Конспект урока по окружающему миру по теме "Планеты" 2 класс Система Л.В.Занкова
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Яковлева Наталья Анатольевна


Урок изучения и первичного закрепления знаний. В структуре урока реализован принцип обучения на высоком , но доступном уровне. На уроке создаётся ситуация успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_vo_2_klasse.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Северная средняя общеобразовательная школа №1

Белгородского района Белгородской области»

Урок окружающего мира во 2 «Б» классе

(Система Л.В.Занкова)

Тема:

«Планеты»

Подготовила:

Яковлева Наталья Анатольевна

учитель начальных классов

МОУ «Северная СОШ №1»

2010 г.

Класс: 2 «Б»

УМК: Система Л.В.Занкова

Учебный предмет: окружающий мир

Авторы учебника, тетради:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. – 50е изд., испр.- Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». « класс. – Изд. 3-е. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.

 

Тема: Планеты.

Цели урока: 

Образовательная: расширить знания учащихся о планетах Солнечной системы, сформировать представление о них.

Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса учащихся, умение наблюдать и анализировать, делать выводы.

Воспитательная:  воспитание творческой активной личности, любознательности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: плакат «Солнечная система»,  кроссворд, учебник  «Окружающий мир», тетрадь к учебнику «Окружающий мир», проектор, экран, презентация, карточки, цветные карандаши.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы урока
  3. Актуализация знаний
  4. Формирование новых знаний
  5. Физкультминутка
  6. Закрепление изученного материала
  7. Подведение итогов. Рефлексия.
  8. Домашнее задание

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок, он пригласил нас на урок. Проверьте свою готовность к уроку: на месте лежат учебник, тетрадь, пенал с ручкой и цветными карандашами.

II. Сообщение темы урока

Учитель: Итак, юные астрономы! Да, я не ошиблась, так вас назвав. Сегодня нам предстоит многое узнать, раскрыть секреты планет Солнечной системы. А для этого нам понадобятся пытливый ум и смекалка, умение наблюдать и анализировать и, конечно, быть любознательными.

III. Актуализация знаний

( Открывается плакат Солнечная система)

1. Проверка домашнего задания

Учитель: Что такое солнце? 

Дети: Большая звезда, которая дает свет и тепло.

Учитель: Каждый день мы видим, как солнце движется по небосводу. Так ли это на самом деле?

Дети: Нет. Это Земля движется вокруг своей оси и создается впечатление, что солнце движется.

Учитель: Вам предлагалось дома подумать и ответить на такой вопрос: Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»?

Дети: Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела

Учитель: А как Земля движется в космосе?

 Дети: Она движется вокруг Солнца  по заданному маршруту (по своей орбите)

2 Подготовка к восприятию нового

Учитель: Умники! Я рада приветствовать вас на борту космического корабля и совершить заочный полёт по космическим далям

Учитель: Предлагаю штурману и его помощникам проложить маршрут, разгадав этот кроссворд.

(Каждый ряд выдвигает  представителя  (одного ученика). Кроссворд на плакате на  доске)

1

о

с

т

о

к

2.з

а

п

а

д

3

о

л

н

ц

Е

4

и

Р

5

ч

Ё

н

ы

й

6

в

ё

з

д

ы

Вопросы к  кроссворду:

  1. Сторона света и название космического корабля. (Восток)
  2. Куда уходит солнце вечером? (Запад)
  3. Ближайшая к нам звезда (Солнце)
  4. Вселенная –это… с точки зрения астронома.(Мир)
  5. Высокообразованный человек имеющий научную степень (Учёный)
  6. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром- нет ничего.(Звёзды)

       Ключевое слово: ВПЕРЁД

  Учитель: Чтобы запустить двигатель  корабля, надо ввести пароль. Для этого ответим ещё на ряд вопросов:

  1. Земля – это одна из планет Солнечной системы. (Да)
  2. Солнце - ближайшая к нам звезда, раскалённый газовый шар. (Да)
  3. Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. (Нет)
  4. Земля движется вокруг Солнца. (Да)
  5. Наблюдать за солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу .(Нет)

(Вводим пароль (да, да, нет, да, нет))

Учитель: Двигатель  к работе готов, маршрут проложен.

(Дети читают хором «Вперёд»).

Учитель: Вперёд, к загадочным и далёким планетам Солнечной системы!

IV.Формирование новых знаний

Учитель: Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

Слайд №2 (Изображение космического пространства.)

