Экологическая сказка для учащихся начальных классов. "На лесной полянке".(Инсценировка сказки о грибах)
методическая разработка по окружающему миру (3, 4 класс) на тему

Cедлецкая Раиса Петровна

Увлекательная сказка унесет ребят в царство грибов. Много  интересных заданий предстоит выполнить ребятам - зрителям. Они будут вместе с героями решать определенного рода задачи, которые приведут всех к благополучному концу инсценировки..Данная инсценировка закрепляет знания учащихся о грибах (съедобных и несъедобных). Эта сказка спобствует расширению знаний детей о лечебных свойствах грибов, о пользе ядовитых грибов для здоровья животных. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: Седлецкая Раиса Петровна

Экологическая сказка для учащихся начальных классов.

На лесной полянке.

(Инсценировка сказки о грибах)

Ведущий.

 Жили – были сестрица Аленушка и братец Иванушка.

(Входят Аленушка и Иванушка. Она - в ярком сарафане, Иванушка – в расписной рубашке.)

Аленушка.

Смотри , братец Иванушка,

В избе светлым – светло!

Какой денек хороший:

Солнечно, тепло.

Берем с тобою по лукошку –

И скорее в путь – дорожку,

За ягодами и грибами.

( Дети берут лукошки или корзиночки и начинают искать грибы.)

Ведущий.

По росистой тропинке

Они свернули в лес,

Туда, где сосны рослые

Касаются небес

Где сказки шепчут ели,

Березы и дубы,

Где ягоды поспели

И выросли грибы.

Аленушка. Не отходи от меня далеко, Иванушка, а то заблудишься.

( Дети продолжают собирать грибы. Иванушка видит бабочку и убегает за ней. Аленушка не замечает этого и уходит в другую сторону.)

 Входит Иванушка.

Иванушка. Ой, где я? Сестрица Аленушка, где ты? Ау!

( Появляются Ромашка и Гвоздичка.)

Ромашка. (обращается к Иванушке). Кого ты так громко зовешь?

Иванушка.  (испуганно)

Кто вы? Откуда?

Ромашка.

Стоит в поле кудряшка.

Белая рубашка,

Сердечко золотое,

Что это такое?

Иванушка.

Я знаю, это ромашка!

Гвоздичка.

А теперь отгадай мою загадку:

Красные звездочки по земле рассыпались. Что это такое?

Иванушка. Это цветы гвоздики. Скажите, а почему в лесу нельзя громко кричать?

Ромашка. Наступило красное лето. Июнь – месяц тишины. У птиц в гнездах, у зверей  - появились детеныши. В лесу надо вести себя тихо, чтобы не напугать лесных жителей.

Гвоздичка.

А еще не надо рвать лесные цветы. Их так мало осталось, потому что каждый хочет унести домой букет. Пусть цветы украшают  наши полянки.

Иванушка.

А мне об этом рассказывала моя сестрица Аленушка!

Ромашка. Много любителей лесных прогулок приходят к нам, но не все знают, как надо вести себя в лесу.

Гвоздичка.

Иванушка, мы знаем, что ты заблудился. И мы поможем тебе.

Иванушка. Вот спасибо! Но я хочу есть. Вот и гриб с красной шляпкой. Наверное, это сыроежка. (Тянется к грибу.)

Ромашка и Гвоздичка.

Нельзя, Иванушка, это гриб ядовитый.

Иванушка. (капризно). Почему все нельзя? А я съем!

(Иванушка  дотрагивается до гриба. Гриб тут же хватает его за руку. )

Гриб.

Ага. Попался! Ты не узнал даже мухомора. Я уведу тебя в царство королевы Бледной поганки. (Уводит Иванушку)

Ромашка и Гвоздичка уходят за помощью.

Появляется грустная Аленушка. Она зовет брата.

Аленушка. АУ! Иванушка, где ты?

Выходит гриб Боровик.

Боровик. Не печалься, Аленушка,мы найдем твоего братца Иванушку.

Аленушка. А кто ты?

