Урок окружающего мира в 1 классе «Наши помощники – органы чувств»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира используются  исследовательская, творческая деятельность:  дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Это способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма

Районное методическое объединение учителей начальных классов

«Современный урок в парадигме системно-деятельностного обучения»

Мастер-класс

Урок окружающего мира в 1 классе «Наши помощники – органы чувств»

Выполнила работу

Ланбина Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

Надым, 2012


          Данный мастер-класс адресован учителям начальных классов, ученикам 1 класса.

          С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход.

        Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

       Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира используются  исследовательская, творческая деятельность:  дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Это способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность.

        Приглашаю на фрагмент урока по окружающему миру в 1 классе по Образовательной системе «Школа 2100»

        Тема:  «Мои помощники – органы чувств»

        Цель: познакомить детей с органами чувств человека.

        Оборудование: рисунок для раскрашивания, цветные карандаши, свисток, колокольчик, апельсин, лимон, кофе, мяч, ложка, мягкая игрушка, три стакана с водой - сладкой, обычной, соленой.

        Этап урока: «открытие» новых знаний.

        Форма работы: фронтальная, групповая.

        В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий.  Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.

Планируемый результат

Предметные умения:

-иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;

-исследовать признаки предметов с помощью органов чувств;

-узнать роль и специфику разных органов чувств;

Личностные УУД:

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-определять общие для всех правила поведения;

-определять правила работы в группе;

-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-формулировать учебные задачи;

-работать по предложенному плану, инструкции;

-высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

-проводить анализ учебного материала;

-проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

-уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть  диалогической формой речи.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

(Китайская мудрость)

Ход урока.

Подводящий диалог.

-Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы  с вами будем исследователями.

-Кто такие исследователи?

(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)

-Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком (фото 1)

-Чем он интересен? Что же в нем странного?

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)

Выдвижение проблемы.

-А нужны они ему?  (Конечно)

-Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)

Постановка учебной задачи.

-Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)

-А точнее «Наши помощники – органы чувств» (рис. 1)

-В конце урока вы мне ответите на вопрос:

Почему органы чувств называют нашими помощниками?

-Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока: (рис. 2)

Познакомиться с ……(органами чувств)

Узнать…. (для чего они нужны)

-Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?

(Нарисовать ему органы чувств)

-Я предлагаю сегодня работать в группах.

-По ходу работы поможем нашему герою приобрести  органы чувств.

-Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

-Давайте мы эти правила вспомним.

(Работаем тихо, дружно;

 Говорим по очереди, не перебивая друг друга;

 Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника)

Учебные действия «Открытие новых знаний»

-У каждой группы будет свое задание.

-Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить   исследовательской работой.

-А я буду вашим помощником.

-Капитаны подойдите ко мне за заданиями.

(капитаны получают задания)

Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.

Задание для 2 группы: с помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.

Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах.

Задание для 4 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в баночках.

Задание для 5 группы: в мешке находятся предметы, определить их на ощупь.

-Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли…

…   нам нужны…….

Научное название…

-Выступает 1 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.

Научное название – орган зрения.

-Что вам помогло увидеть цыплят? Желтый карандаш? (глаза)

-Что еще мы можем делать  при помощи глаз? (Читать, смотреть телевизор)

-При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.

-Вы хорошо справились с заданием (рис. 3)

-Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния. Рисуются глаза человечку (фото 2)

-Выступает 2 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.

Научное название – орган слуха.

-Что вам помогло услышать звуки? (уши)

-Вы постарались, выполнили задание верно (рис. 4)

-Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)

-Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?  

Нарисовать уши (фото 3)

-Выступает 3 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.

Научное название-орган вкуса.

-Что помог определить вкус воды? (язык)

-Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)

-Молодцы. С задание справились верно (рис. 5)

- Поможем нашему герою почувствовать вкус спелой морошки.

Дети рисуют язык человечку (фото 4)

-Выступает 4 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.

Научное название- ….

-Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)

-Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)

-А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.

    -А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния (рис. 6)

-Помогите нашему герою. Дети рисуют нос (фото 5)

-Выступает 5 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь  предметы по форме…

Научное название - …. орган осязания.

-Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)

-Верно справились с заданием (рис. 7)

-Поможем нашему герою ощутить мягкость  лесных мхов. Дети рисуют руки (фото 6)

Обобщающая беседа.

-Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными  исследователями.

-Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

-Сколько  у человека органов чувств?

-На какой вопрос вы должны мне ответить?

-Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите (рис. 8)

-Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать? (фото 7)

Рефлексия.

-А напоследок хочется сказать:

Есть пять помощников на службе у тебя.

Не замечая их, используешь всегда:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

Руки, чтоб ласкать, трудиться,

А носик -  запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

-Спасибо за работу.

     

   На этом этап «открытие» новых знаний можно завершить. Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.

              Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что  исследования  делают процесс познания более продуктивным.