Главные вкладки

    Экологический урок "Культура обращения с отходами". 3 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Татаринова Оксана Викторовна

    Экологический урок с презентацией для 3 класса по теме "Культура обращения с отходами"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon ekologicheskiy_urok.zip2.05 МБ

    Предварительный просмотр:

    Введение.

    На сегодняшний день важнейшей задачей современного, образованного человека должна быть забота о состоянии окружающей среды. Бурное промышленное развитие в ХХ веке привело к тому, что воздействие человека на природу значительно усилилось, зачастую оно имеет крайне негативный характер. Именно поэтому, сегодня остро стоит вопрос экологического образования и просвещения людей, начиная с дошкольного возраста.

    Экология - это широкомасштабное понятие, оно включает в себя охрану окружающей среды и контроль за рациональным использованием природных ресурсов. От нас зависит, каким будет наш город в ближайшем и отдаленном будущем.

    Данная работа направлена на обсуждение актуальной экологической проблемы современности - проблемы обращения с отходами.

    Существующая в Нижегородской области проблема обращения с отходами приводит не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствует нарастанию социальной напряженности.

    Источниками образования твердых бытовых отходов на территории Нижегородской области являются организации и промышленные предприятия, население области и объекты инфраструктуры. Ежегодно в области образуется более 1,5 млн. тонн ТБО, из них на долю населения приходится максимальное количество ТБО - около 900 тыс. тонн.

    В целях обеспечения конституционного права каждого человека на благоприятную окружающую среду, улучшения условий проживания населения, а также снижения негативного влияния на природные комплексы разработана и утверждена государственная программа«Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области до 2016года» (Постановление Правительства Нижегородской области №104 от 06.03.2009 г.).

    В рамках реализации данного проекта большое внимание уделяется работе с населением, в том числе с подрастающим поколением. Для детей школьного и дошкольного возраста запланировано проведение открытых уроков, посвященных сфере обращения с отходами.

    Основной целью уроков по селективному сбору мусора в дошкольных учреждениях является формирование знаний, умений и практических навыков для экологически целесообразного поведения, воспитание культуры обращения с отходами, развитие экологического самосознания и личностной ответственности за состояние окружающей среды.

    Подобную культуру нужно начинать прививать  с детского сада, обязательно привлекая для этого  родителей, потому, что личный пример мамы и папы, это намного важнее слов посторонних людей.

    Цель достигается при решении следующих задач:

    - знакомство школьников с проблемой бытовых отходов на основе достоверной информации  о состоянии этой проблемы в мире, стране, области, городе.

    - знакомство с историческими и современными способами решения проблемы накопления бытовых отходов и их утилизация.

    - исследование альтернативных приемов и способов позволяющих уменьшить  количество отходов, учитывая возможность их переработки.

    - создание положительной мотивации для применения приемов и способов, позволяющих уменьшить количество отходов и на бытовом уровне.

    - формирование экологического мировоззрения, повышение экологической грамотности и культуры детей и  их родителей.

    - экологическое воспитание  школьников в сфере обращения с отходами, содействие  взаимодействию детей и взрослых  в процессе реализации конкретных мероприятий на местном уровне, направленных на практическое решение глобальных экологических проблем, посредством селективного сбора мусора и его последующей переработки.


    Открытый экологический урок по теме:

    «КУЛЬТУРА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ».

    1. 4 класс)

    Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.

    Задачи:

    1. Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.
    2. Развивать умение анализировать экологическую проблему.
    3. Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в школе.
    4. Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.
    5. Формировать умение сортировать мусор при его сборе.
    6. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

    Ожидаемые результаты: понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

    Занятие №1. Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    Учитель.Сегодня нам в школу принесли конверт. Что же там может быть? Давайте его распечатаем и посмотрим, что там внутри. Тут какие-то фотографии. (Приложение 1).

    Посмотрите, что это такое?! (демонстрация фотографий грязного города, горы мусора…).

    Как вы думаете, откуда берется мусор?

    Дети. Люди выбрасывают использованные пакеты, очистки, объедки, бутылки, банки, фантики, старые вещи и много другое.

    Учитель. Что произойдет, если мусор не убирать? (Предположения детей…).

    Дети, посмотрите, какой грязный город есть на земле. (Показать фото мусорного города)(Приложение 2).

