Информационная карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Родство" УМК "Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Муравина Юлия Александровна

Конспект урока окружающего мира по теме "Родство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muravina.okruzhayushchiy_mir_3_v.doc72 КБ
Файл rodstvo.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж №15

Информационная карта урока окружающий мир,

 проведенного студенткой группы Ш-33

Муравиной Юлией Александровной

в 3 «В»  классе ГБОУ СОШ №1466

Дата проведения урока: 03. 02. 14.

Отметка за проведение:

Подпись учителя:

Подпись методиста:

Раздел :

Дом как мир

Тема урока    «На свет появился – с людьми породнился»

Предметные умения

УУД

Рассказывать:

— о родственных связях и степени родства в семье, используя терминологию;

— о родительской любви к детям и о почтении к родителям;

— Решать (или составлять) кроссворд по теме «Родственники».

 Познавательные

— раскрывать значение понятий;

— определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение;

— различать прямое родство и родство по свойству и обосновывать своё мнение

Регулятивные

— планировать своё действие в соответствии с учебным заданием;

— выполнять взаимооценку и самооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные

—aормулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание узнать названия родственников по степени родства и свойства.kичностные

Опорные

понятия, термины

Новые

понятия, термины

Сын,дочь,брат,сестра,мама,папа,бабушка,дедушка,дядя,тётя,двоюродный(ая) брат(сестра),муж, жена

Тёща,тесть,зять,свояченица,шурин,свекровь,свёкор,невестка,сноха,деверь,золовка

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 Русский язык, литературное чтение, история.

Фронтальная, индивидуальная

 ИКТ– презентация, наглядность, учебник, тетрадь на печатной основе

Этапы урока

Содержание (ход урока)

Примечания

Организационный этап

Повторение изученного материала

Открытие нового знания

Включение нового знания в систему знаний

Первичное закрепление.

Вторичное закрепление.

Физминутка

Закрепление ранее изученного материала.

Обобщение

Подведение итогов.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Александровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Я очень рада всех вас видеть на нашем уроке. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

Но перед тем как мы приступим к изучению новой темы, я предлагаю вам вспомнить то, что вы изучили на прошлых уроках.

1)        Как называются жилища  народов нашего края?

(Юрта, Яранга, Иглу, Мазанка)

2)        От чего зависят особые черты традиционного жилища разных народов?

(От особенностей природы, своеобразия хозяйственной жизни и от различий в религиозных представлениях )

Молодцы! Я вижу, что у вас не возникло проблем с изучением этого материала, я надеюсь, что с нашей сегодняшней темой вы тоже справитесь на «ура».

«На свет появился- с людьми породнился» как вы понимаете значение этой фразы?

(ответы детей)

Давайте обратим внимание на слово «породнился». Помогите мне определить корень этого слова.  (-род-)

Давайте вспомним, какие слова могут быть производным от корня –род-?

(родители, родня, родина и т.д.)

 

Итак, человек в семье живёт среди многих родственных людей. И каждый друг для друга зовётся по-своему. Как кого и кому называть зависит от степени родства. Для того, что бы в этом разобраться мы прочитаем  второй и третий абзацы на странице 22.

Открываем учебник, поставили пальчик на слово «мальчик» и начинаем читать по цепочке. Все внимательно следим по тексту.

1.        Мальчик  для мамы и папы – сын

2.        Для брата или сестры своих мамы и папы он племянник, а те ему – дядя или тётя.

3.        Для бабушки и дедушки мальчик - внук .

4.        Для родных сестёр и братьев – брат.

5.        А для детей своих дяди и тёти он двоюродный брат.

6.        Девочка для мамы и папы – дочь.

7.        Для брата или сестры своих мамы и папы она племянница, а те ей – дядя или тётя.

8.        Для бабушки и дедушки девочка – внучка.

9.        Для родных сестёр и братьев – сестра.

10.        А для детей своих дяди и тёти она двоюродная сестра.

Закончили читать и отложили учебники.

Вот как много у одного мальчика и у одной девочки названий по родству!

По вертикали:

1. Сестра мужа для его жены. (Золовка.)

2. Жена сына для его матери. (Невестка.)

3. Мама мужа для его жены. (Свекровь.)

4. Мама родителей для ребёнка. (Бабушка.)

По горизонтали:

5. Отец жены для её мужа. (Тесть.)

6.Так друг друга называют родители мужа и жены. (Сваты.)

7. Мальчик для родной сестры. (Брат.)

8.Так муж зовёт брата своей жены. (Шурин.)

Дидактическая игра «Сравни, кто старше/ младше»

Папа - дедушка:  /Дедушка старше, а папа младше/;

Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;

Дедушка - внук;  /Дедушка старше, а внук младше/;

Бабушка - внучка;  /Бабушка старше, а внучка младше/;

Брат - сестренка;  /Брат старше, а сестренка младше/ровестники/.

Как кого кому называть по свойству?

А теперь представьте, живут в разных семьях мальчик и девочка. Кем они являются друг другу? (Друзьями) Но друзья - это не родственная связь. Так вот, они выросли, стали юношей и девушкой, полюбили друг друга. Кем они теперь являются друг другу? (Парой) Но пара – это тоже ещё не родственники. Продолжим, наши молодые люди влюбились и решили пожениться. Теперь они? (Муж и жена) Правильно, ребята! Теперь их родственники, чужие для каждого из них до свадьбы, после свадьбы станут своими.

