Конспект урока окружающего мира "Тела, вещества, частицы" (3 класс, Перспективная начальная школа)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Лемешева Алёна Сергеевна

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: Тела, вещества, частицы

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы»; формирование представлений о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы; способствование формированию умений ставить и проводить опыты, работать с различными источниками информации. 

Планируемые результаты

Предметные:

Знать понятия «тело», «вещество», «частицы», «атомы» и уметь их различать.

Личностные:

Уметь проводить самоанализ; стремиться к преодолению возникших трудностей.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», учебник Окружающий мир: 3 кл.: Учебник:  В 2 ч./ О.Н. Федотова.-М.: Просвещение\ Учебник, 2010.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 18.10.19                                                                                                                ФИО учителя: Миронова Е.Б.

Школа: 95                                                                                                                        ФИ студента: Лемешева Алёна

Класс: 3-7                                                                                                                            ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.

Кабинет: 105

Конспект урока окружающего мира

Тема: Тела, вещества, частицы

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы»; формирование представлений о телах и веществах, искусственных и природных телах, телах живой и неживой природы; способствование формированию умений ставить и проводить опыты, работать с различными источниками информации.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать понятия «тело», «вещество», «частицы», «атомы» и уметь их различать.

Личностные:  

Уметь проводить самоанализ; стремиться к преодолению возникших трудностей.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», учебник Окружающий мир: 3 кл.: Учебник:  В 2 ч./ О.Н. Федотова.-М.: Просвещение\ Учебник, 2010.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал.  

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин.

 —Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Алёна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

—Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите?

—Верно. Кто сможет сказать, что значит рукопожатие?

—Рукопожатие символизирует братство, единство, сплоченность и силу.

—Сейчас я попрошу вас повернуться к своему соседу по парте, улыбнуться и пожать друг другу руки. Пожелайте друг другу хорошего настроения и успехов на уроке. Молодцы. Пусть это рукопожатие станет началом нашей совместной, интересной и познавательной работы. Я верю в вас и в ваши силы, а это значит, что сегодня на уроке обязательно у каждого все получится.

Здороваются с учителем.

Проверяют готовность к уроку.

Рукопожатие двух людей.

Приветствие или прощание, крепкую дружбу.

Настраиваются на продуктивную работу.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

учебный диалог

Словесный: слово учителя.

Словесный:

учебный диалог

4-5 мин.

—Итак, ребята, прежде чем начать наш урок, предлагаю вам ответить на несколько вопросов.

—Ребята, что такое природа?

—Совершенно верно. Скажите, а на какие две группы  мы можем разделить всю природу вокруг нас?

 Верно. Кто сможет мне назвать признаки живой природы?

—Я согласна с вами. Тогда что вы можете сказать о неживой природе?

—Отлично, молодцы! Предлагаю поиграть в игру. Я называю представителей живой и неживой природы, а вы, если это представитель живой природы, поднимаете руки вверх, а если неживой - сидите ровно.

Бабочка, камень, медведь, песок, лягушка, вода, птица, воздух, гранит, человек, грибы, снег, микробы.  

—Отлично, мы только что с вами повторили, что природа вокруг нас бывает живой и неживой, а также вспомнили объекты живой и неживой природы.

—Ребята, оглянитесь вокруг. Скажите, что вас окружает сейчас в классе.

—Что вас может окружать на улице?  

—Как же мы назовем одним словом всё то, что нас может окружать дома, в школе или на улице?

—Неплохие варианты! Ребята, но учёные называют все подобные предметы телами. И мы с вами тоже теперь будем называть предметы телами.

—Запомните, тело – это любой объект живой и неживой природы.

—Итак,  посмотрите на слайд. Что вы видите? Какие это тела? Перечислите их.

—Внимательно посмотрите ещё раз на эти тела. Кто сможет предположить, что общего между этими телами?  

—Совершенно верно! Все эти тела состоят из дерева. Ребята, что такое дерево в данном случае?

—Посмотрите на слайд, если у вас возникли проблемы. Здесь зашифровано слово, которое является ответом на мой вопрос. (ВЕЩЕСТВО)

—Замечательно! Итак, ребята, вещество – это то, из чего состоит каждое тело на Земле.

 

—Природа это то, что нас окружает.

—Живая и неживая природа.

—Представители живой природы дышат, питаются, растут, размножаются и умирают.

—Объекты неживой природы этими признаками не обладают.  

-К живой природе относят животных, растения, грибы, микробы, людей. К неживой – воздух, воду, камни, звезды, планеты.

—В классе нас окружают парты, стулья, стол, компьютер, одноклассники и т.д.

—На улице нас окружают деревья, камни, здания, машины, люди и т.д.

—Предметы, объекты.

