Урок окружающего мира "Мои помощники-органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Начальная школа ХХI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_pomoshchniki_-_organy_chuvstv.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 35

Конспект открытого урока окружающего мира в 1 «А» классе

«Твои помощники – органы чувств»

Подготовила: учитель начальных классов

Спицына Татьяна Валерьевна

2014

Тема: «Твои помощники-органы чувств»
Тип урока: Урок-практикум с исследовательской деятельностью
Цель:  Создать условия для формирования представления об органах чувств, их практическом значении для человека. Способствовать формированию  исследовательских навыков на примере изучения органов чувств. Воспитывать культуру поведения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся проявлять заботу о своём здоровье, соблюдать правила гигиены.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия: определяют тему, цель урока, дают оценку своей деятельности на уроке, усваивают необходимость гигиенических норм);

коммуникативные универсальные учебные действия: учатся взаимодействовать  друг с другом, участвовать  в коллективном обсуждении, развивают умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать одноклассников, вступать в диалог (работа в группах);

познавательные универсальные учебные действия: овладевают  начальными формами исследовательской деятельности (проводят коллективное исследование, формируют понятия).

Личностные:

Проявляют желание и умение ответить на вопрос, определяют, какое значение и какой смысл имеют для него приобретаемые знания.

Ход урока

  1. Организационный момент .

-Здравствуй солнце! Здравствуй день!

Подарите друг другу улыбки. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало.

 Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

А теперь сядут, те, чьи ушки и глазки готовы к работе, а ротик готов отвечать на уроке.

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

2.      Повторение пройденного. Проверка домашнего задания.

Дети дома  изображали спецмашины («Скорую помощь», пожарную машину, полицейскую машину, аварийную службу спасения) и запоминали номера экстренных вызовов.

Обучающая структура КОНЭРС. В углах - изображения спецмашин.

-Какую помощь вы считаете самой важной и почему? Какой номер телефона поможет выбрать нам соответствующую помощь. Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол.

3.     Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

- Сегодня к нам на урок пришёл гость. Попробуйте отгадать  кто это. Жил он в дремучем лесу, был он одинок, его боялись люди, потому что он был огр, но со временем у него появились друзья: весёлый осёл и кот в сапогах, он нашёл своё счастье с Феоной. Кто же это?

- Правильно Шрек. А пришёл он к нам за помощью. Фея крёстная, наказала его за то, что он купался в грязи, ковырял в ушах различными предметами и не любил мыться. Он и так был не красавец, а сейчас выглядит совсем странно.

Закройте глазки и не подглядывайте, Шрек  очень стесняется. Презентация №1. Фея оставила его без помощников. Давайте ему поможем справиться с колдовством.

- Скажите, сможет он теперь увидеть свой любимый лес и друзей? А почему, какого помощника ему не хватает?                        

- Почему он не сможет услышать пение Феоны и шум леса?

- Какого помощника ещё нет у Шрека, что бы почувствовать запах цветов?

- А что бы почувствовать вкус еды, какой помощник ему нужен?

- Какого помощника ещё нет у Шрека, что бы он смог обнять Феону и почувствовать её тепло?

- Теперь Шрек стал прежним, но всё-таки он ещё не совсем понял для чего нужны эти помощники и как их надо беречь. И в этом ему поможем мы.

-Может быть кто то уже догадался какая тема сегодняшнего урока?

- Правильно «Наши помощники», а уши, нос, глаза – это части нашего организма. Значит это что…? (органы)

- Раз эти органы помогают нам чувствовать запах, чувствовать вкус, чувствовать тепло – это, органы чего? (чувств)  Правильно тема нашего урока «Наши помощники – органы чувств». На уроке мы с вами выясним, какая же «профессия» у каждого органа и Шреку поможем понять, зачем и как их надо беречь. И  к концу урока мы с вами  должны решить, почему органы чувств можно назвать помощниками человека?

4.    «Открытие»  детьми нового знания.

- Что бы нам с этим разобраться, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? ( Это люди, которые что-то изучают.)

Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? (Мы будем исследовать человека).

- Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы. Давайте приступим к исследованию.

