Урок окружающего мира 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Карибова Наталья Викторовна

Карибова Наталья Викторовна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №46 c УИОП

города Калининграда

 

Урок окружающего мира 2 класс

   УМК « Начальная школа XXI века»

                                                                   Тема: Прошлое, настоящее и будущее города Калининграда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карибова Наталья Викторовна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №46 c УИОП

города Калининграда

Урок окружающего мира 2 класс

УМК « Начальная школа XXI века»

Тема: Прошлое, настоящее и будущее города Калининграда

 Цели:  увидеть связь между  прошлым и настоящим и будущем родного города.  Показать памятные места, рассказать о людях и событиях, связанных с ними.

Задачи образовательные

  • познакомить учащихся с понятиями «прошлое», «настоящее», «будущее»;
  • как прошлое, настоящее и будущее, связаны. 

развивающие

  • развивать умение работать с текстом; выделять главную мысль;
  • находить ответы на вопросы;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  •  совершенствовать коммуникативные свойства речи (выразительность, тембр)

воспитательные

  • воспитывать умение ставить перед собой цель и находить пути её достижения;
  • воспитывать ответственное отношение к учёбе, требовательность к себе;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим.

личностные результаты

гражданская идентичность  сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, за свой город.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний 

Используемое оборудование

 Необходимое аппаратное обеспечение: локальная сеть Wi-Fi, мультимедийный ноутбук, проектор, интерактивная доска

Используемые ЦОР: 

 Презентация (POWER POINT): «Связь прошлого с настоящим и будущем»

Ход урока

 - Звонок прозвенел, начинаем наш урок.

-  Я вам всем желаю удачи.

- Пожелайте друг другу удач.

1. Актуализация знаний учащихся.

- На урок будет построен так, что мы будем работать в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группах.(Ответы детей)

- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что такое Родина, что она значит для каждого человека.

- А что для вас родина? (место, где человек родился, где он живет, работает и учится, где живут его родные, близкие, друзья).

(вывешивается слово на доске)

Составьте синквейн к слову Родина.

Родина

1. Какая?  два слова

2. Что делает?  три  слова

3. Составить предложения из четырёх слов.

4. Ассоциация к слову Родина.

- Зачитайте свои сиквейны.

- Да вы все правы-  это наша большая Родина.

2. Самоопределение деятельности.

- А  о какой Родине идет речь в этом стихотворении?

Вот он край,
Где тебе посчастливилось,
Жить и родиться:
Самый западный берег
Великой российской земли.
Здесь под грохот прибоя,
Летят перелетные птицы,
На свет маяка возвращаются в порт корабли.

- Как называется наша малая родина? ( Калининградская область, город Калининград)

- Послушайте рассказ.

- Однажды вечером за чаем дедушка рассказывал, как он воевал и освобождал город Кёнигсберг. А папа рассказал, как он строит и возводит дома в городе Калининграде. А  Саша сидел и мечтал, как он вырастет и создаст, что ни будь такое, что прославит его и его любимый город.

- О каком времени говорил дедушка? ( О прошлом)

- А папа? ( О настоящем)

- А Саша? ( О будущем)

-Попробуйте сформулировать тему урока. ( Прошлое, будущее настоящее города Калининграда)

-  А какая цель урока? ( Увидеть связь между прошлым, настоящим и будущим)

-  А что такое прошлое, настоящее и будущее?

3. Работа в группах

Посовещайтесь в группах и составьте определения к этим словам.

1,2 группа – прошлое

3, 4 группа - настоящее

5,6 группе – будущее.

Ответы групп.

- Правильно.

 Прошлое – это то, что уже было, прошло, недавно или давно.

Настоящее - это то, что происходит сейчас, в наше время.

Будущее – это что произойдет через несколько дней, или очень скоро.

4.Физкультминутка.

5. Работа в группах

- А сейчас вы приступите к заданию, которое связывает прошлое нашего города, с настоящем и будущем. Вам нужно выполнить задание следую плану вашей группы.

1  группа

План

1. Прочитайте текст.

2. Рассмотрите   иллюстрации.

3. Ответьте на вопросы.