(Сообщение «Мудрой Совы» (подготовленный ученик))

Планеты солнечной системы очень разные: они различаются по размерам, по удаленности от Солнца, по условиям, которые существуют на их поверхности. У каждой из планет своя орбита. Орбита-это путь, по которому планета движется вокруг Солнца. Планета не может сойти со своей орбиты, потому что Солнце крепко держит около себя каждую из них. Чем больше масса космического тела, тем сильнее оно притягивает к себе мелкие. Все планеты Солнечной системы, кроме Меркурия и Венеры, удерживают около себя спутники. У Юпитера их целых 16 штук! Наша Солнечная система населена множеством маленьких планет-астероидов. Самая крупная из малых планет-астероидов - Цецера. Кроме астероидов в Солнечной системе живут многие миллиарды комет и бесчисленное количество мелких метеоритных тел.

Учитель: Какая она, наша планета?

Дети: Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.

Учитель: Космонавты с любовью называют Землю «Голубая Планета». А почему она такая голубая?

Дети: Потому что на Земле много воды.

Учитель: На Земле не только много воды, но она ещё имеет воздушную  оболочку, атмосферу, и эта оболочка придаёт планете голубизну.

Учитель: А почему Землю ещё называют « Планета-сад»?

Дети: Потому что на ней растут растения.

Учитель: И ещё потому, что на Земле есть жизнь. Давайте поближе познакомимся с другими планетами, о них нам расскажут  «Мудрые Совы».

(Подготовленные дети рассказывают свой  материал)

Слайд №3-4 (Планета Земля)

У Земли прекрасный голубой цвет. Один астронавт  во время полета сравнил Землю с драгоценным космическим камнем.

 Большая часть поверхности покрыта Мировым океаном. Белые пятна разнообразной формы - это облака. Кажется, что на фоне черного неба Земля светится.

На самом деле, она, подобно большому зеркалу, только отражает солнечный свет. Ученые предполагают, что Земля образовалась примерно 4,6 млрд. лет назад из вещества Солнечной туманности. Возможно, что Земля - это один из оторвавшихся "кусочков" Солнца, который через много миллионов лет остыл, принял шаровидную форму, покрылся водой и воздушной атмосферой. Среди других известных планет Земля уникальна тем, что на ней существует жизнь. На других планетах не обнаружено даже самых простых живых организмов - бактерий и микробов. Солнце притягивает к себе Землю и не дает ей улететь в открытый космос. Земля вращается вокруг Солнца и совершает полный оборот вокруг него за 365 суток - за один год. Земля медленно вращается вокруг своей оси, подобно гигантской карусели. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа, который называется сутками.

Земля - это твердое и холодное небесное тело. Такое тело, которое кружится вокруг раскаленного солнца, астрономы называют планетой. Звезда, в отличие от планеты,- это раскаленный, ослепительно сияющий, огромный шар. Звезда похожа на пылающее облако. Солнце - это такая же звезда, как и многие миллиарды звезд в космосе. Земля окутана воздушной оболочкой - атмосферой, состоящей из различных газов. Атмосфера не только позволяет всем живым организмам дышать, но и защищает Землю от смертельной космической радиации.

Слайд №5 (Изображение планеты Меркурий)

 Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Один год на Меркурии почти в 4 раза короче земного года и длится 88 суток. По сравнению с другими планетами Меркурий носится вокруг Солнца "как угорелый"! Меркурий очень похож на Луну - его можно назвать двойником Луны. Он немного больше Луны и весь густо изрыт кратерами. Долгое время ученые считали, что Меркурий обращен к Солнцу всегда одной стороной. Оказалось, сто Меркурий все-таки медленно вращается вокруг своей оси. Один день на Меркурии длится дольше целого земного месяца! Жар на дневной, повернутой к Солнцу стороне Меркурия достигает 400 градусов. Если бы на Меркурии были горы из олова, свинца и цинка, то днем они превращались бы в моря расплавленного металла! На ночной, неосвещенной стороне планеты царит лютый холод: -100 градусов. Даже морозом эту дикую стужу назвать трудно. У Меркурия нет спутников. Не обнаружено на нем и признаков какой-либо жизни. В отличие от Луны, у Меркурия есть атмосфера. Правда, она очень разряжена и ее плотность в 330 раз меньше плотности земной атмосферы. Меркурий не может удержать около себя плотную газовую оболочку, потому что сила притяжения на нем слишком мала.

