Урок по теме "Почва- среда обитания растений и животных".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Миненкова Маргарита Вениаминовна

В 4 классе на уроке окружающего мира ребята знакомятся с составом почвы и её свойством. Проводят наблюдения и опыты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_4_kl.docx24.03 КБ
Файл test.docx14.83 КБ
Файл opyty.pptx1.5 МБ
Файл nablyudenie_dlya_1ryada.docx86.25 КБ
Файл nablyudenie_dlya_2_ryada.docx85.41 КБ
Файл nablyudenie_dlya_3_ryada.docx88.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  4 класс . Окружающий мир.

Рассмотрите рисунок на листочке и скажите представитель какой профессии работает с изображёнными предметами, какую работу выполняет, чем работа людей этой профессии полезна обществу?

Учёный - исследует, эксперементирует, делает открытия в науке.

Сегодня на уроке попробуем быть в роли- исследователей и поработаем так, что бы наша работа тоже оказалась нам полезной и в школе и в жизни.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А что бы урок пошёл каждому впрок,

Активно  в работу включайся, дружок!

Начнём с наблюдения погоды.

Погода у нас сегодня замечательная, всё готово к уроку и поэтому с хорошим настроением начинаем работать.

И так, юные исследователи в нашей лаборатории мы сегодня не одни. Не только люди изучают и исследуют нашу планету, но и инопланетяне время от времени посещают её. Сегодня мы попробуем поработать вместе с ними.

Посмотрите и  определите, что мы сегодня будем исследовать.

(просмотр ролика)

( Как её все называют…пауза,

-почва ( и что о ней узнал..пауза)

У-  объект исследования у нас будет ?

Д-Почва

( вешаю  на доску слово почва)Тема урока : Почва- среда обитания……

У- Как назывался раздел, который мы закончили изучать?

Д- Природные зоны.

У – обратите внимание, у нас есть выставка рисунков по природным зонам.

Характеризуя каждую природную зону мы говорили и о почве. На карте отметьте карточкой ,ту природную зону, где нет почвы.

Карточка№1-Арктика.

Карточкой №2 отметьте природную зону с самыми плодородными почвами.

Карточкой №2-Степи.

У--Что и кто обитает в почве?

Д -Растения и животные.

У-Кто догадался? Какая тема урока?

Д.-Почва- среда обитания растений и животных

Запишите тему урока:

Определите задачи урока.

Какие задачи у вас получились, прочитайте. Хорошо, а моя цель помочь вам  в исследовании.

Задание1 Поиск. Откройте учебник стр .37.

У-Прочитайте  про себя текст, найдите определение и запишите . Что такое почва?

Прочитайте.

Д -Почва-это верхний плодородный  слой суши, в котором живут растения и микроорганизмы.

У- А как он выглядит этот верхний слой ? давай те посмотрим.

Задание 2.Наблюдение.

Работаем в парах. Рассмотрите образец почвы на ваших столах. Что вы видите?

-какого цвета? ( почва тёмного цвета)

-Что ещё там заметили? ( остатки старых сухих листьев, остатки старой травы, маленькие палочки, остатки сухих насекомых) Запишите. Прочитайте что у вас получилось.

Давай посмотрим ,а как дела у нашего инопланетянина. Каких он добился результатов, изучая почву.

(просмотр ролика..а что необходимо для жизни растений..?)

Пауза…

У- Вспомните, что необходимо для жизни растений?

Д- Воздух, вода, перегной, минеральные соли.

 У-Как проверить есть ли это  всё в почве?

Д -провести опыты.

У- Проведём несколько опытов, что бы выяснить что входит в состав почвы.

Задание 3

Опыт 1 Продолжаем работать в парах.

У- Комочек сухой почвы положите в стакан с водой. Что наблюдаете?

Д-Из почвы выходят пузырьки.

Вывод: значит в почве есть воздух. Запишите.

Опыт 2. Возьмите салфетку ,положите на неё немного почвы и сильно сожмите .Стряхните почву .Что осталось на салфетке?

Д- Влажное пятно.

Вывод: В почве есть вода.

У-Моя помощница Люба Чибакова  провела ещё несколько опытов. Послушаем, что у неё получилось.

Опыт 3.Я нагревала землю,  через некоторое время появится дым и неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, образованный из остатков растений и животных. Делаю вывод: значит в почве содержится перегной. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт 4 Прокалённую почву в которой весь перегной уже сгорел насыпала  в стакан с водой и размешала, через некоторое время на дно стакана осел песок и поверх глина .Вывод это говорит о том, что в состав почвы входят песок и глина.

Учитель : Возмите в руки небольшое количество почвы намочите её разомните между пальцами. Проверим можно ли скатать её в шарик?

Согласны ли вы с такими высказываниями. Если почву нельзя скатать в шарик, то в ней много песка, если почва скатывается в шарик , то  в ней много глины.