    Этот невероятный город на фотографии называется МаншиятНасир — Мусорный Город. Он находится в Египте на окраине Каира, около холмов Мокаттам. Заббалины — люди, живущие там, зарабатывают себе на жизнь сбором, сортировкой мусора. Такой же мусорный город есть и в Мексике.

    Если все отходы, которые земляне выбрасывают за год, складывать в одно место,  то каждый год на Земле будет прибавляться настоящая гора, такая, как Монблан (Гора Монблан – самая высокая вершина (4810м) в западной Европе.Вершина расположена на одноименноммассиве протяженностью около 50 км и шириной в среднем 12 км.). На самом деле вместо такой огромной горы ежегодно образуются маленькие «холмики» - свалки, но по всему миру!

    А вот гигантский «мусорный остров» существует в реальности. Он появился несколько десятилетий назад в Тихом океане и с тех пор очень быстро разрастается. Ежедневно в океан со всех материков сбрасывается огромное количество пластика и прочего мусора.Больше всего загрязняют океан отходами Китай и Индия. Здесь считается в порядке вещей выбрасывать мусор прямо в близлежащий водоем, затем это мусор попадает в океан. Очень медленно разлагаясь, пластик наносит серьёзный вред окружающей среде. Пластиковые отходы в Тихом океане являются причиной гибели более миллиона морских птиц в год, а также, более 100 тысяч особей морских млекопитающих. В желудках павших морских птиц находят шприцы, зажигалки и зубные щетки — все эти предметы птицы заглатывают, принимая их за еду. Морские птицы и млекопитающие глотают пластиковый мусор, и, к сожалению, погибают от несварения.

    (Показать фото мусорного острова (Приложение 3).

    Понятие «мусор» неизвестно природе, производство отходов свойственно только человеку. В природной среде все распадается и вновь возвращается в природный круговорот (опавшие листья разлагаются, удобряя почву).

    Как можно назвать мусор другими словами?

    Дети. (Варианты детей - сор, отходы, хлам, отбросы и т. д.)

    1. Актуализация.

    Учитель. Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? Ребята, а куда вы выбрасываете все ненужные вещи?

    Дети. В мусорное ведро.

    Учитель. Затем мусор попадает в мусорный контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором?

    Дети. На свалку.

    Учитель. Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. В процессе гниения отходов образуются токсичные, дурно пахнущие и горючие биогазы, которые загрязняют воздух. Продукты гниения в виде фильтрата попадают в почву, а также в водоносные горизонты и водоемы, из которых мы получаем питьевую воду.Температура внутри куч гниющих отбросов настолько высока, что органика начинает гореть. Причем потушить свалку практически невозможно, она может тлеть неделями и месяцами, выделяя в воздух «коктейль» из ядовитых веществ (окислы серы, окислы азота, угарный газ, фтористый водород, хлористый водород и т.д.). На свалках размножаются в большом количестве грызуны, насекомые, птицы, способные стать источником распространения различных инфекционных заболеваний. Еще большую опасность по санитарно-гигиеническим показателям представляют необорудованные несанкционированные свалки.

    Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему? (некрасивая куча, неприятный запах). Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса…

    Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные, опасные вещества, попадающий в воздух, которым мы дышим.

    (Приложение 4)

    Каким бывает мусор.

    Учитель.Каждый житель нашей планеты ежегодно выбрасывает приблизительно 440 кг мусора. На планете более 6 миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле?  Какие огромные пространства занимают мусорные свалки и полигоны? Вероятно, скоро нам придется спасаться от мусора? (Вспоминаем про мусорный город).

            Учитель читает стихотворение А. Усачева «Мусорная фантазия»(Приложение 5).

            Давайте же разберемся, что же выбрасывают люди, каким бывает мусор?Дети перечисляют, а учитель подводит итог.

    Твёрдые бытовые отходы  (ТБО), так называют мусор специалисты —  это предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления.

    Основные компоненты отходов:

    - пищевые отходы- это все что попадает в мусорное ведро с кухни (кости, очистки, огрызки);

    - стекло, пластик, металл, бумага, текстиль….

    - после строительства или ремонта образуется строительный мусор - это плитка, бетон,штукатурка, кирпичи, грунт и т. д.

    Теперь я вам немного расскажу о вреде мусора.

