Конспект урока окружающего мира " Родина - что это значит?", 2 класс, УМК Начальная школа 21 века
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

корешкова юлия юрьевна

Конспект урока окружающего мира «Родина- что это значит?», 2 класс, УМК Начальная школа 21 века.

Цель: подвести детей к осознанию понятия Родина; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине

Задачи урока:
Обучающие

·        Расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас.

Развивающие

·        Способствовать развитию интереса к истории своей Родины;

·        Формировать уважительное отношение к культуре родной страны,

·        Создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине;

Воспитательные

·        Воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность

Оборудование:

·        учебник «Окружающий мир», 2 класс, часть 1, автор Н. Ф. Виноградова, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2012 г.,

·        тетрадь «Окружающий мир»  №1, 2 класс, автор Н.Ф. Виноградова, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2012 г.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.

Организовывают рабочее место. Приветствуют учителя.

Регулятивные:  самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Коммуникативные Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться.

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка,активация необходимых знаний

-Предлагаю вашему вниманию отрывок из песни. После того, как прослушаете отрывок, вы должны будете ответить на вопрос: «О чём сегодня пойдёт речь на уроке?»

 

Звучит отрывок из песни «Это ты Родина моя - Россия»
-Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке?

 

 

 

 

 

Предлагают вариант ответов:

·        О России

·        О Родине

Познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы учителя.

Коммуникативные:  участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

 

Формулирование темы и целей урока

-Мы начинаем изучать новый раздел «Россия - твоя Родина». А начинаем мы наш раздел с изучения темы «Родина - что это значит».

 

Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим на уроке?

 

 

 

 

Что такое Родина, что значит Родина для человека.

Регулятивные:  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Знакомство с новым материалом.

Постановка проблемы.
Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:
– Что такое Родина?

Ответов на этот вопрос может быть много:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
— Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город.
 


Чтение рассказа «О чём рассказал папа»--------учебник (С.100)
Беседа по тексту.
-Какое чувство испытал папа, находясь в далёкой стране?
– Из какой страны вернулся папа?
-Чему был рад папа, приехав из Америки?
-Почему?
-Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому?
-Почему человек скучает по дому?

Какой вывод мы можем сделать?
 

 

 

 

 

 

Словарная работа.
-В тексте рассказа встретилось слово чужбина.
Как вы понимаете это слово?


Слова Родина и чужбина противоположны по значению.
-Михаил Пришвин говорил: «…Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна… Родина ».
-Каждому человеку нужна Родина. О том, как бережно и с каким чувством относился народ к своей Родине, говорится в пословицах.
 

-Какие пословицы о Родине вы  знаете?

 

 

 

 

 

 

Игра «Составь пословицу». Работа в парах. ( на столе разрезные карточки с пословицами.


 

 

Продолжение словарной работы. (работа с толковыми словарями)
–Объясните значение слов:
РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.
 

-Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?

 

 

 

 


Работа с рубрикой «Картинная галерея»

- Как может человек передать свои чувства к Родине?

- Как передаёт свою любовь к Родине поэт, художник, композитор?

 

_Посмотрите на картину И.И.Левитана «Вечерний звон».

Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой… Так представлял себе Родину художник И.И.Левитан.


- А теперь давайте прочитаем стихотворение «Красно солнышко», И. Шаферана,

 - Можно ли сказать, что автор любит Родину?

- А вы, ребята, как можете выразить чувства к родному краю?
 

Даже самый малый вклад каждого человека принести результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богатой, а народ - счастливый.

 

Предлагают свои варианты ответа на этот вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают рассказ

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Делают вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему.
Родина - это тоже родной дом людей, поэтому человек не может жить без своей Родины.
Родина-это место, куда вновь и вновь хочется возвращаться.
 

 

Чужбина-это чужая страна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают пословицы:

«Дома и стены помогают».
«Родная сторона-мать, чужая-мачеха».
«Человек без Родины, что соловей без песни».
«Родина - мать, умей за неё постоять».
«Родина краше солнца, дороже золота».
 

Дети обсуждают в парах и составляют пословицы:

Где кто родится, там и пригодился.
Жить - Родине служить.
Родина – мать, чужбина-мачеха.

