Окружающий мир, урок "Зубы и уход за ними", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Гилёва Галина Владимировна

Тема урока взята из курса «Окружающий мир» (4 класс)  по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

            Урок построен таким образом, что обучающиеся являются активными участниками учебного процесса.  С первых минут урока школьники  включаются в организацию своей  учебной деятельности, а именно,  сами определяют тему урока, объект исследования, ставят задачи, вопросы, соотносят, что им по этой теме известно, что неизвестно.  Планируют свои действия по изучению учебного материала, прогнозируют возможные ситуации,  сопоставляют способ действия с результатом.

            Урок даёт опыт групповой интеллектуальной деятельности. Дети совместно исследуют зубы: виды, назначение, строение.  Находят ответ на поставленный проблемный вопрос,  осуществляя поиск нужной информации из разных источников: энциклопедии, справочники, учебник, ЭОР.  Каждый в группе имеет возможность высказать своё видение проблемы,  аргументировать, строить понятные высказывания. 

      Материал урока и его подача даёт  возможность сформировать внутреннюю позицию школьников на уровне положительного отношения к учёбе, к школе,  знаний норм и правил сохранения здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zuby_i_ukhod_za_nimi.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
       
  Зубы и уход за ними_

   (Тема урока)

ФИО (полностью)

Гилёва Галина Владимировна

Место работы

МБОУ «Лицей», г. Абакана

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

4

Тема и номер урока в теме

Зубы и уход за ними (1)

Базовый учебник

Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. 4 класс (две части). – Самара: Корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2011.

8.Цель  урока: развитие  познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности

9. Задачи:

-  обучающие 

познакомить с типами зубов, строением зубов;

расширить имеющиеся знания о зубах;

учить детей мыслить через постановку проблемы

- развивающие 

развивать регулятивные УУД (умение анализировать, обобщать и делать выводы), познавательные УУД (стремление к исследовательской деятельности, самостоятельному поиску дополнительной информации, тяги к глубокому погружению в изучаемую тему), коммуникативные УУД  (приобретение опыта сотрудничества, умение общаться, работать в группах, распределять объём работ)

-воспитательные

формировать личностные УУД (потребность в здоровом образе жизни, мотивация учения)

  1. Тип урока   Урок взаимного обучения
  2. Формы работы учащихся   Групповая, фронтальная
  3. Необходимое техническое оборудование Мультимедийный проектор и экран для демонстрации, компьютеры.

Кусочки яблока для практической работы, салфетки.

Макет челюстей человека, зубная щётка, паста.

Энциклопедии, справочники.

  1. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

 1.

Организационно- мотивационный этап  

Проверяет готовность обучающихся к уроку, обеспечивает доброжелательную обстановку.

Настраиваются на работу

0,5 мин

2.

Постановка темы, учебных задач урока

1.Активизирует внимание детей, настраивает на работу, повышает мотивацию учения.

2. Подводит к формулированию темы и объекта исследования.

3. Подводит к постановке учебных задач

1.Инсценируют стихотворение С.Михалкова «Как у нашей  Кати».

2. Определяют тему и объект исследования

3. Ставят учебные задачи

3 мин

3.

Работа по теме урока

ЭОР №1

Верхняя и нижняя челюсти. Типы зубов

(N 170780)

ЭОР №2

Зубы

(N 140556)

С целью обеспечения творческой продуктивной деятельности,  формирования    осознанных и прочных  знаний, изучаемый материал в готовом виде учитель не даёт, подводит, направляет, дети добывают знания в результате  собственного познавательного труда. Использует метод учебно-исследовательской деятельности.

1. Практическая работа №1

Подсчитывают  количество зубов, данные записывают в таблицу, сравнивают и делают вывод.

2. Практическая работа № 2

Проводят опыт, наблюдают, обсуждают в группах, отвечают на поставленные вопросы. Узнают, какие виды зубов есть у человека и какое у них назначение, строение зубов, подбирая материал из энциклопедий, книг, учебника и ЭОР.

15 мин

4.

Динамическая пауза

1,5 мин

5.

Презентация работы групп

ЭОР №3

Виды зубов и расположение их в челюсти (N 150532)

Демонстрирует ЭОР №3. Организует выступление представителей групп. Подводит к выводу.

Выступают представители каждой группы. Делятся новыми знаниями, делают выводы.

10 мин

6.

Продолжение работы по теме (Гигиена зубов)

ЭОР №4

Разрушение и лечение зуба

(N 170782)

Показывает материал слайд-шоу.

