Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Менская Марина Александровна

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1 г.Липецка

СОГЛАСОВАНО

Председатель научно-методического совета ______________ О.И. Мязина

Протокол №1 от 26.08.2014

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ гимназии №1 г.Липецка

_________________________ В.М.Цопа

Приказ № 95-3-о от 27.08.2014

Рабочая программа по окружающему миру

для 4А класса

Учитель Менская М.А.

2014-2015 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках  литературного чтения, русского языка и математики, даёт возможность младшим школьникам целостного интегрального постижения окружающего мира, готовит к освоению знаний в основной школе, играет важную роль в развитии личности.

Цели рабочей программы:

 развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. 

Задачи рабочей программы: 

1) Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру

2) Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни

3) Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.

4) Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.    

5) Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373».

3. Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

4. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».

5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии МБОУ гимназии №1.

6. Авторская программа А.А. Вахрушева «Окружающий мир».

Сведения о программе

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской программы А.А.Вахрушева «Окружающий мир» (2013)

II. Общая характеристика учебного предмета

В системе начального образования учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место и ставит перед собой достижение следующих задач:

 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Механизмы достижения планируемых результатов

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология формирования учебной самооценки;

- технология продуктивного чтения;

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения.

Основными формами организации образовательного процесса 

по окружающему миру являются:

 - традиционный урок;

- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок исследования);

- защита проектов;

- экскурсия

        Виды и формы контроля

- текущий  контроль (устный опрос, контрольные работы)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по окружающему миру составлена на 70 часов в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком (2 часа в неделю).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию,

Ценность здоровья - важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

VI. Содержание учебного предмета

Основные задачи реализации содержания:

  • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
  • осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами

Раздел 1: «Человек и природа»

Человек и его строение

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Происхождение человека

Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.

Рукотворная природа

Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений.

Раздел 2: «Человек и человечество»

Человек и его внутренний мир

Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.

Человек и общество

Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Картина всемирной истории человечества

Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.

Человек и многоликое человечество

Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека.

Человек и единое человечество

 Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Обобщающее повторение – 2 ч.

Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

4-й класс (часть 1)

Тематическое планирование

Коли-чество

часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

18

Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н).

Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н).

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по  оказанию первой помощи при несчастных случаях (П).

Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено) (Н).

Измерять температуру тела, вес и рост человека (Н).

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).

Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением (П).

Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека (П).

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Рукотворная природа

11

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н).

Перечислять основные отрасли сельского хозяйства (Н).

Характеризовать  способы повышения продукции в  растениеводстве и животноводстве (П).

Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека (П).

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды (Н).

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды (П).

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе (Н).

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха (Н).

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха (П).

Характеризовать свойства воздуха (Н).

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых (Н).

Исследовать  (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых (П).

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых (Н).

Различать изученные полезные ископаемые (П).

Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности) (Н).

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (Н).

Оценивать влияние современного человека на природу (Н).

Оценивать свою личную роль в охране природы (Н).

Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П).

Обсуждать в группах и составлять рассказ  об экскурсии в  краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) (Н).

ПОВТОРЕНИЕ

5

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

4-й класс (часть 2)

Тематическое планирование

Коли-чество

часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР

5

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем (П).

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи, о своём доме, улице, школе, городе, о своей стране (П).

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). (Н) Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П)

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека (П).

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ

5

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. (П)

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране (П).

Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу (Н); предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций (П).

Практическая работа

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Демонстрировать  правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П).

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

10

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).

Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П).

ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

5

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).  

Практическая работа

находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). (П)

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П).

ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

5

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда   (Н). Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения (П).

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества (Н). Принять посильное участие в их охране (П).

Практическая работа

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Демонстрировать  правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П).

ПОВТОРЕНИЕ

6

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. 

Основная литература:

  1.  А.А.Вахрушев , Д.Д. Данилов  Окружающий мир 4 класс. Ч.1 - «Человек и природа» : учебник :  – М. : Баласс, 2008.

А.А.Вахрушев , Д.Д. Данилов  Окружающий мир 4 класс. Ч.2 - «Человек и человечество» : учебник :  – М. : Баласс, 2008, 2009.

2. Вахрушев А.А. Раутиан А.С.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли) – М. : Баласс, 2013.

  1. Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) – М. : Баласс, 2013.

         Дополнительная литература

1. Вахрушев А.А. и др. «Окружающий мир Обитатели Земли», «Моё Отечество»: методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011.

2. Хабарова Е.И. Природоведение: мой первый словарь. - М. АСТ- пресс, 2005.

3. Трофимова Г.В. « Секреты и диковинки окружающего мира». – ИЗД «Фёдоров», 2008.

4. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: Вако, 2007.

Наглядные пособия:

1) гербарии;

2) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

3) изобразительные наглядные пособия – таблицы;

4) географические и исторические карты;

5) предметы, представляющие  быт традиционной  современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни.

