Урок окружающего мира по теме: "Откуда в наш дом приходит электричество?" 1 класс.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Трач  Юлия Константиновна

Урок окружающего мира .1 класс УМК "Школа России". Урок изучения нового материала с применением   приемов технологии развития критического мышления(ТРКМ), направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока

по окружающему миру

на тему:

«Откуда в наш дом приходит электричество?»

1 класс

«Школа России»

Урок подготовила

учитель начальных классов

ГБОУ «Гимназия 1506»

отделение школы №756

Трач Юлия Константиновна

Москва 2014

Тема урока

Класс

«Откуда в наш дом приходит электричество?»

1

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом.

Планируемые  результаты

Предметные:

  • Сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом;
  • Познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами;
  • Познакомить с простой электрической цепью;

Метапредметные:

  • расширять кругозор знаний; воспитывать культуру труда на уроке;
  • развивать речь, мышление, связную речь, память;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки;

Основные понятия

Электричество, электроприборы, электрическая цепь, батарейки, розетка.

Межпредметные связи

Литературное чтение, ОБЖ.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование)

Для учителя:

  • Учебник по Окружающему миру 1 класс, 1 ч.
  • Рабочая тетрадь по Окружающему миру 1 класс
  • Тесты по Окружающему миру 1 класс.
  • Иллюстрации
  • Солнышки для рефлексии 20 шт.
  • 6 синих кружков.

Для ученика:

  • Учебник по Окружающему миру 1 класс, 1 ч.
  • Рабочая тетрадь по Окружающему миру 1 класс
  • Тесты по Окружающему миру 1 класс.
  • Пенал
  • Дневник

Этап урока

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД по каждому заданию

Средства обучения

I. Орг. Этап

Словестный

(слово учителя)

Вот звенит для вас звонок

Начинается урок!

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись!

- Начинаем урок окружающего мира.

Проверьте готовность к сегодняшнему уроку. У вас на партах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, тесты, пенал.Кто не готов? Отлично.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность и настраиваются на урок.

Регулятивные УУД: учащиеся осознают поставленную задачу и планируют действия для реализации намеченного

Стихотворение

II.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Словестный

(слово учителя)

Ребята, сейчас я прочитаю вам загадку, которая поможет узнать вам тему сегодняшнего урока. Слушайте внимательно.

 Отгадайте загадку:

Дом стеклянный пузырёк,

А живёт в нем огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжется.

(показ лампочки учителем)

Что же заставляет работать электрическую лампочку?

– Отгадайте загадку:

По тропинкам я бегу

,Без тропинки не могу.

Где меня ребята нет,

Не зажжется в доме свет

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество - это: (электричество).

Ребята, а кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Совершенно верно.

- Сегодня мы выясним: Откуда в наш дом приходит электричество?

-Лампочка

-Различные ответы

-Электричество

- Откуда в наш дом приходит электричество?

Личностные УУД: возникновение личного отношения к изучаемому

Коммуникативные УУД: учащиеся взаимодействуют с учителем

Изображение лампочки.

III. Этап усвоения новых знаний.

Словестный

(слово учителя)

Практическая работа

1) – Что же такое электричество?

- Электричество – это энергия, передающаяся по проводам. Электричество, бегущее по проводам называется электрическим током. Электрический ток заставляет работать электрическую лампочку.

-А как еще нам помогает электричество?

- Электроприборы помогают людям в труде.

2) Работа по учебнику.

-Откройте учебник на странице 62. Рассмотрите рисунок.

- Назовите приборы, которые изображены? Для чего они служат?

- Ребята, а есть ли среди них приборы, которые выполняют одинаковую работу? Назовите их.

Ребята, а вы согласны, что с помощью электричества все быстрее и проще сделать?

- Теперь, возьмите в руки карандаши и закрасьте кружки у тех приборов, которые работают от электричества.

Давайте проверим, что у вас получилось.

Кто хочет выйти к доске и отметить кружочками приборы, которые работают от электричества?

- Какие ещё приборы могут работать от электричества?

Ребята, запомните: электричество опасно! Никогда не прикасайтесь к оголённым проводам! Не трогайте выключатель и розетку мокрыми руками! Осторожно обращайтесь с электроприборами!

- Ребята, без электричества не смог бы работать ни один прибор. Но вот мы вставляем вилку в розетку – и происходит чудо: электроприбор оживает.

Как вы думаете, почему?

-Ребята, а это потому что в розетке есть электрический ток

- А вы хотите узнать откуда в розетке оказался электрический ток?