1.Исследование органа зрения

  Обучающая структура МИКС-ФРИЗ-ГРУП

-Сгруппироваться по столько человек , сколько предметов живой природы вы увидели на доске.

-Сгруппироваться по столько человек, сколько фигур, имеющих углы,  вы увидели на рисунке.

-Что помогло нам  увидеть предметы живой природы, распределить предметы по группам? Что мы смогли определить с помощью глаз?  

- Кто догадался, глаза – это орган чего? (зрения) Правильно, глаза –это орган зрения, главные помощники, которые помогают нам видеть  окружающий мир, узнавать объекты по внешним признакам.

-Как называется специалист в области зрения? (Детям предлагается выбрать слово из предложенных : дерматолог, окулист - офтальмолог, лор- отоларинголог).

-Что окружает глаз? (веки, брови, ресницы)

- Зачем они нужны? (Веки и ресницы защищают от пыли и яркого света. Брови- задерживают капельки воды и пота, и не дают попасть в глаза.)

-Сам человек тоже должен заботиться о своем зрении. Как вы думаете, а надо ли беречь глаза? Давайте попробуем сформулировать  правила, которые позволяют сохранить зрение. Учебникс.58

Не читать лежа.

Не смотреть телевизор близко от экрана.

Читать и писать при хорошем освещении.

Оберегать глаза от повреждений.

Гимнастика для глаз.

«Бабочка»: сильно зажмурить глаза, потом открыть и быстро-быстро поморгать.

«Сова»: сильно зажмурить глаза, потом широко распахнуть их.

-Есть люди, которые плохо видят или не видят совсем. Как им ориентироваться в окружающем мире? (трость, собака-поводырь, светофоры с сигналом)

- Каким образом такие люди получают образование? (СПЕЦИАЛЬНЫЕ КНИГИ ДЛЯ СЛЕПЫХ, они читают с помощью пальцев).

  1. Исследование органов слуха

. - А теперь я предлагаю немного расслабиться. Можете закрыть глаза, устройтесь поудобнее.

- Определите, что это? (идут звуки: ливень с громом, море с чайками, мурлыканье кошки)

  -   Речь людей, пение птиц, шум ветра-всё это  звуки окружающей нас природы. Какой  орган позволяет нам это почувствовать?

     - В научной среде ухо – орган слуха. У каждого человека своя форма ушей. Снаружи ухо напоминает раковину, она так и называется – ушная раковина.

       - Как мы слышим звук?

- Как называется специалист, занимающийся лечением уха, горла, носа?

(ЛОР – отоларинголог)

- Как вы думаете, а нужно ли беречь орган слуха? Как? (Необходимо следить за чистотой ушей, мыть их теплой водой, избегать попадания инородных предметов)

    - Для слуха нет ничего вреднее, чем шум. Слишком громкие звуки приводят к   разрушению рецепторов звука. Сегодня в городах проблема шума стала острой, как никогда.

 -Ребята, есть еще одна проблема. В нашем обществе встречаются слабослышащие и совсем глухие люди. Как же им общаться друг с другом и с нами?  

Существует язык жестов.

Давайте попробуем с помощью языка жестов показать слова КРОВАТЬ,ЧАЙНИК ит.д..

- Молодцы!

Физминутка (массаж ушных раковин раковин- активизация деятельности мозга).

  1. Исследование органа обоняния

(Учащимся выдаются пробирки с ароматическими веществами и с простой водой)

-Закройте носы и попытайтесь определить, что в какой пробирке находится. Можно посмотреть, понюхать. Что вы почувствовали?

-Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? ( С помощью носа мы чувствуем запах)

Проведем второй опыт.

-Сможете ли вы с закрытыми глазами  определить по запаху предмет?

(закрывают  глаза, даю понюхать апельсиновую дольку, лук, духи)

-Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название  обоняние. Большинство людей могут распознать около 4000 различных запахов, а некоторые – даже до 10000. Когда запах достигает задней стенки носа, нервы, реагируя на него, сообщают об этом мозгу.

- Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Всегда ли запахи, которые мы ощущаем нам приятны? Приведите примеры.