Боровик. Отгадай, кто я?

Под старою сосною

Где склонился пень – старик?

Окружен своей семьею

Первый найден …

Аленушка. Вспомнила – боровик! А откуда ты знаешь мое имя?

Боровик. А я все знаю. Белый гриб- мечта всех грибников. Растем мы в березовых рощах, в сосновых борах, в дубовых и еловых лесах. В одиночку грибы растут  редко, чаще группами . Боровик – красивый и крупный гриб, его часто называют царем грибов.

Аленушка.  Ты не видел ли моего братца Иванушку?

Боровик. Нет, не видел. Но , может, мои друзья его видели. Вот они идут.

Появляются грибы Лисички.

 Лисичка. Девочка, отгадай нашу загадку:

Очень дужные сестрички

Ходят в рыженьких беретах.

 Осень в лес приносят летом

Золотистые…

Аленушка. Лисички! вас легко узнать.

Лисички. Мы растем в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. Есть одно интересное свойство  у этих грибов – они не крошатся  и не когда не мнуться . Очень редко встретишь червивые лисички. Вот мы какие.

Появляются две сыроежки. Они спорят между собой.

Первая сыроежка. Я самая красивая!

Вторая Сыроежка. Нет, я самая красивая!

Первая сыроежка. У меня шляпка желтая, как солнышко.

Вторая Сыроежка. Подумаешь, а у меня синяя , как ясное, голубое небо. И что?! (Увидели  Аленушку) Ой, девочка, а ты откуда ты?

Аленушка. Я  грибы в лесу собирала.

Первая Сыроежка. А как зовут тебя, девочка?

Аленушка. Зовут меня Аленушкой.

Сыроежки. Отгадай, а кто же мы:

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

Мы в шляпках разноцветных,

Издали приметных,

Собирай, не мешкай,

Это….

Аленушка. Сыроежки.

Первая Сыроежка.

Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек. Свое название мы получили за то, что при засоле очень скоро ,через сутки, становимся готовыми к употреблению. Сыроежки – друзья малоопытных грибников.

Вторая Сыроежка. Грибы растут всюду. Сыроежки – самые хрупки грибы. Их можно варить и жарить.

Аленушка. Дорогие Сыроежки и Лисички, скажите, не видели ли вы моего братца Иванушку?

Лисички. Мы не видели.

Сыроежки( перебивая друг друга) А мы видели, видели.Он  в  ядовитом  поганом царстве.

Аленушка.  А разве такое царство бывает?

Первая Сыроежка. Есть такое царство. Королева там – Бледная Поганка.

В ее царство попадают те, кто не знает названия грибов или путает

их.

 Аленушка. А как туда пройти, Вы знаете?

Вторая Сыроежка. Там очень опасно., Не ходи туда, Аленушка.

Аленушка. А как же Иванушка? Нет, я пойду за ним. Кто меня туда проводит?

Сыроежки снова начинают спорить.

- Я…

- Нет, я….

Боровик. Не спорьте, мы все пойдем выручать Иванушку из беды. (уходят)

Покои королевы Бледной Поганки.

Посередине полянки стоит трон. Входят гриб Шампиньон и придворные грибы.

Шампиньон. Добрый день! Я главный советник Королевы. А знаете, почему?  Ведь я – съедобный гриб! А потому , что я очень похож на Бледную Поганку. И нас часто путают. Отличаемся мы только пластинками под шляпкой – у шампиньонов они розовые или черные, а у Бледной Поганки –белые. А теперь тишина – сюда идет Его величество Мухомор.

Под звуки марша выходит Мухомор.

Внимание. Сюда идет ЕЕ Величество королева – Бледная Поганка.

( Звучит плавная музыка. Выходит Королева – Бледная Поганка.)

Бледная Поганка.  Я – самая опасная из грибов, самая ядовитая!  Мой яд подобен змеиному , он сохраняется даже после долгой варки. Даже червячки меня боятся и не трогают. Но когда то очень давно меня использовали как лекарство от опасной и страшной  болезни –холеры.

