Главные вкладки

    Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему:
    Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: "Кожа, её строение и значение". УМК "Школа XXI века"

    Пономарева Оксана Валерьевна

    На этом уроке  дети познакомятся со строением и свойствами кожи, узнают о  её значении для организма; убедятся в необходимости ухода за кожей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon kozha_4_kl.ppt819.5 КБ
    Microsoft Office document icon kozha_.doc75.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Урок по окружающему миру в 4 классе по теме «Кожа, её строение и значение» по УМК «Начальная школа ХХI века»

    Цели урока: познакомить детей со строением и свойствами кожи, показать её значение для организма; убедить в необходимости ухода за кожей.

    Оборудование:  учебник «Окружающий мир 4 класс» Н.В.Виноградова, тетрадь «Рабочая тетрадь «Окружающий мир №1»,  презентация «Наша кожа», памятка – буклет «Правила ухода за кожей»,  фонограмма песни «Если хочешь быть здоров»

    Структура  урока:

    1. Организационный момент
    2. Повторение пройденного
    3. Сообщение темы и целей урока
    4. Практическая работа
    5. Работа с учебником «Окружающий мир 4 класс» с.23-24 и  таблицей «Строение кожи»
    6. Физ минутка
    7. Беседа о правилах ухода за кожей
    8.  Физ минутка
    9. Работа в тетради «Рабочая тетрадь №1» с.13, №36 ( работа в парах)

    10. Итог урока

    11. Домашнее задание

                                                                            Ход урока:

    1. Организационный момент

    Закройте глаза, вытяните руки. Представьте. Что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальцы от солнышка идет тепло по всей руке, по всему телу до самых ног. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите друг другу теплое слово.

    2. Повторение пройденного

    -На прошлых уроках мы говорили, как человек воспринимает окружающий мир. Познакомились с органами чувств человека.

    -Итак, сколько у человека органов чувств?

    -Перечислите их.

    -С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге?

    -Расскажите о том, как беречь зрение.

    -Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов?

    -Когда обоняние может ухудшиться?

    -С  помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка?

    -Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?

    -С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, солёную от кислой? 

    ( выслушиваются ответы детей)

    3. Сообщение темы и целей урока.     (слайд №2,3)

    -Сегодня мы поближе познакомимся еще с одним органом чувств человека – кожей. Познакомимся  со строением и свойствами кожи, узнаем каково  её значение для организма; убедимся в необходимости ухода за нашей кожей.

    -Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

    1. Какая у нас кожа?
    2. Зачем человеку кожа?
    3. Как человек заботится о своей коже?

    4.Практическая работа. (слайд № 4,5,6)

    -Кожа - это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая тонкая кожа на веках глаз -около 1 мм, самая толстая на подошвах ног -около 4 мм.

    -Давайте проведем наблюдение за нашей кожей. Определим:

           А) «Какая у нас кожа?» 

          -Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она?

    -Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки?

    -Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они?

    -Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? Зачем коже жир? 

    ( выслушиваются ответы детей и делается вывод)

    Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная, гладкая. Складки нужны, чтобы не затруднять движение. Без складок на коже- руки и ноги не смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной.

    Б) «Зачем человеку кожа?»

    -Положите на руку сначала теплый предмет, а затем холодный. Что вы почувствовали?

    -Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? ( выслушиваются ответы детей и делается вывод)

    Вывод: кожа помогает человеку чувствовать тепло и холод, мороз и жару, боль и даже заменяет нам глаза.

    1. Работа с учебником «Окружающий мир 4 класс» с.23-24  (слайд №7-11)

    ( ученики читают текст  самостоятельно, а затем обсуждают статью)

    Представьте. Что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть даже через кожу. Вот что мы там увидим. (таблица на слайде  «Строение кожи»)

    -Какое строение имеет кожа? Назовите составные части кожи? 

    ( в ходе ответов на слайде появляются названия частей кожи)

    -Зачем человеку волосы на голове и теле? ( выслушиваются ответы детей)

     

    - На всем ли теле человека есть волосяной покров? Рассмотрите кожу рук или губ.

     ( выслушиваются ответы детей)

    -Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова, на других  же участках тела растут волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки, ноги, подмышечные впадины и др.  

     Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки. Тело человека покрыто волосками в количестве от 200 000 до 1 миллиона.

    - По всей поверхности кожи расположены потовые железы. На что похож пот?

    - Зачем и когда человек потеет?

