Тематическое планирование - Окружающий мир
статья по окружающему миру на тему

Зубова Ольга Анатольевна

Тиматическое планирование - Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh._mir.docx72.36 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                                               Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №1

                                                                    с.Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края

Утверждено  на заседании

педагогического совета МОУ СОШ №1

протокол №1 от 29.08.2014                                                                                                

Председатель педагогического совета

Директор МОУ СОШ №1                                                                                

__________________И.А.Медведева                                                                                                

                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование предмета                                          Окружающий мир

Класс                                                                  1«В»

Реализации программы                                                1 ступень, базовый уровень начального образования

Срок реализации программы                                        2014-2015 учебный год

Примерная программа                                                    «Окружающий мир» Автор-  Поглазова О.Т.-

                                                                             Смоленск, «Ассоциация ХХI век»,  2013 год

Ф.И.О. учителя, квалификационная категория                   Зубова Ольга Анатольевна , высшая квалификационная категория

Количество часов по программе

(всего, в неделю)                                                  66 часов  в год, 2 часа  в неделю

                                                                                         Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования (п. 19.5), программа окружающего мира обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа окружающего мира  разрабатывается на основе:

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- программы формирования универсальных учебных действий.

Согласно региональному перечню учебников, в образовательном учреждении используется  учебно-методический комплект «Гармония».Одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка таких способов организации учебной деятельности младших школьников, которые обеспечивают комфортные условия для развития ребёнка в процессе усвоения знаний умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям стандарта нового поколения, это:

- способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

- способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

- способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:

  • целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
  • приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
  • активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
  • соблюдение баланса между интуицией и знанием;
  • разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
  • опору на опыт ребенка;
  • параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
  • взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
  • единство интеллектуальных и специальных умений;
  • создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.
  • Общая характеристика учебного предмета «окружающий мир»
  • Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

  • Цель изучения курса в начальной школе – формирование целостной картины мира  и осознание места в нем человека на  основе единства  рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком  личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
  • Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения учащиеся овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе – на многообразном материале природы и культуры родного края.  Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента  экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, т.е. освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому курс в отношении развития и воспитания личности играет значительную роль наряду с другими предметами начальной школы.
  • Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному  постижению окружающего мира.
  • Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику  ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.  Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета, благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний,  могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования  системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
  • Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни». Курсивом дан текст, который обязателен для знакомства, но не обязателен для запоминания.

  • Место учебного предмета «Окружающий мир»

в базисном учебном плане

  • В соответствии с базисным образовательным планом окружающий мир  изучается с I по IV класс. Число часов в 1классе -66ч (2ч в неделю, 33 учебные недели), а по индивидуальному плану обучения-33 ч(1ч в неделю, 33 учебные недели).

Содержание по учебному предмету «Окружающий мир»

  • Человек и природа
  • Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
  • Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
  • Звёзды и планеты. Солнце ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
  • Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
  • Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
  • Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
  • Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
  • Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
  • Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
  • Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
  • Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
  • Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
  • Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
  • Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
  • Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
  • Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
  • Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
  • Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
  • Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
  • Человек и общество
  • Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
  • Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
  • Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
  • Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
  • Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
  • Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов Рос сии и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
  • Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
  • Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
  • Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
  • Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
  • Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
  • Россия на карте, государственная граница России.
  • Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
  • Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
  • Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
  • Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
  • История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
  • Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
  • Правила безопасной жизни
  • Ценность здоровья и здорового образа жизни.
  • Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
  • Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
  • Правила безопасного поведения в природе.
  • Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир»

  • Календарно тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир» составлено в соответствии с требованием МО СК в виде стандартизированной таблицы.

В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 1 классе ученик должен

 знать:

– правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

– растения, грибы, животные – живые существа, свойства живых существ, условия, необходимые им для жизни, приспособляемость к среде обитания;

– существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;

– 2–4 представителя изучаемых систематических групп объектов живой и неживой природы, изделий человека, растений, грибов, животных, наиболее распространённых растений и животных родного края;

– представителей лекарственных и ядовитых растений, грибов, опасных животных, обитающих в родном крае;

– способы сохранения многообразия живых существ, представителей растений и животных, обитающих в родном крае, занесённых в Красную книгу.

