Предмет: окружающий мир Класс: 3 Тема урока: "Разнообразие растений на Земле " по программе "Начальная школа 21 век"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Цель: познакомить учащихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 123.5 КБ |
![]() | 30 КБ |
![]() | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Разнообразие растений на Земле
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Урок разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Цель: познакомить учащихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений.
Задачи:
- Образовательные: дать детям представление о многообразии растений на Земле, их роли в природе и жизни человека.
Расширить и углубить представление детей о растениях, их частях;
дать учащимся сведения об интересных, удивительных растениях нашей планеты; показать важность и ценность каждого растения на Земле;
- Развивающие: развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.
Развивать творческое мышление, речь, воображение
- Воспитательные: прививать бережное отношение к природе, формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство здорового образа жизни
Приемы: «кластеры», «Верите ли вы?»,
Формы работы: групповая, индивидуальная
Оборудование урока: таблица растения, частей растения,
таблицы для каждого ребёнка, гербарий растений, карточки с названием растений, фотографии, рисунки удивительных растений - (презентация), мультимедийный проектор, компьютер
Ход урока:
I.Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.
1. Стадия вызова.
Начало урока необходимо начать с актуализации уже имеющихся знаний
учащихся.
-Отгадайте загадку:
Дышит, растет,
А ходить не может (растение)
- Вспомните, что вы знаете о растениях.
(живой организм, без него невозможна жизнь и т.д.)
II. Повторение пройденного и проверка знаний.
Вы, наверное, слышали выражение "Растения - зеленая одежда Земли". И действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга. Мы видим их в парках, садах, поле, на улицах городов и сел. Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой! –(слайды 1,2,3,4.5,6,7)
- Почему растения относятся к живым существам? (Питаются, дышат, растут, размножаются)
-А теперь давайте составим кластер, из каких частей может состоять растение. (слайд 8)
На какие группы можно распределить растения? (Деревья, кустарники, травы).(слайд 9)
На прошлом уроке мы с вами говорили о пользе растений, а скажите, почему лекарственные растения получили такое название?
В природе есть ядовитые растения, которые опасны для человека.
Повторите правила обращения с ядовитыми растениями.
Правила:
Нельзя есть и даже пробовать ягоды, плоды, корневища растения, если ты не знаешь, съедобно ли оно!
Не оставляй без присмотра маленького брата или сестру в лесу, в поле, на лугу!
Не бери в рот травинку, стебелёк, колосок растения. Ты случайно можешь сорвать его ядовитую часть!
После сбора растений в лесу, на лугу обязательно вымой руки! Собирая растения, старайся не трогать лицо, не тереть глаза.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Сообщение темы урока
– Сегодня мы познакомимся с удивительными растениями нашей планеты.
Велик растительный мир Земли: почти полмиллиона видов растений, разнообразных по размерам, внешнему виду и образу жизни, населяют нашу планету. Одни – гиганты, другие видны только при сильном увеличении, одни отличаются сложнейшим строением, другие просты и состоят всего лишь из одной клетки. Одни имеют роскошную окраску, другие бесцветны. Одни живут на суше, другие – обитатели водных просторов.
В этом необъятном многообразии земной флоры немало удивительных растений, которые, например, могут расти без почвы, могут питаться насекомыми и даже птицами, помогают человеку своими целебными свойствами. Учёные изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп. Рассмотрим внимательно рисунок – схему. Посмотрите, сколько разных групп растений
1. Работа по схеме “Разнообразие растений на Земле(слайд10)
- Сегодня мы будем говорить о разнообразии растений. Посмотрите какие растения живут на нашей планете?
-Ребята, посмотрите, что у нас получилось? (кластер)
-Какие же растения есть у нас на Земле?
. Попробуйте сформулировать тему урока (слайд11)
- А как вы думаете, по каким признакам ученые разделили группы растений? (По особенностям строения разных групп)
- Значит, для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений.
Но прежде ,чем мы начнём изучать растения, ответьте на вопросы записанные в таблице.
2.Вопросы «Верите ли вы?»
№ п/п | Верите ли вы? | До изучения растений | После изучения растений |
1 | …что водоросли могут окрасить воду? | ||
2 | …что водоросли не имеют корней и стеблей? | ||
3 | …что у мха есть только стебель и листья? | ||
4 | …что мох может ожить после того, как его засушили? | ||
5 | …что папоротники когда-то были деревьями? | ||
6 | … что папоротники не имеют цветов? | ||
7 | …что хвойные растения размножаются семенами? | ||
8 | …что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет? | ||
9 | …что на Земле больше всего цветковых растений? | ||
10 | …что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде? |
-Напоминаю: если вы верите, ставите знак «+», если нет «-» в графе до
IV. Физкультминутка
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете-
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
3. Характеристика каждой группы растений.
1) Водоросли. (слайд 12)
С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.
-Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?
У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью
Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей. - Багряные и бурые - древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.
- В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками - "цветет", говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе - зеленая страна).
Этот удивительный мир
Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.
