Окружающий мир 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Васильева Нина Калениковна

Урок Окружающий мир   2 класс. Тема: Какие бывают животные? (А.А Плешаков)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какие бывают животные? Окружающий мир 2 класс

Слайд 2

Разгадай кроссворд 1 2 3 4 5 6 Ответ ж а б а в о л к к о т к р о т с л о н ё ж

Слайд 3

Назови все эти существа одним словом. 1 2 3 4 5 6 ж а б а в о л к к о т к р о т с л о н е ж ж и в о т н ы е

Слайд 4

Животных можно группировать по числу ног и по покрову тела. Название группы Количество ног Покровы … … … … … … Какие группы животных вы уже знаете?

Слайд 5

Насекомые. Название группы Количество ног Покровы Насекомые 6 -

Слайд 6

Отгадай загадку. Плавают под мостиком И виляют хвостиком. По земле не ходят, Рот есть, да не говорят, Глаза есть — не мигают, Крылья есть — не летают. Рыбы.

Слайд 7

Чем рыбы отличаются от других животных? Название группы Количество ног Покровы Рыбы плавники чешуя

Слайд 8

Назови этих животных. К какой группе их можно отнести? Птицы.

Слайд 9

Что отличает птиц от всех остальных животных? Название группы Количество ног Покровы Птицы 2 ноги 2 крыла перья

Слайд 10

Назови этих животных. К какой группе их можно отнести? Звери.

Слайд 11

Что объединяет этих животных? Название группы Количество ног Покровы Звери 4 шерсть

Слайд 12

Работа по учебнику. Прочитай первый текст на стр. 60- 61 учебника. 2. О какой группе животных ты прочитал? Чем она отличается от других?

Слайд 13

Назови этих животных. Где они обитают? Лягушка Жаба Эти животные обитают на суше и в воде. Их называют – ЗЕМНОВОДНЫЕ .

Слайд 14

Земноводные. Название группы Количество ног Покровы Земноводные 4 голая кожа

Слайд 15

Земноводные. Земноводных (лягушек, жаб, тритонов) можно обнаружить в пруду, озере и речке. В ран- нем возрасте все они живут в воде и дышат жаб- рами, подобно рыбам. Когда же малыши-головас- тики подрастут, они теряют жабры и начинают дышать лёгкими, как и все наземные животные. Все земноводные – хищники. Они ловят на- секомых, поедают червей и моллюсков. А голо- вастики питаются подводными растениями.

Слайд 16

Это пресмыкающиеся. Назови этих животных.

Слайд 17

Пресмыкающиеся Название группы Количество ног Покровы Пресмыкающиеся 4 роговые чешуйки

Слайд 18

Пресмыкающиеся Обитают преимущественно на суше. Болот- ные и морские черепахи, морские змеи и крокоди- лы часть времени проводят в воде. Кожа у прес- мыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. У некоторых пресмыкающихся роговые пластинки срослись с костями. Передние и задние ноги у них выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют.

Слайд 19

Земноводные квакша древолаз жаба тритон озерная лягушка

Слайд 20

1. Земноводные как и рыбы могут жить в воде, мечут икру. 2. Хорошо плавают, ныряют. 3. Вместо плавников у них 4 лапки с перепонками между пальцев. 4. В отличии от рыб земноводные дышат не жабрами , а легкими. Поэтому они не могут находиться в воде постоянно. 5. Их тело покрыто тонкой влажной кожей, которую необходимо смачивать водой.