понимать:

– в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;

– важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним;

– многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;

уметь:

– различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млеко-

питающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространённые растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;

– описывать растения, грибы, животных, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида, среду обитания и приспособленность к ней;

– сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;

– определять принадлежность растений, грибов, животных к конкретным систематическим группам по существенным признакам;

– наблюдать объекты окружающего мира, выделяя их внешние отличительные признаки: форму, размер, цвет, особенности строения, среду обитания; вести простейшие наблюдения за животными и растениями;

– осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, литературного произведения, модели и др.;

– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, условное обозначение, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану, в дидактической игре);

– формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе;

– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения

– оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.

использовать приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– определения наиболее распространённых в своей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

– обеспечения безопасности своей жизни;

– ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными, животными живого уголка;

– проведения наблюдений объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;

– выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе и обществе, укрепления своего здоровья, охраны природы.

Литература:

(Изд.: Смоленск,  Ассоциация ХХI век)

Для учащихся:

  • Поглазова О.Т. Окружающий мир. (в 2-х частях), учебник для 1 класса
  • Поглазова О.Т., Окружающий мир. (в 2-х частях), рабочая тетрадь для 1 класса

Для учителя:

  • Поглазова О.Т., Пояснительная записка. Программа. Планирование. Окружающий мир.
  • Поглазова О.Т., Окружающий мир., Метод. Рекомендации. 1 класс.

                                                                                           Календарно – тематическое планирование

«Окружающий мир» Поглазова О.Т.

п/п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во часов

Стр. учебника

Дата

Предметные

Метапредметные и личностные

план

факт

  1. Первые уроки школьника (14 ч)    Часть 1.

1

День знаний. Город, район в котором мы живем. /ПДД/

Знать:

- необходимые школьные принадлежности, обязанности ученика, правила организации рабочего места в школе и дома;

- правила поведения в школе на уроке и перемене;

- правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки).

Понимать ценность добрых уважительных отношений с окружающими людьми.

Уметь:

- правильно организовать рабочее место ученика;

- обозначать условными знаками предметы и явления окружающего мира;

- соблюдать:правила личной гигиены; правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке; правила дорожного движения ; элементарные правила охраны здоровья.

Личностные:

У ученика начнутформироваться:

положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

- ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

-понимание важности бережного отношения к своему здоровью.

Регулятивные:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы).

Познавательные:

- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

- пользоваться  простыми условными обозначениями.

Коммуникативные:

- строить речевое высказывание в устной форме;

- кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;

- использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

- проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Экскурсии

по школе, на пришкольный участок.

Ролевые игры:

Я - примерный пешеход и пассажир;

Я - культурный человек;

Время знаю - всюду успеваю

Знакомитьсясо школьными помещениями, запоминать их расположение.

Учитьсяорганизовывать своё рабочее место, аккуратно складывать школьные принадлежности.

Учиться носить школьную сумку, сидеть за партой.

Следитьза своим внешним видом и ухаживать за одеждой.

Учитьсяанализировать рисунки, рассказывать, что на них изображено, давать оценкуситуациям, изображённым на них.

Учитьсяработать с рабочей тетрадью.

Учитьсяпонимать и использовать условные знаки.

Моделировать,изображать безопасный путь от дома до школы с помощью дорожных знаков.

Обсуждать правила поведения в школе, поступки, допустимые и недопустимые в общественных местах.

Учиться вести себя во время экскурсий в природу, по населенному пункту.

Выбирать соответствующие формы общения с окружающими людьми, с родителями, учителем, сверстниками, друзьями.

Моделировать различные ситуации поведения и общения.

