Экологический симпозиум для учащихся начальных классов «Берегите землю! Берегите!» (2-3 класс)
материал по окружающему миру (2, 3 класс) на тему

Тремба Елена Николаевна

Цель мероприятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи: - углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

- развивать экологическое мышление у детей;

- воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_simpozium.docx92.2 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический симпозиум для учащихся начальных классов «Берегите землю! Берегите!»

Цель мероприятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи: - углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

- развивать экологическое мышление у детей;

- воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем симпозиуме?

Правильно, сегодня мы будем говорить с вами об охране природы, о том, как влияет на природу человек. И для начала послушайте историю о лесе:

Слайд 1 Лес

– Жил был лес.

Слайд 2 Птицы

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело.

Послушайте (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

– Каких птиц вы услышали?

Слайд 3 Звери

– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотрите слайды.

Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

Слайд 4 Человек

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

– Стал человек тогда вырубать лес. Слайд 5 Вырубка леса

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой). Слайд 9 Засорение отходами

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. Слайд 6 Пожар в лесу

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. Слайд 7 Загрязнение водоемов.

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух. Слайд 8 Воздух

-Как вы думаете. Что же случилось после этого с лесом? С животными? Птицами? Озёрами?

– Почему в лесу никто не живет?

Ученики– Человек разрушил жизнь леса.

– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученики:– Экология.

Верно, экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

И, поскольку мы с вами только что выяснили, что человек губит природу, то сейчас состоится


Экологический Суд над Человеком (примерный сценарий)

Презентация!

Действующие лица: 

Судья

Секретарь

Человек

Адвокат

Прокурор

Природа

Вода,

Огонь,

Земля,

Воздух
Ход заседания.
В зале заседания находятся Прокурор, Адвокат, Человек на скамье, зрители. Входит Секретарь, занимает место за столиком.
Секретарь: -Встать! Суд идёт!

В зал заходит Судья в парике, очках, держа под мышкой папку. 
Судья: -Сегодня суду предстоит рассудить Природу и Человека. Представители Природы (Свидетели): Вода, Огонь, Земля и Воздух. Человек обвиняется в алчном, бездушном и потребительском отношении к Природе и её богатствам. Обвиняемому будет предоставлена защита Адвоката.
Судья: -Человек, Вам понятно, в чём Вы обвиняетесь? 
Человек: -Ваша честь! Я не понимаю, в чём меня обвиняют!

Судья: Вы обвиняетесь в недобросовестном, равнодушном, преступном отношении к природным ресурсам.
- Секретарь, пригласите Свидетеля по имени Огонь.
Секретарь: -Приглашается Свидетель Огонь.
Огонь: -Я готов дать показания, Ваша честь.

Судья: -Прошу Вас, господин защитник, свидетель - Ваш.
Адвокат: Господин Огонь, вы, как хулиган, ежегодно уничтожаете сотни гектаров лесных насаждений. Как к этому может быть причастен мой подзащитный?

Прокурор: -Я протестую! А кто разводит в лесу костры и забывает их погасить?
-Кто, скажите на милость, оставляет горы бумажного мусора после себя в лесу, который вспыхивает, как спичка, если рядом имеются стеклянные бутылки. Всем известно, что стеклянные осколки выступают в роли увеличительного стекла, способного в солнечную погоду поджечь бумагу!

Огонь: -Ваша Честь, позвольте и мне сказать слово в свою защиту. Во все времена я приносил пользу Человеку, был источником тепла, света, на костре готовили пищу. А здесь я слышу несправедливые обвинения в свой адрес. Обидно!
Судья: -К Вам, уважаемый свидетель, у меня совсем нет вопросов. Можете быть свободны.
Судья: - Секретарь, пригласите следующего Свидетеля.
Секретарь: -Приглашается Свидетель Вода.
Судья: - Здравствуйте, Свидетель. Мы готовы вас выслушать.
Вода: -Здравствуйте, уважаемый суд! Мне так трудно говорить, слёзы душат меня…
Я отравлена, меня невозможно пить из водоёмов и даже из-под крана. 
(Плачет).