Слайд №6 (Планета Венера)

Венера - вторая по счету планета от Солнца и самая близкая к Земле из всех планет Солнечной системы. Земля и Венера очень похожи друг на друга и их часто называют небесными близнецами. Ученые обнаружили, что по Венере медленно движутся расплывчатые светлые пятна. Это - облака. Значит, Венера окружена атмосферой! Температура на поверхности Венеры достигает 500 градусов жары! Давление венерианского "воздуха" так велико, что футбольный мяч мгновенно будет раздавлен в лепешку! Дышать таким "воздухом", конечно, невозможно. Он раскален, как в доменной печи, и состоит почти из одного углекислого газа. Поверхность Венеры покрыта кратерами и скалами. Царит сумрак даже днем, потому что плотный занавес из облаков и горячего едкого тумана не дает пробиться солнечным лучам. И в этом сумраке сверкают молнии, грохочет гром и проносятся свирепые ураганы! Венера медленно вращается вокруг своей оси. В отличие от большинства планет, Венера вращается с востока на запад. Поэтому Солнце на Венере всходит на западе, а не на востоке, как на Земле. На ночной стороне Венеры так же жарко, как и на дневной. Теплое "одеяло" густой венерианской атмосферы не дает остыть даже той стороне, которая отвернулась от палящего Солнца. Спутников у Венеры нет.

Слайд №7 (Планета Марс)

Марс удален от Солнца примерно в полтора раза дальше, чем Земля. Атмосфера на Марсе очень разряжена и состоит из углекислого газа. Поверхность Марса похожа на безводную, песчаную пустыню, где часто бушуют сильные марсианские ветры. Ученые предполагают, что каналы на Марсе - это пересохшие русла рек. Эти каналы могли образоваться в то время, когда ледник начал таять. Сила тяжести на Марсе слабее, чем на Земле и поэтому все предметы здесь в 2 раза легче. Передвигаясь по Марсу, Вы увидите розовое марсианское небо и два марсианских спутника - Фобос и Деймос, что в переводе с греческого означает "страх" и "ужас". Фобос появляется на небе два раза в сутки - два раза всходит на западе Марса и заходит на востоке. Фобос ближе к Марсу и по размерам в несколько раз больше Деймоса. Ученые сомневаются, что на Марсе есть какая-либо жизнь. Наряду с Венерой, Марс - второй ближайший космический сосед Земли. Ближе всего Марс оказывается к Земле во время великого противостояния, когда расстояние между ними сокращается до 55 млн. км. Противостояние Марса - это такое положение, когда Земля и Марс находятся на одной линии с Солнцем и по одну сторону от него. Климат на Марсе более суровый, чем на Земле, и это понятно: Марс получает от Солнца тепла в 2 с лишним раза меньше, чем Земля. День и ночь на Марсе по продолжительности почти точь-в-точь такие же, как и на Земле. Еще удивительнее, что на Марсе есть времена года: весна, лето, осень, зима. Летом полярные льды тают и к осени становятся едва заметными. Зимой они появляются снова.

Учитель: Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю,- их называют каменными планетами или планетами земной группы. Теперь вашему вниманию предстоят сведения о других планетах.

Слайд №8 (Планета Юпитер)

Удивительно, что у Юпитера нет твердой поверхности. Чем глубже мы будем погружаться в атмосферу этой планеты, тем более она будет напоминать жидкую слякоть, становясь все тверже и плотнее, пока, наконец, мы не упремся в ледяную твердь. Жидко-ледяной Юпитер, состоящий из жидкого водорода и гелия, больше напоминает звезду, чем планету. На Юпитере адский холод, при котором можно превратиться в ледышку.
Другая особенность планеты-гиганта - огромная сила тяжести. Все предметы становятся в 2 с лишним раза тяжелее, чем на Земле. Тут уже не попрыгаешь, как на Меркурии или на Марсе, сила тяжести будет сильно прижимать Вас к "земле" и Вы едва сможете передвигать ноги.
Могучий Юпитер удерживает около себя свиту из 16-ти спутников. Самые известные и крупные из них:
Ганимед, Каллисто, Ио, Европа. Хотя Ганимед и Каллисто по размерам больше Меркурия, это - не планеты, а спутники. Астрономы предполагают, что спутники Юпитера - это бывшие астероиды, которые оказались захвачены "в плен" сильным юпитерианским притяжением.
Юпитер самая большая планета в Солнечной системе - планета-гигант. Юпитер в 300 раз массивнее Земли и в 2 раза массивнее всех планет Солнечной системы вместе взятых. Чтобы представить себе гигантские размеры Юпитера, вообразите, что из Юпитера можно "выкроить" 1300 шаров размером с Землю.
Юпитер движется по своей орбите вокруг Солнца медленно, как бы не спеша. Он облетает Солнце за 12 земных лет.
Юпитер, как все другие планеты, вращается вокруг своей оси - только вращение это очень быстрое. День длится на Юпитере всего 5 часов.