 

 

С помощью толкового словаря находят значения слов.

 

 

 

Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает. Учится, где живут его родные и близкие.
РОДИНА, ОТЧИЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну-Родину.

 

 

 

Предлагают свои варианты ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают стихотворение

 

Да

 

-Своими делами, поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы.
 

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике,

определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания, находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.

 

Регулятивные: следовать режиму организации учебной и деятельности, определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, определять план выполнения заданий на уроке.

 

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, слушать и понимать речь других, участвовать в паре, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать вслух и про себя тексты учебника, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 

Личностные: ценить и принимать базовые ценности: « «родина», уважение к своему народу, к своей родине, освоение личностного смысла учения, желания учиться, оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Закрепление полученных знаний.

 Самостоятельная работа. Работа в тетради.
-Задания 1,2  выполните в тетради на с.50 .

Самостоятельно выполняют задания: записывают слова, близкие по значению слову «Родина»; вставляют слова в текст о Родине.

 

Итог урока. Рефлексия.

-Какие знания, опыт вы сегодня получили? Что вас удивило?
 

 

 

 

 

 

 

 

 


-Что вы сегодня делали? Чего достигли?
Ученик: С (средний) – состояние духа.


8. Домашнее задание.
Учебник (с.100-103)
Творческое задание: нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Красно солнышко»

Мы узнали, что такое Родина. Моя Родина - Россия.
Россия – это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране
расположено большое количество заповедников, имеется много полезных
ископаемых, лесных и водных ресурсов.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно
относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего
народа.
 

Мы читали стихи, рассказ, называли пословицы и поговорки, объясняли значение слов: Родина, Отчизна, Отечество, родная страна; работали в тетради, играли в игру «Составь пословицу».
 

Личностные: понимают значение знаний для человека, ориентация на уважительное отношение к труду людей разных профессий

Регулятивные:

Адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовой композиции.

Коммуникативные: излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира «Родина- что это значит?», 2 класс, УМК Начальная школа 21 века.

Цель: подвести детей к осознанию понятия Родина; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине

Задачи урока:
Обучающие

  • Расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас.

Развивающие

  • Способствовать развитию интереса к истории своей Родины;
  • Формировать уважительное отношение к культуре родной страны,
  • Создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине;

Воспитательные

  • Воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир», 2 класс, часть 1, автор Н. Ф. Виноградова, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2012 г.,
  • тетрадь «Окружающий мир»  №1, 2 класс, автор Н.Ф. Виноградова, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2012 г.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.

Организовывают рабочее место. Приветствуют учителя.

Регулятивные:  самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Коммуникативные Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться.

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка,активация необходимых знаний

-Предлагаю вашему вниманию отрывок из песни. После того, как прослушаете отрывок, вы должны будете ответить на вопрос: «О чём сегодня пойдёт речь на уроке?»

Звучит отрывок из песни «Это ты Родина моя - Россия»
-Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке?

Предлагают вариант ответов:

  • О России
  • О Родине

Познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы учителя.

Коммуникативные:  участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Формулирование темы и целей урока

-Мы начинаем изучать новый раздел «Россия - твоя Родина». А начинаем мы наш раздел с изучения темы «Родина - что это значит».

Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим на уроке?

Что такое Родина, что значит Родина для человека.

Регулятивные:  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Знакомство с новым материалом.

Постановка проблемы.
Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:
– Что такое Родина?

Ответов на этот вопрос может быть много:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
— Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город.


Чтение рассказа «О чём рассказал папа»--------учебник (С.100)
Беседа по тексту.
-Какое чувство испытал папа, находясь в далёкой стране?
– Из какой страны вернулся папа?
-Чему был рад папа, приехав из Америки?
-Почему?
-Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому?
-Почему человек скучает по дому?

Какой вывод мы можем сделать?

Словарная работа.
-В тексте рассказа встретилось слово чужбина.
Как вы понимаете это слово?