    Пластиковый мусор может пролежать в земле от 200 до 1000 лет прежде, чем исчезнет; газеты, картон- не менее 2-4 недель, стекло- до 1 миллиона лет, а огрызок от яблока будет разлагаться 1-2 месяца. Вот и представь, как быстро гора мусора будет расти! А ведь мусор приносит много вреда твоему здоровью, окружающей среде: воздуху, водоемам, почве.

    Сейчас мы рассмотрим содержимое нашего портфеля, и проанализирует состав материалов, из которых изготовлены школьные принадлежности. Ведь все представленные в нем вещи рано или поздно отправятся в мусорную корзину.

    Приложение №6 Игра «Мой портфель»

    Каждому ученику раздается раздаточный материал в виде таблицы «Мой портфель». Дети сортируют вещи из своего портфеля по компонентным составляющим, заносят их в таблицу, указывают срок их разложения.

    Давайте теперь подумаем, какой же мусор самый вредный и опасный?(Рассуждения детей)

    Самыми вредными является пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют много одноразовой посуды, пластиковых бутылок, пакетов, упаковочного материала. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается.

    Многие современные бытовые приборы (плееры, игрушки, телефоны, часы)  работают от небольших батареек и аккумуляторов. Любые батарейки рано или поздно приходится выбрасывать. В большинстве случаев они попадают сначала в мусорное ведро, а затем на свалку – тогда-то и начинается их вторая жизнь, связанная с потенциальной опасностью для окружающей среды и здоровья человека. Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжелыми металлами около 20 квадратных метров земли или 400 литров воды. Это происходит потому, что батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. Металлическое покрытие батарейки после попадания в грунт со временем начинает разрушается, и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения. Тяжелые металлы, содержащиеся в батарейках, имеют свойство накапливаться в живых организмах. Поэтому даже небольшое их количество опасно и наносит существенный вред здоровью. Наиболее уязвимыми являются дети. Тяжелые металлы и химикаты могут повредить центральную нервную систему, вызвать тяжелые заболевания.

    В Японии батарейки собирают и хранят до тех времен, когда будет изобретена технология переработки. В нашем городе тоже появился пункт приема престарелых батареек. Это гипермаркеты "Media Markt. Во всех магазинах сети в России можно сдать использованные батарейки. В магазинах установлены специальные контейнеры, где покупатели смогут оставлять использованные батарейки. В контейнеры можно сдать любые бытовые батарейки и аккумуляторы, в том числе батарейки для часов, аккумуляторы от портативных устройств (мобильных телефонов, ноутбуков и др.), кроме автомобильных аккумуляторов.

    Адреса магазинов в Нижнем Новгороде:

    1) ТЦ Карусель Комсомольская площадь, д. 2,время работы: Пн-Вс 10:00-22:00,тел:+7 (831) 20-22-300

    2) ТРЦ "МЕГА", Нижегородская область, Кстовский район, с. Федяково, время работы: Пн-Вс 10:00-22:00,тел:+7 (83145) 95220

     Давайте вместе заполнять эти контейнеры, чтобы минимизировать свой вклад в загрязнение окружающей среды опасными веществами.

    Ребята, как вы думаете, бывает ли «полезный мусор»?

    Если воспринимать мусор как что-то грязное и противное, то конечно хочется поскорее от него избавиться.Если же воспринимать мусор как «сырье», то его можно собирать и перерабатывать.

    Существуют мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки мусора, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.

    Ребята, как вы считаете, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод? Почему? (Предложения детей: на завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал).

    Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты: нефть, газ, лес, воду…

    Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Как вы думаете почему? Это облегчает переработку на заводе. Теперь так начали делать и в некоторых городах нашей страны.

    В нашей области уже построено 3 современных межмуниципальных мусоросортировочных комплекса с полигонами для захоронения непригодных для переработки ТБО:

    1) г.Городец (Мусоросортировочный комплекс, обслуживающий около 270 тысяч человек мощностью 100 тысяч тонн отходов в год).

    2)г.Балахна(Мусоросортировочный комплекс, обслуживающий около 300 тысяч человек мощностью 160 тыс. тонн в год).

    3) Комплекс утилизации ТБО МАГ-1 в г.о.г. Дзержинск. Мусоросортировочный комплекс мощностью 470 тыс. тонн в год с применением механической сортировки будет запущен
    в 2015 году.

