Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Органы чувств".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Коротеева Ольга Федоровна

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Органы чувств" 3 класс "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Коротеева Ольга Федоровна

ФИО участника 

Красносельский район, ГБОУ СОШ 375

Район, название ОУ (кратко) 

«Школа России»

Используемый УМК (учебно-методический комплекс)

Окружающий мир

Учебный предмет

3 класс

Тема: Органы чувств.

Тип: Урок открытия нового знания.

Цель урока:

Создание условий для освоения знаний об органах чувств с помощью организации исследовательской деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации в текстах, иллюстрациях учебника и в дополнительных источниках информации (словарях, энциклопедических статьях и т.д.);

- устанавливать причинно-следственные связи при получении результатов экспериментов;

- представлять результаты учебной деятельности.

Метапредметные:  

Учащиеся научатся:

- работать в группах;

- составлять и реализовывать план работы в группах;

- осваивать начальные основы исследовательской деятельности, умение работать с различными источниками информации;

- составлять на их основе сообщения, вычленять главное;

- вступать в сотрудничество с одноклассниками

Личностные:

- развитие познавательного интереса, активности, наблюдательности, любознательности;

- применение знаний о строении и деятельности органов чувств человека для сохранения и укрепления своего здоровья, бережного отношения к органам чувств;

- развитие умения слушать и слышать мнение других, способность к самооценке;

- формирование чувства ответственности и заботы о своем здоровье;

Ресурсы урока:

Мультимедийный комплекс (проектор+компьютер), планшет или диктофон, наушники, толковые словари, учебник, листы с дополнительным материалом для групп, листы с планом работ исследовательских групп и результатами исследований, листы с планом выступления для выступающих, емкости с мукой, солью, сахарной пудрой, крахмалом, ложечки, коробочки с луком, чесноком, кофейными зернами, духами, мешочки с предметами: фасоль, ложка, ручка, мячик, кубик, елка из бумаги (А2), елочные игрушки из бумаги.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

-Здравствуйте, ребята! Проходите в класс, а сегодня это не просто класс, а настоящая лаборатория для исследований! А мы будем исследователями!

Дети проходят, рассаживаются в подготовленном для исследований классе.

Актуализация необходимых знаний

Учитель предлагает детям закрыть глаза и хлопает в ладоши.

- Что произошло?

- Как вы догадались? Откройте глаза.

- Что помогло вам узнать это?

- Закройте руками уши.

Учитель опять хлопает (тихо).

- Что произошло?

 - Откуда вы узнали?

- Что помогло вам узнать это?

- Как называются такие органы как глаза, уши?

- Какая тема урока сегодня будет? (Слайд 1)

- Какие еще органы чувств вы знаете?

- А какой орган чувств самый главный?

- Что бы вы хотели узнать об органах чувств на уроке? (Слайд 2)

Учитель озвучивает задачи урока:

  1. Значение органов чувств в жизни человека.
  2. Гигиена органов чувств.
  3. Охрана здоровья. Как сберечь органы чувств.

- Чтобы решить эти задачи мы станем исследователями! А исследовать мы будем органы чувств. Да, кстати, кто такие исследователи?

Давайте посмотрим в толковом словаре.

На Cлайде 3 – цитата из словаря

- Где нужны исследователи?

(Слайды 4,5)

- Вы хотите быть исследователями?

- Исследователи проводят эксперименты.

- А что такое эксперимент? Давайте посмотрим в толковом словаре. (Слайд 6)

- И мы будем ставить эксперименты! Хотите?

Дети закрывают глаза, слушают звук хлопка, определяют звук.

-Хлопок в ладоши услышали с помощью ушей-органа слуха.

Дети закрывают уши, хлопок не слышат, а видят, что учитель хлопнул.

-Глаза-орган зрения.

-Органы чувств.

Дети определяют тему урока, перечисляют органы чувств, высказывают свои версии

Дети предлагают варианты.

Свободные высказывания детей.

Дети находят определения в словарях, зачитывают.

Ребята строят предположения, в каких профессиях используется исследовательская работа.

Дети высказывают мнения и смотрят определение в словаре.

Организация познавательной деятельности

- Для этого разделимся на группы. Каждая группа получает план работы.

- Работа в группах интересная, но требует выполнение определенных правил. Давайте вместе вспомним. (Слайд 7)

Дети предлагают правила работы в группе

План работы исследовательской группы номер 1:

1. Определите цвет глаз и цвет волос у каждого в группе. Занесите данные в таблицу №1.

2. Какой орган чувств помог вам это определить?

3. Обсудите в группе значение органа зрения.

4. Воспользуйтесь учебником стр.126 и дополнительным материалом для подготовки выступления по плану.

5. Выберите выступающих (1-6) от группы.

6. Подготовьте 1-2 вопроса для одноклассников по своей теме.

Дети заполняют таблицу №1

Обсуждают в группах, читают страницы учебника (Приложение №4) и дополнительный материал ( Приложение №3).

Готовятся к выступлению Приложение №2.

План работы исследовательской группы номер 2:

1. Прослушайте внимательно аудиозаписи (в наушниках).

2. Определите кому или чему принадлежат эти звуки? Занесите данные в таблицу №2.

3. Какой орган помог вам услышать эти звуки?

4. Обсудите в группе значение органа слуха.

5. Воспользуйтесь учебником стр.127 и дополнительным материалом для подготовки выступления по плану.

6. Выберите выступающих (1-6) от группы.

7. Подготовьте 1-2 вопроса для одноклассников по своей теме.

 

Дети определяют шум моря, лай собаки, шум машины, музыку и заносят данные в таблицу №2.

Обсуждают в группах, читают страницы учебника (Приложение №4) и дополнительный материал ( Приложение №3).

Готовятся к выступлению (Приложение №2).

План работы исследовательской группы номер 3:

(У детей на столе 4 блюдца под номерами 1,2,3,4 с веществами белого цвета: мука, соль, сахарная пудра, крахмал и разовые ложечки)

1. Попробуйте каждое вещество.

2. Запишите в таблицу №3 результаты исследования.

3. Что помогло вам определить вкус?

4.  Обсудите в группе значение органа вкуса — языка.

5. Воспользуйтесь учебником стр.128 и дополнительным материалом для подготовки выступления по плану.

6. Выберите выступающих (1-6) от группы.

7. Подготовьте 1-2 вопроса для одноклассников по своей теме.

Дети пробуют, определяют и  заполняют таблицу №3.

Обсуждают в группах, читают страницы учебника (Приложение №4) и дополнительный материал ( Приложение №3).

Готовятся к выступлению (Приложение №2).

План работы исследовательской группы номер 4:

У детей 4-5 закрытых коробочек с отверстиями и номерами, в которых находятся лук, чеснок, кофейные зерна, духи и т. п.

ишите в таблицу №4.

3. Как определили? Какой орган помог это сделать?

4. Обсудите в группе значение органа обоняния  - носа для человека.

5. Воспользуйтесь учебником стр.127-128 и дополнительным материалом для подготовки выступления по плану.

6. Выберите выступающих (1-6) от группы.

7. Подготовьте 1-2 вопроса для одноклассников по своей теме.

Дети нюхают, определяют вещества и заполняют таблицу №4:

Обсуждают в группах, читают страницы учебника (Приложение №4) и дополнительный материал ( Приложение №3).

Готовятся к выступлению (Приложение №2).

План работы исследовательской группы номер 5:

У детей 5 завязанных мешочков с бирками 1,2,3,4,5. В них находятся фасоль, ложка, ручка, мячик, кубик.

1. Потрогайте каждый мешок, не открывая его.

2. Определите предмет и запишите в таблицу №5.

3. Как вы смогли это сделать? Какой орган вам помог?

4. Обсудите в группе значение органа осязания — кожи в жизни человека.

5.  Воспользуйтесь учебником стр.128-129 и дополнительным материалом для подготовки выступления по плану.

6. Выберите выступающих (1-6) от группы.

7. Подготовьте 1-2 вопроса для одноклассников по своей теме.

Дети ощупывают мешочки , определяют, что в них находится и  заполняют таблицу №5:

Обсуждают в группах, читают страницы учебника (Приложение №4) и дополнительный материал ( Приложение №3).

Готовятся к выступлению (Приложение №2).

Выступление групп с результатами деятельности

Учитель дополняет и обобщает ответы детей об органах чувств с помощью наглядного материала(в презентации)

Между выступлениями детей проводит офтальмотренаж, дыхательную , двигательную гимнастику и релаксирующие упражнения.  

Двигательная физминутка «Барбарики».

Дети выступают по плану (Приложение №2).

Дети запоминают, отвечают на вопросы выступающих от групп.

Делают офтальмотренаж, дыхательную , двигательную гимнастику и релаксирующие упражнения.  

Рефлексия деятельности

1. Итоги

- Подводя итоги, вернёмся к нашему вопросу начала урока. Так  какой орган чувств самый главный?

-Да, ребята, действительно все органы уникальны и важны для восприятия окружающего мира. Органы чувств надо беречь!

-Смогли ли мы ответить и на другие вопросы урока, выполнить задачи, поставленные в начале урока (Слайд 2).

- Какая группа выступила более удачно, больше понравилась? Кого бы из детей хотели отметить?

Дети предлагают свои версии. С помощью учителя приходят к общему мнению.

Дети вспоминают вопросы, анализируют проделанную работу, оценивают работу групп, отмечают особо понравившиеся выступления(взаимооценка).

2. Самооценка:

- Оцените свою работу на уроке. Понравилась ли вам работа исследователя? Узнали ли что-то новое?

Скоро Новый Год, давайте украшать новогоднюю елку! Выберите новогоднюю игрушку с подходящей для вас надписью и прикрепите к елке на доске. (Приложение №5)

Дети выбирают новогодние игрушки и прикрепляют.

Домашнее задание:

Придумать и нарисовать условные знаки к правилам гигиены, защиты и охраны органов чувств.

Учитель оценивает работу класса в целом,  отмечает отдельных учеников и благодарит за работу.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Органы чувств 3 класс УМК «Школа России» Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 375 г. Санкт-Петербурга Коротеева Ольга Федоровна

Слайд 2

Задачи урока: Значение органов чувств в жизни человека. Гигиена органов чувств. Охрана здоровья. Как сберечь органы чувств.

Слайд 3

Кто такие исследователи? Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями (изучением нового, неизведанного)

Слайд 4

Кто проводит исследования? Космонавты Археологи Геологи

Слайд 5

Кто проводит исследования? Криминалисты Физики Химики

Слайд 6

Что такое эксперимент? Эксперимент - исследование какого-нибудь явления экспериментальным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания.

Слайд 7

Правила работы в группе: Внимательно прочитайте задания. Выполняйте задания по плану. Вместе обсуждайте спокойно и вежливо. Выслушивайте мнение каждого в группе. Не перебивайте друг друга. Работайте дружно. Выберите выступающих (1-3 чел.) от группы.

Слайд 8

Орган зрения - глаза Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Слайд 9

Берегите зрение! Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. При письме свет должен падать слева. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. Не читай лёжа. Не читай в транспорте. Делай перерыв между чтением 20-30 минут. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер; садись от экрана не ближе чем 2-3 метра. Не три руками глаза- можно занести соринку или опасные бактерии.

Слайд 10

Уши - орган слуха . Слух – это способность воспринимать звуковые волны.

Слайд 11

Уши надо беречь ! Защищать уши от сильного шума. Защищать уши от сильного ветра. Не ковырять в ушах. Нужно давать отдых слуху, быть в тишине. Мыть уши каждый день. Если уши заболели, обратиться к врачу.

Слайд 12

Язык – орган вкуса. Язык помогает различать вкус еды.

Слайд 13

Как беречь органы вкуса: Чистить зубы, язык и щёки два раза в день (утром и вечером). После приёма пищи прополоскать рот. Нельзя есть горячую пищу. Не брать в рот острые предметы.

Слайд 14

Нос – орган обоняния . Обоняние – это способность чувствовать запахи

Слайд 15

Как сохранит ь обоняние: Надо закаляться, беречь организм от простуды. Не совать в нос посторонние предметы. Не курить, так как обоняние у курящих ухудшается.

Слайд 16

Кожа – орган осязания. Осязание - способность чувствовать прикосновения. Чтобы кожа дышала, делать каждое утро зарядку, принимать душ. Мыть руки после загрязнения. Носить свободную одежду и обувь. Закаляться. Стараться не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме: органы чувств для 3 класса.

Конспект урока по окружающему миру с использованием комплекса оперативного контроля знаний(КОКЗ) и с прилагающейся презентацией....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Грибы"

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича методическая разработка урока по окружающему миру на тему во 2 классе на тему"Грибы"...