урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

представлен урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира с использованием исследовательской технологии.

Тема: Органы чувств

Цель: создать условия для реализации исследования по теме «Органы чувств» и возможности представлять результаты своих исследований.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с органами чувств.

2. Учить работать со словарем в Интернете и дополнительной литературой

3. Развивать и обогащать словарный запас учащихся; развивать умение защищать и представлять аудитории свое исследование

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью; умение работать в группах.

Ход урока

Краткое описание этапов урока

открытия нового знания в ТДМ

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).

-Решите кроссворд, отгадав загадки:

1.Брат с братом через дорогу живут,

А один другого не видит (глаза).

2. У одной головы два братца

По разные стороны сидят,

А ничего не видят и не говорят (Уши).

3. Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит (нос).

4. Всегда во рту,

А не проглотишь (язык).

5. Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу (кожа).

- Прочитайте слово, которое получилось в выделенной строке.

Читает загадки, вписывает отгадки в кроссворд

Отгадывают загадки.

Читают получившееся слово (органы)

П: отгадывание загадок

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксированиеучащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

- Что же это такое «Органы»?

- Давайте заглянем в Большой энциклопедический словарь в Интернете.

Орган (от греческого – орудие, инструмент)

  1. Часть животного или растительного организма, выполняющая определенную функцию (например, сердце, печень у животных, корень, стебель у растений)
  2. Учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной области общественной жизни (орган здравоохранения)
  3. Периодическое издание какой-либо организации, учреждения.
  4. В переносном смысле – орудие, средство

- О каких же органах мы будем говорить? (об органах организма человека: глаза, уши, нос, язык, кожа)

- А что мы уже знаем об этих органах? (предположения детей: есть у каждого человека, назначение органов, внешний вид и др)

Задает вопросы и организует работу с БЭС в Интернете;

Дети высказывают свои предположения;

находят значение слова «органы» в большом энциклопедическом словаре

3. Постановка проблемы исследования, темы.

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- Как вы думаете, то, что вы перечислили, достаточно для того, чтобы сказать: «Мы знаем об этих органах чувств  все»? (нет).

- На какие вопросы вы бы хотели еще сегодня ответить? (как работает каждый орган, как устроен, гигиена органов чувств, возможности органов чувств)

- А можете ли вы ответить на эти вопросы прямо сейчас? Почему нет? (не хватает знаний и опыта)

- Давайте сформулируем проблему, над которой мы сегодня должны поработать:

Расширить знания об органах чувств.

- А что же будет темой нашего исследования? Органы чувств.

Задает вопросы, помогает сформулировать исследовательскую проблему и тему.

Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы; под руководством учителя пробуют сформулировать проблему и тему исследования

Р: формулировка проблемы и темы исследования

4. Формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы

- А зачем нам надо проводить это исследование? Мы знаем об органах чувств уже достаточно много.

- Какова цель исследования?

Узнать как можно больше об органах чувств.

- Что будет гипотезой?        

Действительно ли органы чувств необходимы человеку?

Помогает учащимся сформулировать цель и гипотезу исследования

Под руководством учителя пытаются сформулировать цель и гипотезу исследования

Р: постановка цели и выдвижение гипотезы

4. Построение проекта проверки гипотезы.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  • ставят цель,
  • согласовывают тему урока,
  • выбирают способ,
  • строят план достижения цели;
  • определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

- Итак, цель нашего исследования: узнать как можно больше об органах чувств.

- Что нам необходимо сделать, чтобы исследование наше достигло цели? (построить план)

План: 1. Познакомиться с материалами в учебнике.

2. Прочитать дополнительную литературу, предложенную учителем

3. Обобщить предложенные знания

4.. Выполнить задание № 1 в рабочей тетради на с.73

5. Проверить гипотезу

- Если каждый из вас самостоятельно займется исследование каждого органа чувств, достаточно ли будет времени на уроке? (нет)

- Что делать, как ускорить работу, чтобы все успеть? (разбиться на группы)

- Пожалуйста, разбейтесь на группы. Вам помогут часть открытки, которые вы получили при входе в класс. Когда вы соедините подходящие части, на открытке появится название органа чувств, над которым будет работать ваша группа.

Помогает построить план проверки гипотезы; организует работу в группах

Под руководством учителя строят план проверки гипотезы; разбиваются на группы

Р: постановка цели и построение плана достижения цели

К: деление на группы

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Учащиеся работают в группах по плану.

Пользуются статьями в учебнике с. 126 – 129, а также дополнительной информацией, которую предлагает учитель

План работы представлен в презентации.

По окончании работы в группе выбираются выступающие, которые докладывают о результатах работы.

Предлагает распечатанные статьи и  Детскую энциклопедию «Я познаю мир» (медицина)

Работают в группах с предложенными источниками информации; отбирают необходимую информацию для выступления; выбирают выступающих для презентации исследования

К: работа в группах,  выбор выступающих в группе

П: работа с источниками информации: поиск, анализ, отбор информации

  1. Интерпретация полученных данных

На этом этапе учащиеся докладывают о результатах своей работы

Представители каждой группы докладывают о своих исследованиях, демонстрируют работу в рабочих тетрадях

Учитель слушает и направляет выступления обучающихся, поправляет, дополняет

Выступают с презентацией результатов исследования. Заслушивают выступления товарищей, задают вопросы по выступлению. Выполняют задание в рабочей тетради.

Л: выступление перед классом с результатами исследований;

Р: умение задавать вопросы

  1. Вывод по результатам исследования. Рефлексия

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

- Какова была цель исследования?

Узнать как можно больше об органах чувств.

- Что мы сделали, чтобы достичь этой цели? (Возвращаемся к плану работы)

План: 1. Познакомились с материалами в учебнике.

2. Прочитали дополнительную литературу, предложенную учителем

3. Обобщили предложенные знания

4. Выполнить задание № 1 в рабочей тетради на с.73

- Какую гипотезу мы выдвигали?        

Действительно ли органы чувств необходимы человеку?

- Какие ваши предположения? (да, все органы чувств необходимы человеку для полноценной жизни)

Помогает провести рефлексию полученных знаний и хода проведенной работы; помогает подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Вспоминают цель исследования, план проведения исследования; подтверждают выдвинутую гипотезу (все органы чувств необходимы человеку для полноценной жизни)

Р: рефлексия своей деятельности;

Л: умение соотносить полученную информацию с жизненным опытом

  1. Применение новых знаний в учебной деятельности

Самостоятельная работа рабочая тетрадь с. 74 з.2, 3. Взаимопроверка в парах

Предлагает задания для самостоятельной работы; организует взаимопроверку в парах

Выполняют самостоятельную работу, взаимопроверку самостоятельной работы

П: выполнение самостоятельной работы

  1. Оценивание работы над проектом. Итоги урока

Оценивается коллективная работа группы.

Идет обсуждение по критериям:

  1. Полнота раскрытия материала
  2. Четкое представление подготовленного материала группы
  3. Активность работы каждого члена группы.

Организует работу по оцениванию

Анализируют свою работу на уроке; оценивают уровень работы каждого в группе в соответствии с критериями

Р: оценивание результатов работы в группе и индивидуальной работы каждого обучающегося

  1. Домашнее задание

1.С.126 – 129 в учебнике читать

2*. Найти материал в Интернете или художественной, научной литературе, как живут люди, которые лишились того или иного органа чувств.

Предлагает домашнее задание обязательное для всех и дополнительное для желающих

Выбирают домашнее задание

П: выбор задания, требующего дополнительного поиска

Л: оценка своего желания заниматься дополнительным исследованием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных

Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...