"Дикорастущие и культурные растения"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Ефремова Татьяна Валентиновна

Метлдическая разработка по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_urok_rasteniya_2_kl.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА
Окружающий мир

2 класс

Тема урока:
«Дикорастущие и культурные растения»


ТЕМА УРОКА: «Дикорастущие и культурные растения».

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их.
  2. Учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение; воспитывать интерес к полевым растениям.
  3. Развитие наблюдательности.
  4. Развитие навыков самостоятельной работы.
  5. Развитие общего кругозора.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Картины с изображением деревьев и кустарников: ели, яблони, крыжовника, можжевельника, мать-и-мачехи, помидора, василилька.
  2. Зеленые и желтые фишки – у каждого ученика.
  3. Сигнальные карточки для самооценки.
  4. Карточки для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

Этапы урока, учебные задачи

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов)

Примечание

1. Организационный момент

Проверим вашу готовность к уроку природоведения.

Проверяют наличие всех пособий и инструментов

II. Проверка домашнего задания

- Вспомните, на какие группы можно разделить растения.

Деревья, кустарники, травы.

Некоторые ученики работают по карточкам с индивидуальными заданиями.

Карточка 1.

- Чем отличаются животные различных групп, заполните таблицу:

Группа

Количество ног

Покров тела

Звери

Птицы

Рыбы

Насекомые

Земноводные

Пресмыкающиеся

Этапы урока, учебные задачи

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов)

Примечание

Карточка 2

- Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым:

Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и–мачеха, кедр, малина.

Остальные приводят примеры растений разных групп.

- А на какие группы делятся растения по виду листвы?

Хвойные, лиственные.

- Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных?

Выставление оценок за выполненную работу.

III. Актуализация знаний.

Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?

            1.____________                              1. ____________

            2. ___________                               2. ____________

            3. ___________                               3. ____________

- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека – лен, хлопок. Растения лечат человека – мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей – мебель, строительство домов

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?

Общее – деревья, различие – ель растет в лесу, яблоня – в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.

Итак, чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?

Общее – кустарники, различие – крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник – растение леса.

Чем похожи мать-и-мачеха и помидор?

Общее – травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор – в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.

На какие же группы можно поделить все растений?

Первая группа – растения, которые выращивает специально человек; вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоеме.

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую – дикорастущими растениями.

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, сирень, бересклет; травы: ромашка, одуванчик, василек.

IV. Работа по   теме. Знакомство с дикорастущими растениями

Детям показывается гербарий и рисунок василька.

Можно инсценировать легенду о васильке с помощью кукол или заранее подготовить детей.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке.

Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

Василек

Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движеньем руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом желто-зеленом море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюбленным

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает?

Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.

Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками?

Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.

Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. Сейчас мы покажем вам одну украинскую легенду (см. Приложение к уроку).

В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.

Учитель или заранее подготовленные ученики могут рассказать истории о дикорастущих травах.

V. Физкультминутка

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

Дети копают грядки

Он принес чемодан

Показывают, как он нес чемодан

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И  взошли семена -

Дети присели, затем встали

Садовод любовался на всходы.

Восхищаются.

Утром их поливал,

Поливают

На ночь их укрывал

Укрывают

И берег от холодной погоды

Дети садятся.

Учитель продолжает:

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

- Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

VI. Работа по учебнику

А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикорастущих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.

Накрой зелеными фишками дикорастущие, а желтыми – культурные растения.

Дети выполняют задания

А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой группе:

1. Яблоня                          1. Крыжовник             1. Помидор

2. __________________   2. ____________         2. ____________

3. _________________     3. ____________         3. ____________

4. _________________     4. ____________         4. ____________

VII. Игра «Найди пару»

Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».

На доске – карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива; лен, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно ее.

Рож и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.

Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

Учитель может подробнее рассказать о зерновых растениях, выращиваемых на полях.

Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.

Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Назовите их.

Смородина, малина, земляника.

Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде.

Правильно, такие растения называют овощные. Приведите свои примеры овощных растений.

Свекла, капуста, морковь, чеснок.

Лен, хлопок. Из них делают ткань.

Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца – это все лен и хлопок.

Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.

Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры.

Флокс, тюльпан, гладиолус.

VIII. Закрепление изученного

Для закрепления пройденного материала можно выполнить задания 1, 2 в тетради (с. 12).

Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:

Что красно снаружи,

Бело внутри

С зеленым хохолком на голове?

Редис.

Летом – в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые.

Огурец.

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

Горох.

Золотая голова,

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

Тыква.

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

Капуста.

Правильно, все это – овощные растения.

Домашнее задание

  1. Заполнить схему (впишите 3-4 растения каждой группы).
  2. Прочитать «Легенды о растениях»

IX. Итог урока

О каких группах культурных растений мы сегодня говорили.

Приведите по два-три примера растений каждой группы.

Что вам понравилось?

Что было трудно?

Оцените вашу работу с помощью сигнальных картлчек.

Урок окончен. Молодцы!

Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дикорастущие и культурные растения.

Презентация к уроку окружающего мира поможет  сформировать у учащихся  представления о группах растений....

Дикорастущие и культурные растения.

В презентации повторяются вопросы деления растений на группы, значение растений для человека. В доступной форме вводятся понятия дикорастущих и культурных растений....

Урок по окружающему миру + презентация "Дикорастущие и культурные растения"

Конспект урока вместе с презентацией, окружающий мир, 2 класс, Школа России, Плешаков А. А."Дикорастущие и культурные растения"....

Дикорастущие и культурные растения.

Методическая разработка урока по окружающему миру в  1классе на тему "Дикорастущие и культурные растения", где учащиеся научатся отличать дикорастущие растения от культурных,  приводить прим...

Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения

Методическая разработка урока по  окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....

Презентация "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс. Программа "Перспектива"...

конспект урока на тему "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс УМК Планета знаний

Урок  окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс  Планета Знаний....