Слова Родина и чужбина противоположны по значению.
-Михаил Пришвин говорил: «…Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна… Родина ».
-Каждому человеку нужна Родина. О том, как бережно и с каким чувством относился народ к своей Родине, говорится в пословицах.

-Какие пословицы о Родине вы  знаете?

Игра «Составь пословицу». Работа в парах. ( на столе разрезные карточки с пословицами.


Продолжение словарной работы. (работа с толковыми словарями)
–Объясните значение слов:
РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.

-Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?


Работа с рубрикой «Картинная галерея»

- Как может человек передать свои чувства к Родине?

- Как передаёт свою любовь к Родине поэт, художник, композитор?

_Посмотрите на картину И.И.Левитана «Вечерний звон».

Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой… Так представлял себе Родину художник И.И.Левитан.


- А теперь давайте
прочитаем стихотворение «Красно солнышко», И. Шаферана,

 - Можно ли сказать, что автор любит Родину?

- А вы, ребята, как можете выразить чувства к родному краю?

Даже самый малый вклад каждого человека принести результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богатой, а народ - счастливый.

Предлагают свои варианты ответа на этот вопрос

Читают рассказ

Отвечают на вопросы

Делают вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему.
Родина - это тоже родной дом людей, поэтому человек не может жить без своей Родины.
Родина-это место, куда вновь и вновь хочется возвращаться.

Чужбина-это чужая страна

Вспоминают пословицы:

«Дома и стены помогают».
«Родная сторона-мать, чужая-мачеха».
«Человек без Родины, что соловей без песни».
«Родина - мать, умей за неё постоять».
«Родина краше солнца, дороже золота».

Дети обсуждают в парах и составляют пословицы:

Где кто родится, там и пригодился.
Жить - Родине служить.
Родина – мать, чужбина-мачеха.

С помощью толкового словаря находят значения слов.

Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает. Учится, где живут его родные и близкие.
РОДИНА, ОТЧИЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну-Родину.

Предлагают свои варианты ответов.

Читают стихотворение

Да

-Своими делами, поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы.

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике,

определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания, находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.

Регулятивные: следовать режиму организации учебной и деятельности, определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, определять план выполнения заданий на уроке.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, слушать и понимать речь других, участвовать в паре, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать вслух и про себя тексты учебника, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные: ценить и принимать базовые ценности: « «родина», уважение к своему народу, к своей родине, освоение личностного смысла учения, желания учиться, оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Закрепление полученных знаний.

 Самостоятельная работа. Работа в тетради.
-Задания 1,2  выполните в тетради на с.50 .

Самостоятельно выполняют задания: записывают слова, близкие по значению слову «Родина»; вставляют слова в текст о Родине.

Итог урока. Рефлексия.

-Какие знания, опыт вы сегодня получили? Что вас удивило?


-Что вы сегодня делали? Чего достигли?
Ученик: С (средний) – состояние духа.


8. Домашнее задание.
Учебник (с.100-103)
Творческое задание: нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Красно солнышко»

Мы узнали, что такое Родина. Моя Родина - Россия.
Россия – это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране
расположено большое количество заповедников, имеется много полезных
ископаемых, лесных и водных ресурсов.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно
относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего
народа.

Мы читали стихи, рассказ, называли пословицы и поговорки, объясняли значение слов: Родина, Отчизна, Отечество, родная страна; работали в тетради, играли в игру «Составь пословицу».

Личностные: понимают значение знаний для человека, ориентация на уважительное отношение к труду людей разных профессий

Регулятивные:

Адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовой композиции.

Коммуникативные: излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока окружающего мира «Болото и его обитатели» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...

Конспект урока окружающего мира "Лес и его обитатели"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о природном сообществе – лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного об...

Конспект урока окружающего мира "Тела, вещества, частицы" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Тела, вещества, частицыЦель деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «...

Конспект урока окружающего мира «Вода и ее свойства» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для выяснения основных свойств воды, а также ее значение в природе; заполнение «Исследовательского листа» Планируемые результатыПредметные:...

Конспект урока окружающего мира + презентация «Твоя безопасность дома» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: обсуждение проблемы, связанные с безопасностью в своем доме; составление правила безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правилами общения чер...