Слайд 21

Пресмыкающиеся (рептилии) ящерица черепаха крокодил хамелеон змея

Слайд 22

1. Пресмыкающиеся несут яйца, но не высиживают их как птицы 2.Могут жить в воде , на суше, под землей 3. 4 конечности 4. Ползают 5. Кожа у них сухая, покрыта ороговевшими чешуйками

Слайд 23

Дайте характеристику каждой группе животных и приведите свои примеры. Название группы Количество ног Покровы Звери 4 ноги шерсть Птицы 2 ноги, 2 крыла перья Рыбы плавники чешуя Насекомые 6 ног - Земноводные 4 ноги голая кожа Пресмыкаю-щиеся 4 ноги роговые чешуйки

Слайд 24

1 4 3 2 5 6 Ответ Змеи, ящерицы, черепахи отно- сятся к группе … п р е с м ы к а ю щ и е с я У большинства этих животных тело покрыто шерстью. з в е р и Лягушки и жабы относятся к особой группе - … з е м н о в о д н ы е Тело этих животных покрыто чешуёй в виде колечек. р ы б ы «Дети воздуха» - так называют этих животных. т и ц ы У этих животных три пары ног, а кроме двух глаз бывают ещё три маленьких – на лбу. н с к м е



Предварительный просмотр:

Васильева Нина Калениковна МБОУ «Станковская начальная общеобразовательная школа»

Пример  комплекса учебных задач по окружающему миру по теме «Какие бывают животные» ( 2 класс)

Основное содержание темы:

Дидактическая единица 1. Насекомые, рыбы,  птицы, звери

Важнейшие признаки насекомых, рыб, птиц, зверей

Дидактическая единица 2. Земноводные

Происхождение земноводных        

Дидактическая единица 3. Пресмыкающиеся

Отличительные признаки земноводных и пресмыкающихся

Дидактическая единица 4. Разнообразие и красота мира животных.

Связь между различными видами животных.

Дидактическая единица 5. Охрана животных

Связь между природой и человеком. Красная книга

Учебные действия:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

-устанавливать различия между группами животных.

-Показать зависимость строения животных от их образа жизни

-работать в паре: называть и классифицировать животных, осуществлять самопроверку

-Приводить примеры  насекомых, рыб, птиц, зверей своего края

-Анализировать и оценивать последствия деятельности человека.

-Усвоить правила поведения на природе.

-Овладевать умением высказывать свою точку зрения.

-Формулировать вывод.

-Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Лабораторные и практические работы

Экскурсии

Экскурсия  «Животные своего края»

Планируемые образовательные результаты:

  • Личностные:

1.Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

2.Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение темы в процессе познавательной деятельности.

  • Метапредметные:

- способность строить, изучать схемы и устанавливать причинно-следственные связи

- способность решать проблемы, принимать решения, осуществлять информационное взаимодействие

- умение полно и точно выражать свои  мысли, аргументировать точку зрения, вступать в диалог, эффективно работать в паре и группе.

  • Предметные:

- владение базовым понятийным аппаратом (насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся).

-выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни

- способность выделять существенные признаки  разных видов животных.

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для интеллектуального развития.

-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Когнитивный процесс

Пример учебного задания

Планируемый результат решения учебных задач

Тип электронных образовательных ресурсов

Помнить – извлекать необходимую информацию из памяти

  • Узнавание,
  • Припоминание

Приведите примеры животных

опираясь на знания полученные в 1 классе.  

Осознание личностной значимости  изучаемой темы.

Способность приводить конкретные примеры.

Демонстрационные:

фотографии,

иллюстрации, презентация

Понимать – создавать значения на базе учебных материалов или опыта

  • Интерпретация
  • Приведение примеров
  • Классификация по внешним признакам
  • Обобщение
  • Умозаключение
  • Сравнение
  • Объяснение

Работая в группах, определите разнообразие животных?

Разгадывая кроссворд, назовите  разные группы животных?

Объясните какую пользу приносят  животные?

Покажите связь между разными группами животных.

Умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать точку зрения, личную позицию.

Способность решать проблемы, принимать решения.

На основе таблицы анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию.

Памятки – таблицы.

Иллюстрации, кроссворд  

Презентация.

Применять – использовать процедуру

  • Исполнение
  • Применение

Части каких животных объединены на рисунке с. 61учебника.

Дорисуйте части тела животных .

Развитие познавательного интереса.

Анализировать – вычленять из понятия несколько частей и описывать то, как части соотносятся с целым

  • Дифференциация
  • Организация
  • Соотнесение

Работа с учебником.

-Изобразите  с помощью схематического рисунка главные признаки зверей.

