"Многообразие грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Черёмина Елена Юрьевна

Урок по окружающему миру с использованием ИКТ. Материал можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/713af21a20b7/%D0%A3%D...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_mnogoobrazie_gribov_1_klass.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Многообразие грибов» 1 класс по УМК «Гармония»

Описание материала: предлагаю конспект урока «Многообразие грибов» по УМК «Гармония». Материал знакомит учащихся с видами грибов,  учит распознавать съедобные и несъедобные грибы, знакомит со строением гриба. Это материал познавательный, направленный на развитие речи и логического мышления учащихся, прививает бережное отношение к природе.

Цель: Формировать представления о разнообразии грибов.

Формируемые компетенции:
1. Коммуникативные компетенции: работа в группе - взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели.
2. Учебные компетенции: организация целеполагания, планирование деятельности.
3. Организационные компетенции: координация деятельности для достижения целей.
4. Компетенция  решения  проблем:  понимание  текстов, работа  с  информацией из разных источников, выступление, формулировка выводов.

Формируемые УУД:
Предметные:
- обобщить знания учащихся о многообразии грибов;
- формировать умениеотличать  съедобные грибы от  несъедобных по их существенным признакам;
- формировать умение видеть причинно - следственные  связи на примере значения грибов для жизни человека и природы

Метапредметные:
Формирование личностных универсальных учебных действий:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Фундаментальный образовательный объект: грибы(их существенные признаки, значение для человека и природы).

Форма организации учебной деятельности обучающихся:  фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазова.  1 класс, ТПО  1 класс «Окружающий мир» О.Т. Поглазова, интерактивная доска, проектор, система тестирования учащихся, научно-познавательный фильм..

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, обратите внимание на нашу волшебную доску. Она приготовила для нас с вами новую задачку. Если мы с вами сможем отгадать слово, составив его из букв, помещённых в кружки, то узнаем, в путешествие за какими знаниями мы сегодня отправимся. А поможет нам в определении этого слова следующая загадка, которую я вам предлагаю отгадать.  (Слайд 2)

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (Гриб)

Учитель: Правильно вы отгадали - это гриб. Так о чём мы с вами сегодня будем говорить?

Ученики: О грибах.

Учитель:Как вы думаете, что нового мы узнаем о царстве грибов? А может быть и повторим то, о чём вы знали раньше.

Ученики: Мы сегодня  познакомимся с видами грибов, их строением, научимся выделять съедобные и несъедобные грибы.  (Слайд 3)

Учитель: Мы сегодня отправимся в царство грибов. А, чтобы мы с вами, ребята, не заблудились в лесу, с нами в путешествие отправиться старичок-лесовичок.

3. Постановка проблемы. Открытие новых знаний.

Учитель: Посмотрите на доску и скажите, на какие две части делится Царство грибов.(Слайд 4)

Ученики: На две части  съедобные и несъедобные.

Учитель: Какие грибы вы знаете, где они растут?

Ученик: Подосиновик, лисички, грузди, мухомор …

Учитель: А в нашей местности растут грибы. Какие? (белые, грузди, подберёзовики). Сейчас мы будем знакомиться с грибами.  Ребята, а как вы думаете, стоит ли нам  знать и изучать грибы?

Ученики: (ответы детей, пока без обсуждения).

Учитель: Дома я просила нескольких ребят подготовить стихи и загадки о грибах. Давайте мы их послушаем, а лесовичок подготовил нам небольшие рассказы-описания о некоторых грибах.    (Слайды 5-10)

Ученики:

На опушке, на поляне

Вырос гриб в большой панаме

«Ничего я не боюсь,

Я отважный смелый груздь»

Учитель:Груздь - тоже съедобный гриб. Растет в лесной полосе. У нас встречается в лесополосах. Груздь бывает белый и черный. Слово произошло от славянского слова «груздие» - груд. Действительно грузди растут грудой. Он идет на засол. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).

Ученики:

«Это что за белый гриб

Стоит собой любуется?

Под вкусный шампиньон

Бледная поганка маскируется»

Учитель:Бледная поганка – один из самых ядовитых грибов. Один кусочекБледной поганки сильнее укуса змеи. Он смертелен. Редко кто выздоравливает, отравившись этим грибом. Узнать бледную поганку нетрудно. У нее на ножке сверху, как будто юбочка надета. Цвет у нее от зеленоватого до желтоватого. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).

Ребята, мы рассмотрели грибы нашей местности. А в лесах растет много других грибов. И чтобы собирать грибы нужно уметь отличать их друг от друга. Начнем знакомиться с лесными грибами.

Ученики:

По дорожке шли-

Боровик нашли

Боровик боровой

В мох укрылся с головой

Мы его пройти могли

Хорошо, что тихо шли.

Учитель:Боровик – считается царем грибов (белый гриб). Шляпка у него коричневая и ножка очень крепкая. Он очень вкусный и идет на жарку, на засол, на сушку и в маринад. Он имеет второе название – белый гриб. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).

Ученики:

А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он с красной шляпкой

На шляпе- горошки.

Учитель:Мухомор - ядовитый гриб. Он красного цвета с белыми пятнами. Ножка белая 10- 20 см в высоту, не очень толстая. Спутать мухомор с другими грибами невозможно. В древности люди этим грибов травили мух. Отсюда и пошло название мухомор. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).

Ученики: 

В лес березовый пойдет

Каждый знающий грибник

Там на суп всегда найдет

Вкусный подберезовик.

Учитель:Подберезовик и подосиновик - грибы съедобные. Растут они под березой и под осиной, отсюда и название. Шляпка у подберезовика может быть белая, кремовая, светло-серая, розовая. У подосиновика - красная. (На интерактивную доску проецируется картинка гриба).  