    Кроме того в на разной стадии реализации находится еще 6 проектов по строительству подобных комплексов.

    Все комплексы соответствуют требованиям природоохранного законодательства и включают в себя:

    - подъездная дорога к комплексу и подъездные пути в его периметре;

    - контрольно-пропускной пункт со шлагбаумом;

    - весовая, оснащенная системой радиационного дозиметрического контроля и электронными платформенными весами;

    - административное здание с санитарно-бытовыми помещениями для работающего персонала, котельная, пост технического обслуживания, склад ГСМ;

    - ванная для дезинфекции ходовой части мусоровозов;

    - системы организованного сбора и отвода биогаза, фильтрата, поверхностных вод;

    - очистные сооружения для ливневых и производственных сточных вод;

    - система наблюдательных скважин;

    - системы освещения, пожаротушения, видеонаблюдения;

    - ограждение по периметру и благоустройство территории;

    - картированный участок для захоронения непригодных для переработки ТБО и приравненных к ним отходов;

    - участки сортировки и дробления крупногабаритных и строительных отходов, размещения отсортированного и прессованного вторичного сырья.

    Приложение №7 Фото контейнеров для раздельного сбора отходов

    В скором времени и в Нижнем Новгороде будут поставлены контейнеры для раздельного сбора отходов. Так, во всех районах планируется поставить контейнеры со специальными наклейками для сбора пластика, бумаги, стекла и металла.

    Вступить в ряды защитников окружающей среды очень просто. Для этого нужно знать, как сортировать и куда девать отсортированный мусор и бытовые отходы. За границей сортировка мусора является обязательной и даже больше - в случае ее несоблюдения предусмотрены штрафы.

    Допустим, желтый контейнер предназначен для пластика. В него смело можно бросать пластиковые бутылки без крышек, стаканы, канистры и тарелки, баночки и тюбики от косметических средств.

    Синий мусорный контейнер – бумажный. В него можно выбросить собранную макулатуру, кроме использованных обоев, скотча, фотобумаги и полиэтилена.

    Зеленый контейнер можно использовать для выброса остального мусора, включая предметы личной гигиены, пищевые отходы и многое другое.

    У нас же дело, обстоит иначе. В Нижегородской области при внедрении раздельного сбора отходов планируется использовать 2 контейнера одинакового цвета, но на том, который предусмотрен для раздельно собранных отходов, будет специальная наклейка-стикер.

    Нам нужно уделить пристальное внимание переработке вторичного сырья, сортировке мусора самостоятельно. На полигоне удается разделить лишь малую часть мусора, всего
    5-7 %. Гораздо проще сделать это самому на начальном этапе просто положив разный мусор в разные контейнеры. Это поможет
    сократить негативное воздействие мусора и отходов на окружающую среду, почву, подземные и поверхностные воды.

    Приложение №8 Упражнение «Полезный мусор»(Найдите на картинках мусор, который можно использовать повторно или сдать в переработку и предложите варианты использования данного отхода.Старые газеты – для ремонта, сдать в макулатуру; старые журналы – вырезать картинки, сдать в макулатуру; старая стиральная машина – сдать на металлолом; стеклянная банка из-под сока – использовать для консервирования дома или сдать в пункт приёма и т.д.)

            Дети перечисляют, а учитель подводит итог. Существует два основных способа грамотного обращения с отходами:

    1. ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

    Это очень важный способ, который многие из нас часто используют, даже не задумываясь об этом.

    В саду мы часто используем для украшения наших участков кусочки ткани, пластиковые бутылки, баночки, даже отработанные шины автомобилей и другие ненужные вещи. Это значит, что нам не нужно покупать новые материалы и тратить деньги, а кроме того, сырье и энергию, необходимые для их изготовления. Из предметов, которые могли оказаться в мусорном ведре, ты можешь сделать настоящее произведение искусства!

    Показать слайд с поделками из бросовых материалов (Приложение №9).

            

    2. ПЕРЕРАБОТКА (УТИЛИЗАЦИЯ).

    Если вещь нам уже не нужна даже для повторного использования, то из нее можно сделать новую вещь.

    Вторичное сырье  - это материалы и изделия, которые после первоначального полного использования (износа) могут применяться повторно в производстве как исходное сырье.

    Основные виды вторичного сырья – макулатура (бумага, картон), металлолом, стекло, текстильные отходы, полимерные  материалы и т.д.

