Урок по окружающему миру 1 класс " Наши помощники -органы чувств"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Дрюпина Ирина Александровна

На уроке показана роль и специфика разных органов чувств,. Ученики усваивают  связи между своими ощущениями и органами чувств, которые их обеспечивают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx_1_klass_2100.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему  миру

по теме: "Наши помощники - органы чувств"

Цели урока:

1. Показать ученикам роль и специфику разных органов чувств;

2. Развивать умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни:

3. Прививать бережное отношение к своему организму.

Задачи:

1. Познакомить учеников  с каждым из органов чувств, их функциями.

 2. Показать, как с их помощью можно определить признаки и  свойства объектов живой и неживой природы, предметов и объектов, созданных руками человека.

Оборудование:

-Рисунок головы человека без глаз, носа, ушей, рта;

-Отдельные рисунки глаз, рта, ушей, носа:

-Таблички со словами:  "Органы чувств", "Орган зрения  ", " Орган слуха", "Орган осязания", "Орган обоняния", "Глаза", "Уши","Нос", "Язык", "Кожа".

-Материал для проведения опытов и наблюдений: 3 стаканчика с чистой водой, 1стаканчик с  сладкой, кислой, солёной водой, духи, долька апельсина, лука, колокольчик, ножницы, лист бумаги, 3 листа разного по цвету бумаги, линейка, кукла, книга, плакат "Наши помощники- органы чувств"

-

Урок подготовила и провела:

учитель начальных классов

Дрюпина Ирина Александровна

Ход урока:

I. Организационный  момент:

-Проверяется готовность детей к уроку

II .Актуализация знаний и постановка проблемы:

- Наш учебник называется "Я и мир вокруг"

-Что даёт нам возможность познавать окружающий нас мир?(выслушиваются варианты ответов детей)

-Сегодня вы сами можете ответить на этот вопрос.

(на доску прикрепляется голова человека )

-К нам на урок пришёл странный человек. Что же странного можно у него заметить?

(у него нет глаз, рта,  носа, ушей)

- А зачем они ему нужны? (дети дают свои варианты ответов)

-Кто может сказать , о чем на уроке пойдет речь?

III. Открытие новых знаний:

( К доске выходят 3 человека. Им завязывают глаза и каждому дают попробовать простую воду из стаканчиков)

- Попробуйте, что налито в ваших стаканчиках? (простая вода)

( Далее стаканчики с простой водой  меняются на сладкую, солёную и кислую)

- Что вы почувствовали теперь?( у каждого свой вкус)

-Чем вы почувствовали вкус? (языком)

-Какой мы можем сделать вывод?( Язык - орган вкуса. Благодаря ему мы ощущаем вкус пищи.)

- К доске выходят 3 человека. Им завязывают глаза и каждого просят определить , что это? (духи, апельсин, лук)

-Что вы почувствовали? (запах)

- Чем вы почувствовали ?  (носом)

Умение человека различать запахи получило название обоняние. Орган обоняния - нос.

Запахи бывают разные - приятные и неприятные. Они предупреждают нас об опасности(

например, запах газа или испорченной пищи). При помощи носа мы дышим!

Далее всех учащихся учитель  просит закрыть глаза и определить, какие предметы это делают: (дети слышат звук колокольчика, звук сминаемой бумаги)

- Что вы услышали? (звуки)

- Благодаря чему мы слышим звуки?

Уши - орган слуха.

Вызываются 3 ребёнка,  им закрывают глаза и просят определить что находится в мешке

(учебник, линейка, банан)

- При помощи чего вы определили, что это за предметы? ( на ощупь , при помощи рук)

-Всё наше тело покрыто кожей, по которой разбросано много чувствительных клеток, которые воспринимают тепло и холод, форму и размер предметов, их поверхность.

Кожа - орган осязания.

Далее детям показывают белый лист бумаги,  просят закрыть глаза(белый цвет меняется на цветной) и определить новый цвет

- Что вы заметили? (ответы детей)

-Что помогло нам определить цвет? (глаза)

-Что ещё мы можем определить при помощи глаз? ( форму предмета, размер, двигается предмет или стоит на месте)

Глаза - орган зрения

- Ещё для чего нам нужны глаза? ( ответы детей)

-О каких органах мы сегодня говорили? Как можно их назвать одним словом? (Органы чувств)

- Беседа о значимости одного органа над другим

- Физминутка

Это глазки, чтобы видеть (руки в виде "бинокля", повороты вправо, влево),

Это носик, чтоб дышать(глубокий вдох носом).

Это ушки, чтобы слышать ( подергать за ушки),

Это ножки, чтоб бежать ( бег на месте).

Это ручки, чтоб друг друга очень крепко обнимать(объятия друг друга)

- О каких органах чувств мы говорили в физминутке?

IV. Первичное закрепление

Работа в учебнике с. 55 - устно и  рабочей тетради с. 22 №1,2,3- совместная работа

V .Самостоятельная работа

№ 4 - работа в парах  самостоятельно с дальнейшей проверкой

VI.    Итог урока

- О чём говорили сегодня на уроке?

-Зачем нужны органы чувств?

-Почему мы называем их своими помощниками?