Слайд №9 (Планета Сатурн)

Сатурн - вторая планета-гигант. Он несколько меньше Юпитера и очень похож на него. Как и Юпитер, Сатурн окружен плотной газовой атмосферой и имеет жидкую поверхность. На Сатурне еще холоднее, чем на Юпитере.
Сутки на Сатурне такие же короткие, как и на Юпитере - чуть больше 10-ти часов. Зато сатурнианский год длится почти 30 земных лет! Человек на Земле проживает почти полжизни, а по сатурнианскому календарю ему всего один год.
Самое удивительное и интересное у Сатурна - это его кольца. Они окружают Сатурн подобно нескольким плотным обручам, которые вращаются вокруг планеты. Исследования показывают, что кольца Сатурна состоят из мелких обледеневших камней, похожих на метеориты. Кольца Сатурна очень широки - на них, как на дорожку, можно уложить в ряд 4 планеты размером с Землю. Толщина колец всего чуть больше километра. Если представить Сатурн размером с теннисный мяч, то кольца будут тоньше папиросной бумаги. У Сатурна имеется целая свита из 15 спутников. Самый крупный среди них - Титан.

 

Слайд №10 (Планета Уран)

 Уран и Нептун - планеты-гиганты, хотя они значительно меньше Юпитера и Сатурна. По величине Уран и Нептун очень похожи. Чтобы вообразить их размеры, представьте, что из одного Урана можно выкроить 60 таких шаров, как Земля.
У Урана 5 спутников:
Миранда, Умбриэль, Ариэль, Оберон, Титания. Самый большой из них - Титания - достигает в диаметре двух километров.
Орбиты у Урана и Нептуна длиннее, чем у Юпитера и Сатурна - на облет Солнца тратят значительно больше времени. Год на Уране длится 84 земных года.
Поверхность Урана и Нептуна покрыта густыми облаками - их температура 200 градусов холода. При таких условиях некоторые газы замерзают, превращаясь в лед.
Сутки на Уране длятся всего 11 часов. Но это не значит, что день и ночь сменяются на Уране через 5 с половиной часов. У Урана есть одна удивительная особенность - он вращается вокруг своей оси не вертикально, как все планеты Солнечной системы, а как бы лежа на боку. Получается, что день в одном полушарии Урана длится около 42 земных лет, и так же долго длится ночь в другом, неосвещенном полушарии!

Слайд №11 (Планета Нептун)

 У Нептуна всего 2 спутника: Тритон и Нереида. Тритон равен по размеру Меркурию. Год на Нептуне длится 165 земных лет!
Интересна история открытия планеты Нептун. Ее открыл не астроном, наблюдающий небо в телескоп, а математик с помощью вычислений.
Известно, что все небесные тела притягиваются друг к другу. Например, Землю притягивает не только Солнце, но и Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и все остальные планеты нашей системы. Поэтому Земля немного отклоняется от своего "Правильного" пути вокруг Солнца и имеет сложную и "неровную" орбиту. Наблюдая за Ураном, астрономы заметили отклонение от рассчитанного пути. Они предположили, что эти отклонения вызывает какая-то неизвестная планета, которая находится рядом с Ураном. Французский математик Леверрье, потратив на вычисления много месяцев, точно указал, где должна находиться новая планета. Так был открыт Нептун, который затем был обнаружен с помощью мощных телескопов.

Слайд №12 (Общий вид планет в космическом пространстве)

Учитель: Мы познакомились с остальными  планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.

Что вы можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия.

Дети: Все планеты вращаются вокруг солнца. Планеты имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.  

Учитель: Молодцы! Мы с вами многое сегодня узнали  и хорошо потрудились.           Отдохнуть нам поможет стихотворение, с которым мы познакомились на предыдущем уроке.

V. Физкультминутка

Планеты у Солнца танцуют как дети: (Руки на пояс, движение вокруг себя)

Меркурий заводит свой хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.(Движение пловца)

Встречаем мы Землю  рядом с Луной (Пожатие рук друг другу)

И огненный Марс, что кружит за Землёй.

За ними - Юпитер, из всех великан,(Дети расправляют плечи, изображают великана)

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,( имитируют бинокль и вглядываются вдаль)

Мрачны и холодны, но их отличим мы: (Обнимают себя, изображают холод)

Уран, и Нептун.

Вот мы и прошли планетарный закон!