Почвы, где много песка, хорошо пропускают воду, но не задерживают её.

Почвы где много глины и мало перегноя будут плохо пропускать и воздух и воду.

А Люба продолжит свои наблюдения.

Опыт 5.  Я отпустила почву в стакан с водой тщательно всё размешала и дала отстояться. Взяла несколько капелек воды и поместила на стекло .Стала нагревать его держа над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался тонкий белый налёт . Это минеральные соли. Вывод: Этот опыт показал что в почве содержаться минеральные соли,которые растворяются в воде.

Опыты которые мы провели показали ,что в состав почвы входят. Прочитайте.

Посмотрим, а как дела  по изучению почвы у нашего друга)

Просмотр ролика.

(дождевые черви обогащают почву перегноем….пауза)

Рассказ инопланетянина сравним с  информацией в учебнике.стр 38

Прочитаем.

Уточняем, углубляем наши знания.

У -как вы поняли ? как по-другому называется перегной?

Д- гумус

Просмотр ролика.

У- Как вы поняли эти слова Василия Васильевича Докучаева, что почва для людей дороже нефти и золота? 

Ответы детей. Даже инопланетяне прилетели изучать почву,скажем им спасибо. Нам сегодня было интересно с ними работать. Как вы считаете,а всё ли мы знаем о почве?

Д-Нет, надо ещё много читать и изучать.

Инопланетяне улетели отдыхать после трудных исследований и мы с вами давайте отдохнём.

Физ-ка.(музыкальная)

У-На уроках окружающего мира мы говорим об охране растений и животных ,об охране воды и воздуха. Как вы думаете,надо ли сохранять поверхность земли?

Д-да..

У-давайте посмотрим фотографии.

Какие чувства вы испытали когда смотрели?

Д-Грусть ,тревога

У-Задание «Подумай» по рядам

1ряд

в учебнике стр.39.) выпишите основные причины истощения почвы .

2 ряд  подумайте и запишите

способы охраны почвы.

3 ряд составьте пословицы.

Проверка:

Назовите основные причины истощения почвы.

1.от сильных ветров

2. от проливных дождей

3. неразумная деятельность человека

4.неправильная обработка почвы

5.внесение огромного количества удобрений

6.строительство зданий

7.уничтожение парков и скверов

8.выпас скота

9.вырубка деревьев.

Назовите способы охраны почвы.

1.Снимать слой почвы, перед тем как начинать строительство.

2.Вносить удобрения в почву и ядохимикаты умеренно.

3.Высаживать деревья

4.правильно вести распашку склонов.

5.не засорять мусором землю

Какие вы пословицы и поговорки о земле у вас получились.


Пословицы.
Земля – кормилица. Земля – матушка. Земля не уродит – никто не наградит. Земля семя хранит - человека кормит.

В каком значении здесь дано  слово земля? Земля- верхний плодородный слой земли, в котором растут растения. Вот у меня есть энциклопедия. Которая так и называется Земля. Здесь земля рассматривается как и планета, и как почва.

Здесь есть интересные научные факты связанные с историей, географией.

Очень надеюсь, когда вы вырастите ,мои юные исследователи ,то постарайтесь сделать всё ,что бы наш родной  край был чистым и красивым . И не было бы таких мест ,которые вызывают в душе боль и обиду.

Давайте посмотрим справились ли мы с задачами поставленными на урок.

Что мы сегодня узнали?

В роли кого мы сегодня работали? Поднимите руку для кого сегодня наша работа была полезной  и интересной.

Знания которые получили сегодня  на уроке, где нам пригодятся?

На проверочной работе по теме почва

И в жизни на своём         огороде или даче.

Применяем наши знания в тесте.

Д.З.на выбор

1)Подготовить пересказ о составе  почвы.

Выяснить какая почва у твоей семьи на огороде или дачном участке. Рассказать, как нужно ухаживать за растениями, которые на ней растут.

2) Или подготовить сообщение о животных, которые обитают в почве.

За хорошую работу на уроке, вам награда мультфильм.

Любе оценка-5 за опыты.




Предварительный просмотр:

Проверочная  работа по теме « Почва »

1. Тесты с одним верным ответом:

1 Верхний плодородный слой земли – это ..

А) почва                 

Б) песок                    

В) глина    

г) горные породы

2 В состав почвы не входит…

А) глина                   

Б) перегной                  

 В) камни  

 г) воздух  

д) вода

3 Основное свойство почвы –

А)запах              

Б) плодородие               

В)   темный цвет

            

4 Почва плодородней, если в ней много…

А) воды                     

Б) перегноя                     

В) песка   

г) растений

 

5 В пустыне мало растительности, потому что…

А) не плодородная почва           

Б) не сажают       

В) не ухаживают 

г) там очень жарко

6 Чтобы почва не истощалась, её нужно …

А) рыхлить, поливать              

Б) поливать, удобрять     

В) рыхлить, поливать, удобрять

2 Допишите  фразу.

