Организация внеурочной деятельности младших школьников по "Окружающему миру"
статья по окружающему миру на тему
Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в виде различных кружков, научных обществ, интеллектуальных клубов и т.д.
На первый взгляд может показаться, что все эти формы позволяют достигать результатов первого уровня, но это не совсем верно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Слепцова И.Ю.
Организация внеурочной деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир»
Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества уча-щихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.
На первый взгляд может показаться, что все эти формы уже сами по себе позволяют достигать результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, по-нимание социальной реальности и повседневной жизни). Однако это не вполне верно. Дан-ного уровня результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и обще-ства: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых обществен-ных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнацио-нальных и межконфессиональных отношений.
Причём важны будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, ко-торые нужны человеку для полноценного проживания повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п. Отсутствие элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.
В рамках внеурочной познавательной деятельности школьников возможно и дости-жение результатов второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества). Для этого в содержание познавательной деятельности должна быть привнесена ценностная составляющая.
В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героиз-ме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономиче-ских, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педаго¬га, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.
При обсуждении такой информации эффективны внутри-групповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнени-ями других детей и способствуют коррекции этого отношения — ведь весомое для подрост-ков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретают опыт поведения в ситуации разнообра-зия взглядов, учатся уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.
В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания:
• Загрязнение природы: может ли жизнь в городе быть такой же приятной, как на да-че? (Естествознание, чтение.)
• Трудно ли жить в нашем обществе человеку в инвалидной коляске? (Чтение.)
• Мой внешний вид: личное дело или уважение к окружающим людям? (Чтение, естествознание.)
• Компьютерные игры — увлекательное занятие: почему же мама недовольна? (Чте-ние, математика.)
• Опасны ли для детей и общества жестокие сцены в кино и на телевидении? (Чтение, история.)
• Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру? (Родной язык, чтение, иностранный язык.)
Достичь в досугово-развлекательной деятельности школьников воспитательных ре-зультатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) можно в рамках такой хорошо известной формы, как культпоход в театр, музей, концертный зал, галерею.
Впрочем, культпоход культпоходу рознь. Например, обычно посещение школьным классом театра проходит по следующей схеме:
• распространитель театральных билетов приходит в школу;
• классный руководитель по своему усмотрению выбирает спектакль и сообщает об этом учащимся;
• школьники в добровольно-принудительном порядке сдают педагогу или ответ-ственному однокласснику деньги на билеты;
• класс идёт на спектакль (чаще всего такой поход всего лишь возможность для ребят «потусоваться» вне стен дома и школы; только случайно он может стать для кого-то лич-ностно значимым культурным событием);
• обсуждение спектакля, если и происходит, то носит спонтанный характер.
Превращая культпоход в театр из формальной акции в событие воспитания, педагогу предстоит организовать его принципиально иным образом, в частности:
• вместе с учащимися встретиться с распространителем театральных билетов, обсу-дить заинтересовавшие их спектакли и выбрать наиболее привлекательный (при этом возни-кает ситуация личностного самоопределения школьников, формируется потребность и моти-вация к просмотру спектакля);
• организовать составление школьниками приветственного обращению к театру, где ребята обещают соответствовать «букве и духу» театра, просят актёров о встрече после спек-такля и т.п. (принятие подобного обращения ориентирует школьников на добровольное и ответственное соблюдение норм и правил поведения);
• договориться с работниками театра о том, что кто-то из них встретит ребят перед началом спектакля, введёт их в пространство театра, познакомит с театральной субкультурой (планируемый результат — более глубокое и осмысленное восприятие школьниками культурного события);
• организовать после окончания спектакля встречу школьников с актёрами, режиссё-ром, художником спектакля, где ребята смогут задать волнующие их вопросы, поделиться своими впечатлениями (диалог с другими участниками культурного события, особенно с его творцами — важнейшее условие позитивного самоопределения в культуре);
• организовать итоговую коллективную рефлексию события в классе (это продолже-ние театрального диалога, которое происходит уже в «домашней» среде, а потому должно углубить отношение школьников к культурному событию);
• предложить желающим школьникам выполнить творческие работы и передать их в дар театру (это переход от потребления чужого культурного текста к производству собствен-ного, закладывание основ для дальнейшего сотрудничества с театром).
На достижение в досугово - развлекательной деятельности детей воспитательных ре-зультатов второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелены такие формы, как концерт, инсценировка, праздничный «огонёк», разумеется, при условии их организации силами самих школьников.
В самодеятельном творчестве школьников концерты чаще всего подразумевают вы-ступление перед аудиторией родителей, гостей, сверстников. Б.В. Куприянов выделяет два способа организации концерта: «гастроль» (выездной концерт) и «витрина» (домашний концерт).
В многообразии определений игры в качестве опорного приведём следующее: игра есть действие, протекающее в определённых рамках места, времени, смысла в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам, вне сферы материальной пользы и необхо-димости; сопровождается настроением и чувствами подъёма и напряжения, отрешённости и восторга (Й. Хейзинга).