Человек: -Вот именно. Это вас, уважаемая водица, надо призвать к суду, за то, что людей травите.
Прокурор: -Вы что себе позволяете? Сядьте на место, подсудимый, немедленно!
-А кто сливает нечистоты в реки и моря? Кто загрязняет воду отходами промышленного производства? 
Судья: А где Вы лично моете свою машину, можете сказать, обвиняемый?
Человек пристыженно садится на скамью, закрывает лицо руками, опускает голову и молчит.
Вода: -Я могу ответить за него, господин Судья. Он моет свою машину в озере за городом.
Судья: -Это возмутительно!
Вода: -Ах, если бы видели, какие горы мусора скрыты на дне этого озера, Вы бы поняли, почему я так несчастна. (Плачет).
Адвокат: -Вопросов к Свидетелю не имею, Ваша честь. (С грустным видом).
Судья: -Свидетель, мы Вам сочувствуем, Вы можете быть свободны.
Судья: - Секретарь, пригласите Свидетеля Воздух.
Секретарь: -Приглашается Свидетель Воздух.

Адвокат: -Многоуважаемый Воздух! Поясните суду, почему Вы такой грязный. У моего подзащитного постоянные головные боли из-за Вас и частые простудные заболевания.
Человек: -Вот именно! И глаза постоянно слезятся… А ещё аллергия!
Прокурор: -Я протестую! Обвиняемый здесь не Воздух, а Вы, Человек. Поясните нам, кто понастроил заводов и фабрик, а очистных фильтров на трубы не установил? Вы и другие люди ездите на машинах? А что насчёт выхлопных газов? Как Вы их устраняете? Атмосфера сама уже не справляется.
Адвокат: -Позвольте, коллега, мой подзащитный и сам болеет из-за загрязнения воздуха.
Судья: -Я полагаю, что Человек страдает из-за своих же действий.Предлагаю всё-таки выслушать свидетеля.
Воздух: -Испокон веков я был необходим Человеку, без меня невозможна жизнь на земле. Раньше я был чистым и прозрачным, говорили даже, что я вкусный. А теперь что же? Я стал грязнулей, на меня жалуются жители Планеты…А разве я в чём-то виноват?! (Отчаянно.)
Судья: -Свидетель, никто Вас ни в чём не обвиняет. Суду всё ясно. Прошу Вас, присаживайтесь в зале.
Судья: - Секретарь, есть ли ещё заявленные Свидетели? 
Секретарь: -Да, Ваша честь. Приглашается Свидетель Земля.

Прокурор: -Уважаемая Земля, вы уже написали массу жалоб во все инстанции по поводу недобросовестного использования Человеком природных богатств. Что вы можете пояснить по этому поводу?
Адвокат. (С издёвкой)Да, и заодно поясните суду, как же так получается, что выращенные на земле растения порой имеют больше вреда, чем пользы для моего подзащитного?
Земля: -Ох, уважаемый суд, разве я виновата в том, что Человек вносит в меня столько пестицидов, что я потом не могу производить здоровую продукцию…
Человек: Но я же не всегда так я делаю…. (Робко.)
Суд: -Подсудимый, Вам будет предоставлено слово, сейчас лучше помолчите. Продолжайте, Свидетель.
Земля:
-Всегда я приносила Человеку только пользу, именно на почве он выращивал свой урожай вкусной и здоровой пищи. А теперь я сильно загрязнена, захламлена, залита всякой дрянью, больна и поэтому очень обижена на Человека. 
(Начинает тяжело дышать, держась за сердце.)
Адвокат: -Вопросов к Свидетелю не имею, Ваша честь. (Безнадёжно разводя руками).
Судья: -Обвиняемый, Вам предоставляется последнее слово. Что Вы можете сказать в своё оправдание?
Человек: -Я….Ну я….Я не хотел…Не думал…Не знал….-Я всё исправлю! Обещаю!!!
Секретарь: -Встать! Оглашается приговор.
Судья: -Человек признаётся виновным в преступном, халатном и безграмотном отношении к Природе.
-Обвиняемый приговаривается к пожизненным исправительным работам на благо Природы.
-Приговор суда окончательный и обжалованию не подлежит.
Стучит судейским молотком (киянкой) по подставке. 
Секретарь: -Судебное заседание объявляется закрытым.