Контролирует  работу детей, направляет.

Подводит к выводу.

Просматривают и осмысливают  материал слайд-шоу.

Ученик в роли врача-стоматолога обучает других,  как правильно чистить зубы, ученики повторяют движения языком.

12 мин

7.

Подведение итога урока. Рефлексия

Задаёт вопросы с целью рефлексии.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, настроение.

2 мин

8.

Домашнее задание

Сообщает домашнее задание.

Записывают в дневнике домашнее задание

1 мин

      Приложение к плану-конспекту урока

  Зубы и уход за ними_

     (Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Верхняя и нижняя челюсти. Типы зубов

(N 170780)

Планирование к учебнику «Биология. Человек», 8 класс, Сонин Н.И., Сапин М.Р. 

Иллюстрация

Иллюстрация. Верхняя и нижняя челюсти. Типы зубов

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000087d-1000-4ddd-4234-4b00475d60a5/12_008.jpg

2

Зубы

(N 140556)

Предметные коллекции

Мультимедиа

Характеристика групп зубов, особенности их строения

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e1cd057-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/index.htm

3

Виды зубов и расположение их в челюсти (N 150532)

Наборы цифровых ресурсов к учебникам

Мультимедиа

Интерактивный рисунок демонстрирующий положение резцов, клыков и коренных зубов на челюстях

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8de93947-f5bd-479f-8726-aea317667992/%5BBIO8_05-31%5D_%5BIM_01%5D.swf

4

Разрушение и лечение зуба (N 170782)

Планирование к учебнику «Биология. Человек», 8 класс, Сонин Н.И., Сапин М.Р. 

Презентация

Слайдшоу. Разрушение и лечение зуба

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000087f-1000-4ddd-31e7-2900475d60a6/index.htm

Ход урока:

  1. Организационный момент.

У.: -Звенит звонок, начинается урок

  1. Постановка темы, учебных задач урока.

У.: -Сегодня на уроке предлагаю быть исследователями. Объект исследования узнаете из сценки.

(Инсценирование стихотворения С.Михалкова «Как у нашей  Кати»)

Дети играют в мяч. Катя сидит, придерживая щёку рукой. Ведущий, две подружки, Катя.

В небе солнышко светило,

На лугах цвели цветы,

Веселились дети лихо,

Развлекались, как могли:

      Только Кате не до смеха:

       У неё во рту «потеха»,

       Заболел молочный зуб,

       Рот подушечкой припух.

Наша Катя не играет,

На качели не бежит,

Слёзы горькие глотает,

Рот закрыла и молчит.

      Ей сочувствуют подруги,

      Утешают от души:

      -Не грусти, забудь о зубе,

      -Нас попробуй – рассмеши.

Только как же тут забыться,

Боль мешает ей играть,

Молоточком злым стучится,

Как помочь её унять?

У.: -Что же сегодня будем исследовать? (Зубы)

- Что бы вы хотели узнать по нашей теме?  Какие поставим учебные задачи?

  1. Узнать какие виды зубов есть у человека и какое у них назначение.
  2. Изучить строение зубов (выясним, как и почему разрушаются зубы).
  3. Научиться  правильно ухаживать за зубами.
  1. Работа по теме урока

1) Практическая работа №1  

-При помощи языка подсчитайте, сколько зубов на верхней челюсти и сколько зубов на нижней челюсти. Данные сравните,  сделайте вывод.

Работа в группах. Каждый ученик подсчитывает при помощи языка количество зубов на верхней челюсти, количество зубов на нижней челюсти. Данные записываются в таблицу.

- Сколько зубов у вас получилось?

Ставим проблемный вопрос: почему получилось разное количество зубов?

Дети отвечают на поставленный вопрос, опираясь на свой жизненный опыт.

2) Практическая работа №2  Языком исследуйте зубы. Одинаковые ли зубы по внешнему виду? (Разные)

Проблемный вопрос: одинаковую ли работу выполняют зубы?

Гипотезы: …

1) Виды зубов. Назначение.

Практическая работа №3.  «Определение видов, назначения зубов».

-Сейчас мы и узнаем, какие виды зубов есть у человека и какое у них назначение. А для этого проведем небольшой опыт, который поможет нам почувствовать работу зубов.

Опыт. 

На столе в группах  лежат кусочки яблока. Сейчас вы должны будете съесть кусочек, но при этом наблюдать за собой. Запомните, какое действие вы совершаете с пищей сначала, чтобы она оказалась у вас во рту, и какие зубы при этом участвуют. И какое действие с пищей вы совершаете потом, и какие зубы участвуют при этом действии. Обсудите в группах. Подготовьте ответ. Найдите названия зубов и подпишите.