Учитьсясоставлять режим дня.

1

4-7

04.09

2

Путешествие по школе. Мой дом. Моя школа. Р.К.

1

8-9

08.09

3

Школьные принадлежности

1

10-13

11.09

4

Правила поведения в школе на уроке. Правила поведения в школе на перемене

1

14-17

15.09

5

Моя семья. Р.К.

1

18.09

6

Условные знаки. Что означают дорожные знаки. /ПДД/

1

18-21

22.09

7

Безопасный путь. Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт. /ПДД/

1

22-25

25.09

8

Экскурсия на

пришкольный участок.

1

26-27

29.09

9

Уроки общения. Город, район в котором мы живем. /ПДД/

1

28-31

02.10

10

Классный коллектив

1

32-35

06.10

11

Уроки вежливости

1

36-41

09.10

12

Уроки здоровья. Здоровое питание.

1

42-47

13.10

13

Уроки здоровья. Как надо одеваться.

1

48-51

16.10

14

Режим дня ученика.

1

52-54

20.10

  1. Окружающий мир, его изучение (8 ч)

15

Признаки предметов

Знать:

- способы изучения окружающего мира;

- отличия живой природы от неживой, от рукотворных объектов;

- характерные признаки живых существ.

Уметь:

- сравнивать

предметы по заданным основаниям (по цвету, форме, размеру и др.);

- объединять предметы в группы по выделенным (заданным) признакам;

- различать тела живой и неживой природы, называя характерные признаки живых существ.

Личностные:

У ученика начнутформироваться:

- навыки безопасного, экологически грамотного,

нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

Регулятивные:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

- принимать (с помощью учителя, со-регуляция) учебно-познавательную задачу;

Познавательные:

- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Коммуникативные:

- строить речевое высказывание в устной форме;

- кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;

- работать в паре (обсуждать варианты ответов, распределять работу).

Прогулка в школьный двор (ближайший сквер) для наблюдения объектов окружающего мира и сбора природного материала.

Работа с разрезными карточками: распределение объектов окружающего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека).

1

56-59

23.10

16

Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы

1

60-61

27.10

17

Органы чувств – наши помощники

1

62-63

30.10

18

Способы изучения окружающего мира

Практические работы

Наблюдение разных предметов окружающего мира с целью определения с помощью органов чувств их внешних признаков, свойств.

Ххарактеризовать признаки и свойства предметов окружающего мира..

Рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Работать в парах и малых группах при выполнении различных заданий.

1

64-65

19

Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты

1

66-69

20

Живая и неживая природа. Свойства живых существ

1

70-71

21

Обобщающий урок

«Как изучают окружающий мир»

1

72

22

Сохрани свое село от пожара. Р.К.

1

  1. Разнообразие растений (13 ч)

23

 Многообразие растений. Условия их жизни

Знать:

- группы растений, их отличительные признаки;

- условия, необходимые для  роста и развития растений;

- строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя на примере цветкового растения);

- растения родного края;

- разнообразие растений поля, сада, огорода;

- правила безопасного поведения на природе.

Уметь:

- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав),

- различать культурные и дикорастущие растения; деревья, кустарники, травы по их отличительным признакам;

- ухаживать за комнатными растениями;

- уважительно относиться к труду хлеборобов.

Личностные:

У ученика начнутформироваться:

- навыки безопасного, экологически грамотного,

нравственного поведения в природе;

- бережное отношение к природе, культуре родного края.

Регулятивные:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);

- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами.

Познавательные:

- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;

- целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;

- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;

Коммуникативные:

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

- проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Прогулка в школьный двор (ближайший сквер) для наблюдения лиственных и хвойных деревьев, кустарников и травянистых растений.

Практические работы

Рассматривание частей растения на комнатном растении, простых и сложных листьев (на собранных во время экскурсии или на гербарных листах).

Моделирование строения дерева (работа в паре).

Работа с разрезными карточками (распределение растений на группы).