 Мухомор. А меня природа наградила красотой! Но красота обманчива. Яд мой вызывает удушье и обморок .  Мухомор используют как средство для уничтожения мух.

Бледная поганка. Ваше величество, не было ли в нашем королевстве сегодня каких либо происшествий?

Мухомор. Было. Сегодня я нашел мальчика,который не знал даже, кто такой я?!

Бледная Поганка. Какое невежество! Позвать сюда этого мальчика, я хочу на него посмотреть.

Раздается шум: спорят сыроежки. На поляну выходят грибы и Аленушка.

Шампиньон. Что за шум в нашем королевстве?

Бледная Поганка. (обращаясь к Аленушке)

Откуда ты пришла, девочка, Зачем пожаловала в наше опасное царство?

Аленушка. Поклон тебе Королева. Меня зовут Аленушкой. Я пришла за своим братцем. Я, знаю, он у тебя. Верни мне его!

Мухомор. А известно ли тебе, что твой братец не знает грибов. Даже меня!!!!

Не отдадим Иванушку.

Аленушка. Он у нас еще маленький. Отпустите его, пожалуйста.

Бледная Поганка. Хорошо. Я отпущу его ,но если ты отгадаешь мои загадки.

Шампиньон торжественно читает загадки.

Шампиньон. Загадка первая. Какой гриб лето кончает.  

Аленушка. Это белый груздь – он появляется в августе, а это последний месяц лета.

Шампиньон. Загадка вторая. Какие грибы лечат?

Аленушка. Во- первых : Гриб  - чага. Он растет на березах. Им лечат язву желудка, некоторые опухоли. Во- вторых , есть лекарство пенициллин, его делают из зеленой плесени, а еще  мухомор – это лекарство для лосей.

Мухомор. Молодец, девочка!

Бледная поганка. Советник. Задайте Аленушке вопрос посложнее. Пусть подумает, неужели она все про грибы знает.

Шампиньон. Загадка третья. Какие грибы летают?

Аленушка. Это трудная загадка… Но я  ее отгадала. Грибы не могут летать, но летают птицы. Птицу чемгу за ее не вкусное мясо называют еще поганкой.

Грибы ликуют, королева слегка улыбается.

Бледная поганка. Наша гостья хорошо знает грибы. Я сдержу свое слово. Привести Иванушку. (Вводят Иванушку)

Ну, забирай его Аленушка! Только грибы обязательно выучи с ним, чтобы больше никогда не попадать в мое королевство.

Аленушка обнимает Иванушку и уходят.

Спасибо, Ваше величество!

Во время загадок лисички переживают и радуются ответам Аленушки.

Все входят на поклон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир знатоков природы «Экологическое ассорти» для учащихся начальных классов

Мероприятие является формой экологического образования и воспитания. В процессе игры учащиеся приобретают навки общения, учатся соединять знания и умения, проявлять творческие способности....

2014 г. МБОУ СОШ № 5 г. Урай мастер - класс "На лесной полянке"

Благодаря игре любой ребенок чувствует себя более уверенно, он не боится попробовать свои силы в разрешении каких-либо задач или вопросов. Именно здесь он сам может создавать свой мир и быть полноправ...

Экологический праздник для учащихся начальных классов «Земля – наш дом, но не мы одни в нём живём».

Показ актуальности проблем охраны окружающей среды, развитие творческих способностей детей, активизация экологической деятельности через осмысление сделанного....

Экологический утренник для учащихся начальных классов. Сценарий «Берегите нашу землю!»

Способствовать формированию у детей целостного восприятия мира. Воспитывать бережное отношение к природе, животному миру, воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, активную позицию по проблеме...

Викторина по сказкам для учащихся начальных классов " В гостях у сказки".

Викторина по сказкам для учащихся начальных классов " В гостях у сказки"....

Экологический симпозиум для учащихся начальных классов «Берегите землю! Берегите!» (2-3 класс)

Цель мероприятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.Задачи: - углубить представление об источниках загрязне...