Урок по окружающему миру в 4 классе "Растениеводство в нашем крае"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок по окружающему миру в 4 классе "Растениеводство в нашем крае"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastenievodstvo.doc45.5 КБ
Файл rastenievodstvo.rar2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовила учитель начальных классов Сладкова Мария Григорьевна

Тема: РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ

Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, развивать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду родителей.

Ход урока:

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. СЛАЙД 1

Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие в нашем крае выращиваются культурные растения, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

II. Проверка домашнего задания СЛАЙД 2

Расскажите  о жизни в пресных водоемах.

А сейчас мы повторим домашнее задание и отгадаем кроссворд

Вопросы к кроссворду:

1. Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами, занесено в Красную книгу.

2. Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.

3. Детеныш лягушки.

4. Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками.

5. Грызун, хорошо плавает и ныряет.

6. Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле.

III. Работа над новой темой.

1. Слово учителя:

В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы:  то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами, прогонит зверей,  то засуха уничтожит траву, которая давала зерна и корешки….  И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами.  Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно – вырос целый колосок. Теперь можно было выращивать зерно рядом с домом. Мужчины, убив на охоте свинью, бывало, приносили домой поросят. Так возникло земледелие и скотоводство.

Шли годы, совершенствовалось земледелие, все разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай – дело очень непростое.

Сегодня мы будем с вами говорить о растениеводстве.    

В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности.

Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? (ответы детей).

Он отбирал лучшие, сохранял и размножал их.

СЛАЙД 3 Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

В каждом крае растениеводство имеет свои особенности, которые зависят от природных условий края.

2. ПОЛЕВОДСТВО  СЛАЙД 4

-Подумайте, чем занимается эта отрасль растениеводства.

Полеводство – это выращивание полевых культур. Главные полевые культуры – зерновые. К ним относятся пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха.

Из пшеничной муки пекут белый хлеб, из ржаной – черный. Из зерен овса делают овсяные хлопья. Ячмень дает перловую крупу, просо- просяную крупу (пшено), гречиха – гречневую крупу.

Кукурузу на зерно выращивают в южных районах (это теплолюбивая культура). В более северных районах зерно кукурузы не вызревает, поэтому здесь из нее получают силос.

СЛАЙД 5  Познакомимся как выглядят зерновые культуры.

Пшеница . Однолетние травянистые растения 30—150 см высотой. Стебли прямостоячие, полые.

Овес - метелка, состоящая из крупных колосков с большими кроющими чешуями, нередко замыкающими цветы.

Кукуруза — высокорослое однолетнее травянистое растение, достигающее высоты 3 м.

 Кукурузу выращивают для получения початков со съедобными зернами. Является самым важным зерном после пшеницы и риса

Рожь - однолетнее травянистое растение с соцветием в виде двухрядного плотного сложного колоса.

Ячмень - колоски одноцветковые, собранные пучками по 3—2 в длинный верхушечный сложный колос.

Просо - соцветие метельчатое, с длинными веточками. Колоски сжатые со спинки, выпуклые с одной стороны и плоские с другой

Гречиха - цветки, собранные в рыхлые соцветия, могут иметь белую или розовую окраску. Они появляются в июле и привлекают множество пчёл.

СЛАЙД 6 Другие полевые культуры – картофель, подсолнечник, лен.

Вы знаете, что клубни картофеля люди используют в пищу. Идут они и на корм домашним животным. А на заводах из клубней картофеля получают крахмал. Из семян подсолнечника получают подсолнечное масло, а из льна – льняное волокно для изготовления тканей.

Как выращивают хлеб.  СЛАЙД 7

1.Трактористы для того, чтобы вырастить пшеницу - пашут плугом и рыхлят боронами землю.

2. Трактористы сеют зерно и удаляют с поля сорняки.

3. Агроном подскажет трактористам, что сеять, когда сеять, где сеять, пора ли землю поливать, какими удобрениями подкармливать.

4. Убирают ее с поля комбайнеры, а им помогают шоферы.