4. Подготовьте одного выступающего.

5. Выступающий на  четвертый вопрос ответ не говорит, а задает его сначала классу, дожидается ответов и озвучьте свой ответ.

Давным-давно на территории сегодняшней Калининградской области обитали племена пруссов. Пруссы ловили рыбу, бродили по дремучим лесам в поисках дичи, возделывали поля, добывали янтарь, который затем продавали купцам из Римской империи. Римляне платили за солнечные камушки звонким серебром.

В 1947 году  был создан Калининградский янтарный комбинат – крупнейшее в мире предприятие по добыче и переработке янтаря. На сегодняшний день это единственное место на Земле по добыче янтаря, где сосредоточено 90% его мировых запасов.  «Калининградский янтарный комбинат» является монополистом  (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) по добыче солнечного камня.

1) Как назывались племена жившие давным- давно на территории сегодняшнего Калининграда?

2) Чем они занимались?

3) Что это за солнечные камушки, за которые римляне платили звонким серебром.

4) Как же прошлое  пруссов связано с нашим настоящим?

2 группа

План

1. Прочитайте текст.

2. Рассмотрите   иллюстрации.

3. Ответьте на вопросы.

4. Подготовьте одного выступающего.

5. Выступающий на  четвертый вопрос ответ не говорит, а задает его сначала классу, дожидается ответов и озвучьте свой ответ.

В начале XIII века на берегах Балтики появились рыцари Тевтонского ордена с черными крестами на белых плащах, которые огнем и мечом начали покорять Пруссию. В 1239 году построили первый замок на территории нашей области - Бальга (его руины на берегу залива до сих пор может увидеть очарованный странник). А в 1255 году появился и Кенигсберг. В тот раз тевтонские рыцари предложили возглавить поход богемскому королю Оттокару II Пржемыслу. Говорят, что именно в честь короля и назван был город, точнее замок, еще точнее, деревянная крепость, которая появилась на высоком берегу реки Прегель в двух шагах от прусского поселения Твангсте. Принято считать, что Кенигсберг был основан в январе 1255 года.

1. В каком году на берегах Балтики появились тевтонские рыцари?

2. Как назывался первый замок, построенный тевтонскими рыцарями?

3. В каком году был основан Кенигсберг?

4. Что из прошлого тевтонских рыцарей дошло до нашего времени?

3 группа. 

План

1. Прочитайте текст.

2. Рассмотрите   иллюстрации.

3. Ответьте на вопросы.

4. Подготовьте одного выступающего.

5. Выступающий на  четвертый вопрос ответ не говорит, а задает его сначала классу, дожидается ответов и озвучьте свой ответ.

В 1724-м родился великий философ Иммануил Кант - самый знаменитый кенигсбержец за всю его многовековую историю. Кант преподавал в местном университете,  любил гулять по узким улочкам центральной части Кенигсберга.  А в 1758 году философ даже стал подданным Российской империи. Войска Российской империи, разгромив пруссаков в битве при Гросс-Егерсдорфе (в нынешнем Черняховском районе),  вошли в Кенигсберг.  Восточная Пруссия отошла  к Российской империи до 1762 года.

     Каждый  Иммануила Канта день был размерен и рассчитан до мелочей. Так, в одно и то же время — в 4 часа 45 минут утра — его слуга Лямпе будил Канта, причем по его же приказу не уходил из спальни до тех пор, пока не убеждался, что хозяин действительно проснулся и встал. Кант в одно и то же время завтракал, работал у себя в кабинете, уходил из дома в университет читать лекции, возвращался, снова работал, обедал, гулял, после обеда приходил домой и снова работал, затем ложился спать. Отход ко сну всегда совершался в 10 часов вечера. Так он и прожил всю жизнь, причем ни разу не выехав из своего родного Кенигсберга.

     В 1804 году у северо-восточного угла   Кафедрального собора обрел последнее пристанище великий немецкий философ Иммануил Кант. Кафедра́льный собо́р Кёнигсберга  расположенный в  историческом районе Калининграда является историческим и культурным памятником.

1. В каком году родился Иммануил Кант?

2. Почему он стал российским подданным?