Уход за комнатными растениями.

1

74-75

24

Строение растений (на примере цветкового растения)

1

76-77

25

Какими бывают растения (деревья, кустарники, травы)

1

78

26

Деревья, из строение.

1

79

27

Кустарники и травы, их отличие от деревьев.

1

80-82

28

Лиственные деревья, разнообразие их листьев (простые и сложные)

1

83-85

29

Хвойные деревья, их разнообразие

1

86-88

30

Ягодные растения. Ядовитые ягоды

1

89-92

31

Удивительные растения мира

1

93-95

32

Культурные растения. Разнообразие растений сада и огорода.

1

Часть 2

4-7

33

Растения поля. Зерновые культуры

1

8-11

34

Декоративные растения. Комнатные растения

1

12-14

35

Растения нашего края. Р.К.

1

4.

Грибы, их разнообразие (3 ч)

Знать:

- разнообразие грибов;

 - условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, питательные вещества);

- строение шляпочного гриба;

 - правила сбора шляпочных грибов.

Уметь:

- различать виды грибов;

- отличать ядовитые грибы от съедобных.

Рассматривать муляжи (или картинки) шляпочных грибов с целью выделения общего в их строении.

Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.

Сравнивать грибы, объединять их в группы.

Практическая работа

Лепка шляпочных грибов (работа в парах)

1

16-18

36

Шляпочные грибы, их строение

37

Разнообразие шляпочных грибов (съедобные и несъедобные, трубчатые и пластинчатые)

1

19-21

38

Другие виды грибов.

1

22-24

5.

Разнообразие животных

17 ч.

39

Разнообразие животных (среда обитания, разное строение, способы питания, защиты)

Знать:

- группы животных, их главные, существенные признаки ;

- условия, необходимые для жизни животных;

- способы питания и защиты разных животных;

-  значение животных для природы и человека, бережное отношение к ним;

- наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае;

- правила безопасного обращения с животными.

Уметь:

- приводить примеры представителей разных групп животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

- описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем и на примере своей местности);

- ухаживать за домашними животными.

Личностные:

У ученика начнутформироваться:

- навыки безопасного, экологически грамотного,

нравственного поведения в природе;

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Регулятивные:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

- действовать согласно плану, составленному учителем;

- оценивать с помощью учителя результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные:

- осуществлять поиск учебной информации;

- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;

- целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;

- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

Коммуникативные:

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

- строить речевое высказывание в устной форме.

Экскурсия на ферму (в зоомагазин).

Практические работы

Работа с разрезными карточками (распределение животных на группы).

Уход за животными  «живого уголка» школы.

Проводить простейшие наблюдения за животными (в живом уголке школы, во дворе дома, за домашними питомцами).

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.

1

26-29

40

Млекопитающие, их существенные признаки. Многообразие млекопитающих

1

30-33

41

Птицы, их существенные признаки. Строение тала птиц

1

34-37

42

Размножение птиц. Забота о потомстве

1

38-43

43

Насекомые, их существенные признаки, строение тела

1

44-45

44

Общественные насекомые

1

46-48

45

Разнообразие насекомых. Жуки и бабочки

1

49-51

46

Рыбы, их существенные признаки, строение тела

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере животных своей местности).

Сравнивать строение животных на иллюстрациях, находить их сходства и различия.

Выделять существенные признаки систематических групп животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб).

Группировать животных по заданным основаниям (дикие и домашние; млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся).

Приводить примеры представителей разных групп животных.

Рассказывать о домашних питомцах и правилах ухода за ними.

Объяснять необходимость создания Красной книги.

1

52, 54-55

47

Разнообразие рыб. Аквариумные рыбы

1

53

48

Земноводные, их разнообразие (строение тела).

1

56

49

Пресмыкающиеся, их разнообразие (строение тела и способы передвижения)

1

57-58

50

Древние пресмыкающиеся

1

59

51

Домашние животные, их значение в жизни человека

1

60-63

52

Домашние питомцы

1

64-67

53

Обобщающий урок «Что мы узнали о животных»

1

68-73

54

Животный мир края. Р.К.

