять с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения луга из гербария;

    - определять животных луга на иллюстрации учебника;

    - выявлять экологические связи на лугу;

    - рассказывать по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона;

    - моделировать цепи питания на лугу;

    - сравнивать природные особенности леса и луга;

    - характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

    - приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

    - обсуждать материалы рассказа «Горит трава» из книги «Великан на поляне»;

    - составлять памятку «Как вести себя на лугу»;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    26

    Жизнь в пресных водах.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - опознавать с помощью атласа-определителя «От земли до неба» растения пресного водоема;

    - опознавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод;

    - выявлять экологические связи в пресном водоеме;

    - рассказывать об обитателях пресных вод своего региона;

    - моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;

    - характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану;

    - обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;

    - извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных водоемов и обсуждать её;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    27-29

    Экскурсии в природные сообщества

    родного края.

    3 ч

    -наблюдать объекты и явления природы;

    -определять природные объекты с помощью атласа-определителя; 

     -фиксировать результаты наблюдений;

     -сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах.

    30

    Растениеводство в нашем крае.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры из гербария;

    - различать зерна зерновых культур;

    - выявлять взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями;

    - собирать информацию в ходе экскурсий в поле, в теплицы, готовить доклады о развитии этих отраслей в регионе и презентовать их в классе;

    - извлекать информацию о растениеводстве в своем регионе из краеведческой литературы;

    - характеризовать развитие отраслей растениеводства в своем регионе;

    - выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    31

    Животноводство в нашем крае.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - выявлять взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями;

    - извлекать из краеведческой литературы, СМИ и Интернета информацию о развитии животноводства в своем регионе, готовить доклады и презентовать их в классе;

    - характеризовать развитие отраслей животноводства в своем регионе;

    - рассказывать о работе животноводов на материале экскурсий;

    - выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    32

    Проверим себя и оценим свои достижения за  полугодие.

    1 ч

    -выполнять тесты с выбором ответа;

    - оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

    -адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

    33

    Презентация проектов «Мой атлас-определитель», «Мои зелёные страницы», «Чему меня научили уроки экологической этики» (по книге «Великан на поляне») и др.

    1 ч

    - выбирать тему проекта;

    - намечать план работы;

    - отбирать информацию в избранных для проекта книгах;

    - готовить оформление доклада (слайды);

    - готовить доклад;

    - презентовать доклад в классе;

    3 четверть

    Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов)

    34

    Начало истории человечества.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;

    - обсуждать роль огня и приручения животных;

    - анализировать иллюстрации учебника;

    - рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;

    - понимать роль археологии в изучении первобытного общества;

    - выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    35

    Мир древности: далекий и близкий.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира;

    - находить на карте местоположение древних государств;

    - извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;

    - обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;

    - понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества,  сопоставлять алфавиты древности;

    - понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    36

    Средние века: время рыцарей и замков.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность средневековья;

    - находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;

    - описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;

    - сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;

    - развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;

    - сопоставлять мировые религии, выявлять их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;

    - понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;

    - выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

    -  работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    37

    Новое время: встреча Европы и Америки.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;

    - сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время;

    - прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

    - обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;

    - выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

    - обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;

    - характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени;

    - развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время;

    - выполнять задания электронного приложения к учебнику;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    38

    Новейшее время: история продолжается сегодня.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;

    - характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;

    - характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира;

    - рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков;

    - выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    Раздел «Страницы истории России» (21 час)

    39

    Жизнь древних славян.

    1 ч

    - понимать учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

    - анализировать карту расселения племен древних славян;

    - выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

    - характеризовать верования древних славян;

    - моделировать древнеславянское жилище;

    - составлять план рассказа на материале учебника;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    40

    Во времена Древней Руси.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках;

    - характеризовать систему государственной власти  в IX-XI веках в Древней Руси;

    - отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;

    - обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;

    - анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    41

    Страна городов.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;

    - сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;

    - обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;

    - развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;

    - обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;

    - характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    42

    Из книжной сокровищницы Древней Руси.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;

    - характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;

    - выявлять роль летописей для изучения истории России;

    - характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства;

    - сопоставлять оформление  древнерусских книг с современными;

    - обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    43

    Трудные времена на Русской земле.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;

    - обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;

    - описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;

    - рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;

    - находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;

    - по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;

    - высказывать своё отношение к личности Александра Невского;

    - работать с терминологическим словариком;

    - заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради);

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    44

    Русь расправляет крылья.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

    - рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;

    - прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;

    - обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;

    - выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    45

    Куликовская битва.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;

    - составлять план рассказа о Куликовской битве;

    - рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;

    - моделировать ход Куликовской битвы;

    - отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы;

    - обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;

    - рассказывать о поединках богатырей;

    - заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

    - осознавать роль Куликовской битвы в истории России;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    46

    Иван Третий.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;

    - описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;

    - обсуждать значение освобождения от монгольского ига;

    - выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

    - заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

    - отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    47

    Мастера печатных дел.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

    - на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников;

    - сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;

    - работать с терминологическим словариком;

    - развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    48

    Патриоты России.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;

    - отмечать на «ленте времени» год освобождение Москвы;

    - заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

    - выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

    - работать с терминологическим словариком;

    - рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;

    - осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    49

    Пётр Великий.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

    - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;

    - описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;

    - обсуждать, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»;

    - отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;

    - прослеживать по карте приобретения Петра I;

    - высказывать свое отношение к личности Петра Великого;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    50

    Михаил Васильевич Ломоносов.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - составлять план рассказа о М.В.Ломоносове;

    - составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова;

    - прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву;

    - обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры;

    - отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;

    - извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова;

    - высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    51

    Екатерина Великая.