5. Чтобы мы с вами могли съесть мягкую вкусную булочку, пекарь печет хлеб на хлебозаводе или в пекарне

- Вспомните пословицы и поговорки о хлебе:

Хлеб – всему голова.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Был бы хлеб, а каша будет.

Горька работа, зато сладок хлеб.

Кормовые культуры. СЛАЙД 8

Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных.

3. ОВОЩЕВОДСТВО. СЛАЙД 9

- Чем занимается эта отрасль?

Овощеводство – это выращивание овощных культур. Их много: капуста, морковь, томаты, огурцы, лук.

- Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах (открытом грунте) и в теплицах (закрытом грунте). Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год можно получать урожай.

Овощи играют огромную роль в питании человека.  В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ. Такие овощи как лук, чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Не случайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД 10

V. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ.

4. ПЛОДОВОДСТВО СЛАЙД 11

Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете?

Наиболее распространены в нашей стране яблоня, груша, вишня, слива, смородина, земляника, малина, крыжовник. Вы хорошо знаете, что фрукты очень полезны для здоровья человека. Кроме того, они еще и очень вкусные.

- Рассматривание муляжей фруктов. Назовите фрукты которые вы видите.

5. ЦВЕТОВОДСТВО. Слайд 12

Цветоводство – это выращивание цветочных культур. Их выращивают для украшения парков, садов, различных помещений, для получения цветов на срезку. Одни растения выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, оранжереях, комнатах.

Заниматься цветоводством люди начали в глубокой древности. Интересно, что в саду Московского Кремля в 16-17 веках уже выращивали пионы, лилии, ирисы, тюльпаны. А в 18 веке, в 1704 году, в Петербурге был создан замечательный сад с красивейшими цветниками – Летний сад. Он и сейчас является украшением города.

Поразительно разнообразен мир цветов. И все они радуют людей своей красотой, делают жизнь человека счастливее.

- Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи - в комнате?

(В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год.  А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов.  Большинство цветов теплолюбивые. )

6. Растениеводство в Самарской области. СЛАЙД 13

Растениеводство  в Самарской области специализируется на выращивании пшеницы, ячменя, проса, гречихи, подсолнечника, овощей и картофеля.

VI. Работа в тетради

Откройте тетради на странице 86.

Приступаем к выполнению задания № 1.

С помощью учебника запишите определение, что такое полеводство и приведите свои примеры.

Тем, кто выполнил это задание можно приступать к дальнейшей работе и записать определения овощеводства, плодоводства, цветоводства и привести примеры к каждой отрасли растениеводства.

Приступаем к заданию №2. Покажи стрелками, к каким группам относятся растения, изображенные на рисунке.

Приступаем к выполнению задания №3. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

Для того чтобы закрепить изученную тему я предлагаю вам выполнить тест.

Тест

               1. Какую территорию овощеводы называют защищенным грунтом?

а) поле                             б) огород                  в) теплицу

2. Какая отрасль не относится к растениеводству?

А) птицеводство                    Б) плодоводство                   В) полеводство

3. Из семян какого растения делают масло?

А) проса                    Б) овса                В) подсолнечника

4.  Какая культура не является зерновой?

А) кукуруза                   Б) подсолнечник                     В) рожь

5.  Что выращивают люди, занимающиеся плодоводства?

А) цветы                  Б) фрукты                           В) овощи

6.  Какое растение не является полевой культурой?

А) морковь                 Б) гречиха                  В) малина

7.  Из какой муки пекут белый хлеб?

А) из пшеничной                  Б) из ржаной                    В) из ячменной

8.  Из какого растения делают ткани?

А) из подсолнечника                    Б) из картофеля                           В) из льна

9. Из какого растения получают крахмал?

А) из льна                         Б) из картофеля                    В) из подсолнечника

VIII. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание: стр. 187-194, в тетради задание №4, Сообщение о культурном растении, выращиваемом в нашем крае.