4. Физ. минутка:

Гриша шел –шел- шел

Белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок.

Положи их в кузовок.

Ученик:

Сморчок, сморчок

От рожденья- старичок.

Вырос на опушке

Шапка на макушке.

Дунул ветер и сморчок

Повалился на бочок

Весь в морщинах – старичок.

Ученик:

Влез опенок на пенек,

Простоял один денек.

А потом склонился

Чуть не свалился,

Тоненький, тоненький

Ножка, что соломинка.

Ученик:

Сатанинский гриб на вид-

Ну, почти, как белый гриб.

Только ты его не трогай

Очень ядовитый гриб.

Ученик:

Нас не зря зовут лисички,

Мы лукавые сестрички

Старой желтою листвой

Мы укрылись с головой

Ученик:

Шляпка выгнута воронкой

Вкус приятный запах тонкий.

Золотой, янтарный цвет,

И вкусней грибочков нет

5. Первичное закрепление.

Учитель:Ребята, мы с вами поговорили лишь о малой части грибного царства. Прослушав все стихи, загадки, рассказы лесовичка вы ещё раз повторили, что все грибы делятся   на две группы: съедобные и несъедобные. Предлагаю вам выполнить задание из учебника на странице 19, чтобы проверить себя в умении определять съедобный гриб или несъедобный.   (Слайд 11)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы верно выполнили задание. Я предлагаю вам посмотреть научный фильм о том, как важно уметь определять грибы, отличая съедобные от несъедобных.  (Слайд 12)

Учитель: Получилось у нас одна часть грибного царства полезная, нужная, а другая плохая- ядовитая. Зачем нам плохая часть? Может нам ее совсем уничтожить?

Ученики: Мы не можем уничтожить несъедобные грибы. Ведь в природе всё взаимосвязано. Из одних несъедобных грибов изготавливают лекарство, другие служат жильём и пищей для насекомых, птиц и зверей, а мухомор – просто очень красивый гриб, хоть и ядовитый.

Учитель:  Ребята, что грибники берут с собой в лес? (корзину, палку, нож). Объясните, для чего нужны эти вещи? А нельзя разве гриб просто взять и сорвать? Почему? (Разбор учащимися по слайду, спроецированному на доску, из каких частей состоит гриб. Работа по учебнику стр. 17).                         (Слайд 13)

6. Физ. минутка    (Слайд 13)

Учитель:  Ребята, предлагаю вам сыграть в игру: «Узнай гриб по описанию». В нашей дальнейшей работе мы будем использовать пульты для тестирования, которые лежат у каждого из вас на парте.

1. Название этого гриба начинается с буквы «Г». Он растет в лесах и степях. Шляпка белая, плоская, ножка короткая, толстая. Его обычно солят (Груздь)

2. Этот гриб очень вкусный. Коричневая шляпка, ножка крепкая. Хорош он и на жарку, и на засол, и на сушку. Его называют - царем грибов (боровик)

3. Этот гриб очень дружен с березой. Его жарят, сушат, солят, варят (подберёзовик)

4. Какой гриб одет в красное пальто с белыми хлопьями «снега» (мухомор)

5. Этот гриб названием похож на животное. Обычно он желтоватого цвета. Этот гриб лучше всего жарить (лисички).   (Слайд  14)

7. Итог урока.

Учитель: Вот и заканчивается наш урок. Скажите, ребята, что нового для себя вы узнали, с чем познакомились? А что у вас вызвало затруднение и в чём?

8. Рефлексия: Ребята, на нашей волшебной доске вы видите числовое табло.  Вы должны подумать, понравился  вам урок или нет? Если урок понравился – отметить одно очко там, где записано  ПОНРАВИЛСЯ, а если урок не понравился, то очко туда, где записано НЕ ПОНРАВИЛСЯ.    (Слайд 15) 

 

Тезаурус к уроку

«Груздие» - груд   - куча, навал, ворох;

Лукавые – коварные, хитрые, плутовские;

Местность – место, край, страна;

Многообразие – разнообразие, многообразность;

Сатанинский гриб (сатана) – чёртов, бесовский, вражий;

Уничтожить – истребить, извести.

Используемый материал

1. Методические рекомендации по окружающему миру для 1 класса О.Т. Поглазова.

2. Учебник и ТПО «Окружающий мир» для 1 класса.

3. Журнал «Педсовет» № 5 2011 г.

4. Источники интернета:

http://www.youtube.com/;

http://images.yandex.ru/yandsearch?clid=1936586&text=%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%8B;

http://www.luchiksveta.ru/enziklop_grib/en%20grib.html;

http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/opisanie-gribov.html;

http://www.razvitierebenka.com/2013/03/detyam-o-gribah.html#.U1vEY1djCZQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Многообразие грибов" 3 класс окружающий мир

многообразие грибов фото, старичок-боровичок задаёт вопросы, строение шляпочных грибов и плесневых....

Многообразие грибов

Урок по окружающему миру в 1классе по УМК "Гармония"...

Урок "Многообразие грибов"

План-конспект урока "Многообразие грибов"Презентация "Грибы"...

Видеоматериал о грибах.Презентация "Многообразие грибов"

Презентация помогает подготовиться к уроку по теме "Царство грибов" ,  рассказывает о их разнообразии по строению . О классификации грибов, особенности строения, питания и размножения; питательно...

Многообразие грибов и их значения в природе и жизни человека

Презентация по теме "Многообразие грибов и их значения в природе и жизни человека"...

Презентация к уроку "Многообразие грибов"

ull;Цель: познакомить учащихся с царством грибов. •Задачи: •Образовательная:         1) познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съ...