Главные вкладки

    Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Наши помощники - органы чувств", исследовательская деятельность.
    методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

    Султанова Светлана Владимировна

    Технологическая карта урока по теме: "Наши помощники - органы чувств".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_-_issledovanie_po_okr_miru.docx28.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Султанова С.В., учитель начальных  классов МБОУ Кактолгинской СОШ,

    село Кактолга

    Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» во 2 классе на тему «Наши помощники – органы чувств».

    Тип урока:

    Урок введения нового знания

    Авторы УМК:

    Под  руководством Н.Ф. Виноградовой, «Начальная школа 21 века»

    Цели урока:

    Дать представление о работе органов чувств, как показателе здоровья человека, путем включения учащихся в процесс ученического исследования.

    Планируемые образовательные результаты

    (личностные, метапредметные, предметные):

     Личностные:

    - проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

    - готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни;

    Метапредметные:

    - уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке;

    Предметные:

    - расширение знаний об органах чувств;

    - представления об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;

    - исследование признаков предметов с помощью органов чувств.

    Оборудование: 

    Презентация " Наши помощники - органы чувств"; «Лист исследователя»; пронумерованные стаканчики и пробирки с предметами; бархатная бумага; гофрированный картон. Конверты с заданием.

    Организационная структура урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1. Этап 1: Мотивация или создание проблемой ситуации

    Цели: 

    -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

    Прозвенел для нас звонок,
    Начинаю я, урок.
    Вы за парты тихо сели,
    На меня все посмотрели.

    Ваши ушки на макушке,
    Глазки широко раскрыты.
    Слушайте, запоминайте,
    Ни минуты не теряйте!
    Пожелаю всем удачи –
    За работу! В добрый час!

    - Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу.

    - Чем мы с вами занимаемся на уроках окружающего мира?

    - А что мы сегодня будем изучать, вы догадаетесь с помощью загадок:

    1. На ночь два оконца сами закрываются,

    А с восходом солнца сами открываются

    (глаза);

    1. Есть всегда он у людей,

    Есть всегда у кораблей (нос);

    1. Всегда он в работе,

    Когда мы говорим,

    А отдыхает,

    Когда мы молчим (язык);

    1. Шум дождя оно поймало,

    Утра тихое начало,

    Мамин голос, папин шаг,

    Слышит, если что не так!  (ухо);

    1. Мы в нее зимой и летом 

    Даже на ночь снять не можем, 

    Потому что это… (кожа).

    - Кто из вас сможет сформулировать тему урока?

    - Верно, мы сегодня будем изучать органы чувств, которые помогают видеть, слышать, чувствовать.

    Послушайте одну историю.

    Жил – был один необычный человек, звали его Стобед. С ним всегда приключались разные истории: то он в лужу нечаянно зайдёт, то его собака покусает, а один раз чуть машина не сбила. Бабушка всегда ему говорила: «Куда только твои глаза смотрят, уши, что золотом завешаны!». Рассердился Стобед: «Не нужны мне глаза и уши! Буду так жить!» А бабушка в ответ: «Есть село очень красивое – Кактолга, там школа, а в ней учатся ребята – второклассники, которые всё на свете знают. Вот они – то тебе и подскажут, можно ли жить без глаз и ушей!» Вот так он попал к нам на урок (на доске появляется рисунок Стобеда).

    -А вы с ним согласны?

    Подчеркивает наличие разных точек зрения в предположениях ребят и формирует проблему.

    Гипотеза:

    -Являются ли органы чувств

    помощниками человека в познании окружающего мира?

    Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей. И исследовать мы будем наши органы чувств. 

    - Вспомните, кто такие исследователи?

    (Слайд 1)

    Исследователи - это люди, которые занимаются научными исследованиями, с помощью опытов, наблюдений, экспериментов узнают что-то новое, получают новые знания.

    Высказывают своё мнение, отгадывают загадки.

    Формулируют тему урока.

    Высказывают свою точку зрения.

    Читают на слайде определение.

    Коммуникативные:

     - участвуют в учебном диалоге; формулируют и аргументируют собственное мнение;

    строят понятные речевые высказывания.

    Личностые:

    -проявляют учебно-познавательный интерес к учебному заданию;

    Этап 2: Исследование.

    Цели:

    - организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний.

    - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи,

    формировать умения самостоятельно добывать информацию из учебника.

    Организует работу в группе.

    Чтобы исследование прошло успешно,

    нам следует установить правила работы в группе. (Слайд 2)

    1.Не говорить всем сразу.

    2.Смотреть на говорящего.

    3.Перед работой нужно договориться, кто что будет делать.

    4. Не спорить зря, а доказывать, объяснять.

    5.Стараться понять друг друга.

    6.Возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично.

    Результаты мы будем записывать в лист исследований.

    Опыт №1 Орган зрения – глаза.

    Получают  конверт с заданием.

     ( В конверте разноцветные кленовые листики одинакового размера)

    Инструкция:

    - Рассмотрите содержимое конверта;

    - Проанализируйте;

    -Ответьте на вопросы:

    Что общего и в чём различие предметов?

    С помощью какого органа вы смогли выполнить задание?

    Как он называется?

    Практическая работа

    На ваших партах лежат зеркальца, возьмите их, рассмотрите свои глаза.

     Как природа позаботилась о его защите?

    Проблема: как вы думаете, почему моргание важно для глаз?

    (Слайд 3) Шкатулка знаний.

    “Ежедневно человек моргает примерно 11500 раз. На каждом веке у нас насчитывается по 80 ресниц, каждая ресница “живет” – 100дней. Затем она выпадает, а на ее месте вырастает новая”.

    Запишите свои результаты в лист исследования.

    Оздоровительная физминутка для глаз:

    Глазкам нужно отдохнуть.

    Нужно глубоко вздохнуть.
    Глаза по кругу побегут

    Много-много раз моргнут,

    Глазкам стало хорошо.

    Увидят мои глазки все!

    - Что мы можем сказать Стобеду, нужны ли нам глаза?

    Опыт №2. Орган обоняния – нос.

    В начале урока я уже говорила, что мы находимся в научной лаборатории.

    Перед вами стоят 3 закрытые пробирки, в них ватные диски, пропитанные ароматами (духов, мандарина, лука). Чтобы определить, нужно помнить главное правило:

    никогда не нюхать незнакомые жидкости и порошки.

    (Рассказывает о правилах безопасности)

    - С помощью какого органа вы смогли выполнить задание?

    - Откроем учебник и прочитаем об этом органе чувств, страница 21.

    (На доске появляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ рядом с картинкой - изображением носа)

    Запишите свои наблюдения в лист исследования.

    ( Учитель проносит между рядами ветку сосны, подносит к ученикам, для распознавания запаха)

    Когда вы ощущали запах?

    Правильно, чувство запаха возникает, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать?

    -Какие неприятные запахи предупреждают об опасности?

    - Что мы можем ответить Стобеду?

     Запах газа, пропавшей пищи, запах дыма.

    Запишите свои наблюдения в карту исследования.

    Опыт № 3. “Орган вкуса – язык”

    - Продолжаем  исследование, перед вами 4 стаканчика, вам нужно определить на вкус, что там.

    №1 Вода;

    №2 Сладкий сок;

    №3 Вода солёная;

    №4 Вода кислая.

    -Что это?

    - Что помогло вам определить это?

    -Значит, органом вкуса является язык.

    -Запишите свои наблюдения в карту исследования.

    (Слайд 3) Шкатулка знаний.

    -Ребята, а вы знаете, что язык пробует пищу разными участками.

    ( На слайде схема, где показано, какой участок за какой вкус отвечает).

    - Чтобы не навредить обонянию, нужно выполнять правила ( слайд 4).

     Опыт №4. Орган осязания – кожа.

    - Продолжаем исследование дальше. Перед вами листочки бархатной бумаги, потрогайте её на ощупь.

    - Какая бумага на ощупь?

    Возьмите кусочки гофрированного картона, что сейчас ощущаете?

    - Что помогло вам сделать такой вывод?

    - Найдите в учебнике на с.25 название этого органа.

    Запишите в листах исследований ваши наблюдения.

    Читают правила работы.

    Раскрывают конверты. Рассматривают содержимое, отвечают на вопросы, анализируют.

    Обсуждают.

    Записывают выводы, совещаются.

    Делают выводы.

    Слушают учителя.

    Работают по материалам учебника.

    Записывают выводы.

    Ориентиру-

    ются в своей системе знаний;

    Обобщают имеющиеся знания.

