Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по теме "Как долго живут растения"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»).

Тема: «Как долго живут растения. РСМ Болота и луга как сообщества нашего края».

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся  о разнообразии растений;

            2. Познакомить ребят с продолжительностью жизни различных растений на нашей планете;

            3. Содействовать расширению знаний младших школьников о природных сообществах Архангельской области.

Оборудование и наглядные пособия:

  • мультимедиа проектор, компьютер,
  • учебники «Окружающий мир» ч.1 (3 класс) автор: Виноградова Н.Ф.,
  • хрестоматии о Русском Севере для учащихся 2-4-х классов «Морянка»,
  • рабочие тетради «Морянка» 3 класс,
  • иллюстрации, магнитные карточки,
  • видеофрагмент «Росянка: растение-охотник».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kak_dolgo_zhivut_rasteniya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 класс

(УМК «Начальная школа XXI века»).

Учитель начальных классов: Ермолина Мария Васильевна

Тема: «Как долго живут растения.

              РСМ Болота и луга как сообщества нашего края».

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся  о разнообразии

               растений;

            2. Познакомить ребят с продолжительностью жизни различных

               растений на нашей планете;

            3. Содействовать расширению знаний младших школьников о

               природных сообществах Архангельской области.

Формирование УУД:

Личностные (мотивация учения, самоконтроль процесса и результатов деятельности).

Коммуникативные (совместное определение цели задания, функций выполнения задания участниками группы, контроль, коррекция, оценка  действий партнёра).

Познавательные общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации на материале учебника, знаково-символические).

Познавательные логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, анализ с целью выделения существенных признаков, выдвижение гипотез и их обоснование).

Регулятивные (составление плана и последовательности изучения материала, контроль выполнения задания, коррекция: внесение дополнений и корректив, оценка, осознание качества и уровня усвоения).

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями (цель: применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач/заданий).

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, иллюстрации, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, самостоятельная работа в тетради.

Оборудование и наглядные пособия: мультимедиа проектор, компьютер, учебники «Окружающий мир» ч.1 (3 класс) Виноградова Н.Ф., хрестоматии о Русском Севере для учащихся 2-4-х классов «Морянка», рабочие тетради «Морянка» 3 класс, иллюстрации, магнитные карточки, видеофрагмент «Росянка: растение-охотник». 

  1. Орг. момент.

  1. Сообщение темы урока.

- Посмотрите внимательно на доску, и скажите, что на ней изображено. (РАСТЕНИЯ) (Слайд 1)

- Почему растения относят к живым организмам? (Работа на листочках (проверка домашнего задания). Взаимопроверка.) (Слайд 2)

- Скажите, пожалуйста, о какой особенности растений, из перечисленных вами, мы ещё не говорили подробно? (О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ)

- Хотелось бы вам узнать об этом?

- Назовите тему нашего сегодняшнего урока. (КАК ДОЛГО ЖИВУТ РАСТЕНИЯ)

  1. Постановка темы и задач урока.

- Подумайте, на какие вопросы нам сегодня предстоит найти ответы во время нашего урока. Используйте следующие вопросительные слова (СКОЛЬКО?  (НА) КАКИЕ?  КАК?) (Слайд 3)

    СКОЛЬКО живут растения?

    НА КАКИЕ группы по продолжительности жизни делят растения?

    КАКИЕ особенности есть у каждой группы растений?

    КАК определить возраст растения?

- На протяжении всего урока мы будем искать ответы на эти вопросы.

  1. Изучение нового материала.

  • Работа с текстом учебника «Окружающий мир» ч.1 стр. 80-81 (Слайд 4)

Задание: Рассмотрите рисунки. На основе прочитанного текста расскажите о продолжительности жизни этих растений.

  • Индивидуальные задания

Меркурову Максиму, Кузнецовой Анастасии, Спиранову Даниилу (подготовка индивидуальных сообщений, знакомство с новой для класса информации отдельными учащимися).

