Окружающий мир. 4 класс Тема «Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие и охрана почв».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сценарий урока соответствует требованиям ФГОС.. Учитель применяет исследовательские и проектные методы обучения.  Учащиечя работают в группах, учатся анализировать свою деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochvy.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.

4 класс

Тема  «Почва – среда обитания растений и животных.                                Плодородие и охрана почв».

Тема:  «Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие и охрана почв».

Цель: 1. Формировать представление о почве, как среде обитания живых организмов,  плодородии и охране почв.                                                                                         2. Развивать аналитические способности мышления, способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, анализировать;                                           3.Воспитывать бережное  отношение к дарам природы, уважительное отношение к труду земляков.                                                                                  Оборудование: коллекция почв, пластилин, оборудование для опытов, карточки для учащихся, схема – карта почв Краснодарского края, мультимедийная презентация.

 1.Организационный момент.                                                                                                                Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»,                                                                                          Чтоб пожелать здоровья доброго.                                                                                                              Я спешу сказать вам – «Благости!»,                                                                                                              Чтоб пожелать вам счастья нового.                                                                                                     Я спешу сказать вам – «Радости!»,                                                                                                Удач, успехов и везенья! –                                                                                                                         Чтоб пожелать всем в этом классе                                                                                   Прекраснейшего настроения.

Пожмите друг другу руки, пожелайте друг другу удачи.

2. Объявление темы и цели урока.                                                                                               -Ответьте на вопросы и определите тему нашего урока.                                                                  -Как называется верхний слой  суши ? (Почва)                                                                          -Кто живёт в почве? (растения и животные, микроорганизмы?)                                                                           -Кто использует землю, для своей хозяйственной деятельности? (Человек)

-Обобщите ответы на вопросы и определите тему нашего урока.                                             Сегодня  на уроке мы будем говорить о почвах,  её обитателях,  об использовании почвы человеком.                                                                                                           -Какую задачу поставим на уроке?  (Узнать как можно больше о почвах и о том, как бережно относиться к почвам).                                                                                                                                                       -Работать на уроке мы будем по группам. Будьте доброжелательны друг к другу, выслушивайте  мнения своих товарищей.

4.Изучение нового материала.                                                                                                             1.Работа в группах.                                                                                                             Задание 1 группе: Прочитайте текст, распределите  живые организмы по группам:                               Кто живёт в почве.

Почва — это среда обитания множества организмов. Наименьшими из них являются бактерии, водоросли, грибки и одноклеточные организмы, обитающие в почвенных водах. В одном м³ могут  обитать миллионы организмов. В почвенном воздухе обитают беспозвоночные животные, такие как клещи, пауки, жуки, ногохвостки и дождевые черви. Они питаются остатками растений, грибницей и другими организмами. В почве обитают и позвоночные животные, одно из них — крот. Он очень хорошо приспособлен к обитанию в абсолютно тёмной почве, поэтому он глухой и практически слепой.

Мельчайшие организмы

Беспозвоночные животные

Позвоночные животные

Задание 2 группе:

С помощью данных слов составьте рассказ о том, как человек использует почвы в Краснодарском крае.                                                                                                     Пшеница, кукуруза, рис, сахарная свёкла, подсолнечник, овощи. Сады и виноградники. Корма для животных, лекарственные растения.

Задание 3 группе:                                                                                                                         Прочитайте текст. Выберите правильные  ответы на вопросы:                                                   -Как образуется почва?                                                                                                                                                         А) Путём разрушения гор и обогащения земли перегноем.                                                              Б) Человек создаёт почву искусственным путём.                                                                                    -Что разрушает почву?                                                                                                              А)Ветровая и водная эрозия.             Б) Растения и животные                                                           -Кто может противостоять разрушению почвы?                                                                               А) Растения и животные.                                                                                                     Б)Только человек может противостоять разрушительному явлению эрозии. Для этого высаживают деревья, лесополосы.

2.Проверка работы учащихся.                                                                                                           Группы представляют свои работы. Учащиеся класса внимательно слушают и задают свои вопросы.                                                                                                        1. Почва — это среда обитания множества организмов. Мы распределили их по группам:

Мельчайшие организмы

Беспозвоночные животные

Позвоночные животные

бактерии, водоросли, грибки и одноклеточные организмы

клещи, пауки, жуки, ногохвостки и дождевые черви.

 крот.

Вопросы учащихся:                                                                                                                             -Чем питаются беспозвоночные животные? ( Они питаются остатками растений, грибницей и другими организмами).                                                                                           -Может ли крот видеть и слышать? (Крот  глухой и практически слепой).                              2 группа:  Как человек использует почвы?                                                                                                                           

В Краснодарском  крае выращивают  свыше 100 культур и получают высокие урожаи сильных и ценных пшениц, кукурузы, риса, миллионы тонн сахарной свёклы, сотни тонн маслосемян подсолнечника и овощей. Край славится своими садами и виноградниками. На полях выращивают корма для животных, лекарственные растения. Так используют почвы в Краснодарском крае.                                                                                                                                       Вопросы:                                                                                                                                                      - Почему мы должны бережно относится к почве?(  Если плодородие почвы уменьшиться, продуктов станет меньше. Искусственные продукты питания несут вред здоровью человека).  