3. Докажите что он был человеком строгих правил?

4. Где   похоронили Иммануила Канта?  Как это место связано с настоящим?

4 группа

 План.

1.Прочитайте текст.

2 .Ответьте на вопросы

3. Рассмотрите  иллюстрации

  Сравните  фото  города после бомбардировки, восстановление и настоящее время.

4. Подготовьте одного выступающего.

5. Выступающий на  четвертый вопрос ответ не говорит, а задает его сначала классу, дожидается ответов и озвучьте свой ответ.

 Во время Второй мировой войны в  августе 1944 года город Кёнигсберг был сильно разрушен британскими бомбардировщиками в ходе операции «Возмездие».  Бомбардировкам подвергся в основном центр города, где практически не было военных объектов. Погибло множество мирных жителей, сгорел старый город и множество памятников старины, сильно пострадал замок. Позднее город был взят штурмом советскими войсками. И в 1946 году Кёнигсберг переименовали в Калининград.

1.  В каком году был сильно разрушен город Кёнигсберг?

2.  Во что превратился город после бомбардировки?

3. В каком году Кёнигсберг переименовали  в Калининград?

4. Какое место Кенигсберга - Калининграда на фото?

5. группа 

План.

1. Прочитайте текст.

2. Рассмотрите   иллюстрации.

3. Ответьте на вопросы.

4. Подготовьте одного выступающего.

5. Выступающий на  четвертый вопрос ответ не говорит, а задает его сначала классу, дожидается ответов и озвучьте свой ответ

В 2013 году   началась  реконструкция калининградского Музея Мирового океана. «Жемчужиной» проекта является новое музейное здание, которое планируется выполнить в форме шара. В постройке-шаре архитекторы разместят морские аквариумы, планетарий, кинотеатр, арт-лаборатории. Изменится также и вся окружающая территория вокруг музея. Здесь появятся бассейны, красивые фонтаны, детская игровая и спортивная площадки. Через всю гавань вплоть до Фридрихсбургских ворот будут проходить велосипедные дорожки.  Создание экспозиции завершится в 2017 году.

1. Как изменится в будущем здание Музея Мирового океана?

2. Что будет внутри шара?

3. Как изменится территория вокруг музея?

 К какому году планируется завершение экспозиции?

4. Как будущее Музея Мирового океана  связано с настоящим?

4.Рефлексия

- Как прошлое связано с настоящим и будущем?

- Что нового узнали?

- Чему учились на уроке?

- Мы сегодня с вами поговорили о прошлом, настоящем и будущем нашего города. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. Но любой поступок совершается вами в настоящем и только в настоящем. И только сегодняшний день определяет, какими вы войдете в будущее,  и не станет ли сегодня последней точкой в вашем прошлом.

5. Шкала настроения

- Если наш урок не произвел на  вас никакого впечатления, и вы не узнали ничего интересного, оставьте смайлик  в прошлом.

- Если  получили много знаний, вы хорошо работали,  оставьте его в настоящем.

- Ну а если у вас, что не получилось и вы бы, хотели больше получить дополнительной информации, отправьте  смайлик в будущее.

- Закончить наш урок я хочу песней «Наш город»

6. Домашнее задание.

Учебник страница 104-107.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прошлое, настоящее, будущее Окружающий мир 2 класс Урок № 25 «Начальная школа XXI века» Карибова Наталья Викторовна МАОУ СОШ № 46 с УИОП г.Калининград 2014 год

Слайд 2

Моя малая Родина, мой К алининград

Слайд 3

Прошлое - это то, что уже было, прошло, прошло недавно или очень давно. Настоящее - это то, что происходит сейчас, в наше время. Будущее- это то, что произойдет вслед за настоящим очень скоро, через несколько дней или не очень скоро, через много лет.

Слайд 4

ПРУССЫ

Слайд 5

Замок Бальга наши дни Замок Бальга до войны

Слайд 6

Иммануил Кант Кафедральный собор Могила Канта Северо-восточный угол Кафедрального собора

Слайд 8

Кёнигсбергский замок до войны После войны Дом советов

Слайд 11

Спасибо за урок !