1. В почве есть: песок, _........, перегной, ___......._, …………_,

2 Чем почва черней, тем она……..

3 Гумус – это ……..

 4. Самая плодородная почва – это …………………

5. В стакан с водой положили кусочек почвы. Появились пузырьки. Значит,  в почве есть ………………..

6. Когда растения умирают – они гниют, образуя……….., а   это вещество снова превращается в ……………соли.

3.  Какие природные явления разрушают почву?

А) листопад, Б) ветер,

в) отлёт птиц, г) потоки дождевых и талых вод,

д) пыльные бури.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 C:\Documents and Settings\Sets\Рабочий стол\6.jpgПогода:------------------------------------------------------------------

                              Тема урока:------------------------------------------------------------

                           Задачи урока:

  1. Продолжить  работу по углублению представлений о ………………….как о верхнем  плодородном слое земли.
  2. В процессе опытов установить состав      ……….
  3. Выявить основные способы защиты …………..     от разрушения.

Задание1. Поиск. Откройте учебник стр .37.

Прочитайте текст, найдите определение. Запишите, что такое почва?

Почва – это----------------------------------------------------------------------

Задание 2.Наблюдение.

Работаем в парах. Рассмотрите образец почвы на ваших столах. Что вы видите? Запишите.

Почва ……………..        цвета. В ней можно заметить остатки  -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

          Задание 3.  Опыты. Запиши состав почвы.                            

                                                Почва                                                

Задание 4. Подумай. Выпишите основные причины истощения почвы .----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Sets\Рабочий стол\6.jpg                       Погода :_____________________________

Тема урока:____________________________________

                           Задачи урока:

  1. Продолжить  работу по углублению представлений о ____________как о верхнем  плодородном слое земли.
  2. В процессе опытов установить состав__________
  3. Выявить основные способы защиты ____________от разрушения.

Задание1.Поиск . Откройте учебник стр .37.

Прочитайте текст, найдите определение. Запишите, что такое почва?

Почва –это _____________________________________

Задание 2.Наблюдение.

Работаем в парах. Рассмотрите образец почвы на ваших столах. Что вы видите? Запишите.

Почва ____________цвета. В ней можно заметить остатки ___________________________________________________________________

Задание 3. Опыты.  Запиши состав почвы.                                        

                                               Почва

 Задание 4.Подумай и запиши способы охраны почвы.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Sets\Рабочий стол\6.jpg                       Погода :_____________________________

                              Тема урока:____________________________________

                           Задачи урока:

  1. Продолжить  работу по углублению представлений о ____________как о верхнем  плодородном слое земли.
  2. В процессе опытов установить состав __________
  3. Выявить основные способы защиты  ____________ от разрушения.

Задание1.  Поиск . Откройте учебник стр .37.

Прочитайте текст, найдите определение. Запишите, что такое почва?

Почва – это _____________________________________

Задание 2. Наблюдение.

Работаем в парах. Рассмотрите образец почвы на ваших столах. Что вы видите? Запишите.

Почва ____________цвета. В ней можно заметить остатки ___________________________________________________________________

Задание 3. Опыты.  Запиши состав почвы.                                        

                                               Почва

 Задание 4.Подумай.  Составьте  и запишите пословицы.

1.Земля                                         никто  не наградит.

2.Земля                                        человека кормит.

3.Земля не уродит                     кормилица.

4.Земля семя хранит                  матушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почва-среда обитания растений и животных.

Урок знакомит с составом , образованием  и охраной почвы....

Урок окружающего мира по теме: "Растения и животные".

Урок окружающего мира для 1 класса по программе "Школа 2100".Цель: дать представление о роли растений в жизни животных....

Окружающий мир. 4 класс Тема «Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие и охрана почв».

Сценарий урока соответствует требованиям ФГОС.. Учитель применяет исследовательские и проектные методы обучения.  Учащиечя работают в группах, учатся анализировать свою деятельность....

Урок окружающего мира по теме Растения и животные леса. 4 класс.

Урок окружающего мира по теме «Растения и животные леса» 4 класс.Тема:    Растения  и животные леса.Цель урока: углубить знания детей  о растениях и жи...

Урок окружающего мира "Среда обитания - что это такое?"

Класс: 2Предмет: Окружающий мирУчебник, авторы: «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»Тема урока: Среда обитания – что это такое?Тип урока: отк...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Среда обитания-что это такое?" (2 класс, УМК "Начальная школа XXI века")

Цель урока: формирование знаний о понятии «среда обитания», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны и понятие «цепь питания».Задачи урокаДидактические:1. Знать понятие ...

Конспект урока. Дикие и домашние животные. Сравнение среды обитания.

Окружающий природный мирДикие и домашние животные. Сравнение среды обитания....