Давайте прочитаем первый и второй абзацы на странице 23. Ставим пальчик на слово «Мать» и начинаем читать с (имя ребёнка).

1.        Мать и отец жены станут для мужа тёщей и тестем, а он для них зятем.

2.        Зятем назовёт его и сестра жены, а он её – свояченицей.

3.        Если у жены есть брат, то муж будет называть его шурином .

4.        Мать и отец мужа для жены – свекровь и свёкор.

5.        Жена сына для свекрови – невестка, а для свёкра – сноха.

6.        Если у мужа есть брат, то он для жены – деверь, а сестра мужа – золовка.

Закончили читать.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Дедушка старый - внук …/молодой/;

Папа  высокий - сын …/низкий/;

Брат трудолюбивый - сестра …/ленивая/;

Папа наказывает - мама …/жалеет/    

Мама аккуратная – сын … /неряшливый/

Эти названия степеней родства пришли к нам с давних пор, это очень облегчает нашу жизнь.

Вот видите, друзья мои, женятся двое, а жизнь меняется у многих людей, ведь после свадьбы соединяются два рода. У каждого сразу в двух семьях появляются новые родственники. Каждый человек сам тоже становится новым родственником для людей из другого рода.

Мужья двух родных сестёр называют друг друга свояками. Родители мужа и жены называют друг друга сватьями и сватами. А вот муж и жена называют своих богоданных родителей так же, как и родных отца с матерью.

Физминутка на внимание

А теперь, ребята, обратите внимание на картину, которая изображена на странице 23, что вы можете сказать о ней?(кто изображён, кем персонажи приходятся друг другу по степени родства?)

Дети, здесь изображены автор картины, Ф. М. Славянский, его жена Александра Богдановна, мать жены и дети Кронид, Евгений и Лидия.

Кстати, Ф.М. Славянский  был всего лишь крепостным крестьянином. Он посещал   художественную школу для юношей из неимущих классов. Благодаря своему таланту, его заметил сам Венецианов, основатель этой школы. Стараниями Венецианова был выкуплен из крепостной зависимости.

Теперь переворачиваем страницу. Я предлагаю вам ознакомиться с данными фотографиями.

На первой и второй фотографиях, как вы могли понять из надписи ниже, представлены два поколения семьи российского императора Николая второго. А вы знаете, что значит слово «император»? Император – глава империи, а империя в свою очередь-это могущественная военная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство.

На третьей и четвёртой фотографиях вы можете увидеть целых три поколения российского полковника. А с пятой по восьмую фотографию нам представлены обычные современные семьи.

Что вы можете предположить,  внимательно рассмотрев эти фотографии? (Раньше в семьях было большее количество детей и т. п.)

Теперь я хочу, что бы вы высказали свои предположения по поводу того, кем данные люди приходятся друг другу по степени родства.

Теперь давайте откроем тетради на печатной основе на странице 14 и выполним первые два задания, опираясь на полученные знания. Если у кого-то при выполнении этих заданий возникнут трудности, просто поднимите руку, и я вам обязательно помогу.

Ребята, давайте подумаем, различаются ли названия родителей для мальчика и девочки?

А различаются ли для мальчика и девочки названия родителей их мамы и папы?  

Дидактическая игра «Назови членов семьи»

Итак, давайте теперь мы вспомним, как родители называют рождённых ими мальчика или девочку?

Как дети называют сестру/брата своих мамы или папы?

Как дети называют родителей своих мамы и папы?

Кого называют своими двоюродными братьями/сестрами?

Кто такие тесть и тёща?

Кто такие свёкор и свекровь?

Кто кого называет свояченицей или шурином?

Кто кого называет деверем или золовкой?

В чём заключается разница между кровным родством и родством по свойству?

Ребята, спасибо вам за активное участие на нашем уроке, я очень надеюсь, что мне удастся провести ещё не один урок в вашем классе. Спасибо за внимание.

1 слайд

2 слайд

Раздаточный материал

3 слайд

Наглядность

Наглядность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На свет появился – с людьми породнился. -род- Р одители Р одина Родственники

Слайд 2

Брат Сестра Сын Дочь Папа Дядя Дедушка Племян - ник В нук Бабушка Тётя Внучка Племян - ница Мама Братья Сёстры

Слайд 4

По вертикали: Сестра мужа для его жены? Жена сына для его матери? Мама мужа для его жены? Мама родителей для ребёнка? По горизонтали: Отец жены для её мужа? Как друг друга называют родители мужа и жены? Мальчик для родной сестры? Как муж зовёт брата своей жены? Золовка Невестка Свекровь Бабушка Тесть Сваты Брат Шурин

Слайд 6

Вязание, вышивание

Слайд 7

Читает книгу

Слайд 8

Печёт пирожки

Слайд 9

М оет посуду

Слайд 10

Ходит на рыбалку

Слайд 11

Играет в футбол

Слайд 12

Стирает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта урока окружающего мира «Экологическая безопасность»

Контингент : учащиеся 3 класса (9 лет), количество учащихся в классе 33 человека. На уроке применяются следующие технологии:Игровая технология. Принцип технологии: активация учебной деятельности ...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс "Знаменитые места мира" УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» новых знаний.Цель урока: создание условий для первоначального представления учащихся о знаменитых местах мира.Задачи урокаДидактические:1 Познакомить с достопримечате...