 3 группа:  Как образуется почва?                                                                                                                                                                                                                                                   А) Путём разрушения гор и обогащения земли перегноем.                                                                                        Что разрушает почву?    А)Ветровая и водная эрозия.                                                                                    Кто может противостоять разрушению почвы?                                                                               Б)Только человек может противостоять разрушительному явлению эрозии. Для этого высаживают деревья, лесополосы.                                                                                          Вопросы учащихся:                                                                                                                          -Какой вред человек наносит почве? (Человек засоряет почву строительным, бытовым мусором, уничтожает растения, изменяет рельеф).                                                           -Что можем сделать мы с вами для защиты почвы? (Не загрязнять почву мусором. Высаживать деревья и кустарники на берегу реки Ея, для укрепления почвы).

3. Работа по учебнику.                                                                                                                                          -Откройте учебники на странице 29.  Прочитайте текст. Ответьте на вопрос:  о чём мы не сказали при обсуждении вопросов  в группах?(Мы не сказали о том, какую почву называют плодородной).                                                                                                                           Важнейшим свойством почвы является ее плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений. Чтобы быть плодородной, почва должна обладать достаточным количеством питательных веществ и запасом воды, необходимым для питания растений.                                                                                                                             Учитель:   -А знаете ли вы, что 1 см почвы образуется 250-300 лет? Но если соблюдать необходимые правила, то урожай на полях будет богатым. Назовите профессии  людей, которые выращивают урожай на полях?  Назовите передовиков  2010 года. Что можете сказать о труде людей в поле? Как необходимо относится к хлебу, продуктам питания, которые пришли к нам с полей?

Физминутка.( по методике Базарнова)(Звучит фонограмма «Звуки леса, птицы)                                                                                                       -Поднимите руки вверх, потянитесь высоко к солнышку, опустите руки, повернитесь и покажите, где в классе красный круг, синий, зелёный, чёрный, садитесь)                                                                        -Ребята, мы выполняли физминутку и слышали пение птиц. Каких птиц вы узнали? Определите связь физминутки с темой нашего урока. (Птицы уничтожают вредителей полей и огородов. Их надо беречь)

4.Работа по карте - схеме.                                                                                                                       У вас на столах есть карта-схема почв нашего края. Скажите, какие почвы преобладают в Краснодарском  крае?                                                                                                   (Основную часть почвенного покрова степной зоны края составляют предкавказские карбонатные и выщелоченные чернозёмы. Таманский полуостров занят каштановыми, западно-предкавказскими и болотными почвами. В горах — горно-лесные бурые и дерново-карбонатные почвы, в высокогорье — горно-луговые).

-Какими символами мы можем обозначить почвы на контурной карте? (Мы можем использовать геометрические фигуры разного цвета).                                                                                               -Обозначьте на контурной карте символы, указывающие  название почв. Прокомментируйте получившийся результат.

3.Работа  с  коллекцией  почв.                                                                                                                   У вас на столах коллекция почв Кущёвского района. Давайте познакомимся с их азваниями:                                                                                                                   1.Чернозёмы карбонатные малогумусные;                                                                             2.Лугово-чернозёмовидные;                                                                                        3.Луговые солончаки;                                                                                                           4.Лугово-болотные.                                                                                                                Прочитайте названия почв. Подумайте и ответьте на вопросы:                                                                                      Как называются почвы пригодные для интенсивного использования в земледелии? 1,2                                                                                                                               Как называются почвы, не пригодные для обработки? (3)                                                                                       Как называются почвы, подверженные ветровой и водной эрозии? (4)

-Как орла называют «царём» птиц, льва – «царём» зверей, так и этот тип почв великий русский почвовед В.В.Докучаев назвал «царём» почв. Что это за почвы?(  чернозёмы.)                                                                                                                   - Это лучшие, плодородные почвы. Во всём мире нет почв, равных им по плодородию. Во время В.О. войны фашисты вывозили русский чернозём в Германию.

4. Исследовательская работа.                                                                                                                        -Многие ученые пытались разгадать, отчего произошли чернозёмные почвы. Это удалось сделать М.В.Ломоносову.  Как вы думаете, отчего произошёл чернозём?