    Познавательные:

    - нахождение ответа на вопрос, используя жизненный опыт;

    Коммуникативные:

    - умение работать в группе, слушать мнение других, распределять роли, договариваться, приходить к общему решению.

    Познавательные УУД:

     отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Регулятивные: осмысливают учебный материал; умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

    Этап 3: Организация информации

    Цель:

    организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

    -Дети, возьмите это в руки (яблоко).

    - Какой формы этот предмет?

    - Какой вам орган чувства помогает? 

    (Руки – осязание)
    – Разверните …

    - Что-то слышите? (Шелест бумаги) 
    – Какой  вам орган чувства работает? 
    (Уши – слух)
    – Что вы видите перед собой?  
    (Яблоко)

    -Какого оно цвета? (Красное)
    – Какой орган помог вам это узнать? 
    (Орган зрения – глаза)
    – Понюхайте …

    - Что вы чувствуете? (Запах яблока)
    – А теперь какой вам орган чувства помогает? 
    (нос – обоняние)
    – Надкусите яблоко. Что чувствуете?
    – А теперь какой вам орган чувства помогает? 
    (Язык – орган вкуса)

    Самостоятельно находят способы и пути решения проблемы.

    Оформляют свои мысли в устной форме.

    Регулятивные: осмысливают учебный материал; умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

    Этап 4: Связывание информации

    - Ответьте мне, пожалуйста, кто же они, наши помощники, без которых нам никак не обойтись? Как назвать одним словом?

    Зачитаем выводы, которые записали в листках исследований.

    - Что мы можем ответить Стобеду?

    Выводы: глаза, уши, язык, кожа – это органы чувств , наши верные помощники.

    -Они помогают узнать, что происходит  в окружающем мире.

    -Они показывают нам разные признаки и свойства.

    - Все органы человека важны для познания окружающего мира

    Слушают и понимают других,

    строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

    Регулятивные:

    -умение ориентироваться в полученных знаниях. 

    Познавательные:

    -Умение на основе анализа объектов делать выводы.

    Этап 5: Подведение итогов, рефлексия

    Цель: сформулировать полученные результаты.

    - Вот и закончилось  наше исследование. 

    - какую проблему мы ставили в начале урока?

    -Как мы ее решали?

    - Может ли человек полноценно существовать без какого-то органа чувств?

    РЕФЛЕКСИЯ

    - Ребята перед вами лежат картинки яблок двух цветов: жёлтое и зелёное.

    - Если вы работали дружно, выслушивали мнение каждого, самостоятельно делали выводы - возьмите жёлтое  яблоко.

    - Если вы не смогли договориться в группе - возьмите зелёное яблоко.

    Домашнее задание: ответить на вопросы с. 26.

    Регулятивные:

    -Умение самостоятельно оценить свои действия и действия одноклассников, -умение ориентироваться в полученных знаниях. 

    Познавательные:

    -Умение на основе анализа объектов делать выводы.

    - Умение оценивать свою работу и работу других.

    Коммуникативные:

    -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по окружающему миру с элементами исследовательской деятельности учащихся

    Урок окружающего мира по теме экология и экономика. Включает элементы исследовательской работы учащихся, проектной деятельности....

    Методическая разработка урока по окружающему миру по теме: органы чувств для 3 класса.

    Конспект урока по окружающему миру с использованием комплекса оперативного контроля знаний(КОКЗ) и с прилагающейся презентацией....

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ.» 3 КЛАСС ЗПР

    Цели:1. Обобщить знания детей об органах чувств человека.2. Развивать практические навыки, наблюдательность, умение работать в группе.3. Воспитывать бережное отношение к своему организму.Планируемый р...

    Технологическая карта к уроку по Окружающему миру 1 класс тема "Органы чувств и их функции"

    УМК "СРО Эльконина-Давыдова". Тему урока "Органы чувств и их функции". Окружающий мир 1 класс....

    Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Органы чувств".

    Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Органы чувств" 3 класс "Школа России"....

    Конспект урока по окружающему миру на тему: " Наши органы чувств" (УМК "Перспектива")

    Цель: формирование   знания об органах чувств, их строении, значении для человека  и гигиене.Планируемые результаты:предметные:-знать названия органов;-знать строение органов чувств;-зн...

    Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Органы чувств"

    Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Органы чувств"....