ДРЕВНЕЙШИЕ
Среди существующих на Земле растений древнейшие – сине-зеленые водоросли. Их возраст – около 3 млрд лет. Водоросли живут в воде и содержат в своих клетках хлорофилл, размеры некоторых из этих растений достигают 50 м в длину, есть и совсем крошечные – 1 мм. Водоросли саргассумы живут в Саргассовом море и часто образуют целые подводные заросли. Жители прибрежных районов с древних времен употребляют водоросли в пищу, потому что они дают необходимый организму йод. Первые мореплаватели, |
пересекавшие Атлантический океан, недалеко от берегов Америки с удивлением и страхом встречали целые поля плавающих буро-желтых водорослей.
2) Мхи. (Слайд 13)
Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.
-Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?
На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка
Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.
Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги.
3) Папоротники.(слайд14)
Загадка:
Лесная трава – резная листва,
Не хвалится ветками, но гордится предками –
великанами могучими с кронами дремучими.
(Папоротник)
Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет.
Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает — папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни .
У славян легендарным растением был папоротник – ему приписывали колдовскую силу. - Папоротники - растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). В эту таинственную ночь устраивались гуляния, хороводы, прыгали через костры и ходили искать «огненный папоротников цветок», открывающий клады. Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок - тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.
4) Хвойные растения (слайд 15)
Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.
- Почему эта группа получила такое название?
- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.
Этот удивительный мир.
Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, около 4000 лет.
5) Цветковые растения(слайд16)
Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде.
- Почему они так называются?
- Чем они отличаются от других растений?
- Приведите примеры цветковых растений.
- Почему цветы красивы и душисты?
- Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.
Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
VI. Работа в группах.
- Мы, узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. У каждого на столе таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник, и полученные знания на уроке, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.
По каким признакам учёные разделили все растения на разные группы?
| стебли | листья | цветы | корни | плоды и семена |
цветковые |
|
|
|
|
|
водоросли |
|
|
|
|
|
мхи |
|
|
|
|
|
папоротники |
|
|
|
|
|
хвойные |
|
|
|
|
|
Проверка (слайд17)
| стебли | листья | цветы | корни | плоды и семена |
цветковые | + | + | + | + | + |
водоросли |
|
|
|
|
|
мхи | + | + |
|
|
|
папоротники | + | + |
| + |
|
хвойные | + | + |
| + | + |
VI. Закрепление знаний.
- На какие группы делится царство растений? (Водоросли, папоротники, хвойные- растения, цветковые растения.)
- Где растут водоросли? (Жители воды)
- Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)
- Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перъя.)
- Назовите представителей хвойных растений. (Сосна, ель, кедр, можжевельник…)
- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения)
- Как называется наука о растениях? (Ботаника.)
- Какие растения вас удивили?
Посмотрите ещё раз на свои тесты и ответьте на вопросы «Верите ли вы», но уже после изучения нового материала.
VII.Рефлексия
- Настроение. На доске в кармашках 2 человечка. Положите свои фишки в кармашки того человечка, который показывает ваше настроение после проведенного урока.
VIII. Домашнее задание.(слайд 18)
Познакомиться с текстом учебника на стр.40-43.
подготовить загадки о растениях
По желанию нарисовать рисунки растений
Предварительный просмотр:
Вопросы «Верите ли вы?»
№ п/п | Верите ли вы? | До чтения | После чтения |
1 | …что водоросли могут окрасить воду? | ||
2 | …что водоросли не имеют корней и стеблей? | ||
3 | …что у мха есть только стебель и листья? | ||
4 | …что мох может ожить после того, как его засушили? | ||
5 | …что папоротники когда-то были деревьями? | ||
6 | … что папоротники не имеют цветов? | ||
7 | …что хвойные растения размножаются семенами? | ||
8 | …что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет? | ||
9 | …что на Земле больше всего цветковых растений? | ||
10 | …что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде? |
-Напоминаю: если вы верите, ставите знак «+», если нет «-» в графе до чтения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/05/picture-262797-1370446178.jpg)
Презентация по окружающему миру по теме "Сколько живут растения", 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
Материалы презентации знакомят учащихся с правилами определения возраста деревьев; знакомят с типами и отличительными чертами однолетних, многолетних и двулетних растений. В конце учащимся предлагаетс...
Открытый урок развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности по теме «Раннецветущие растения. Подснежник».
План-конспект открытого урока по предмету развитие речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-248-1460291200.jpg)
Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»
Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/10/picture-248-1460291200.jpg)
Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»
Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/12/picture-265494-1371025204.jpg)
Урок окружающего мира с применением ИКТ во 2 классе. Тема урока: Разнообразие профессий людей.
Урок разработан по УМК «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой.Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происходит формирование УУД.Урок спос...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-1023140-1521559010.jpg)
Технологическая карта урока Предмет: Окружающий мир 2класс Тема: Растения – производители
Растения производители...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302257-1609788824.jpg)
Мероприятие по предмету «Окружающий природный мир» Продуктивная игра «Поможем нашей планете Земля»
Цель: - знакомить детей с масштабами загрязнения планеты.- способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний обучающихся и родителей от совместного празднования мероприятия.Ин...