-Обсудите этот вопрос в группах и выскажите свои гипотезы.                                         Гипотеза 1.  Чернозём образовался потому, что в почве много глины и песка.                             Гипотеза 2.    Чернозём образовался потому, что в почве есть перегной.                                               Гипотеза 3.Чернозём образовался, потому что хороший климат: много тепла и влаги.-Проведём опыты, определим состав почвы, проверим ваши гипотезы.                                                                   Опыт 1.                                                                                                                                                Бросим кусочек сухой почвы в воду. Увидим, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Что это значит?  Вывод: в почве есть воздух.                                                                                         Опыт 2.                                                                                                                                      Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Вскоре стекло станет влажным. Что это значит?  Вывод: в почве есть вода.                                                   Опыт 3.                                                                                                                                   Нагреем почву. Почувствуем неприятный запах. От чего он образуется?                           Вывод: это сгорает перегной почвы, образовавшийся из остатков растений и животных.                                                                                                                                         Опыт 4.                                                                                                                                      Прокалённую почву, в которой сгорел весь перегной, насыплем в стакан с водой, размешаем. На дно стакана осядет песок, а поверх воды будет глина.                                       Вывод: в почве содержатся песок и глина.                                                                                Опыт 5.                                                                                                                            Профильтруем воду, в которой находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода испарится, на стекле останется белый налёт. Это соли. Вывод: в почве содержатся соли.                                                                          --Назовите состав почвы, указав живые и неживые вещества. ( Воздух, вода, перегной, глина, песок, соли, микроорганизмы).

Вернёмся к нашим гипотезам. Перед вами на экране состав почвы:                                             Воздух, вода, перегной, глина, песок, соли, микроорганизмы.                                                         Обсудите ещё раз в группах и ответьте на вопрос: отчего произошёл чернозём?                                                                                                                                               Какая гипотеза оказалась верной?                                                                                                           В своей работе «О слоях земных» М.В.Ломоносов пишет: «Чернозём произошёл от согнития животных и растительных тел со временем…». Гипотеза 2 группы оказалась верной.                                                                                                                                                                         5. Проектная работа.                                                                                                                      У вас на столах листы бумаги и фломастеры. Представьте, что вы стали фермером. Создайте проект своего поля. Затем расскажите: что растет на вашем поле, какие правила необходимо соблюдать, чтобы почва была защищена, урожай был высоким.(Дети выполняют  модели  полей, затем защищают свои проекты). 

Закрепление изученного материала.                                                                                                     -Как называется поверхностный слой земли, которому присуще плодородие?(почва)                                                                                                                                           -Какие растения и животные обитают в почве? ( бактерии, водоросли, грибки и одноклеточные организмы, беспозвоночные животные, такие как клещи, пауки, жуки, ногохвостки и дождевые черви, позвоночные животные: крот, слепыш и другие)                                                                                                                                           -О каком богатстве В.В.Докучаев сказал так: «Это для России – дороже нефти, каменного угля, золотых и железных руд…всё…ничто в сравнении с ними»? (Это чернозёмы. Именно о них говорят так: «Посади оглоблю, вырастет телега»).                                                                                                                                             -Что необходимо делать для защиты  почвы, её главного свойства – плодородия?

Рефлексия.                                                                                                                                           -Какую задачу ставили в начале урока? (узнать как можно больше о почвах, охране почв).                                                                                                                                     -Удалось ли решить поставленную задачу? (Удалось)                                                                                        -Каким способом? (Мы выполняли задания, обсуждая их  в группах. Работали с контурной картой и коллекцией почв. Узнали новое из учебника. Высказали предположения о происхождении чернозёма, провели опыты и убедились в правильности нашей гипотезы. Выполнили модели полей).           Что нужно сделать ещё? (Можно нарисовать рисунки или выпустить газету «Берегите почвы!)

-Где можно применить новое знание? (Мы знаем для чего высаживаем растения на берегу реки Ея. Эти знания я применю, когда стану фермером)--Что на уроке хорошо получилось? (Мне понравилось работать в группе. Интересно было выполнять модель поля)                                                                                             -Над чем надо поработать?(Найти интересные сведения в интернете, прочитать сообщения одноклассникам)                                                                                                                     Домашнее задание (разноуровневое)    

1 уровень:  Прочитать текст учебника стр.29-32, ответить на вопросы.

2 уровень : Прочитать текст учебника стр.29-32, составить свои вопросы к тексту для учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...

Почва-среда обитания растений и животных.

Урок знакомит с составом , образованием  и охраной почвы....

презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме:"Среда обитания - что это такое?" УМК «Начальная школа XXI века»

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме:"Среда обитания - что это такое?" УМК «Начальная школа XXI века» подготовлена к технологической карте по данной теме...

Конспект урока – игры по окружающему миру. 3 класс. Тема: «Почва, полезные ископаемые» (УМК «Планета знаний»)

Урок-игра поможет обобщить и закрепить знания о почве, ее составе и значении, о полезных ископаемых, их составе, использовании....

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.Продолжительность: 1урок – 45 минут.Класс: 4.Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoint 200...

Урок по теме "Почва- среда обитания растений и животных".

В 4 классе на уроке окружающего мира ребята знакомятся с составом почвы и её свойством. Проводят наблюдения и опыты....