Урок окружающего мира 4 класс "лес"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Белова Елена Александровна

План-конспект  урока окружающего мира 4 класс "Лес-наше богатство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_om_4_kl_les.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема урока:  Лес – наше богатство

 

1.

ФИО (полностью)

Белова Елена Александровна

2.

Место работы

ГБОУ ООШ №7 г. Сызрани

3.

Должность

Учитель начальных классов

4.

Предмет

Окружающий мир

5.

Класс

4

6.

Тема и номер урока в теме

«Природа России», урок №8

7.

Базовый учебник

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Окружающий мир», 4 класс, в 2-х частях, М.:Просвещение, 2014г.

8.

Цель  урока:

формирование основ экологической культуры детей и активного подхода к    решению экологических проблем;

9.

Задачи:

Обучающие: 

- формировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

- познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.

Развивающие:

- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность.

- развивать понимание необходимости соблюдать правила  поведения в природе;

Воспитательные:

- воспитывать стремление к бережному отношению к природе

- развивать навыки сотрудничества;

- формировать уважительное отношение к иному мнению.

10.

Тип урока

Урок-проект

11.

Формы работы учащихся

Работа в группах

12.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

  • формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи  совместной деятельности;
  • формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Познавательные УУД:

  • Формировать умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • Формировать основы грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение работать в подготовленной  информационной предметно-развивающей среде и осуществлять осознанный выбор (дополнительной информации);
  • формировать умение грамотного  построения  речевых высказываний в соответствии с поставленными задачами в  устной и письменной формах;
  • формировать умения слушать и слышать собеседника, учить совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им.

13.

Используемые технологии

Название используемых технологий

Время 

1

Технология создания учебной  ситуации.

3-4 мин

2

Мини- проект.

15-18 мин

     Основополагающий вопрос: Лес – богатство или забава?

     Продукт проекта: журнал «Лес»

Оборудование: видеопроектор, ИД, таблички на столы с названиями центров, раздаточный материал для работы каждого центра, карточки, тексты, заготовка журнала «Лес», карточки для рефлексии: смайлики, карточки красного и зелёного цвета.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Создаёт эмоциональный настрой, даёт необходимые установки

Придумано кем-то просто и мудро

 При встрече здороваться-

 Доброе утро!

 Доброе утро - солнцу и птицам,

 Доброе утро - приветливым лицам!

Дорогие ребята,

я рада приветствовать вас на своём уроке.

(на столах  у ребят смайлики: грустный и весёлый)

– Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)

Сидят за партами, слушают учителя.

Показывают своё настроение смайликами.

Позитивное отношение к предстоящей деятельности,  включение  в учебную деятельность.

2. Актуализация знаний.

Выход на тему урока через постановку проблемы

Выход на цель и задачи урока в сотворчестве с учащимися через опору на жизненный опыт учеников, беседу и только что полученную информацию.

Освоение новых знаний, обработка информации, подведение итогов работы группы

Учитель включает запись голосов птиц

-Как вы думаете, где можно услышать такие звуки?

- В лесу.

-О чём мы будем говорить сегодня, предположите.

-О лесе.

 Вступительное слово учителя о лесе (см. Приложение)

Тема нашего урока: «Лес»

Цель: найти ответ на вопрос  Лес – богатство или забава?

У нас будет урок - проект.

Темой изучения проекта будет «Лес»

Основополагающий вопрос: «Лес – богатство или забава?»

Продуктом проекта станет журнал.

Работать мы будем в группах, вспомним правила работы в группе.

Каждая группа выполняет своё задание, оформляет его на листах. Ваши листы будут составлять странички нашего журнала.

- Распределите роли внутри группы, берите маршрутные листы, начинайте работу, покажите, когда работа будет закончена.

Позиция учителя:  консультант

1 группа- Центр мудрости народной ( составить пословицы о лесе)

2 группа  Центр «Фенологи»  (составить лесной календарь на каждый год)

3 группа Центр друзей природы

(сформулировать правила поведения в лесу по картинкам)

4 группа Центр «Биологи»  (выяснить, чем является лес для человека, какую приносит пользу)

5 группа Центр «Экологи»  (выявить экологические проблемы леса)

Слушают запись «Голоса птиц».

Отвечают.

Дети слушают рассказ учителя о лесе и смотрят видеоряд.