—Тела. Тела неживой природы. Парта, карандаш, книга.

—То, что они состоят из дерева.

—То, из чего состоят эти предметы. Материал. Вещество.

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли

К: умение полно и точно выражать мысли

П: анализ

П: построение речевого высказывания

III. Постановка учебной задачи

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

Словесный: учебный диалог

4-5мин.

—Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

—Итак, совершенно верно, ребята. Тема нашего сегодняшнего урока будет звучать так:  «Тела, вещества, частицы».

—Какие цели мы поставим перед собой?  

—О телах и веществах.

Узнать, что такое тела, вещества, частицы. Научиться различать их.

П: подведение под понятие

Р: целеполагание

П: анализ

П: поиск и выделение необходимой информации

IV. Открытие нового знания

Практический: слушание и чтение текста

Словесный: учебный диалог

7-8 мин.

 —Откройте учебник на странице 45. Рассмотрите схему, которую начала составлять Маша.

—Любой объект, живой и неживой природы, изделия и постройки, созданные руками человека, - это тела.

—На какие группы делятся тела?

—Что (или кто) относится к природным телам?

—Что относится к искусственным телам?

—Приведите примеры.

—На какие две группы разделены природные тела?

—Назовите тела живой природы.

—На какие группы можно разделить неживую природу?

—Назовите небесные тела.

—Назовите явления природы.

—Назовите искусственные тела.

—Как мы уже с вами уже знаем, что все тела состоят из веществ.

—Например, стакан. Стакан – это что?

—А стекло, которое сделал человек?

—Ножницы – это? А сталь – это?

Игра «Что из чего сделано?» (сопровождение на слайде)

—На слайде вы увидите искусственное тело. Ваша задача назвать вещество, из которого состоит это тело.

—Замечательно! Ребята, откройте свои рабочие тетради на странице 18. Найдите задания 25 и 26. Внимательно прочитайте задания и выполните их.

Извлекают нужную информацию.

—Природные и искусственные тела.

—Человек, животные, грибы, растения, микробы относятся к природным телам.

—Всё то, что было создано руками человека. Приводят примеры искусственных тел.

—Тела живой и неживой природы.

—Растения, животные, птицы и т.д.

—Небесные тела, явления природы, земля.

—Солнце, Земля, Луна.

—Дождь, град, снегопад и т.д.

—Постройки, мосты, книга, стол и т.д.

—Искусственное тело.

—Вещество.

—Ножницы – искусственное тело. Сталь – вещество.

—мяч – резина, карандаш – дерево, дом –кирпич, ложка – сталь, ручка – пластмасса, кувшин – глина.

Выполняют задание в тетради.

К: умение полно и точно выражать мысли

П: построение речевого высказывания

П: анализ

П: анализ

П: синтез

V. Первичное закрепление

Практический: чтение текста

Словесный:

учебный диалог

Словесный:

учебный диалог

4-5 мин.

—Отлично, молодцы! Ребята, посмотрите на слайд. Подумайте, что можно сделать из мыла, воды и воздуха?

—Верно. Что такое мыльный пузырь? Из каких веществ состоит мыльный пузырь?

—Ребята, а получится ли у нас мыльный пузырь только лишь из воды и мыла?

—Еще древние греки знали о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых человеческим глазом, которые называются молекулами. А ещё более мелкие частицы - атомами. Такие частицы нельзя увидеть даже с помощью микроскопа.  

— Проведем опыт. Возьмем стакан с водой и бросим туда кусочек сахара.

—Что происходит с сахаром?

—Какая стала жидкость?

—Значит, кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял.

—Сейчас предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент о том, как сахар тает в воде.

—Итак, что вы увидели?

—Совершенно верно! Данный опыт показал, что вещество (в нашем случае сахар) способен распадаться на еще более мелкие частицы.

Игра «Сигнальщики»

—Сейчас я буду читать вам утверждения, вы должны их внимательно прослушать. Если оно верное – молчите. Если высказывание неверное – хлопаете в ладоши.

1.Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека?

2.Можно ли человека назвать природным телом, а робота – искусственным?

3.Правда ли, что муравей – тело живой природы, а береза – тела неживой природы?

4.Полярная звезда – тело неживой природы.

5.Солнце – тело неживой природы.

6.Все тела имеют форму, цвет, размер.

7.Все тела состоят из веществ.

8.Пластмасса – тело, а пуговица –  вещество.

9.Из одного и того же вещества можно сделать несколько тел.

10. Искусственные тела – тела, созданные руками человека.

11. Пластилин – природное вещество, а поваренная соль – искусственное.

12. Все вещества состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом.

—Молодцы!

—Из мыла, воды и воздуха можно сделать мыльный пузырь.

—Мыльный пузырь – тело. Состоит из мыла и воды.  