(Обучающиеся проводят опыт, отвечают на поставленные вопросы)

Дополнительное задание для каждой группы:

1 группа: Найдите и подпишите название зубов.  Подготовьте материал о резцах.

2 группа: Найдите и подпишите название зубов.  Подготовьте материал о коренных зубах.

3 группа: Найдите и подпишите название зубов.  Подготовьте материал о клыках.

4 группа: Найдите и подпишите название зубов.  Что такое молочные зубы?

2. Определение строения зуба.

Самостоятельная работа по группам.

Дети работают, подбирая материал из разных источников информации: ЭОР № 1,2, энциклопедии, книги, справочники, учебник.

  1. Динамическая пауза
  2. Презентация работы групп

(ЭОР №3    Виды зубов и расположение их в челюсти)

У.: -А теперь проверим:

1) Работа 1 группы.  Чтобы пища оказалась во рту, что вы сделали? (Откусили от яблока небольшой кусочек)  Какие зубы в этом участвовали? Чтобы откусить небольшой кусочек от какого-то продукта, участвует передний ряд зубов: по 4 верхних и нижних.

Проведите языком по краю. Что вы можете сказать об их внешнем виде? (Эти зубы плоские и острые.) Почему эти зубы острые?

Работа 2 группы.  Что потом происходило с пищей во рту? Какие зубы в этом участвовали?

В измельчении пищи участвуют зубы, находящиеся в глубине рта,  которые называются коренными.

Обратите внимание: их поверхность неровная, с выступами. Это неслучайно. Выступы и выемки на коренных зубах обеспечивают лучшее перетирание пищи, чтобы её было легче проглотить.

Работа 3 группы.  Вспомните, какими зубами вы обычно отрываете от мяса кусочек, отгрызаете от корки хлеба кусочек или разгрызаете орех? Обычно это делаем зубами, расположенными между коренными зубами и резцами. Посмотрите на них — они не такие, как резцы и коренные. У них острые края, но по форме они массивные.

Клыки и приспособлены для разрывания и разгрызания плотной пищи: корнеплодов, мяса, рыбы. Клыки есть у многих животных, особенно хорошо они развиты у хищников. Почему? Из домашних животных хорошие клыки имеют собака и кошка. Хищники питаются другими животными, и у них всегда есть нужда разрывать мясо, шкуру.

 

Работа 4 группы. Что такое молочные зубы?  (Обучающиеся сообщают дополнительный материал по теме)

Вывод. Итак, какие виды зубов различают у человека? Какое назначение всех зубов?

Зубы у человека делятся на три группы: резцы, клыки, коренные, они предназначены для откусывания, перетирания пищи, для разгрызания более плотной пищи.

Резцы — откусывают кусочки пищи.  Резцы плоские, острые.

Коренные — дробят, перетирают пищу. Коренные широкие и мощные, их поверхность неровная, с выступами.

Клыки — разгрызают плотную пищу.

- Зубы предназначены для дробления и перетирания пищи.

- Каждый вид зубов выполняет свои обязанности.

- Движение челюсти снизу вверх только дробит пищу, а боковые движения перетирают ее

2) Строение зуба

У.: - Хотя зубы имеют разную форму и предназначены для разных целей, все они устроены одинаково. Вы изучили строение зуба.

Фронтальная работа.

Каждый зуб — это маленькая кость в нашем организме, только намного тверже и прочнее, чем другие кости. И это неслучайно. Зубы и должны быть прочными, ведь мы пережевываем ими пищу по три раза в день в течение всей жизни. Посмотрите на свои зубы в зеркальце. Чем покрыты зубы сверху?

Поверхность зубов, предназначенная для кусания и жевания, покрыта снаружи эмалью. Эмаль — очень твердое вещество. Здоровую, крепкую эмаль не берет сверло, а острие сабли при ударе об эмаль тупится.

Внутри зуба мягкая ткань — пульпа. Она содержит кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины, необходимые для роста и сохранения зуба.

Внизу зуба различают корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали.

Как вы узнаете, что есть зуб, который необходимо показать врачу для лечения?

Через корень проходит нерв, который передает сигнал в мозг и обратно о состоянии ваших зубов.

Основание зуба со всех сторон окружено десной.

6. Продолжение работы по теме. Гигиена зубов.