Как отмечает Т.В. Цырлина, во всех известных гуманис¬тических авторских школах прошлого и настоящего игра была и остаётся одним из краеугольных камней их существова-ния. Почему же так важна игра для педагогической деятельности?
Во-первых, игра расширяет сферу педагогической деятельности, обогащает профес-сиональную позицию педагога так; называемой игровой позицией.
Игровая позиция педагога, по мнению С.Д. Полякова, вытекает из двух основных признаков игры — двуплановости и роли. Двуплановость — развёртывание игрового поведения сразу в двух пространствах: в реальных обстоятельствах и в условном пространстве, где хозяева — не задачи реальной деятельности, общения, а отвлеченные от реальности воображаемые условия. Форма существования двуплановости — роль, ролевое поведение: поведение, общение по правилам, задаваемым воображаемыми условиями. Участники игрового общения, игровой деятельности в той или иной степени сознают ролевой характер своего поведения. Отсюда игровая позиция педагога — демонстрируемая, нескрываемая двуплановость поведения педагога, нередко с отчетливой подачей роли.
Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством, потому что поз-воляет педагогу совершать разнообразные маневры в поле делового и личностного общения. При этом деловое поведение оказывается не совсем деловым, а личностное — не совсем личностным. Школьник, воспитанник «вычитывает» из игрового поведения педагога тот из двух смыслов, планов, который ему ближе. И шансы на укрепление контакта повышаются. В игре все немножко неправда, всё немножко не про меня и про тебя, а про роль, и поэтому я свободен принять — не принять, ответить — не ответить на посылаемые мне «воспитательные сигналы». То есть в Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.
Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребёнка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.
Социальное творчество — высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.
Социальное творчество школьников — это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут касаться любых сторон (и проблем) обще¬ственной жизни: отношений между социальными группами и стратами, гражданской самоорганизации, общественной под¬держки представителей соци-ально незащищённых слоев насе¬ления, защиты и развития культурной и природной среды су¬ществования общества и т. д.
Достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспита-тельных результатов первого уров¬ня (приобретение школьниками социальных знаний, по-нима¬ния социальной реальности и повседневной жизни) обеспе¬чивается формой социальной пробы .
В контексте социального творчества социальная проба — это инициативное участие ребёнка в социально значимых делах, организованных взрослыми. Концерт для ветеранов, субботник по уборке территории парка, сбор вещей для мало¬имущих семей, новогодний карнавал для воспитанников детс¬кого дома, выпуск детско-юношеской газеты для жителей микрорайона, подготовка и рассылка праздничных открыток для пенсионеров, экологическая экспедиция по очистке участка реки, проведение фестиваля уличных видов спорта — любое общественно полезное дело может стать пространством социальной пробы ребёнка и подростка. Разумеется, при одном условии — юный человек сам, добровольно захочет принять в нём участие. Взрослый, педагог не может принудить, навязать ребёнку участие в деле, у него есть возмож¬ность только мотивировать ребёнка. При этом приоритет остаётся за методами морального мотивирования, экономическое стимулирование существенно ограничено, а в своём прямом виде («сделай дело вместе с нами и получишь за это деньги») — запрещено.
На достижение в социальном творчестве детей воспитательных результатов вто-рого уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелена фор¬ма коллективного творческого дела (сокращённо — КТД).
Появившаяся в 60-е гг. XX в. методика КТД уже тогда виделась как альтернатива формализму и идеологической ограниченности воспитательного процесса пионерской орга-низации и школы. С тех пор методика не раз переживала взлёты и падения популярности, оказывалась на волне успеха и под¬вергалась критике. Однако до сих пор её потенциал для раз¬вития организаторских и коммуникативных способностей, активной позиции личности, культуры взаимодействия в кол¬лективе далеко не исчерпан.
Основным морально-этическим принципом организации КТД создатель методики И.П. Иванов рассматривал «реаль¬ную заботу всех участников воспитательного процесса об ок¬ружающем мире, людях, о себе как товарище других людей». В основе идеи заботы - раз-витие нравственной позиции лич¬ности, социальной активности и внимания, потребности в из¬менении окружающего мира и саморазвитии.
Сегодня КТД не забыто, о нём говорят и пишут. Однако, к сожалению, в массовой практике воспитания распростране¬ние получила только аббревиатура КТД, которой многие пе¬дагоги стали обозначать чуть ли не все школьные мероприя¬тия с детьми. Между тем вве-дение настоящих коллективных творческих дел во внеурочную жизнь школы - это удаление от так называемого мероприятийного подхода к воспитанию, отход от практики проведения мало связанных между собой «добровольно-принудительных» мероприятий, которые, как правило, планируются, организуются и реализуются педаго¬гами для детей. Эта практика весьма непродуктивна в пла¬не воспитания, ведь дети в таком случае:
• лишаются шанса пережить важный для них опыт само¬стоятельной деятельности;
• теряют возможность ощутить на себе бремя ответствен¬ности за взятое лично на себя или порученное товарищами (товарищами, а не взрослым!) дело;
• вырабатывают вследствие этого у себя своеобразную иж¬дивенческую позицию по отношению к организации их жиз¬ни в школе.