Сравните  животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся).

 СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД, КАК  ИХ МОЖНО РАЗЛИЧИТЬ.

Умение полно и точно выражать свои мысли.

Развитие познавательного интереса.

Оценивать – делать суждения, основанные на критериях и стандартах

  • Проверка
  • Критика

Зависит ли строение тела животного от его образа жизни?

Умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свой выбор, личную позицию.

Создать – соединить части, чтобы появилось что-то новое, и определить компоненты новой структуры

  • Генерация
  • Планирование
  • Производство

1.приготовить сообщение о любом животном.

Подумайте и обсудите с родителями:

- как человек может нарушить связи в природе?

Использование приобретенных знаний в повседневной жизни.


Учебный предмет:  Окружающий мир   2 класс

УМК  «Школа России»

Тема: «Какие бывают животные»

Цель:  Обобщить знания о животных                                                                                                                                                  

           Научить разделять животных на группы

           Показать зависимость строения животных от их образа жизни

           расширить представления учащихся о животных.

Задачи:

  • обобщить знания детей о животных, о группах животных: насекомые, рыбы, птицы, звери;
  • закрепить знания детей о признаках животных разных групп;
  • познакомить с группами : земноводные и пресмыкающиеся, с основными отличиями животных этих групп;
  • развивать умение самостоятельно работать с учебником, находить основные сведения;
  • воспитывать интерес к жизни животных, бережное отношение к природе.

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: презентация «Какие бывают животные», компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.

Для учащихся:  учебник  для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, таблицы, тексты для исследовательской работы, рабочие листы, иллюстративный материал.

Структура урока:

I.Организационный момент.

 II Проверка домашнего задания.

III Сообщение темы цели  урока.

IV.    Работа по теме урока.

V.  Физминутка.

VI. Ознакомление  с новым материалом.

VII.Сообщения учащихся.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

IX. Проверка работы.

X.  Итог урока.

XI. Дом. задание

Урок по окружающему миру во 2 классе.

( Программа А.А. Плешакова)

Тема: Какие бывают животные?

Цель:  Обобщить знания о животных                                                                                                                                                  

           Научить разделять животных на группы

           Показать зависимость строения животных от их образа жизни

           расширить представления учащихся о животных.

Задачи:

  • обобщить знания детей о животных, о группах животных: насекомые, рыбы, птицы, звери;
  • закрепить знания детей о признаках животных разных групп;
  • познакомить с группами : земноводные и пресмыкающиеся, с основными отличиями животных этих групп;
  • развивать умение самостоятельно работать с учебником, находить основные сведения;
  • воспитывать интерес к жизни животных, бережное отношение к природе.

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: презентация «Какие бывают животные», компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.

Для учащихся:  учебник  для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, таблицы, тексты для исследовательской работы, рабочие листы, иллюстративный материал.

Ход урока.

I Оргмомент.

II Проверка домашнего задания по теме: «Какие бывают растения?»

III Сообщение темы цели  урока.

Слайд 2. (смена картинок по щелчку)

- Разгадайте кроссворд.       (по картинкам назовите животных)

Жаба

Волк

Кот

Крот

Слон

Ёж

Назови все эти существа одним словом. Слайд 3

- Какое слово открылось в выделенных клетках?  (животные)

- Ребята, о ком мы будем говорить на уроке? (о животных)

- Сегодня мы будем говорить о животных и о том, какие они бывают.

IV.    Работа по теме урока.

- В прошлом году мы познакомились с несколькими группами животных. Перечислите их. (насекомые, рыбы, птицы, звери)

Как можно группировать животных?       Слайд 4 

Животных можно группировать по числу ног и по покрову тела.

- Посмотрите на фотографии животных. Назовите их.    Слайд 5

- К какой группе относят эти животные? (насекомые)

- Назовите отличительные признаки насекомых. (шесть ног)

-Отгадайте загадку

Плавают под мостиком

И виляют хвостиком.

По земле не ходят,

Рот есть, да не говорят,

Глаза есть – не мигают,

Крылья есть -  не летают.

