" Русская каша-кормилица наша".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Серёгина Наталья Ивановна

Рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья; познакомить со злаковыми растениями; закрепить навыки гигиены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokv1klkasha-kormilitsnasha.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Внеклассное занятие

        « Полезная еда, как обязательный

      компонент  здорового образа жизни»

                           Русская каша – кормилица наша.

 

Цель:       сформировать у детей представление о вкусной и полезной еде, как обязательном компоненте здорового образа жизни; познакомить с историей возникновения каши; рассказать из чего варят каши и как сделать кашу вкусной.

Задачи: рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья; познакомить со злаковыми растениями; закрепить навыки гигиены

Развивать познавательные и творческие способности, мышление, речь; воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к своему здоровью  и к своей культуре.

Оборудование: иллюстрации злаковых растений; различные виды круп, таблица с пословицами, русские народные костюмы, мультимедийная установка.,презентация.

 

                                       Ход занятия.

  1. Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня на внеклассном занятии мы поговорим о правильном питании, узнаем много интересного из истории каши, послушаем о ней стихи, сказки, потешки. Узнаем из чего варят каши и как сделать кашу вкусной и, конечно, отведаем нашей вкусной  каши.

Как вы думаете почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?

Правильно, так говорят о слабых людях. А тот кто ест кашу будет сильным и здоровым. Ведь каша- это полезная еда, которая помогает нам  перенести учебные нагрузки. В крупах меньше всего накапливается вредных веществ в отличии от других растений.

Каша- необходимый продукт для завтрака. Она содержит необходимое количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим « проснувшимся» организмом.

Каши были известны нашим предкам более 1000 лет назад. Об этом свидетельствуют находки археологов, которые обнаружили при раскопках древнего города Любеча на Украине под толстым слоем золы горшок с кашей.

Фотография

Кашам в русской кухне отводилось особое место. Они были одним из основных блюд питания как для бедных , так и для богатых людей

фотография

Настоящая каша- это не просто крупа, сваренная в воде или молоке, а очень вкусное и даже изысканное кушанье.

Перловая каша, сваренная по особому рецепту, была любимым блюдом русского царя Петра1.

Фотография

        Свадебный пир в Древней Руси называли «кашей». Варить кашу на пиру поручалось наиболее почётным уважаемым гостям. Молодых осыпали зерном. А на самой свадьбе молодых кормили кашей.

Без каши на Руси не обходились такие рождественские праздники, родины, крестины, похороны и многие другие события в жизни народа.

Существовало великое множество способов гадания на каше. Чаще всего гадали на будущий урожай. Например, накануне Рождества, когда едят

кутью ( зерновая каша с добавлением сухофруктов –слайд с пояснением)

фотография

был распространён такой необычный способ предсказания урожая. Хозяин дома, зачерпнув целую ложку этой каши, швырял её под потолок: чем больше зёрен прилипнет к потолку, тем богаче урожай.

Каша- одно из самых распространённых русских блюд, второе после щей. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растёртого зерна.

У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор несговорчивых людей говорят: « С ним каши не сваришь».

Каша являлась основной горячей пищей для солдат. А солдатских поваров называли кошеварами.

Знаменитый рецепт одной из каши родился во время тяжёлого похода через Альпы. К концу подходили запасы – оставалась « чуть-чуть» гороха, перловки, пшена, гречки. Суворов отдал приказ варить всё в общем котле, добавив лука и масла. Каша получилась вкусная и полезная, и в народе её прозвали суворовской.

- Молодцы! Много интересного рассказали о каше.

Самыми распространёнными крупами для каш были пшено, перловка, гречка, рис.

А из каких зёрен эти крупы получаются?

Послушайте рассказ о приключении зёрнышка.

Посадили весной в землю маленькое зёрнышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Всё лето колосок рос, набирался сил. В колоске появилось много зёрнышек. Почему? Земля, солнце, вода, тепло помогли аленькому зёрнышку превратиться в сильный колос, полный новых зёрен. А в них много питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили, достали зёрна. Из зерна сделали крупу, из крупы сварили кашу

Рассказ сопровождается показом рисунков

Предлагаю вам рассмотреть растения, которые идут для приготовления круп.

Рассмотреть коллекцию

Растений и семян   (рис, просо ,гречиха ,пшеница, овёс)

Ребята, а кто для нас выращивает эти растения? (хлеборобы-трактористы комбайнёры, агрономы).