Рассказ учителя:

- Электрический ток чем – то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам бежит ток. Электрический ток вырабатывают большие мощные электростанции: тепловые, гидроэлектростанции, ветряные, атомные.  Чтобы получить электричество на таких станциях используется сила воды, энергия солнца и ветра. Электрический ток сначала течет по толстым высоковольтным проводам, потом по обычным проводам перетекает в наши квартиры, попадая в выключатели и розетки.

Ребята, запомните. Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам. Электроэнергию нужно экономить.

Включаю светодиодного оленя.

– Ребята, как вы думаете, а почему горят лампочки в игрушке?

– Скажите, что прячется в батарейках?

Молодцы.

- Люди научились создавать электричество в батарейках.

Батарейки бывают разные по форме и размеру.

Показываю детям различные батарейки

- Назовите приборы, которые работают от батареек. 

Хорошо. Молодцы.

Откройте ваши рабочие тетради на стр. 41.

Посмотрите на упр. 2

- Посмотрите на рисунки. Ваша задача найти приборы, которые работают от розетки, и соединить, их красным карандашом с розеткой.

- А потом найти приборы, которые работают от батареек, и соединить, их синим карандашом с батарейками.

На выполнения задания у вас 3 минутки.

- А теперь проверим, как вы выполнили задание. На доске, так же, как и вас в учебнике висят изображения батареек и розетки. Сейчас вы будете по очереди выходить к доске и делить на две группы изображения, они такие же, как и у вас в рабочей тетради.

Кто хочет выйти первым к доске?

Остальные не забывайте проверять.

Кто хочет назвать предметы, которые мы с вами отнесли к приборам, которые работают от розетки?

Кто хочет назвать предметы, которые мы с вами отнесли к приборам, которые работают от батареек?

Молодцы. Как вы сегодня хорошо работаете.

- Скажите, а чем удобны электроприборы, работающие от батареек?

- Ребята, кто запомнил, откуда же в наш дом приходит электричество?

Совершенно верно. Молодцы.

Сейчас я хочу прочитать вам стихотворение Максима  Крунгауза  про электричество. Там рассказывается про технику безопасности при пользовании электричеством.

Электричество – друг

И помощник во всём,

Если только ты вдруг

Не забудешь о том,

Что нельзя с ним шутить

И нельзя с ним играть:

Током может убить

Ток он может кусать.

С электричеством вежливы

Будьте всегда

И тогда не грозит вам

От тока беда.

Когда электричество может быть опасным?

- Ребята, а какие правила безопасности при пользовании электричеством вы знаете?

Правила:

-Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками! Вода очень хорошо проводит электрический ток.

-Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур – он может оборваться и оголить провода, по которым проходит электрический ток.

-Не прикасайся к оголенным проводам!

-Если ты заметил искру, когда нажал на выключатель или сунул вилку в розетку, скажи об этом взрослым.

-Когда уходишь из дома, из класса, не забывай выключать свет и электроприборы.

-Ребята, а какие правила техники безопасности вы запомнили?

Молодцы.

-Ответы

Дают ответы, опираясь на свой жизненный опыт

- Чайник – он кипятит воду, мясорубка – измельчает мясо в фарщ, таз – для стирки вещей,  Стиральная машина - для стирки вещей, пылесос – для уборки, веник – для подметания пола, плита – чтобы готовить пищу, дрель – чтобы сверлить дырку.

-Да. Электрический чайник и обычный чайник, тазик и стиральная машина, электрическая мясорубка и ручная мясорубка, пылесос и веник, электронная и ручная дрель.

-Выполняют задание.

-Чайник, плита, стиральная машина, мясорубка, дрель, плита.

- Телевизор, утюг, фен, радио, компьютер, холодильник, магнитофон

-Ответы

-Да

-Ответы

-Электрический ток

Рассматривают батарейки.

-Часы, фонарик, мягкие игрушки.

 Работают.

По очереди выходят к доске и делят приборы на 2 группы.

Розетка: телевизор, настольная лампа, холодильник, пылесос, фен.

Батарейки:  фонарик, пульт от телевизора, фотоаппарат, часы.

-Электроприборы, которые работают на батарейках, удобны тем, что, если прибор перестанет работать, то их можно легко заменить. Еще потому, что нет необходимости зависеть от длины провода и вообще от провода!

- Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам и в батарейках.

Слушают стихотворение.

- Когда с ним не правильно обращаются.

- Перечисляют правила, которые они знают.