В этой связи нам представляется уместным ещё раз, хотя бы вкратце, охарактеризо-вать КТД. Не будем «открывать Америку» и пытаться сказать своими словами то, что уже много раз сказано умными людьми — обратимся к достаточ¬но ёмкому и понятному описа-нию КТД, которое сделал про¬фессор С.Д. Поляков. Приведём отрывок из его статьи в «На-учно-методическом журнале заместителя директора школы по воспитательной работе»: «Аббревиатура КТД (коллективное творческое дело) знакома практически всем педагогиче-ским людям. Обычно этот феномен рассматривают в контексте пе¬дагогики общей заботы (коммунарской педагогики). Там, в педагогике общей заботы, КТД - жёсткая организацион-ная форма, завязанная на определённую направленность деятель¬ности - пользу, радость лю-дям.
Что же является надёжным результатом грамотного осу¬ществления коллективных творческих дел? Это позитивная активность школьников, причём не зрительская, а деятель-ностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством кол¬лективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).
В развёрнутом виде коллективное творческое дело (по И.П. Иванову) имеет шесть этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллектив¬ная подготовка, коллективное проведение дела, коллективный анализ, ближайшее последей-ствие. К сожалению, в реальной педагогической практике первое (совместное решение) встре¬чается редко. Дело чаще задаётся извне (поручение классу, отряду), либо «совмест-ность» сводится к реакции ребят на предложение учителя.
Суть технологической «цепочки» КТД в следующем: после принятия решения о про-ведении дела первичный коллектив делится на группы, команды, звенья, бригады. Здесь и далее, когда говорится — «группа создается, вырабатывает, готовит¬ся, участвует, анализиру-ет...» — имеются в виду действия пе¬дагога по созданию, стимулированию, поддержке, по-мощи в соответствующих групповых действиях. Группы вырабаты¬вают предложения по ор-ганизации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов («совет дела»). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, даёт задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение коллективного творческого дела опять-таки, в той или иной мере, опирается на активность групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру, импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выра¬зить своё отношение, свои мнения, чувства по поводу прошедше-го события.
Технологичность КТД объясняется «настроенностью» цепочки коллективного творче-ского дела на мощных психологических механизмах: соревновательности, игры, импровиза-ции. Но в КТД работают и другие механизмы — прежде всего включение школьников в полную структуру деятельности (от решения до анализа), порождающую чрезвычайно зна-чимое для подростка чувство коллективного и индивидуального авторства. Особо обратим внимание на коллективный анализ, который есть в той или иной мере рефлексивный акт (осмысление того, что со мной уже произошло). Рефлексия, как известно, усиливает чувство причастности к предмету рефлексии...» .
Знание и понимание, что такое КТД, не приводит автоматически к органичному вплетению этой культурной формы в ткань школьной жизни. Научить детей работе в режиме КТД, мотивировать их к этой работе — дело вовсе не простое. Часто можно слышать от педагогов о том, что современ¬ные школьники пассивны, что они ни за что не хотят отвечать, что они предпочитают занимать удобную для них иждивенческую позицию. И во многом это действительно так. Но что же делать? Как сломать эту печальную традицию? Попробуем предложить один из самых простых путей выхода из данной ситуации - его, судя по отзывам педагогов-прак¬тиков, используют довольно многие. В качестве примера мы будем рассматривать деятельность классного руководителя, работающего в подростковом классе, где проблема пассивнос¬ти школьников стоит наиболее остро. игре и ребенок, и педагог чувствуют себя свободнее, у них больше пространства для самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-24227-1611478232.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/27/picture-71469.jpg)
Организация внеурочной деятельности младших школьников
дается описание внеурочной деятельности.Что это такое....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-61424-1353264370.jpg)
«Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников»
Актуальность разработки «Оптимизационной модели» внеурочной деятельности (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) ,связана с переходом школы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-61424-1353264370.jpg)
«Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников
Актуальность разработки «Оптимизационной модели» внеурочной деятельности (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) ,связана с переходом школы на ф...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-179720-1359023845.jpg)
Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках программы « Я - исследователь»
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-319249-1382163445.jpg)
Организация внеурочной деятельности младших школьников.
Статья об организации внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-117570-1358266739.jpg)
«Организация внеурочной деятельности младших школьников по теме «Знакомство с профессией» с проведением мастер - класса как механизм развития познавательной деятельности»
Приобщение родителей к участию в мероприятиях по теме "Знакомство с профессией" с проведением мастер - класса....