Технические средства обучения:

          интерактивная доска;

компьютер;

мультимедийный проектор;

          мультимедийные  цифровые  образовательные ресурсы

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

по плану

фактич

по плану

фактич

Часть 1 «Человек и природа» (34 часа)

Как работает организм человека (18 часов)

1

Первичный инструктаж по ОТ на рабочем месте.

Как устроен организм человека

1

3.09

2

Кожа – «пограничник» организма

1

5.09

3

Как человек двигается. ОБЖ «Мы и транспорт»

1

10.09

4

Путешествие бутерброда

1

12.09

5

Путешествие бутерброда

1

17.09

6

Как удаляются ненужные вещества

1

19.09

7

Для чего и как мы дышим. ОДБ «Это должен знать каждый»

1

24.09

8

Волшебная восьмёрка

1

26.09

9

Что такое кровь

1

1.10

10

Почему наш организм работает слаженно

1

3.10

11

Почему наш организм работает слаженно

1

8.10

12

Окна в окружающий мир

1

10.10

13

Многогранный мир чувств

1

15.10

14

Родители и дети

1

17.10

15

Отчего мы иногда болеем. ОБЖ «Можно ли уберечься от травм?»

1

22.10

16

Наши предки – древесные жители

1

24.10

17

Контрольная работа №1 по разделу «Как работает организм человека»

1

29.10

18

На заре человечества

1

31.10

Рукотворная природа (11 часов)

19

Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Рукотворная жизнь

1

13.11

20

На службе у человека. ОДБ «Мы – юные инспектора движения»

1

14.11

21

Покорение силы

1

19.11

22

Как человек использует свойства воды

1

21.11

23

Как человек использует свойства воды. ОБЖ «Что влияет на здоровье?»

1

26.11

24

Как человек использует свойства воздуха

1

28.11

25

Горные породы и минералы

1

3.12

26

Металлы. ОДБ «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

1

5.12

27

Приручение огня

1

10.12

28

Как нам жить?

1

12.12

29

Контрольная работа №2 по разделу «Рукотворная природа»

1

17.12

Повторение

(5 час)

30

Повторение. Природа, вещества, явления. ОБЖ «Осторожно – электричество!»

1

19.12

31

Повторение. Земля – планета жизни

1

24.12

32

Повторение. Растения и животные

1

26.12

33

Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Повторение. Природные зоны. Экосистемы

14.01

34

Итоговая контрольная работа

1

16.01

Часть 2 «Человек и человечество» (36 часов)

Человек и его внутренний мир (5 часов)

1

35

Кого можно назвать человеком?

1

21.01

36

Посмотри в своё «зеркало». ОДБ «Оказание первой медицинской помощи»

1

23.01

37

Как понять, что творится у друга на душе? ОБЖ «Чем и как можно отравиться?»

1

28.01

38

Переживания, испытанные временем

1

30.01

39

Как узнать человека?

1

4.02

Человек и мир людей (5 часов)

40

Что такое общество? ОДБ «Назначение номерных опознавательных знаков»

1

6.02

41

Как жить в мире людей?

1

11.02

42

Моё общество. ОБЖ «Мы и животные у нас дома»

1

13.02

43

Права человека в обществе

1

18.02

Контрольная работа №1 по разделу «Человек»

1

20.02

44

Человек и прошлое человечества (10 часов)

45

Первобытный мир – первые шаги человечества

1

25.02

46

Первобытный мир – первые шаги человечества

1

27.02

47

Древний мир – рождение первых цивилизаций

1

4.03

48

Древний мир – рождение первых цивилизаций

1

6.03

49

Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем

11.03

50

Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем

1

13.03

51

Новое время – торжество Европы. ОБЖ «Безопасность на воде»

1

18.03

52

Новое время – торжество Европы

1

20.03

53

Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству

1

25.03

54

Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству

1

3.04

Человек и многоликое человечество (5 часов)

55

Короли, президенты и граждане

1

8.04

56

Короли, президенты и граждане

1

10.04

57

Расы и народы Земли

1

15.04

58

Кто во что верит. ОДБ «Культура поведения и ответственность за нарушение ПДД»

1

17.04

59

Кто во что верит. ОБЖ «Когда кусают насекомые. Уступи змее дорогу»

1

22.04

Человек и единое человечество

(5 часов)

60

Мировое хозяйство

1

24.04

61

Мировое сообщество государств

1

29.04

62

Что человечество ценит больше всего?

1

1.05

63

Как нам жить? ОДБ Итоговое занятие

1

6.05

64

Контрольная работа №2 по разделу «Человечество»

1

8.05

Повторение

(6 часов)

65

Повторение. Человек и его внутренний мир

1

13.05

66

Повторение. Человек и мир людей. ОБЖ «Если травмы на велосипеде»

1

15.05

67

Повторение. Человек и прошлое человечества

1

20.05

68

Повторение. Человек и прошлое человечества

1

22.05

69

Повторение. Учимся решать жизненные задачи

1

27.05

70

Резервный урок

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...