Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы учебного курса «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков.
В результате обучения данного предмета реализуются следующие учебные цели:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
В результате освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
- речевые;
- организационные;
- коммуникативные.
В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта особое место в курсе занимают экскурсии и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 2часа в неделю 66 часов.
Распределение часов в течение учебного года
Период обучения | Количество часов | Из них: | ||
Практических работ | Проверочных работ | Экскурсий | ||
1 четверть | 18 часов | 4 | - | 3 |
2 четверть | 14 часов | 6 | 1 | - |
3 четверть | 18 часов | - | 1 | - |
4 четверть | 16 часов | 1 | 1 | - |
Итого за год: | 66 часов | 10 | 3 | 3 |
При изучении «Окружающего мира» младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизнью;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Знать:
- название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города;
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Раздел учебника | № урока | Дата | Коррек- тировка | Тема урока | Деятельность учащихся | УУД | |
Вводное занятие 3 часа Что и кто? 18 часов | 1 | Задавайте вопросы. Вводный урок | Познакомиться с одноклассниками и учителем, познакомиться с правилами поведения в школе и обсудить их. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в общественных местах. Различать допустимые и недопустимые формы поведения. Выбирать оптимальные формы поведения и взаимоотношениях с одноклассниками и взрослыми. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе обсуждения, чтения, наблюдения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных. Группировать объекты природы по признакам. | Познавательные общеучебные действия Моделирование Структурирование знаний. Смысловое чтение У П логические Д Ценностно-смысловая ориентация учащихся, Действие смыслообразования, Нравственно-этическое оценивание Коммуникативные УУД Умение выражать свои мысли, Разрешение конфликтов, постановка вопросов. Управление поведением партнера: контроль, коррекция. Регулятивные УУД Целеполагание, волевая саморегуляция, коррекция, оценка качества и уровня усвоения. | |||
2 | Наша школа. Экскурсия № 1: Знакомство со школой. | ||||||
3 | Дорога от дома до школы. Экскурсия № 2: Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. | ||||||
4 | Что и кто? Что у нас над головой? | ||||||
5 | Что и кто? Что у нас над головой? | ||||||
6 | Что у нас под ногами? Практическая работа № 1 Знакомство с разнообразием камней. | ||||||
7 | Что растёт на подоконнике? Практическая работа № 2 Знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа – определителя. | ||||||
8 | Что растёт на клумбе? | ||||||
9 | Что это за листья? Практическая работа № 3 Знакомство с лиственными деревьями, их распознавание по листьям. | ||||||
10 | Что такое хвоинки? Практическая работа № 4 Сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду хвоинкам и шишкам). | ||||||
11 | Что общего у разных растений? | ||||||
12 | Экскурсия в тундру. | ||||||
| 13 | Кто такие насекомые? | Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Различать лиственные и хвойные растения. | ||||
14 | Кто такие рыбы? | ||||||
15 | Кто такие птицы? | ||||||
16 | Кто такие звери? | ||||||
17 | Что такое зоопарк? | ||||||
18 | Что нас окружает дома? Обобщение по теме. | ||||||
2 четверть | |||||||
1 | Что умеет компьютер? Практическая работа № 1 Знакомство с компьютером, простейшие приёмы работы с ним. | ||||||
2 | Что вокруг нас может быть опасным? | ||||||
3 | Что мы знаем о нашей стране и своём городе (селе)? | ||||||
4 | На что похожа наша планета? Практическая работа № 2 Знакомство с глобусом. | ||||||
Как откуда и куда? 12 часов | 5 | Куда текут реки? | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, движение воды. Анализировать влияние человека на природу. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Применять простейшие навыки ухода за комнатными | Познавательные общеучебные действия: Умение структурировать знания; Смысловое чтение; Знаково – символическое моделирование; У П логические Д Анализ объектов; Синтез, как составление целого из частей; | |||
6 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | ||||||