    Бумагу и пластик, стекло и металл можно перерабатывать много раз, то есть постоянно делать из старых вещей новые, тогда не придется рубить все больше деревьев, добывать дополнительно нефть и руду. То есть мы будем сохранять чистоту и природные богатства нашего окружающего мира, а также энергию и воду.

    Для того, чтобы перерабатывать отходы, их надо сортировать – это основное требование для вторичной переработки.

    Во многих европейских странах вполне успешно проводится утилизация. Все промышленные и бытовые отходы тщательно сортируются, а затем, как вторичное сырье, используются для изготовления новой продукции.

    Использование вторичного сырья в промышленности защищает окружающую среду, экономит природные и энергетические ресурсы, например:

    • 60 кг макулатуры спасает 1 дерево;
    • 30 тонн макулатуры спасает 1 гектар леса;
    • Использование макулатуры для производства бумаги на 75% уменьшает загрязнение воздуха и позволяет сэкономить до 40% воды;
    • Использование металлолома для производства стали на 7% уменьшает загрязнение воздуха и экономит 76% воды.

            В Западной Европе около 70 % ТБО перерабатывается во вторсырье. В России  перерабатывается менее 5%, остальное количество накапливается на свалках.

    Представьте, если мы с вами будем собирать мусор в специальные контейнеры, то на фабриках и заводах из мусора сделают разные полезные вещи: из старой бумаги и израсходованного картона получится новая чистая бумага, из пластиковых бутылок может выйти отличный ковер для группы или яркие футболки для девочек и мальчиков, а также другие полезные вещи.

    Экологические знаки на упаковке.

    В наших мусорных корзинах много отходов, которые раньше были упаковками – различные коробки, банки, бутылки, пакеты и пр. Если внимательно рассмотреть упаковки, то на них можно увидеть различные значки, в том числе знаки экологической маркировки.Одни знаки экомаркировки на упаковочных материалах свидетельствуют о том, что утилизация этих материалов безвредна для окружающей среды. Другие призывают нас не сорить, сдавать использованные изделия на переработку, поддерживать различные природоохранные инициативы. Третьи предупреждают о веществах и материалах, опасных для окружающей среды, или, наоборот, указывают на их отсутствие.

    Примеры экологических знаков … (показываем заготовки см. Приложение 10).

    Основные правила рационального природопользования:

    - выбрасывать мусор в специально отведенные места;

    - прежде чем начать утилизацию отходов их необходимо рассортировать (собрать в отдельные пакеты);

    - прежде чем выкидывать жестяные банки, вымойте их и сожмите, чтобы они занимали меньше места;

    - одежду, обувь, игрушки, книги, которые вам не нужны, передайте кому – либо в дар, а не выбрасывайте их в мусорное ведро;

    - пишите на обеих сторонах листа, использованную бумагу собирайте и сдавайте в пункт приема макулатуры;

    - сдавайте стеклянную тару;

    - никогда не выбрасывайте батарейки в мусорное ведро.

    Давайте попробуем начать соблюдать эти правила у себя дома.

    Ребята, что мы можем сделать для того, чтоб наш город был чистым?

    (предложения детей)

    Поделитесь своими новыми знаниями, которые вы приобрели сегодня, с родителями, соседями, друзьями, товарищами, чтобы все берегли нашу планету.

    Объясните дома мамам и папам, зачем нужно сортировать мусор, чтобы сделать из него новые вещи, полезные людям.

    Молодцы, ребята! Спасибо за внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет о проведении открытого экологического урока по теме: «КУЛЬТУРА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ».

    Областной проект «Культура обращения с отходами» - это необычный и очень значимый для общества, интересный для детей проект. В 2014 году заявки на участие в данном проекте предоставили...

    Цивилизованное обращение с отходами.

    В России 2017 год объявлен годом экологии. Это отличный повод вспомнить, что многое в деле защиты окружающей среды и повышения экологичности мест нашего постоянного обитания зависит и от нас самих....

    Экологический симпозиум для учащихся начальных классов «Берегите землю! Берегите!» (2-3 класс)

    Цель мероприятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.Задачи: - углубить представление об источниках загрязне...

    Цивилизованное обращение с отходами.

    Презентация по окружающему миру - Цивилизованное обращение с отходами....