ТИМОФЕЕВКА

Растение однолетнее (или многолетнее).  Этот луговой злак может достигать в высоту 1 метр.  В народе  это растение называют «сеянец», «сивуха» или «палочник».  

Свое название тимофеевка получила по имени ботаника  Тимофея Ганзена, который изучал это растение. У тимофеевки соцветие цилиндрическое с фиолетовыми пыльниками, на ощупь оно жестковатое, волосков нет. Тимофеевка не переносит засухи – это влаголюбивое растение, способное пережить даже затопление.

Если в сене много тимофеевки, оно будет очень питательным для животных. 

ПИЖМА

Пижма - травянистое многолетнее растение. Листья и соцветия напоминают миниатюрную рябину. Поэтому в простонародье ее еще называют дикая рябинка. Пижма очень не прихотливое растение и растет практически по всей территории России.

Еще издревле наши предки использовали пижму. Наблюдая, они заметили, что насекомые не только не садятся на растение, но и старательно облетают пижму. Именно поэтому ее стали использовать, для хранения мяса или различных мясных продуктов. Просто обкладывали тушку пижмой и мясо довольно долго не портилось.

Кстати довольно часто можно встретить рыбаков, в деревнях которые натирают себя пижмой от комаров.

РОСЯНКА

Росянка — многолетняя трава, маленькое растение с листочками не больше ноготка мизинца.

Получило свое название за капельки росы на ресничках по краям листочков. На самом деле это не роса, а густая клейкая жидкость. Сядет комарик на лист и приклеется, растворится в этой жидкости, «переварится». И листочек засосет в себя этот питательный «суп». Так питается росянка. Совсем как животное. Росянка приспособилась выживать в условиях, где почва бедна питанием или почвы вовсе нет.

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ с опорой на слайды презентации (Слайд 5-12)

- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на следующий слайд и ответьте на вопрос: как можно определить возраст деревьев и кустарников.

(Возраст деревьев и кустарников можно узнать по подсчёту годовых (годичных) колец или мутовок). (Слайд 13)

Дополнительный материал.

Как определить возраст дерева

У сосны мутовчатое расположение веток. Обычно четыре - пять веток веерообразно расходятся во все стороны, располагаясь на одном уровне вокруг ствола. Этаж за этажом поднимаются мутовки до самой вершины. Каждый год на вершине сосны образуется новая мутовка. По мутовкам можно приблизительно определить возраст сосны: сколько мутовок — столько лет сосне.
У сосны, как и у большинства хвойных пород, отчетливо видны годичные слои. Каждый слой состоит из двух частей. Светлая и широкая часть образуется весной и в начале лета, а узкая и более темная — в конце лета и осенью. Ранняя и поздняя части годичного слоя отличаются не только цветом. Ранняя часть более рыхлая и мягкая, а поздняя более плотная, твердая и смолистая.

        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 14)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья, сложив назад.

Отличительные черты растений (РАБОТА ПО КОЛОНКАМ) (Слайд 15)

Задание: Восстановите отличительные особенности каждой группы растений. (МНОГОЛЕТНИЕ, ДВУЛЕТНИЕ, ОДНОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЯ)

Работа у доски с магнитными карточками (3 человека, по 1-му с каждой колонки).

ПРОВЕРКА (Слайд 16)

РАБОТА В ПАРАХ ЗАДАНИЕ: Распределите эти растения в три группы (липа, клевер, кукуруза, берёза, морковь, рис, крыжовник, репа, пшеница, брусника, капуста, тимофеевка). (Слайд 17)

Работа у доски с магнитными карточками (1 пара).

ПРОВЕРКА (Слайд 18)

ЗАДАНИЕ: Найдите по одному «лишнему» растению в каждой группе. Объясните, чем оно отличается. (БРУСНИКА, КЛЕВЕР, ТИМОФЕЕВКА)

- Посмотрите внимательно на слайд и скажите, где мы можем увидеть эти растения. (НА БОЛОТЕ И НА ЛУГУ) (Слайд 19)

 

- Тетрадь «Морянка» стр. 26

Индивидуальные задания Бызовой Анне и  Филимоновой Евгении (Т.стр.27 зад.4 работа с хрестоматией «Морянка»), Яковлевой Виктории стр.27 рубрика «Это интересно».