А теперь хотелось бы убедиться что вы, ребята, знаете и любите родную природу. Для этого от каждого класса нужно выбрать команду из трёх человек. Команды приглашаются на сцену.

Конкурс 1.– У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья которые растут в нашей местности. Переверните картинку, прочитайте загадку, отгадайте – и узнаете название дерева.

  1. Весной зеленела, летом загорела, 
    Осень в сад пришла, красный факел зажгла. 
    Ответ (Рябина)
  2. Не заботясь о погоде, 
    В сарафане белом ходит, 
    А в один из тёплых дней 
    Май серёжки дарит ей. 
    Ответ (Берёза)
  3. Дерево в лесу растёт.
    Цвет зелёный круглый год.

    Ответ (ель)
  4. Я из крошки-бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос,
    Стал высок я и могуч,
    Не боюсь ни гроз, ни туч.

Конкурс 2.  - На столе у вас лежат жёлтые конверты. Достаньте из конвертов пазлы. Соберите картинку из пазлов, отгадайте животное или птицу.

Пока команды собирают, игра с залом: 

  1. Как называется верхний плодородный слой земли? (почва)
  2. Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу? (река)
  3. Синоним слова звери.(животные)
  4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники.(растения)
  5. Житель планеты, наделенный разумом.(человек)

6.   Группа животных, тело которых покрыто перьями. (птицы)

7.  Весной вырастают, А осенью опадают. (Листья )

8. Ты натер в пути ногу. Какое растение поможет облегчить боль? (лист подорожника)

9. Ты простудился. Какие лекарственные растения тебе помогут быстрее избавиться от простуды? (лук, чеснок, лимон, малина, алоэ, ромашка)

1) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

2) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

3) Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

1) Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавли)

2) За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя:
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

3) В воде родилась, а в ней мало бывает. (Лягушка)

Конкурс  3. “Отгадай по описанию”.  Подойдите к ведущему и выберите задание.  

1) Тревожно прислушиваясь, он обгладывает молодые побеги ивы, осины. Затем побежал, начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой и спрятался под кустом. (Заяц)

2) Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра - бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” слетают легкие пушинки. (Одуванчики)

3) Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых - просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри - настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто жители этого “города”? (Муравьи)

4) Это растение занесено в Красную книгу.  Оно растёт в Самарской области. Нежные, испускающие тонкий аромат цветочки в форме маленьких белых колокольчиков, густо посаженных на высоком стебле распускаются в тёплые весенние дни на опушках и полянах.  Как называется этот цветок? (Ландыш)

Конкурс 4. «Мудрые мысли о природе». На столах лежат зелёные конверты. Откройте их и соберите из слов мудрые мысли о природе.

  • Лес – наше богатство – берегите его!
  • Охранять природу – значит охранять Родину!
  • Поведение человека в природе – это зеркало его души.
  • Кто землю лелеет – того земля жалеет.

Конкурс 5.   «Экологический светофор»

Всем вам, ребята, известно, что такое светофор. Это устройство с тремя цветами, которые подсказывают пешеходам о движении:
Наш светофор необычный. Он – экологический. В синих конвертах перед вами различные высказывания, связанные с экологией. Вам нужно прочитать их и прикрепить около нужного цвета светофора. Если высказывание разрешает что-то, то около зеленого цвета, а если запрещает, то под красным.
1. Ребята после пикника в лесу вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после их отдыха.  (красный)
2.Каждую весну на городских клумбах высаживается около 500 цветов.(зелёный)
3.В школьных кабинетах, коридорах ученики выращивают комнатные растения. .(зелёный)
4.Каждую зиму учащиеся проводят операцию «Птичья столовая» .(зелёный).
5.Месяц май. На лесной поляне, среди красивых цветов, хорошо провести выходной день. Громкая, веселая музыка, игра в футбол, костер – и, правда, прекрасный отдых. (красный)
6.Ящерицу всегда можно хватать за хвост. Даже если он отпадает, вырастает новый. (красный)

7.В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты. (красный)
8. На пляже мы нашли разбитую бутылку и закинули её подальше  в реку, чтоб никто не поранился. (красный).
9.Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки. (красный)
10. Мы нашли гнездо птицы с маленькими птенцами и погладили их. Они были такие славные. (красный)
11.Мы любим только один вид охоты в лесу – фотоохоту.(зелёный)
12.Мы нашли в лесу непотушенный костёр и погасили его.(зелёный)

Конкурс 6. Расшифруй слова

Image2710Image2709

Ответ: воробей.

