Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру по теме

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_okruzhayuschiy_mir.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа по окружающему миру создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы учебного курса «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков.

       В результате обучения данного предмета реализуются следующие учебные цели:

  1. развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

В результате освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

  1. речевые;
  2. организационные;
  3. коммуникативные.

  В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта  особое место в курсе занимают экскурсии  и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

           Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 2часа в неделю  66 часов.

                                                    Распределение часов в течение учебного года

Период обучения

Количество часов

Из них:

Практических работ

Проверочных

работ

Экскурсий

1 четверть

18 часов

4

-

3

2 четверть

14 часов

6

1

-

3 четверть

18 часов

-

1

-

4 четверть

16 часов

1

1

-

Итого за год:

66 часов

10

3

3

      При  изучении «Окружающего мира»  младший школьник:

  1. устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизнью;
  2. осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  3. подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
  4. подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

 Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

Знать:

  1. название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города;
  2. государственную символику России;
  3. государственные праздники;
  4. основные (легко определяемые) свойства воды;
  5. общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  6. правила сохранения и укрепления здоровья;
  7. основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь

  1. различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  2. приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  2. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  3. оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
  4. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.


Раздел

учебника

№ урока

Дата

Коррек-

тировка

Тема урока

Деятельность учащихся

УУД

Вводное занятие

 3 часа

Что и кто?

18  часов

1

Задавайте вопросы. Вводный     урок

Познакомиться с одноклассниками и учителем, познакомиться с правилами поведения в школе и обсудить их.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в общественных местах.

Различать допустимые и недопустимые формы поведения.

Выбирать оптимальные формы поведения и взаимоотношениях с одноклассниками и взрослыми.

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в

ходе обсуждения, чтения, наблюдения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных.

Группировать объекты природы по признакам.

Познавательные общеучебные действия

Моделирование

Структурирование знаний.

Смысловое чтение

У П логические Д

Ценностно-смысловая ориентация учащихся,

Действие смыслообразования,

Нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли,

Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД

Целеполагание,

волевая саморегуляция,

коррекция,

оценка качества и уровня усвоения.

2

Наша школа. Экскурсия № 1: Знакомство со школой.

3

Дорога от дома до школы.

Экскурсия  № 2: Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

4

Что и кто? Что у нас над головой?

5

Что и кто? Что у нас над головой?

6

Что у нас под ногами?

Практическая работа № 1 Знакомство с разнообразием камней.

7

Что растёт на подоконнике?

Практическая работа № 2  Знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа – определителя.

8

Что растёт на клумбе?

9

Что это за листья? Практическая работа № 3  Знакомство с лиственными деревьями, их распознавание по листьям.

10

Что такое хвоинки? Практическая работа № 4  Сравнительное исследование сосны и ели  (по общему виду хвоинкам и шишкам).

11

Что общего у разных растений?

12

Экскурсия в тундру.

                                                                   

13

Кто такие насекомые?

Определять части цветкового растения.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Различать лиственные и хвойные растения.

14

Кто такие рыбы?

15

Кто такие птицы?

16

Кто такие звери?

17

Что такое зоопарк?

18

Что нас окружает дома? Обобщение по теме.

            2 четверть

1

Что умеет компьютер?

Практическая работа № 1 Знакомство с компьютером, простейшие  приёмы работы с ним.

2

Что вокруг нас может быть опасным?

3

Что мы знаем о нашей стране и своём городе  (селе)?

4

На что похожа наша планета?

Практическая работа № 2 Знакомство с глобусом.

Как откуда и куда?

12 часов

5

Куда текут реки?

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризовать  свойства воды, движение воды.

Анализировать влияние человека на природу.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Применять простейшие навыки ухода за комнатными

Познавательные  общеучебные действия:

Умение структурировать знания;

Смысловое чтение;

Знаково – символическое моделирование;

У П логические Д

Анализ объектов;

Синтез, как составление целого из частей;

6

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

7

Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа № 3.Сборка простейшей электрической цепи.

8

Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа № 4 Изучение свойств снега и льда.

                                                                   

9

Как живут растения? Практическая работа № 5  Отработка простейших приёмов ухода за комнатными растениями.

растениями.

Анализировать ситуации об оказании помощи окружающим.

Классификация объектов;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование;

Построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные УУД

Постановка вопросов;

Разрешение конфликтов;

Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка);

Умение полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

Планирование;

Коррекция;

Оценка;

Волевая саморегуляция.

10

Как живут животные?

11

Как ухаживать за кошкой и собакой?

12

Как помочь птицам зимой?

Практическая работа № 6 Изготовление простейшей кормушки для птиц.

13

Как путешествует письмо?

14

Обобщение по теме. Проверочная работа по теме: Как, откуда и куда?

          3 четверть

1

Откуда берутся изюм, шоколад и мёд?

2

Откуда берётся и куда девается мусор?

3

Откуда в снежках берётся грязь?

Когда и где? 9 часов.

4

Когда придёт суббота?

Представление о времени. Холодные и жаркие районы Земли. Перелётные птицы. Представление о далёком прошлом  Земли.  Динозавры – удивительные животные прошлого.  Одежда людей в прошлом и теперь. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых.

Познавательные  общеучебные действия:

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания;

Моделирование;

Смысловое чтение.

5

Когда наступит лето?

6

Где живут белые медведи?

7

Где живут слоны?

8

Где зимуют птицы?

9

Когда жили динозавры?

10

Когда появилась одежда?

11

Когда изобрели велосипед?

12

Когда станешь взрослым?

Почему и зачем?

17 часов.

13

Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью, а на Луне не живут люди?

У П логические Д

Анализ объектов;

Синтез объектов;

Сравнение объектов;

Классификация объектов.

Коммуникативные УУД

Постановка вопросов;

Разрешение конфликтов;

Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка);

Умение полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

Планирование;

Коррекция;

Оценка;

Волевая саморегуляция.

14

Почему идёт дождь и дует ветер?

15

Почему звенит звонок?

16

Почему радуга разноцветная?

17

Почему их так назвали?

18

Обобщение и повторение. Проверочная работа по теме: Почему и зачем?

         4  четверть

1

Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

2

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

3

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

4

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа    № 1 Простейшие правила гигиены.

Применять правила личной гигиены.

Описывать на основе наблюдений различные явления природы.

Применять правила поведения в транспорте.

Классифицировать транспорт по назначению.

Понимать значение слова «экология».

Анализировать ситуации с точки зрения экологии.

Познавательные  общеучебные действия:

Смысловое чтение;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Моделирование

5

Зачем мы спим ночью?

6

Зачем строят корабли?

7

Зачем нужны автомобили?

8

Почему поезда такие длинные?

9

Зачем нужны самолёты?

10

Зачем летают в космос?

11

Почему мы часто слышим слово «экология»?

12

Как мы находили ответы на свои вопросы?

У П логические Д

Анализ объектов;

Сравнение объектов;

Установление причинно-следственных связей;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества;

Постановка вопросов;

Управление поведением партнеров (контроль, коррекция, оценка);

Умение полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

Целеполагание;

Планирование;

Коррекция;

Оценка;

Волевая саморегуляция.

13

Проверочная работа за год.

14

Повторение по теме: Что и кто?

15

Повторение по темам: Как, откуда и куда?  Когда и где?

16

Повторение по теме: Почему и зачем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...