7 | Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа № 3.Сборка простейшей электрической цепи. | ||||||
8 | Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа № 4 Изучение свойств снега и льда. |
9 | Как живут растения? Практическая работа № 5 Отработка простейших приёмов ухода за комнатными растениями. | растениями. Анализировать ситуации об оказании помощи окружающим. | Классификация объектов; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование; Построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Разрешение конфликтов; Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка); Умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные УУД Планирование; Коррекция; Оценка; Волевая саморегуляция. | ||||
10 | Как живут животные? | ||||||
11 | Как ухаживать за кошкой и собакой? | ||||||
12 | Как помочь птицам зимой? Практическая работа № 6 Изготовление простейшей кормушки для птиц. | ||||||
13 | Как путешествует письмо? | ||||||
14 | Обобщение по теме. Проверочная работа по теме: Как, откуда и куда? | ||||||
3 четверть | |||||||
1 | Откуда берутся изюм, шоколад и мёд? | ||||||
2 | Откуда берётся и куда девается мусор? | ||||||
3 | Откуда в снежках берётся грязь? | ||||||
Когда и где? 9 часов. | 4 | Когда придёт суббота? | Представление о времени. Холодные и жаркие районы Земли. Перелётные птицы. Представление о далёком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Одежда людей в прошлом и теперь. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. | Познавательные общеучебные действия: Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания; Моделирование; Смысловое чтение. | |||
5 | Когда наступит лето? | ||||||
6 | Где живут белые медведи? | ||||||
7 | Где живут слоны? | ||||||
8 | Где зимуют птицы? | ||||||
9 | Когда жили динозавры? | ||||||
10 | Когда появилась одежда? | ||||||
11 | Когда изобрели велосипед? | ||||||
12 | Когда станешь взрослым? | ||||||
Почему и зачем? 17 часов. | 13 | Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью, а на Луне не живут люди? | У П логические Д Анализ объектов; Синтез объектов; Сравнение объектов; Классификация объектов. Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Разрешение конфликтов; Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка); Умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные УУД Планирование; Коррекция; Оценка; Волевая саморегуляция. | ||||
14 | Почему идёт дождь и дует ветер? | ||||||
15 | Почему звенит звонок? | ||||||
16 | Почему радуга разноцветная? | ||||||
17 | Почему их так назвали? | ||||||
18 | Обобщение и повторение. Проверочная работа по теме: Почему и зачем? | ||||||
4 четверть | |||||||
1 | Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? | ||||||
2 | Почему в лесу нужно соблюдать тишину? | ||||||
3 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | ||||||
4 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа № 1 Простейшие правила гигиены. | ||||||
Применять правила личной гигиены. Описывать на основе наблюдений различные явления природы. Применять правила поведения в транспорте. Классифицировать транспорт по назначению. Понимать значение слова «экология». Анализировать ситуации с точки зрения экологии. | Познавательные общеучебные действия: Смысловое чтение; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Моделирование | ||||||
5 | Зачем мы спим ночью? | ||||||
6 | Зачем строят корабли? | ||||||
7 | Зачем нужны автомобили? | ||||||
8 | Почему поезда такие длинные? | ||||||
9 | Зачем нужны самолёты? | ||||||
10 | Зачем летают в космос? | ||||||
11 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | ||||||
12 | Как мы находили ответы на свои вопросы? | У П логические Д Анализ объектов; Сравнение объектов; Установление причинно-следственных связей; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества; Постановка вопросов; Управление поведением партнеров (контроль, коррекция, оценка); Умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные УУД Целеполагание; Планирование; Коррекция; Оценка; Волевая саморегуляция. | |||||
13 | Проверочная работа за год. | ||||||
14 | Повторение по теме: Что и кто? | ||||||
15 | Повторение по темам: Как, откуда и куда? Когда и где? | ||||||
16 | Повторение по теме: Почему и зачем? | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....
рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Авторская программа по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...