-Обратите внимание, как правильно улавливать запахи. Вещества бывают разные, некоторые могут повредить слизистую носа.  (Показываю, как правильно нюхать незнакомые вещества)

-Могут быть и вредные запахи (выхлопы газа, заводы, мусор, краска). Запах гари может предупредить об опасности - о пожаре.

 И этот орган то же надо беречь, кто знает как?

4.Исследование органа вкуса.

 Давайте исследуем ещё один орган (стаканы с водой: солёная, сладкая, кислая, простая).

 Посмотрите, понюхайте,  попробуйте. Какой орган помог нам определить вкус? Как по научному сказать, язык это орган..?  Это орган, помог нам определить…? 

- Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык. Они называются вкусовыми сосочками. Существует 4 основных вкуса: сладкий, соленый, горький и кислый. Каждый из них мы ощущаем различными участками языка.  Кончик языка определяет сладкое, боковые стороны чувствуют соленое и кислое, задняя зона различает горькое. Язык также различает горячее, холодное и боль.

Язык - орган вкуса, который помогает нам узнавать вкусовые признаки предметов. Но только ли в этом заключается назначение языка? (Это еще главный орган речевого общения людей).

Орган вкуса тоже надо беречь, а кто знает как?

Физкультминутка

Мы с вами немного отдохнули и теперь можем продолжать наше исследование дальше.

5. Исследование  органа осязания

Игра: «Волшебная корзинка» ( яблоко, клубок, мячик, апельсин) (дети трогают предметы в рукавичке),  А теперь попробуй без рукавички.

- Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? ( При помощи рук)

-Но ведь сначала вы пользовались  рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи рук. При помощи кожи. На руке есть кожа.) Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния и вкуса?

Игра «Узнай предмет» ( Дети исследуют предметы, заведя руки за спину, и называют их –(кружка, вата, игрушка) - При помощи чего вы отгадали предметы?

На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа- это орган осязания.

Правильно сказали, а я еще хочу добавить: Лучше всего мы ощущаем подушечками пальцев, потому что в них сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний.

-Как называется специалист, который занимается проблемами кожи?( дерматолог)

- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Не допускать ожогов, обморожения ит.д.)

Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?

Теперь дадим их общее название - ОРГАНЫ ЧУВСТВ.

5. Закрепление.

Работа по карточкам. Соедини стрелочкой картинки предметов  и органы чувств, которые помогут их распознать.

Взаимопроверка.

1 вопрос: Что вы нового узнали на уроке?

2 вопрос: Ответили ли мы на вопрос, заданный в начале урока?  Почему органы чувств можно назвать помощниками человека?

Выводы:

-Органы чувств - наши верные помощники.

-Они помогают узнать, что происходит  в окружающем мире.

-Они показывают нам разные признаки и свойства. 

6. Итог урока. Рефлексия.

Мы с вами хорошо потрудились, провели исследования и Шрек всё понял и снова со своими друзьями.

Я думаю, что теперь Шрек, будет бережно относится к своим помощникам.  Понравился вам урок?

Оцените свою работу на уроке  при помощи смайликов.

Иногда можно услышать такое выражение «Шестое чувство». О каком чувстве идет речь? Попробуйте узнать, спросить у родителей или в других источниках информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающий мир "Многогранный мир чувств"

Конспект урока и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема урока "Многогранный мир чувств"...

урок окружающего мира 1 класс "Твои помощники-органы чувств"

Урок по Образовательной  системе "Школа 2100"Данный урок поможет познакомить учащихся с нашими органами чувств, их значением и защитой, формирует общую культуру учащихся, воспитывает бережное отн...

Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"

Разработка урока  окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....

Презентация к уроку по окружающему миру "Наши помощники - органы чувств"

Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века")...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: "Наши помощники - органы чувств"

Данный урок входит в раздел  «Кто ты такой». При изучении нового материала  применяется методика наглядного обучения, методика практического обучения, методика словесного обучения, игровые м...

Урок - проект "Наши помощники - органы чувств"

Урок- проект для 2 классса УМК  21 век....

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...