Работа хлебороба нелёгкая, но почётная. И мы с гордостью называем имена этих тружеников полей, наших односельчан:

Афонин Василий Иванович

Афонин Николай Дмитриевич

Афонин  Александр Дмитриевич

Шипухов Александр Витальевич

Фотографии

Игра « Угадай крупу».

Дети угадывают крупу

На экране появляется фотография крупы и что из неё готовят.

Пшеница- манка, манная каша

                  перловка, перловая каша

Просо- пшено, пшённая каша

Рис-      рис, рисовая каша

Овёс-   геркулес, овсяная каша

Гречиха- гречка, гречневая каша

Одновременно дети читают стихотворения   о каше

Рисовая каша не даёт толстеть.

А овсяную просто нужно детям есть

Богатырь на свете жил,

Гречку кушать он любил.

Целый чугунок съедал,

Хлебом чёрным заедал

Гречневая каша- развивает ум.

Очень ароматна и на вкус приятна.

Теперь вы всё знаете про крупы, из которых готовят каши.

Загадки

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья.  Зерно

Золотист он и усат

В ста карманах- сто ребят. Колос

Черна, малая крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто съест -похвалят. Гречневая каша

Как в поле на кургане

Стоит курица с серьгами. Овёс

В поле колосом золотым,

На столе караваем

Пышным да румяным.

Молодцы ребята, все загадки отгадали. А теперь давайте соберём и прочитаем пословицы в которых упоминается о кашах.

каша

хлебец ржаной- отец родной

С ним каши

не испортишь

Кашу маслом

еда наша

Щи да каша

не сваришь

Гречневая каша-матушка наша

мать наша

Много упоминается о кашах в устном народном творчестве: колыбельных песнях, пестушках, потешках.

На экране продемонстрировать иллюстрации к потешкам.

Как у нас то козёл

Что за умный был:

Сам и по воду ходил,

Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил.

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая, ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест ,молока не пьёт,

Забодает, забодает.

Сорока, сорока!

Где была? –далёко.

Печку топила, кашу варила,

На порог скала, гостей созывала.

Гости прилетели, на крылечко сели.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Он по воду не ходил, дрова не рубил, печку не топил, кашку не варил

Ладушки, ладушки1

-Где были? – у бабушки!

-Что ели?

- Кашку.

-Кашка маслёнка,

- Бабушка добрёнка

Много сейчас различных «готовых завтраков», которые вытесняют кашу из нашего рациона. Но в нашем классе не забывают про ароматную кашу!

Результаты опроса показали, что в нашем классе любят кашу

фотография

Перловую -1

Пшённую -5

Овсяную – 1

Гречневую – 6

Манную -11

Какая каша самая любимая? (манная каша)

   

Скажем всем детям дружно:

Газировку пить не нужно!

От неё одно мученье-

Боль в желудке, ожиренье!

Больше всех в столовой нашей

Нравиться мне манная каша!

Молоко и сок мне милы:

Придают они мне силы!

Исполнение песни « Манная каша»

Слова и муз. Коноплёва Н. И.

На плите в кастрюле каша кипела.

Всех ребятишек угостить хотела.

Манная, манная каша желанная,

Вкусная нежная каша полезная

Кашай, кушай, маша, манную кашу.

Станешь, станешь, Маша, и сильней и краше.

Манная, манная каша желанная,

Вкусная нежная каша полезная

А вы знаете, что наши предки 17 марта отмечали праздник гречневой каши.

В этот день пели песни, водили хороводы, устраивали игры, центром которых была каша из разных круп. Люди просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай

Посмотрите как это было.

 Грачиную кашу сварили?

Сварили!

Как на костре поднялась?

На огонь перелилась.

То хорошо – к счастью значит!

А из чего кашу варили?

Гречка- для грачей.

Пшено- для журавлей.

Да других круп подмешали

Для хорошего урожая.

Хороша каша, навариста!

И людям в радость .

И птицам в сладость.

Каша наряду с хлебом была для русского народа главным продуктом питания, особенно гречневая каша. Гречиху можно назвать нашей национальной культурой: нигде в мире она не получила такого признания. Гречка является ценным диетическим белковым продуктом.

Гречка содержит большое количество витаминов и микроэлементов, является источником железа, которая так необходимо вашему организму.

А вот как варил кашу из топора солдат.

Сценка по русской народной сказке « Каша из топора».

Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

-Пустите дорожного человека передохнуть

-Заходи служивый

-А нет ли , хозяюшка, перекусить чего?

-Ох, добрый человек, я и сама сегодня ничего не ела.

-Ну, нет так нет.

--Тут он приметил под лавкой топор без топорища.

Коли нет нечего, можно из топора кашу сварить

-Как так из топора?

-А вот как. Дай котёл.

- Ну как, скоро будет готова?

- Каша готова, жаль вот соли нет.

-Соль то у меня есть. На посоли.

- Коли сюда бы да горсточку крупы.

- И крупа у меня найдётся. На заправь как надо.

Ох, и каша хороша! Коли бы сюда да чуточку масла-

было бы и вовсе объеденье!

Нашлось у старухи масло. Сдобрили кашу

-Бери ложку, хозяюшка.

- Вот уж и не думала, что из топора такая вкусная каша получится

А солдат ест, да посмеивается.

Каша, конечно , полезная еда, но только она не всегда бывает вкусной. А чтобы она стала вкусной нужно потрудиться.

Рассказ повара

Чтобы каша стала вкусной, в неё кладут масло, сахар, а также можно добавить ягоды, фрукты, изюм, курагу, мёд, а кто не любит сладкие каши, можно положить орешков.

При помощи овощных и фруктовых соков можно изменить цвет каши, сделать её внешний вид более привлекательный. Специалисты рекомендуют добавлять в каши по одной чайной ложке сырых отрубей или дрожжей. Это позволит увеличить количество потребляемых вами витаминов.

Каши можно готовить с творогом, мясом, овощами, грибами, сыром.

Фотографии

Специально для вас я приготовлю пшённую кашу под названием « Румяные щёчки».

Для приготовления этой каши я использовала пшено, молоко, масло, соль, сахар, морковь, сгущенное молоко, чернослив.

А теперь я предлагаю вам её продегустировать.

Учитель обращает внимание на соблюдение правил личной гигиены

(вымытые руки,

использование личной ложки и тарелки,

правила этикета)

Но перед тем как сесть за стол

Вспомни про закон простой:

Руки мой перед едой.

О каких правилах поведения за столом мы должны помнить?

Накройте стол для завтрака. ( у детей на партах лежат салфетки, тарелки, ложки

Ученик: благодарит повара,

                Вот теперь я знаю почему полезно есть кашу.

Ай да каша хороша

Развесёлая душа.

Крупяниста,масляниста

Да развариста!

Рефлексия:

Чем вам запомнилось сегодняшнее занятие? Что интересного вы узнали?

Я узнала, что кашу нужно есть на завтрак

Мне было интересно послушать историю про кашу

Я теперь всегда буду правильно питаться

Да, ребята, понял я:

Каша- это сила, каша- это ум.

Ешь на завтрак кашу и расти большим.

Литература

1.Русские народные сказки, песенки, потешки. Москва « Детская литература» 1989г.

2.Педсовет.Январь 2006г.

3. Учительская газета №5 2007г.

4. Крестьянка №4 2003г., №4 2002г.

5. « Из истории каши».

6. Папкеев И. « Обычаи и традиции русского народа».

7. Сборник песен. 2001г.

8. Газета «Маяк» за 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русским былинам "БОГАТЫРСКАЯ НАША СИЛА"

Учащиеся знакомятся с народ­ными сказаниями о русских богатырях, рассматривают картины на «богатырскую» тему. Для проведения мероприятия готовятся репро­дукции или слайды картин В.М. Васнецова «Богаты...

Классный час «Русская березка - символ нашей любви к Родине»

Цель классного часа -  воспитание любви к природе, родному краю, Родине....

Классный час : " 73 года , как отгремели бои и русский солдат освободил нашу землю от врагов!" 4 класс. Сценарий

Классный час : " 73 года назад отгремели залпы орудий и русский солдат освободил нашу землю от врагов" Сценарий 4 класс...

Внеурочная деятельность "Каша-кормилица наша"

Материал содержит конспект занятия и презентацию по данной теме....

План урока "Каша - кормилица наша"

Разработка урока по предмету Русский родной язык....

Раздатка кроссворда к уроку родного русского 2 класс по теме "Каша - кормилица наша"

Раздатка кроссворда к уроку родного русского 2 класс по теме "Каша - кормилица наша"...

Внеклассное мероприятие "Каша - кормилица наша"

Цель: сформировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак. Задачи: - рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья; - учить различать и ...