    1 ч

    - обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая получила прозвание «Великой»;

    - описывать достопримечательности Петербурга;

    - сравнивать положение разных слоев российского общества;

    - рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева;

    - прослеживать по карте рост территории государства;

    - рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;

    - извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке;

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    52

    Отечественная война 1812 года.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;

    - отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;

    - заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

    - обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;

    - обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;

    - извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года,  готовить доклады, презентовать их в классе;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    53-54

    Страницы истории XIX века.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;

    - работать с историческими картами;

    - находить на карте Трассибирскую магистраль;

    - сопоставлять исторические источники;

    - извлекать из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    4 четверть

    55

    Россия вступает в ХХ век.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, февральской и октябрьской революции;

    - составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану;

    - интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли революция и Гражданская война в судьбе семьи;

    - развивать воображение, составляя интервью от лица журналиста начала ХХ века у ученого, каким он видит ХХ век;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    56

    Страницы истории 1920-1930 годов.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны;

    - сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;

    - сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;

    - в ходе экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;

    - знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе экскурсии);

    - прослушивать в записях (Интернет) песни 30-х годов;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    57-58

    Великая война и великая Победа.

    2 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

    - обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

    - встречаться с ветеранами войны,  интервьюировать их;

    - прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны;

    - делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;

    - выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу;

    - собирать материал о мероприятиях празднования 65-летия Победы в родном городе (селе), в регионе;

    - интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;

    - готовить праздник ко Дню Победы;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    59

    Страна, открывшая путь в космос.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса;

    - интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;

    - прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина;

    - знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему;

    - интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;

    - работать с электронным пособием;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    60

    Презентация проектов: «Открытие берестяных грамот», «Русский первопроходец Семен Дежнев», «Выдающийся человек России», «В дворянской усадьбе», «Быт крестьян», «Из Петербурга во Владивосток», «День горожанина начала ХХ века», «Новые имена революционной эпохи», «ХХ век в истории семьи», «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Чему и как учились в школе наши мамы и бабушки».

    1 ч

    - составлять группу по интересам, распределять обязанности;

    - подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

    - составлять план и текст доклада;

    - подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды);

    - презентовать проект;

    - оценивать свои достижения и достижения товарищей.

    Раздел «Современная Россия» (9 часов)

    61

    Основной закон России и права человека.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;

    - анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;

    - обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;

    - выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

    - готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    62

    Мы – граждане России.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;

    - различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства;

    - следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;

    - моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам);

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    63

    Славные символы России.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб РФ от гербов других государств;

    - знакомиться с флагом Победы, знать его историю;

    - выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения, знакомиться с историей гимнов России, отличать  гимн РФ от гимнов других государств;

    - обсуждать, зачем государству нужны символы;

    - моделировать символы своего класса, семьи;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    64

    Такие разные праздники.

    1 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - различать праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные;

    - составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;

    - прослушивать в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина;

    - знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему;

    - интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;

    - работать с терминологическим словариком;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    65-66

    Путешествие по России.

    2 ч

    - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

    - знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;

    - совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;

    - рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России;

    - анализировать и сравнивать гербы городов, их символику;

    - формулировать выводы по изученному материалу;

    - оценивать достижения на уроке.

    67

    Проверим себя и оценим свои достижения за  2 полугодие.

    1 ч

    -выполнять тесты с выбором ответа;

    - оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

    -адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

    68

    Презентация проектов: «Календарь праздников моей семьи», «Повседневная жизнь наших земляков в прошлом», «Выдающиеся люди родного края», «Наш город в годы Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов», «Инженерно-технические сооружения родного края».

    1 ч

    - составлять группу по интересам, распределять обязанности;

    - подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

    - составлять план и текст доклада;

    - подбирать и изготавливать иллюстративный материал (слайды);

    - презентовать проект;

    - оценивать свои достижения и достижения товарищей.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"

    рабочая программа содержит пояснительную записку, почасовую разбивку материала и тематическое планирование с оснащением, повторением, требованиями к обученности и практическимим работами...

    Рабочая программа по окружающему миру - 1 класс ("Школа России")

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Плешаков А.А.  Окружающий мир.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 класс...

    Рабочая прграмма по окружающему миру 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

    Курс  «Я и мир вокруг» для учащихся второго класса – составная часть Образовательной системы «Школа 2100», представляющей собой систему непрерывных курсов с 1-го по 11-й классы. Специфика к...

    Рабочая прграмма по окружающему миру 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

    Курс  «Я и мир вокруг» для учащихся второго класса – составная часть Образовательной системы «Школа 2100», представляющей собой систему непрерывных курсов с 1-го по 11-й классы. Специфика к...

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России ФГОС...

    Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, Школа России

    Программа составлена с требованиями ФГОС (содержит УУД)...