У.: Ребята, а были ли у вас ситуации, когда зубы доставляли вам неприятности? Почему это происходит? Что же может разрушать наши зубы?

а) Просмотр слайд-шоу  «Разрушение и лечение зуба» (ЭОР №4)

У.: Чем бы мы не питались, образуется ежедневно зубной налёт. Это мягкий слой наподобие плёнки. (Изучите зубы, есть ли сейчас налёт на зубах?)  Существование такого налёта – главная причина возникновения кариеса. Зубной налёт содержит множество вредных бактерий и остатков пищи. При взаимодействии бактерий с сахаром, находящимся в пище, получается кислота. Она и разрушает эмаль зуба, приводя к образованию кариеса.

        Если зубной налёт не удалять, то минерализация зубного налёта приводит через 3-4 недели к образованию зубного камня. Зубной камень – это твёрдый налёт, который может удалить только стоматолог.  

        Но что помогает удалить зубной налёт?  (Чистка зубов)

б) Практикум «Как правильно чистить зубы»

О том, как правильно чистить зубы знакомит врач-стоматолог.  (В этой роли выступает ученик) Дети языком во рту повторяют движения, которые показывает врач-стоматолог.

1. Нужно удалять остатки пищи, которые застревают между зубами и в маленьких трещинках. И в этом вам поможет зубная щётка. Щетина её «выметает» остатки пищи, а зубная паста или зубной порошок очищают зубы и рот от микробов. После этого зубы снова становятся белыми, блестящими, гладкими.

У каждого человека должна быть своя зубная щётка. Щетинка её не должна быть очень жесткой, чтобы не повредить дёсны и не поцарапать во рту.

Менять щётку нужно 4 раза в год. Чистить зубы следует 2 раза в день: утром и вечером перед сном, а после каждого приёма пищи нужно полоскать рот.

2. Вначале нужно вымыть руки с мылом.

3. Зубную щётку хорошо промыть под струёй воды и стряхнуть.

4. На щётку выдавить немного зубной пасты.

5. Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз, нижние — снизу вверх. Чистить зубы надо не только с наружной стороны, но и с внутренней. Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями. Чтобы, хорошо почистить зубы, требуется не меньше трех минут.

6. Затем хорошенько прополоскать рот тёплой водой.

7. Тщательно промыть зубную щётку, стряхнуть и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы щётка просохла.

       Вывод: Необходимо полоскать зубы, чистить 2 раза в день, соблюдая правила чистки зубов.

7. Подведение итога. Рефлексия.

М   –   (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания и опыт я сегодня получил?
Б – (безымянный) – близость цели. Что я делал и чего достиг?
С - (средний) – состояние духа. Какое у меня настроение?
У  -  (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог, чем порадовал?
Б     -    (большой) – бодрость, что я сделал для своего здоровья?

Дети по желанию отвечают на вопросы, таким образом, подводится итог урока. 

8.Домашнее задание.

Составление  памятки - правил по гигиене зубов.

Заканчивая наш урок, мы хотим пожелать вам всем здоровья. Берегите свои зубы с детства, и тогда, когда вы станете взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятностей.

Так давайте, друзья, наши зубы беречь,

На уроке об этом сегодня шла речь.

Будем зубы лелеять, будем любить,

И улыбкой своей сможем всех мы пленить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зубы и уход за ними.

Собраны сведения  о  современных  стоматологических  гигиенических  средствах  и рассмотрены профилактические  мероприятия  по  предупрежде...

Зубы и уход за ними (урок во 2 классе)

Тема урока: "Зубы. Уход за ними".Цель: углубить знания учащихся о важном огране пищеварения – зубах; убедить учащихся в необходимости беречь зубы; показать, как правильно чистить зубы; как сохранить и...

урок окружающего мира по теме " Зубы и уход за ними"

Темы, посвященные организму человека и здоровью людей, прочно утвердились в курсе "Окружающий мир" в начальной школе. В процессе ее изучения основное вниманиек должно быть уделено вопросам личной гиги...

Знакомство с органами артикуляционного аппарата и уход за ними

совместное занятие учителя-логопеда и школьной мед.сестры...

Окружающий мир 3 класс "Зубы и уход за ними"

На данном уроке у детей формируется представление о гигиене полости рта ,о том,как можно сохранить зубы здоровыми без лекарств....

Презентация к технологической карте темы "Растения. Комнатные растения и уход за ними" 1 класс

Презентация к технологической карте темы "Растения. Комнатные растения и уход за ними" 1 класс УМК "Школа России"...