Правила работы в группе

- Нужно уважать чужое мнение, слушать и слышать мнение товарищей.

- Постараться наиболее точно выполнить предложенное задание

- Постараться проанализировать свою и работу своих товарищей, выразить общее мнение группы

Учащиеся работают в группах, раскрывают конверты и читают сначала про себя, затем вслух.

Познавательные

Общеучебные (поиск и выделение информации)

Целеполагание, планирование

Познавательные

Общеучебные (умение самостоятельно и с помощью учителя находить и отбирать информацию в соответствии с учебной задачей; проводить микроисследование; составлять текст в соответствии с темой и главной мыслью)

Коммуникативные

Планирование

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли

Регулятивные

Оценка

Личностные

Нравственно-этическое оценивание

Отчёт групп

Позиция учителя:

учитель - организатор

Группы (4 группы) отчитываются о проделанной работе, пытаясь ответить на вопросы,   поставленные в заданиях.  

Дополняют страницы журнала

Регулятивные

развитие умение слушать в соответствии с целевой установкой

Познавательные

развитие умения работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде            Коммуникативные

осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

Подведение  итогов

Подведение    итогов в технике «Синквейн»

Лес

….,…. (два прилагательных)

…, …, … (три глагола)

….. … … … (фраза из четырёх слов)

…  вывод, эмоция, резюме (любая часть речи)

Возвращаемся к основополагающему вопросу: «Лес-богатство или забава?»

Рассматривают продукт проекта – журнал о лесе.

Дети предлагают свои варианты определений, высказываний.

Делают выводы.

Коммуникативные

развитие умения согласовывать усилия для решения учебной задачи;    

Регулятивные

развитие умение слушать в соответствии с целевой установкой

Рефлексия.

У вас  у каждого на партах  карточки красного и зелёного цветов. Если вам понравился урок и вы взяли из него для себя  много полезного - поднимите зелёную карточку.

А если вам было скучно и  вы не узнали ничего нового- красную карточку.

-Вы подарили мне сегодня тепло и радость хорошей работы. Спасибо за урок.

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные

осмысление, рождение нового знания, способа действий; осмысление своих достижений

Домашнее  задание

1вариант: Подумайте, какие ещё страницы можно добавить в наш журнал. Подготовьте их, оформив самостоятельно, в паре или в группе. Представьте свою работу.

2 вариант: Выполнить фото-коллажи по теме «Лес – наше богатство»

Слушают задание

Приложение

Трудно представить себе землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года, и каждое время года чудесно по-своему.
Ребята, как прекрасна
зима с ее звонким морозцем, пушистыми снежными сугробами, ледяными горками.
Как
очаровательна весна, когда на деревьях появляются почки, а из-под снега показываются молодая зеленая травка и первые цветы.
Ну, и конечно, все мы обожаем
лето с его жарким солнышком, пестрым буйством цветов на полянах, теплыми дождями и яркой радугой на небе.
Ребята,
а осень? Любите вы осень? Конечно, в поздней осени довольно мало прелести: грязь, слякоть, пасмурное небо, холодные хмурые дожди. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни шума, ни движения, в мягком воздухе разлит осенний запах. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой чаще, куда летом не проникал глаз человека. Старые деревья давно облетели, и только молодые березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.
Найти очарование в этом, дано не каждому.
Зато красотой ранней осенней поры, мимолетной, как полет золотой птицы, нельзя не плениться.
Воздух необыкновенно прозрачен и свеж, серебрятся между стволами деревьев тонкие серебристые нити-паутинки липкой, солнце светит даже ярче, чем летом, только не греет. А листья! На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. На деревьях, земле разноцветное пестрое покрывало. Это природа, перед тем как отправить деревья на покой, устраивает каждый год лесной пир, последний лесной карнавал, своеобразную выставку красоты деревьев, которую очень точно описал И.Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И правда. Как из чудесной сказки пришла царица осень. Развесила яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Берегите его и люди и лесные жители! Укрыла осень яхонтовым ковром землю.
 Красиво? Как вы думаете, каждый умеет видеть эту красоту? Конечно, каждый. Ведь все мы дети природы и связаны с ней тысячей нитей.
Леса украшают землю. «Они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величественное настроение», – писал А. П. Чехов.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе и в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!


Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Для чего он людям нужен?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...