-. (рыбы)      Слайд 6.

- Какие рабы вам известны?

Чем рыбы отличаются от других животных? (живут в воде, тело покрыто чешуей) Слайд 7

- К какой группе относятся животные на фотографиях? 

(птицы) Слайд 8

- По каким признакам вы определили принадлежность этих животных к группе «Птицы»? (тело покрыто перьями) Слайд 9

- Какие из этих птиц вам известны?

- Какие птицы встречаются в нашей местности?

-  Перечислите изображенных животных. Назовите группу, к которой они относятся. (звери)  Слайд 10.

- Какое еще название этой группы вам известно? (млекопитающие)

- Почему их так называют? (кормят своих детёнышей молоком)

- В чем главное отличие зверей от других животных? (их тело покрыто шерстью,  выкармливают детенышей молоком, четыре конечности) Слайд 11.

- Перечислим еще раз известные группы животных. (насекомые, рыбы, птицы, звери)

V. Физминутка.

VI. Ознакомление  с новым материалом.

1. Работа по учебнику                 Слайд 12

- Сегодня мы познакомимся еще с двумя группами. Слайд 13.   

 (по щелчку всплывает названия группы – земноводные,)

- Прочитайте названия группы .

- Как вы думаете, почему они получили такое название?

- Какие животные относятся к группе земноводные?

- Какие отличительные признаки имеют земноводные ?  Слайд 14

Информация о земноводных. Слайд 15

Слайд 16.    (по щелчку всплывает названия группы – пресмыкающиеся,)

- Прочитайте названия группы .

- Как вы думаете, почему они получили такое название?

- Какие животные относятся к группе пресмыкающиеся?

-Какие отличительные признаки имеют пресмыкающиеся?  Слайд 17

Информация о Пресмыкающихся Слайд 18

2. Исследование в малых группах.

Каждой группе предлагается:

Тексты;

Рабочие листы

Иллюстративный материал

Цель исследования: изучить разные материалы для того, чтобы выявить отличительные особенности земноводных и пресмыкающихся.

1 группа.

Происхождение земноводных.

- Найдите корень в слове «земноводные» (если дети не определят сами, то помогает учитель -  «зем» и «вод»)- Эти два корня указывают на то, что животное обитает и на земле, и в воде. Это удивительные существа! Они могут жить в воде и на суше, могу спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то, очень давно, их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги с перепонками между пальцами, а из воздушного пузыря — легкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.

Рабочий лист.

Мы узнали, что это животное так называется потому, что_________

При размножении земноводные _________

Чем питаются земноводные?

2 группа.

Чем покрыто тело у земноводных?

- Кожа у них тонкая и влажная. Периодически ее надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Мы часто видим лягушек и жаб. А это довольно загадочные животные. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Могут дышать кожей. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! Их выпученные глаза видят все, что находится впереди и сзади, одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Язык у них прикреплен к челюсти не задним концом, а передним, поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперед.

Рабочий лист.

Чем покрыто тело у земноводных?

Назовите представителей земноводных.

Почему лягушке надо смачивать кожу?

Какую роль играет кожа для лягушек?

3 группа.        Пресмыкающиеся

- Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей, в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают своих детенышей. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь.

Рабочий лист.

Место обитания пресмыкающихся.

Особенности размножения.

Кожа покрыта___________

3. Обмен информацией  о земноводных. Слайд  19 (переход по щелчку).

Каждая группа выходит к доске, по очереди рассказывают об отличительных признаках земноводных. По ходу учитель демонстрирует слайды.

- Кто относится к земноводным? (жабы, лягушки, тритон)

- Какие признаки присущи земноводным и только им, а какие присущи и другим животным?( земноводные как и рыбы могут жить в воде, мечут икру, хорошо плавают, но в отличии от рыб земноводные дышат не жабрами , а легкими. Поэтому они не могут находиться в воде постоянно. Вместо плавников у них 4 лапки с перепонками между пальцев. Их тело покрыто тонкой влажной кожей, которую необходимо смачивать водой)

Слайд 20.