-Внимательно слушают правила.

-Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками! Вода очень хорошо проводит электрический ток.

-Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур – он может оборваться и оголить провода, по которым проходит электрический ток.

-Не прикасайся к оголенным проводам!

-Если ты заметил искру, когда нажал на выключатель или сунул вилку в розетку, скажи об этом взрослым.

-Когда уходишь из дома, из класса, не забывай выключать свет и электроприборы.

Регулятивные:

выделять и формулировать то, что было усвоено ранее

Коммуникативные.:

- строить логически верное устное высказывание с заданными словами;

- уметь отвечать на поставленные вопросы и аргументировать свой ответ.

Логические:

- построение логической речи;

- анализ ответов своих товарищей;

Регулятивные:

выделять и формулировать то, что было усвоено ранее

Познавательные:

- применять правила и пользоваться освоенными инструкциями;

- использовать знаково-символические средства;

Познавательные:

- моделировать, (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения задачи);

- выделение информации из условия и вопроса задачи;

Логические:

- построение логической речи;

- анализ ответов своих товарищей;

Коммуникативные.:

- строить логически верное устное высказывание с заданными словами;

- уметь отвечать на поставленные вопросы и аргументировать свой ответ.

Познавательные:

- применять правила и пользоваться освоенными инструкциями;

- использовать знаково-символические средства;

Логические:

- построение логической речи;

- анализ ответов своих товарищей;

Иллюстрации 12 шт.

6 синих кругов

Светодиодный олень.

Изображения различных приборов 14 шт.

IV.Подведение итогов

Словестный

(слово учителя)

Ребята, откройте ваши тесты на стр. 53.

Сейчас мы с вами выполним тест и закрепим тему сегодняшнего и предыдущего урока..

Я вам сейчас буду читать вопросы и варианты ответов, ваша задача выбрать и закрасить правильный ответ.

1. Укажи, в какой строке правильно указано, что от него работает.

  • Розетка: холодильник, телевизор. Батарейки: фонарик, МР3 плеер.
  • Розетка: холодильник, МР3 плеер. Батарейки: фонарик, телевизор.
  • Розетка: холодильник, фонарик. Батарейки: телевизор, МР3 плеер.

Под какой фигурой у нас с вами правильный ответ? Закрасьте её.

Совершенно верно. Молодцы.

2. На уроке первоклассники искали способы очистки воды. Они предложили несколько вариантов, но учительница выбрала только один. Какой?

  • Поставить воду в холодильник.
  • Добавь в воду чистящее средство
  • Профильтровать воду.

Под какой фигурой у нас с вами правильный ответ? Закрасьте её.

Совершенно верно. Молодцы.

3. Папа Тимофея отнёс в исследовательскую лабораторию бутылку с неочищенной водой. Что в этой воде нашли?

  • Витамины
  • Микробы
  • Полезные вещества

Под какой фигурой у нас с вами правильный ответ? Закрасьте её.

Совершенно верно. Молодцы.

4.Что безопасно делать с электрической вилкой и розеткой.

  • Вставлять вилку в розетку
  • Трогать розетку мокрыми руками
  • Выдергивать вилку за шнур

Под какой фигурой у нас с вами правильный ответ? Закрасьте её.

Совершенно верно. Молодцы.

5. Посмотрите на рисунки на стр. 54. С помощью какого предмета ты будешь освещать помещение, если в доме выключили электричество?

  • Настольная лампа
  • Люстра
  • Фонарик.

Под какой фигурой у нас с вами правильный ответ? Закрасьте её.

Ребята, вы такие молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием.

-Под треульничком 

-Под кружочком.

-Под квадратиком.

-Под кружочком.

Регулятивные:

выделять и формулировать то, что было усвоено ранее.

Тесты

V.Рефлексия

Словестный

(слово учителя)

У вас на партах лежат цветочки. Если вы считаете, что активно работали, вам удалось выполнить все задания - нарисуйте улыбку цветочку.

Если возникали трудности при выполнении заданий – у вас получится грустное солнышко.

Поднимите руки у кого солнышко улыбается?

Молодцы.

Теперь вы можете раскрасить свой цветочек.

Регулятивные:

выделять и формулировать то, что было усвоено ранее.

Изображения цветочков для  рефлексии

VI.Информирование о домашнем задании.

Словестный

(слово учителя)

Д/З : Расскажите родителям о  том ,что нового вы узнали на нашем уроке. Прочитайте с родителями в энциклопедии информацию о электричестве.