          ( выслушиваются   ответы детей)

        -Потоотделение осуществляется  на стопах ног, ладонях, лбу, груди и в подмышечных

          впадинах.  Поэтому необходимо ежедневно принимать душ и мыться с мылом. Человек  

          выделяет 21 л пота в месяц. На 1 м2 кожи содержится 1 миллион  потовых желез!

        - Какова нормальная температура тела человека? Всегда ли она одинакова? ( выслушиваются  

          ответы детей)

          -Температура колеблется в течение суток -во время сна  и пищеварения она повышается.    

           Критической  температурой тела считается 42°и 25°  

          -Какое значение имеет для организма наша кожа? ( выслушиваются ответы детей делается

           вывод)

    • Защищает внутренние органы от повреждения
    • Не пропускает в организм микробы
    • Не пропускает в организм воду
    • Удаляет с потом вредные вещества
    • Защищает организм от жары и холода
    • Дышит

    1. Физминутка (слайд №12)

    1. Беседа о правилах ухода за кожей (слайд №13-17)

    -Попробуем разгадать кроссворд. Отгадайте :

    1.  Мягкое, пушистое, то, чем вытираются, … называется ( полотенце)

    2.  Нужно, чтобы у каждого было… ( мыло)

    3.  Ею руки, ноги, спину трут и … зовут ( мочалка)

         Гладко, душисто, моет чисто,

    4.  Берега над озером,

         Словно снег, белеют.

         Захочу - и озеро

         Сразу обмелеет. ( ванна)

    5.  Хожу, брожу не по лесам,

         А по усам и волосам.

         Зубаста, а не кусается,

         Как она называется? ( расческа)

    6.  Костяная спинка, на брюшке щетинка ( щетка)

    7.  Мудрец в нем видел мудреца

         Глупец – глупца, баран - барана.

         Овцу в нем видела овца.

         И обезьяну- обезьяна. ( зеркало)

    -Как можно назвать эти предметы? ( предметы личной гигиены)

    -Для чего они нужны? Почему у каждого человека они должны быть личными?

    -Что такое гигиена?

    ( выступление подготовленного ученика)

    - Что такое гигиена,

    Знают кошка и гиена,

    Бурый мишка, мишка белый,

    Ёж, собака и пчела.

    Что всегда не грех помыться,

    Вымыть лапы и копытца.

    Ну а после можно смело

    Приниматься  за дела.

          ( Рассказ учителем отрывка из мифа «Гигиена и Панацея»)

    -У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово «гигиена» и выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей.

    -Что появляется на грязной коже? ( бактерии и микробы)

    -Бактерии и микробы  могут размножаться на коже человека. Поэтому минимум раз в неделю надо принять душ или ванну, а лицо мыть с мылом каждый день. Твой организм и сам борется с бактериями, пытающимися проникнуть через его защитные преграды. Например, возникающие на коже прыщи и фурункулы — чаще всего следствия борьбы организма с бактериями стафилококками.    

    (Ученики инсценируют стихотворение А.Барто  «Девочка чумазая»)

    К доске выходят «чумазая девочка» и «Мыло»

    Девочка:  Пусти меня!

                    Что тебе от меня нужно?

    Мыло: Ах, ты, девочка чумазая,

                Где ты руки так измазала7

                Чёрные ладошки,

                На локтях дорожки.

    Девочка: Я на солнышке лежала,

                    Руки кверху я держала-

                    Вот они и загорели.

    Мыло: Ах, ты, девочка чумазая,

                Где лицо ты так измазала?

                Кончик носа чёрный,

                Будто закопчённый.

    Девочка: Я на солнышке лежала,

                    Нос я кверху  держала-

                    Вот он и загорел.

    Мыло: Ой ли, так ли?

                Отмоем все до капли.

    («Мыло» ведет девочку к тазу с водой)

    Автор: Громко девочка кричала

                Как увидела Мочалку.

                Царапалась как кошка.

    Девочка: Не трогайте ладошки,

                    Они не будут белые-

                    Они же загорелые.

    Мыло: А ладошки отмылись!

    Автор: Оттирали мылом нос-

                Разобиделась до слез.

    Девочка: Ой, мой бедный носик

                    Мыла не выносит!

                    Он не будет белый-

                    Он же загорелый!

    Мыло: А носик- то отмылся!

    - Что за загар был у девочки?

    -Как называют неряшливых людей?

    -Как правильно мыть руки и лицо?

     

    (Выступление подготовленного ученика)

    -Мыло не покидает нас всю жизнь, помогая оставаться человеку чистым и опрятным. Мыло бывает разнообразной формы, с добавлением ароматических веществ, в твердом и жидком виде, в ярких красивых упаковках. Мыло может быть косметическим, профилактическим, а также гигиеническим, для разных частей нашего тела и даже для различного возраста.