- Можем ли мы теперь ответить на вопрос, какие отличительные признаки присущи только земноводным? (тело покрыто тонкой влажной кожей, которую необходимо смачивать водой)

4. Организация информации о  пресмыкающихся.

- Следующая группа животных – пресмыкающиеся или, как их еще называют рептилии. Слайд 21 (переход по щелчку).

Представление информации группы детей.

- Посмотрите, кто относится к этой группе? (черепахи, крокодилы, ящерицы, хамелеоны)

-Какие признаки присущи пресмыкающимся и только им, а какие присущи и другим животным? ( пресмыкающиеся несут яйца, но не высиживают их как птицы, могут жить в воде , на суше, под землей, 4 конечности, ползают, кожа у них сухая, покрыта ороговевшими чешуйками)

Слайд  22. (переход по щелчку)

- Что же отличает пресмыкающихся от других животных? (кожа у них сухая, покрыта ороговевшими чешуйками)

VII.Сообщения учащихся.

 Подготовленные ученики коротко рассказывают о некоторых представителях группы.

Слайд 21(переход назад по гиперссылке, смена фотографий рептилий по щелчку - змея)

Ученик 1.Температура тела у змеи зависит от температуры воздуха. Не все змеи ядовиты. Свою добычу змеи проглатывают целиком, предварительно впрыснув в жертву яд. Яд — видоизмененная слюна, которая скапливается у змеи в особых железах на голове. С помощью раздвоенного языка змеи и ящерицы ощупывают предметы и чуют добычу. Змеи никогда не закрывают глаза. Их глаза всегда закрыты прозрачными веками, сквозь которые животное видит. Старую кожу змеи снимают.

- К группе пресмыкающихся относятся ящерицы. Самые большие из них — вараны. Существуют безногие ящерицы. Самой удивительной ящерицей является хамелеон.

Слайд 21 (по щелчку фото - хамелеон )

Ученик 2. Это удивительная ящерица. Глаза хамелеона могут поворачиваться в разные стороны: один будет смотреть вперед, а другой — назад или вниз. У хамелеонов длинный и гибкий хвост, на котором они могут висеть вниз головой, уцепившись за ветку. Добычу хамелеон ловит, «выстреливая» своим длинным языком, который выбрасывает вперед. Хамелеоны могут менять свой цвет для того, чтобы спрятаться от врага или стать невидимым для своей жертвы.

- И еще одна рептилия, о которой вам расскажут, это — крокодил.

Слайд 21 (по щелчку фото - крокодил)

Ученик 3. Крокодилы похожи на больших ящериц. Самый большой крокодил достигает в длину 10 метров. Крокодилы едят мясо и рыбу. Во время охоты они прячутся в засаду. Звери приходят на водопой, и крокодилы набрасываются на них из воды. Могут поймать животное, которое переплывает реку. Лежат крокодилы тихо, из воды видны только глаза. Схватив жертву, крокодил уносит ее под воду и топит.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

- Заполните таблицу с помощью учебника. (Дети заполняют таблицу )

Название группы

Количество ног

Покровы

Насекомые

Рыбы

Птицы

Звери

Земноводные

Пресмыкающиеся (рептилии)

IX. Проверка работы.

 Слайд 23. (по щелчку появляются отличительные признаки групп)

X.  Итог урока.

Слайд 24. По загадкам определяют животных

С какими новыми группами животных познакомились на уроке?

Какие отличительные особенности  есть у этих групп?

Сколько групп животных занесено в кроссворд? Назовите эти группы.

Назовите  представителей этих групп.

Что вам понравилось и запомнилось на уроке больше всего?

XI. Домашнее. задание. с.60-63 читать, знать отличительные признаки групп.

Подготовить небольшой рассказ о понравившемся животном, рисунок или фото


Литература:

Т.Н. Максимова  Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир: 2 класс» - М.: Издательство «Вако», 2012

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. / Сост. П.Р. Ляхов; – М.: ООО «Фирма «Издательство

От земли до неба: атлас- определитель : пособие для учащихся /   А.А. Плешаков – М.: Издательство «Просвещение», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...