1

55

Красная книга растений и животных. Красная книга Ставрополья. Р.К.

1

74-77

6. Творения людей вокруг нас (9 ч)

56

Что делают из древесины. Как можно сохранить деревья

Знать:

- природные материалы, используемые человеком для своих изделий;

- памятники культуры края, села;

- национальные узоры в одежде и предметах быта народов России.

Уметь:

- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;

- создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);

- экономно расходовать бумагу, природные богатства;

- бережно относиться к памятникам культуры

Личностные:

У ученика начнутформироваться:

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

- бережное отношение к природе, культуре родного края.

Регулятивные:

- принимать с помощью учителя учебно-познавательную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;

- действовать согласно плану, составленному учителем;

- оцениватьс помощью учителя результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные:

- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Коммуникативные:

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению

Экскурсия в краеведческий музей.

Заочная экскурсия в музей прикладного искусства.

Экскурсия по ближайшим к школе улицам родного города, в парк.

Творческие работы

Лепка и раскрашивание фигурки из глины

Наблюдать предметы, созданные людьми и рассказывать, из каких материалов они сделаны.

Обсуждать, почему надо экономно расходовать бумагу и рассказывать по рисункам, как можно её вторично использовать.

Рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различать их узоры.

Знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта.

Рассказывать о своих увлечениях, о своей коллекции, демонстрировать свои изделия.

Наблюдать строения и растения на территории своего двора (школьного двора), на улицах родного города (села).

Знакомиться с достопримечательностями родного города и святыми местами его жителей.

1

80-81

57

Народное творчество. Национальные традиции в изделиях разных народов

1

82-85

58

Традиции, обряды, ритуалы земли родной. Р.К.

1

59

Экскурсия в музей прикладного искусства (краеведческий, быта или др.)

1

60

Мир увлечений людей. Коллекционирование

1

86-87

61

Среда обитания- наш общий дом. Какие опасности возникают на улицах и дорогах. /ПДД/

1

88-89

62

Родной  край, его памятные места. Наземный пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор. /ПДД/

1

90-91

63

Родное село, его памятные места.Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. /ПДД/

1

64

Памятники культуры, бережное отношение к ним. Пешеходный переход. Что такое перекресток. /ПДД/

1

92-93

7.

Итоговое повторение (2 ч)

1

Т.

65

Обобщение. Мир, в котором мы живем. Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения? /ПДД/

66

Повторение изученного.Заключительное занятие по пройденному материалу. /ПДД/

1

Т.

Согласовано:                                                                                                                                                      Утверждено:

зам. директора по УВР                                                                                                                  на заседании МО учителей начальных классов

_____________/Михнева С.В../                                                                                                     «29»августа  2014 г.        

«29»  августа   2014 г.                                                                                                                    Руководитель МО____________/Машенцева Т.Г./

                                                                                                                                                               

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс

Планирование по УМК "Перспектива"...

Календарно-тематическое планирование, окружающий мир, 3 класс

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 класе по учебнику А.А. Плешакова...

Тематическое планирование - Окружающий мир - 1 класс - Школа России

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы — по 68ч (34 учебные ...

Тематическое планирование окружающий мир 3 класс А.А.Плешаков. УМК школа России

В программе представлена развёрнутая рабочая программа к учебнику А,А.Плешакова Окружающий мир в двух частях для 3 класса. УМК Школа России....

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир"

О.Т.Поглазова 2 класс по новому учебнику. Хорошо подходит под методичку...

Тематическое планирование Окружающий мир.

Планирование к учебнику Глазовой  О.Т. по программе Гармония для 3 класса...

Тематическое планирование Окружающий мир 2 класс.

Тематическое планировани к учебнику Глазовой О,Т. по программе "Гармония"...