—Нет. Чтобы надуть пузырь, нужен воздух.

Внимательно слушают и запоминают.

Наблюдают за опытом. Формулируют выводы наблюдений.

—Сахар растворяется в воде. Он стал невидим.

—Вода стала сладкая.

Смотрят видеофрагмент, извлекают нужную информацию.

—То, как сахар распался на мельчайшие частицы.

Верное – молчат.

Верное – молчат.

Неверное – хлопают.

Верное – молчат.

Верное – молчат.

Верное – молчат.

Верное – молчат.

Неверное – хлопают.

Верное – молчат.

Верное – молчат.

Неверное – хлопают.

Верное – молчат.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

К: взаимодействие с партнером

П: построение речевого высказывания

П: анализ

П: синтез

VI. Включение в систему знаний, повторение

Словесный:

учебный диалог

Словесный:

учебный диалог

7-8 мин

—Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте данный факт. Догадайтесь, о каком овоще  идёт речь.

«В России появление данного овоща связывают с именем первого императора Петра I. А страна, из которой он был завезён к нам, называется Голландия».

—Итак, о каком овоще идет речь?

—Верно. Дело в том, что картофель содержит одно очень интересное и необычное вещество. Кто знает, как оно называется?

—Верно! Крахмал - очень важная составляющая картофеля. Ребята, где же мы используем крахмал?

— Верно, а ещё крахмал используют для производства лекарств, бумаги и даже экологической посуды! Представляете, какой картофель полезный?

—Но сейчас нам с вами нужно проверить, действительно ли в картофеле есть крахмал. Для этого нам понадобится небольшая долька картофеля на парту и настойка йода.

—Давайте капнем на картофелину капельку йода. Что произошло?

—Какого цвета он стал?

—Точно. Только наличие крахмала даёт такой цвет после соприкосновения с йодом. Так мы выяснили, что картофель тоже состоит из веществ.  

Извлекают нужную информацию.

—О картофеле.

—Крахмал.

—В приготовлении пищи.

—Из картофеля выделилось вещество – крахмал.  

—Крахмал стал сине-фиолетового цвета.

П: анализ

П: построение речевого высказывания

П: построение рассуждения

К: умение полно и точно выражать мысли

П: анализ

Физминутка

1 мин

-Ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте и повторяйте движения, смотря на экран.

Выполняют физминутку.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

самостоятельная работа

7-8 мин

Ребята, откройте, пожалуйста, ваши рабочие тетради на странице 20. Найдите номера 27 и 28. Кто прочитает задание к номеру 27?  

Итак, что нам необходимо сделать в этом номере?

Точно, а что нам нужно сделать в задании 28?

Отлично! На выполнение этой работы у вас 5 минут.

 

Читают задание.

Записать названия разных тел, состоящих из одного вещества.

Записать, из каких веществ можно сделать ведро.

Выполняют самостоятельную работу.

П: анализ

П: синтез

П: поиск и выделение необходимой информации

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений

2-3 мин

—Итак, наш урок подходит к концу. Кто вспомнит, как называлась тема нашего сегодняшнего занятия?

—Какие цели мы ставили перед собой?

—Добились целей?

—Отлично! Теперь прошу вас оценить свою работу на уроке. Посмотрите на слайд, здесь вы увидите выражения «Я думал, что …» и «Теперь я знаю, что…». Ваша задача – проанализировать свою работу на сегодняшнем уроке и используя данные выражения описать свой успех на уроке. Всем спасибо за урок. До свидания!  

— «Тела, вещества, частицы».

—Узнать, что такое тела, вещества, частицы.

—Да.

Оценивают свою работу.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Л: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики «Окружность и круг» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления об окружности и круге, как о геометрических фигурах; формирование умения чертить окружность и круг при помощи циркуля; совершенствование графическ...

Конспект урока окружающего мира «Горные породы» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)

Цели деятельности учителя: формирование понятия горные породы, ознакомление с различными видами горных пород и со сферами их применения в жизни человека.Планируемые результаты:Предметные: знакомиться ...

Конспект урока математики «Вычитание по частям» (УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со свойством вычитания по частям с переходом через разряд;  совершенствование навыка вычитания разрядного слагаемого, вычитания однозначного чи...

Конспект урока математики «Сравнение двузначных чисел» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с правилом сравнения двузначных чисел с разным и одинаковым количеством десятков; закрепление знаний о разрядном составе чисел.Планируемые рез...

Конспект урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)

КОНСПЕКТ УРОКА (окружающий мир)Тема: «Тела, вещества, частицы» Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся понятий «тело», «вещество» и «частица&raq...

Конспект урока математики "Разные задачи" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема урока: «Разные задачи»             Цели деятельности учителя:Формирование знаний о разных...