Главные вкладки

    Проект по окружающему миру в 3 классе по теме "Разнообразие природы родного края"
    проект по окружающему миру (3 класс) на тему

    Проект по теме "Разнообразие природы родного края". Конспект занятия в 3 классе по проектной деятельности "Мир природы Липецкой области". ЭТАП ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект по теме «Разнообразие природы родного края»

    Цель: познакомиться с разнообразием  природы родного края.

    Планируемые результаты

    Предметные

    Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

    Метапредметные

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

    Ход занятия

    1. Организационный этап.

    Добрый день и добрый час!

    Как я рада видеть вас!

    Друг на друга посмотрели,

    Улыбнулись и присели.

    1. Разминка.
    1. Начнём наше занятие с разминки:

    Прослушайте и закончите стихотворение:

    Посмотри, мой милый друг,
    Что находится вокруг?
    Небо светло – голубое,
    Солнце светит золотое,
    Ветер листьями играет,
    Туча в небе проплывает.

    Поле, речка и трава,
    Горы, воздух и листва,
    Птицы, звери и леса,
    Гром, туманы и роса.
    Человек и время года –
    Это всё вокруг …. (природа)

    1. Отгадывание ребуса.

    Отгадайте ребус:  Р 1 а

    - Молодцы, правильно!

    Сформулируйте тему нашего занятия? (открыть на доске Тема «Разнообразие природы родного края»)

    - Да, мы сегодня продолжим разговор о природе нашего родного края.

    О чудесном нашем крае

    Будет разговор,

    О прекрасном милом крае,

    Где мы все живём.

    Ребята, напомните мне ,пожалуйста,  как называется край, в котором мы с вами живём? (Липецкая область)

    Творческое название нашего проекта «Мир природы Липецкого края»(открыть на доске)

    1. Актуализация ранее изученного

    1)Давайте вспомним, что такое природа.

     Заполните  кластер «Природа».

    Работать будем в группах по 4 человека. Вспомним правила работы в группе.

    (Один учащийся на интерактивной доске собирает определение слова «Природа», второй -  на доске заполняет кластер, остальные в группах заполняют кластер)

    Природа

                                Неживая                                                                       Живая

    Полезные ископаемые  Реки                                            Растения             Животные

                                                          Травы   кустарники  деревья                  

                                       Звери  птицы  насекомые  рыбы земноводные  пресмыкающиеся      

    Замечательно!

    - А к каким  частям  нашего кластера мы отнесём карточки со словами «вода»,  «берёза», «воробей», «карась», «книга»?

    (Книга – лишнее слово, не относится к природе, это изделие. Оно сделано руками человека)

    - Ребята, как слово «книга» связано с сегодняшним занятием? ( Сегодня мы оформим книгу природы нашего края  Липецкой области.)

    Какова цель нашего проекта?(Изучить природу нашего Липецкого края и создать книгу природы Липецкой области.)

    Какова практическая значимость нашего проекта?

    (Практическая значимость данной работы заключена в разработке книги, материал которой можно использовать для работы на уроках окружающего мира, во внеклассной работе.)

    Давайте вспомним, какие вопросы мы поставили на начальном этапе проекта?

    Основополагающий вопрос: Почему природу надо изучать?

    Проблемный вопрос:  Богата ли своим разнообразием природа Липецкой области?

    Гипотеза. Мы предположили, если в нашем крае есть различные природные сообщества: леса, луга, реки – то мир природы Липецкой области богат и разнообразен.

    4.Повторение этапов работы над проектом.

    Давайте вспомним, как мы работали над проектом.

    1. Разделились на группы: Географы, Ботаники, Микологи, Зоологи, Экологи.

    И отправились добывать информацию.

    2)Этап сбора информации.

    - Как получали информацию?

    Работали с литературой, консультировались с учителем географии Уразовой О.Ю. и с учителем биологии Карцевой С.Д.

    3)Отбирали информацию и оформляли странички книги.

    4) Творческий отчёт групп. Презентация проекта.

    - А сегодня группы  подготовили творческие отчёты о проделанной работе и представят свои странички, из которых мы составим Книгу природы.

    А кластер, который мы составили – это содержание нашей книги.

    Слово предоставляется географам.

    Стихотворение Руднев Роман.

    Лип медовых шатры,

    И берёз лебединые взлёты.

    Дона тихого омуты

    И Сосны широкой разлив…

    Есть такая земля –

    Вековечной любви и заботы,

    И печали, и веры,

    Что душу берут на разрыв.

    И это наша родная Липецкая земля.

    Мы  изучали неживую природу Липецкой области.

    Меня интересовали реки нашего края.

    Я захотел узнать, какие реки протекают в Липецкой области?

    Изучив информацию в интернете, в библиотеке и побеседовав с учителем географии я узнал, что по территории Липецкой области протекает 127 рек длиной свыше 10 км и 212 речек длиной менее 10 км.

    Название этих рек я зашифровал в ребусах. Отгадайте их названия.

    (Дон, Воронеж)

    Это самые крупные реки — Дон с притоками Красивая Меча и Сосна, и река Воронеж с притоками Становая Ряса и Матыра.

    А это реки нашего Долгоруковского района.

     Сосна, Свишня, Олым, Снова.

    На территории нашего Долгоруковского района протекают реки Олым, Снова, Сосна.

    Река Свишня  протекает в нашем селе Стегаловка.  Она берёт своё начало у деревни Петровка и впадает в реку Быстрая Сосна у деревни Маховщина. Её длина 37 км.

    Я изучал полезные ископаемые нашего края.  (Рощупкин М.)

    О них я подобрал загадки и предлагаю вам их отгадать.

    Покрывают им дороги,

    Улицы в селениях.

    А еще он есть в цементе.

    Сам он — удобрение. (Известняк)

    Он и жёлтый, и сыпучий,
    Во дворе насыпан кучей,
    Если хочешь - можешь брать.
    Веселее с ним играть.
    (Песок)

    Если встретишь на дороге,

     То увязнут сильно ноги.

    Чтоб сделать миску или вазу —

    Она понадобится сразу. (Глина)

    Да, в Липецком крае распостранены песок и глина. