урок окружающего мира 2 класса "Какие бывают растения"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

формировать представление о многообразии растений, умение группировать их; познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; учить распознавать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr._mira.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Татарстан

Верхнеуслонский муниципальный район

МБОУ «Матюшинская СОШ»

Районный конкурс на лучшую методическую разработку среди учителей общеобразовательных и дошкольных учреждений.

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Какие бывают растения».

Автор : Арсланова АлсуИрековна

учитель начальных классов

МБОУ «Матюшинская СОШ»

Верхнеуслонского района

Республики Татарстан

2014 г.

Тема урока: Какие бывают растения.

Цели урока: формировать представление о многообразии растений, умение группировать их; познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае; учить распознавать их.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; работать со схемами.

Оборудование: картинки с изображением Муравьишки-вопросика, мудрой черепахи, растений, фотографий, презентация «Красота растений», карандаши и фломастеры, альбомный лист, цветок- ромашка.

Литература на выставку: толковый словарь Ожегова, сочинения детей про цветы, книга с загадками о растениях, Лаврова «Занимательная ботаника для малышей», энциклопедия для детей.

Интернет ресурсы: http://festival.1september.ru/, http://oksanavorobyova.ucoz.ru/

Ход урока

  1. Организационный момент.Цель: настроить детей на плодотворную работу на уроке.

- Здравствуйте ребята! Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Я рада начать урок. Кто хочет улучшить свои знания? Надеюсь,  вы будете активными. Жду от вас красивых, правильных ответов.(слайд 1)

      2. Актуализация знаний.

        Игра «Ромашка». На лепестках цветка записаны вопросы, ребята по очереди выбирают лепесток, читают вопрос и отвечают.   Вопросы: -Какое значение имеет вода для животных, растений, человека? –Почему загрязняется вода? –Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды? –Где мы используем воду? – В природе, где мы встречаемся с водой, кроме рек, океанов, морей?

  1. Самоопределение к деятельности.Цель: создание ситуации успеха, подвести детей к постановке новой учебной задачи.

- Сегодня наш урок пройдет в виде конференции. А что такое конференция? Где можно узнать точное толкование слова?  Ученица читает в толковом словаре Ожегова толкование слова «конференция»(слайд 2
- А чем же мы будем говорить с вами на этой конференции?

Дышит, растет,
а ходить не может.

Ответ: Растение. (слайд 3)

-Догадались о чем эта загадка? Правильно о растениях.

- Предположите о чем мы будем говорить на уроке (о растениях)

- Прочитайте тему урока на с.56 учебника.

- А что вы знаете по этой теме?

-Что еще вы хотели бы узнать по этой теме?

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- Муравьишка принес вам конверт, посмотрим, что там написано: Узнаем,на какие группы можно разделить растения. Будем учиться замечать и ценить красоту растений (читает ученик).

4.Работа по теме урока.Цель: постановка новой учебной задачи, ее решение.

Структура КОНЭРС. Класс делится на 4 группы: Экологи, эксперты, аналитики, иллюстраторы. Каждая группа на каждом этапе урока выполняет свое задание.

1 станция: поляна перевертышей.

По напечатанным словам составить правильные названия растений

Калисев-василек (слайд 4),симанж-жасмин (слайд 5), кифала- фиалка (слайд 6), комарша- ромашка (слайд 7), езабер- береза (слайд 8), амнали-малина.(слайд 9)

Эксперты- составляют слова;

Аналитики- делают вывод о пользе этих растений;

Экологи- рассказывают о защите растений,

Иллюстраторы- рисуют любое из этих растений.

2 станция: доктора Айболита.

1. Отваром этого растения моют голову, останавливают кровь. \ Ты растение не тронь, жжётся больно как огонь.(крапива)

2. Горел в траве росистой, потом померк, потом потух. И превратился в пух. \ Из него готовят салат, возбуждающий аппетит.(одуванчик)
3. Лечит ранки, порезы. Помогает от желудочных болезней. \ Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки, на земле лежат листки – маленькие лопушки.(подорожник)(слайд 10)
4. Из него делают капли от сердечной боли, а так же успокаивающие капли. \ Белые горошки на зелёной ножке.(ландыш)
5. Её отваром поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы. \ Стоят кругом сестрички: желтые глазки, белые реснички.(ромашка)
6. Его маслом смазывают голову. \ Держатся на стеблях крепких сто плодов шершавых, цепких.(репей)(слайд 11)
7. Какое лекарственное растение любят кошки?(валериану)
8. Соком какого растения сводят бородавки?(чистотел)
9. Его сироп богат витамином С. \ Дикой розой называют, как лекарство применяют.(шиповник) (слайд 12)

Эксперты- отгадывают загадки;

Аналитики-рассказывают о растениях из загадок;

Экологи-приводят примеры других лекарственных растений и находят их по картинкам;

Иллюстраторы-рассказывают о странице «Рецепты медицины» .

Физминутка Цель: дать передышку детям, отдохнуть, реализовывается здоровьесберегающий компонент.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)

3 станция: деревья, кустарники, травы.

Работа по учебнику с.57(работа в парах). Знакомство с группами растений. Работа по схеме.(слайд 13)

                                                      Растения.

Травы                           кустарники                                           деревья

Растения очень разнообразны. Среди них деревья, кустарники, травы.  У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников- твердые, одревесневшие. У дерева от корня отходит один толстый стебель- ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей-стволиков. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде иголок(хвоинок).(слайд 14)

Эксперты- приводят примеры по каждой группе растений;

Иллюстраторы- подбирают картинки к каждой группе; ( выполнения задания №3 в рабочей тетради)

Аналитики- делают вывод;

Экологи- рассказывают о пользе каждой группы.

Продолжение работы по теме урока:Цель: проверить, как дети усвоили тему урока, самоконтроль.

  1. -Отгадайте загадку и скажите, к какой группе можно отнести эти растения: (слайд15)

Зимой и летом одним цветов. (Ель, сосна- деревья)

              Какую траву и слепой знает? (Крапива- трава)

      Тонет куст в цветах махровых,

      Словно в облачках лиловых.

      В яркий теплый майский день

       Глаз наш радует... (сирень-кустарник)

Эксперты- отгадывают загадки;

Аналитики-разделяют на группы;

Иллюстраторы- находят фотографии- отгадок.

  1. Выполнение задания на электронном приложении к учебнику( на интерактивной доске).
  2. Творческое задание: нарисовать сказочный цветок.

Рефлексия:

-оцените свои достижения при помощи смайликов .

-на сегодняшнем уроке я узнал…….

-на этом уроке я похвалил бы себя за…….

-после урока мне захотелось….

-сегодня я сумел…..

Подведение итогов, домашнее задание (подготовить фоторассказ на тему «Красота растений»)

-Ребята, мы с вами познакомились со многими растениями, а в руках у нас нет ни одного. Почему?

Прочтем четверостишие.

Мы не будем рвать цветы-

Это капли красоты!

Пусть они растут, цветут,

Радость нам они несут! (слайд 15)

- Какой вывод мы можем сделать, прочитав это стихотворение? (ответы детей). Просмотрите видео о цветах.(слайд 16).

С такой красивой мелодией мне захотелось закончить урок. Всем спасибо, молодцы.