Ответ: ворона.

Image2712Image2711Ответ: снегирь


Конкурс 7.    «Красная книга».  По  картинке узнай животное или растение, занесённое в Красную книгу.

Конкурс 8.   Конкурс капитанов.

  1. У каких деревьев осенью листья красного цвета? (клен, рябина, осина)
  2. Какая птица не высиживает птенцов? (кукушка)
  3. Какой осенний месяц следует за августом? (сентябрь)
  4. Сколько ног у паука? (8)
  5. Умываются ли звери? (да)
  6. Какие грибы получили название деревьев, под которыми растут? (подосиновик, подберезовик)
  7. Какое ядовитое растение ты знаешь? (вороний глаз, белена, дурман)
  8. Какой цветок весной появляется из - под снега? (подснежник)
  9. Кто на себе свой дом носит? (улитка)
  10. У каких деревьев вместо листьев иголки? (сосна, ель, кедр, пихта, лиственница)
  11. Птенцы какой птицы не знают свою мать? (кукушка)
  12. Назови животное леса, у которого есть рога? (лось, олень, лань)
  13. Какие ягоды мы собираем в лесу? (землянику, бруснику, чернику, костянику)
  14. Какие несъедобные, ядовитые грибы ты знаешь? (мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб, свинушка)
  15. Назови всеядное животное? (медведь)
  16. Каких змей можно встретить в наших краях? (уж, гадюка)

Земля щедра но, к сожалению, нуждается в нашей защите. Беспокоясь о её экологическом состоянии, люди всего мира объединяют свои силы для спасения планеты.

У Земли есть свой праздник - Международный День Земли. Впервые его отмечали в 1970 г. в США, и со временем этот праздник распространился по всему миру. Россия отмечает День Земли с 1993 г. В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день Матери-Земли, постановив отмечать его 22 апреля.

А сейчас давайте с вместе споём песенку друзей природы.

Песенка друзей природы

Ничего на свете лучше нету,

Чем беречь любимую планету.

Чтоб деревья землю украшали

И цветы повсюду расцветали.

Мы свое призванье не забудем:

Помогать зверям, деревьям, людям.

Мы б хотели, чтобы птицы пели,

Чтоб леса зелёные шумели.

Пусть цветёт цветочная поляна,

Вырастают сосны-великаны.

Будет чистым небо голубое,

В этом мире мы нужны с тобою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса для учащихся начальных классов "Моя земля - Югра"

Данная программа является необходимой частью курса "Окружающий мир". Знакомит учащихся с особенностями природы свего края, традициями народа и историей земли Югорской....

Турнир знатоков природы «Экологическое ассорти» для учащихся начальных классов

Мероприятие является формой экологического образования и воспитания. В процессе игры учащиеся приобретают навки общения, учатся соединять знания и умения, проявлять творческие способности....

Экологическое мероприятие (устный журнал) "Берегите Землю, берегите!"

Стихи, загадки, сказки об охране нашей природы, правила, как беречь растительный и животный мир Земли...

Экологический праздник для учащихся начальных классов «Земля – наш дом, но не мы одни в нём живём».

Показ актуальности проблем охраны окружающей среды, развитие творческих способностей детей, активизация экологической деятельности через осмысление сделанного....

Экологический утренник для учащихся начальных классов. Сценарий «Берегите нашу землю!»

Способствовать формированию у детей целостного восприятия мира. Воспитывать бережное отношение к природе, животному миру, воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, активную позицию по проблеме...

Экологическая сказка для учащихся начальных классов. "На лесной полянке".(Инсценировка сказки о грибах)

Увлекательная сказка унесет ребят в царство грибов. Много  интересных заданий предстоит выполнить ребятам - зрителям. Они будут вместе с героями решать определенного рода задачи, которые приведут...

экологическая викторина "Берегите землю, берегите!" 3 класс

Экологическая викторина "Берегите землю, берегите!" 3 класс...