VI. Закрепление изученного материала

Учитель: Откройте тетради на странице 11. Задание 24. Вы узнали как расположены в Солнечной системе планеты, видели на фотографиях. Теперь вам предстоит самостоятельно нарисовать Солнечную систему.

(Дети выполняют работу самостоятельно)

Учитель: Найдите в учебнике  на с.54 рисунок с изображением солнечной системы. Используя рисунок, подпишите все планеты солнечной системы

Назовите все  планеты по порядку, начиная от солнца.

(Взаимопроверка по учебнику)

Работа по карточке

Учитель: Найдите названия планет, среди этих букв и закрасьте разными цветами

у

к

м

а

р

с

я

п

с

З

в

и

и

т

у

р

а

н

З

е

м

л

я

к

о

л

ю

ю

п

в

в

е

н

е

р

А

д

ю

п

и

т

е

р

и

т

ы

ю

с

а

т

у

р

н

с

м

м

е

р

к

у

р

и

й

н

е

п

т

у

н

р

о

я

Учитель: Что же получилось?  Оцените свою работу.

☼  нашел все названия планет

нашел названия планет с помощью

не все названия планет нашёл

VII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Назовите планеты, которые входят  в состав Солнечной системы.

( Дети перечисляют названия планет)

Учитель: Настало время вернуться из космического путешествия в наш класс. Полёт прошёл успешно. Как члены нашего экипажа чувствуют себя? Покажите это при помощи ваших фишек, которые лежат в конверте у каждого на столе. (Дети достают фишки красного, зеленого и жёлтого цвета и, в зависимости от своего состояния, поднимают соответствующую фишку: красный - отлично, зеленый – нормально, жёлтый – не совсем удовлетворён)

VIII. Домашнее задание

Прочитать текст с. 53-55, ответить  на вопросы.

Выполнить задание в тетради № 25

Список использованной литературы:

  1. Окружающий мир. 1-2 классы: поурочные планы по системе Л.В.Занкова (компакт- диск) – издательство «Учитель», 2010
  2. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Пер. К.Мишиной, А. Зыковой. – М.: Изд-во Эксмо, 2002
  3. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия: Учеб. Для 11 кл.сред.шк.-19-е изд.-М.: Просвещение, 1998
  4. Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы/ авт.-сост. Г.Н.Решетникова, Н.И.Стрельников.- Волгоград: Учитель, 2008.
  5. http://www.tomportal.ru/10695-solnechnaya-sistema-planety-solnechnoj-sistemy-i.html
  6. http://zapretnaya-zona.ucoz.org/forum/36-73-1
  7. http://devichya.at.ua/publ/statyu/samoobrazovanie/merkurij/1-1-0-26
  8. http://x-files.org.ua/news.php?readmore=140
  9. http://www.transformers-film.ru/forum/15-92-275
  10. http://www.wallon.ru/photo/cosmos/planeta_mars/13-0-992
  11. http://www.naukaland.ru/discuss/135-samoya-bolshaya-planeta-solnechnoio-sistemi.html
  12. http://www.kulichki.com/ufo/astronomy_dn_011i.htm
  13. http://www.astro.spbu.ru/NEW/neptune.html
  14. http://tvsh2004.narod.ru/inf_pl_s_nnp.htm
  15. http://solsys.narod.ru
  16. www.astrolab.ru

Приложение

Карточка для работы в парах

у

к

м

а

р

с

я

п

с

З

в

и

и

т

у

р

а

н

З

е

м

л

я

к

о

л

ю

ю

п

в

в

е

н

е

р

А

д

ю

п

и

т

е

р

и

т

ы

ю

с

а

т

у

р

н

с

м

м

е

р

к

у

р

и

й

н

е

п

т

у

н

р

о

я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Может ли пингвин жить в степи?" Урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова)

"Может ли пингвин жить в степи?" - обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова). Этот урок позволяет учащимся закрепить знания по теме "Природная зона - степи"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Кровь" система Л. В, Занкова

В данном конспекте урока подробно описан ход урока. В ходе исследования ученики получают сложный материал в доступной форме.  Презентация составлена по материалу учебника Н.Я.Дмитриевой и А....

Тематическое планирование и конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса. "Система развивающего обучения Л.В. Занкова"

Вашему вниманию представлены:- тематическое планирование;- конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса, по системе Л.В. Занкова....

предметный урок по окружающему миру для 2 класса система В.Ф.Занкова "Съедобные и ядовитые грибы"

Данный урок формирует научное представление о царстве грибов. Происходит формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД  согласно новым стандартам образования....