    Мыло пришло к нам из далекой древности. На  юге Европы мыло делали из оливкового масла. В северных странах для изготовления мыла использовали сало и даже рыбий жир. На островах Тихого океана мыло делали из масла высушенных ядер кокосового ореха.

    Наши предки в качестве мыла использовали растения. Вместо мыла и сейчас можно использовать мыльнянку или ягоды бузины. Они не дают пены, но хорошо отмывают грязь. Эти растения растут по берегам рек, озер, болот. После стирки в растворе этих растений в одежде не заводятся насекомые, и она имеет приятный запах.

    -Почему нужно следить за чистотой кожи?

    -Как следует сохранять кожу в чистоте?

    -Какие повреждения кожи могут быть?

    -ожог

    -обморожение

    - грязь в ране

    -укусы насекомых

    -мозоли

    -ходьба босиком

    -грибковые заболевания ног

    -грязная одежда

    -неосторожность при работе с режущими предметами

    - Чем они опасны? 

    -Давайте сформулируем правила ухода за кожей. ( выслушиваются ответы детей)

    •  Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом
    • Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы.
    • Надо регулярно подстригать  ногти и волосы
    • Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.
    • Нужно закаляться
    • Отказаться от вредных привычек ( курение, алкоголь, наркотики)
    • Заниматься спортом

    8.Физ минутка

    - Очень полезен для кожи массаж.

    Антистрессовый массаж:

    1.Массаж пальцев рук( круговыми движениями и движениями свержу вниз)

    2. Массаж запястьев круговыми движениями

    3. Массаж рук ( «Моем руки»)

    4. Массаж лба ( погладить лоб, щеки)

    5. Массаж плеч ( пощипывание плеч от шеи вниз)

    6.Массаж затылка и головы( указательными пальцами массируем снизу вверх)

    7. Массаж ушей( пощипывание уха сверху вниз)

    1. Работа в тетради «Рабочая тетрадь №1» с.13, №36 ( работа в парах)

    1.  Итог урока (слайд №18,19,20)

    -Подведем итог урока: Игра «Выбери ответ»

    -Кожа – это…

    1. Важный орган человека
    2. Скелет человека
    3. Наружный покров тела человека

    -Какие функции выполняет кожа?

    1. Защищает от ран и грязи

    2. Переваривает пищу

    3. Дышит

    4. Выделяет пот

    5. Очищает кровь

    -Через что выделяется жир и пот в организме человека?

    1. Через поры кожи
    2. Через легкие
    3. Через кишечник

    -Какую роль играет жир, выделяемый кожей?

     

    1. делает кожу мягкой и упругой
    2. делает кожу крепкой и сильной
    3. делает кожу ловкой и стройной 

                           -В жизни много интересного:

    -Например,  под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются.   Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи.

    Отпечатки пальцев у каждого человека уникальны. Оставленные на месте преступления отпечатки помогают опознать преступника. 

    Что вам сегодня понравилось?

    Что нового узнали?

    Что интересного расскажите родителям сегодня? ( выслушиваются ответы детей)

       11. Домашнее задание: учебник с. 23-24 подготовить рассказ

            1 группа:   о первой помощи при ранах

            2 группа:  о первой помои при ожогах

            3 группа:  о первой помои при обморожениях

            4 группа :  о закаливании

    (слайд №21)

    ( в конце урока ученикам раздаются памятки «Правила ухода за кожей»)

    (Звучит фонограмма песни «Если хочешь быть здоров»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: "Внимание"

    Данный урок помогает детям познакомиться с ролью внимания в жизни человека, узнать возможные и необходимые пути развития внимания....

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Кровь" система Л. В, Занкова

    В данном конспекте урока подробно описан ход урока. В ходе исследования ученики получают сложный материал в доступной форме.  Презентация составлена по материалу учебника Н.Я.Дмитриевой и А....

    Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"

    Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...

    Урок по «Окружающему миру» в 4 классе на тему: Паровозы и пароходы.

    Учащиеся познакомятся с историей железнодорожного и водного транспорта...

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Водные объекты и человек" УМК Планета знаний

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Водные объекты и человек"  + презентация...

    Урок по окружающему миру в 4 классе на тему "Горные породы и минералы"

    Урок по окружающему миру в 4 классе на тему "Горные породы и минералы" (образовательная система "Школа 2100"). Данный урок разработан с требованиями ФГОС....