Тема РСМ Болота и луга как сообщества нашего края

- Ребята, давайте вспомним, как появляются такие сообщества как болото и луг. (Слайд 20)

(Растения участвуют в зарастании водоёма. Осенью надземные части этих растений отмирают и падают на дно. Остатков растений на дне становится все больше, водоём мелеет и в конце концов водоём высыхает, и на этом месте поселяются другие растения и образуется другой природный комплекс: болото или луг).

ЗАДАНИЕ: Решите кроссворд (Растения луга) (Слайд 21)

- Какое растение вам менее знакома из всех представленных здесь? (ПИЖМА)

- Индивидуальное сообщение  об этом растении нам подготовил Спиранов Даниил. (Слайд 22)

- ПРОВЕРКА индивидуального задания, которое было дано Бызовой Анне и  Филимоновой Евгении (Т.стр.27 зад.4 работа с хрестоматией «Морянка») (Слайд 23)

- А теперь, давайте прочитаем строки, которые написал наш северный  поэт Н.Рубцов. (Слайд 24)

Он — мох, строитель чудотворный,

Создавший царство из воды.

В нем много света и просторно,

Везде роскошные «сады».

В «садах» рубин живой алеет,

«Янтарь болот» на солнце зреет.

                                                Н. Рубцов

- О каком растении говорится в этом отрывке (О МХЕ-СФАГНУМЕ)

- Сейчас мы послушаем индивидуальное задание Яковлевой Виктории

Т. «МОРЯНКА» стр.27 рубрика «Это интересно».

 - Где растет мох? (НА БОЛОТЕ)

- Какие ещё растения можно увидеть на болоте?

- Посмотрите на слайд и скажите, все ли растения изображённые на нем вам знакомы? (Слайд 25)

- Прослушайте, пожалуйста, небольшое стихотворение и определите, о каком растении идёт речь. (РОСЯНКА) (Слайд 26)

Эй, брат, комарик, берегись!

На лист росянки не садись -

Придется с жизнью распрощаться:

Раз сядешь — вновь уж не подняться.

                                            Д. Кайгородов

- Индивидуальное сообщение  об этом растении нам подготовила Кузнецова Анастасия.

Видеофрагмент «Росянка: растение-охотник» http://rutube.ru/video/8927d6b904ca779f602fc9f7dd5c9c55

(Слайд 27)

V. Закрепление нового материала.

ЗАГАДКИ

Задание: отгадать загадку, назвать к какой группе по продолжительности жизни это растение относится.

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ

Лето целое старалась

 – Одевалась, одевалась …

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок.

(Капуста)  ДВУЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ

Из земли вырастаю

- Весь мир одеваю.

(Лён) ОДНОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ

Мягок, а не пух,

Зелён, а не трава.

(Мох) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ

Наши поросятки

Выросли на грядке,

К солнышку бочком,

Хвостики крючком.

Эти поросятки

Играют с нами в прятки.

(Огурцы) ОДНОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ

Никто не пугает,

а вся дрожит.

(Осина) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ

Кто любит борщ и винегрет,
Грустит, когда её в нём нет.
На грядке под землёй растёт –
В народе ей всегда почёт.

(Свекла) ДВУЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ

VI. Итог урока.

VII. Рефлексия. Поднимите руку, кто может сказать, что узнал сегодня на уроке что-то новое? А, кто из вас, ребята, хочет нам рассказать, что именно новое или интересное он узнал?

VIII. Домашнее задание  (Слайд 28)

  1. Учебник стр. 81-82 рубрика «Этот удивительный мир»
  2. Тетрадь «Окружающий мир» стр.28 задание «Портфель»
  3. Тетрадь «Морянка» стр. 27 зад.6

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Чушковой Марии, Аникеевой Алине тетрадь «Морянка» стр. 27 задание  «Проектная задача»