Подписи к слайдам:

Урок подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ с.Васильевка Сладкова Мария Григорьевна
Б
О
Б
Г
Р
Д
Ш
Ы
Б
У
К
К
А
А
К
И
Т
С
А
А
В
О
Л
О
О
Л
Е
Р
С
Т
Т
С
И
Л
Р
О
Т
Н
О
З
О
Г
Р
ПОЛЕВОДСТВО
ПЛОДОВОДСТВО
ЦВЕТОВОДСТВО
ОВОЩЕВОДСТВО
Полеводство – это выращивание полевых культур. Главные полевые культуры – зерновые.
Овощеводство – это выращивание овощных культур. Поле и огород овощеводы называют открытым грунтом, теплицы – защищённым грунтом.
Плодоводство – это выращивание плодовых культур.
Цветоводство – это выращивание цветочных культур. Поразительно разнообразен мир цветов.
Растениеводство в Самарской области специализируется на выращивании пшеницы, ячменя, проса, гречихи, подсолнечника, овощей и картофеля.
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/07/19/rastenievodstvo-v-nashem-krae2. Картинкиhttp://russiaregionpress.ru/archives/223056http://www.advertology.ru/article19585.htmhttp://www.agroru.com/doska/kartofel-92948.htmhttp://www.agroperspectiva.com/ru/news/5054http://sibirskogo-zdorovya.ru/kontsentrat-omega-3-pnzhk-zhivinka/lyonhttp://poxudeem.ru/curative-gifts-of-the-nature/865-kubyshka-zheltayahttp://huntersclub.com.ua/showthread.php?3785-Бобры-сожрали-150-метровhttp://zeleneet.com/klyuch-k-resheniyu-problem-chelovecheskogo-zdorovy…http://masterotvetov.com/tags/%EF%F0%F3%E4/page/4/http://www.photoforum.ru/photo/146786/index.ru.html?lang=enhttp://ezosvet.net.ru/forum/index.php?threads/Матрас-и-подушка-из-травhttp://agrodoctor.com.ua/ru/article/combine/new hollandhttp://www.lowbuild.ru/lb_land/lbland_071.htmlhttp://900igr.net/kartinki/okruzhajuschij-mir/Rastenievodstvo-1/015-Aghttp://ratatui.org/9990-vkusnye-syrnye-bulochki.htmlhttp://sibirskogo-zdorovya.ru/zolotoj-balzam-sibirskiy-propolishttp://www.gelen-djik.ru/067/16499499358.htmhttp://www.babyblog.ru/user/lukarik/2124686http://baconjam.net/tag/vitamins/http://urozhai.com/?q=uk/node/2281http://vorotila.ru/Item.aspx?ItemId=14121http://www.reyki-tselitel.org/html-h224.htmhttp://www.edu54.ru/node/47533http://malahov-plus.com/main/trav1/1254-kukuruza.htmlhttp://sovet.info/son/rozh.htmlhttp://uga-port.org.ua/taxonomy/term/1/all?page=432http://жить120лет.рф/page.php?id=6&sid=13&id_art=498http://www.iamcook.ru/products/potatoeshttp://www.plantarium.ru/page/image/id/62676.htmlhttp://www.liveinternet.ru/users/4723908/friends/3. Физминуткаhttp://el-mikheeva.ru/napravl/fizo/fizminutki-dlya-glaz-profilaktika-narusheniy-zreniya4.Е.М.Тихомирова Тесты по окружающему миру «Экзамен», М., 20065. А.А.Плешаков Окружающий мир учебник 4 класс, ПРОСВЕЩЕНИЕ, М., 2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Водоёмы нашего края"

Урок по окружающему миру на тему "Водоёмы нашего края!" (САмарская область) По программе "Школа России"...

Урок по окружающему миру на тему: "Водоемы нашего края", 4 класс

Цель урока: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю....

тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс

тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Водные богатства нашего края» с самоанализом

Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Республики Коми, расширить и углубить природоведческие знания учащихся....

Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс "Поверхность нашего края". (Республика Башкортостан, Белорецкий район). УМК "Школа России"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Поверхность нашего края" (Белорецкий район Республики Башкортостан)...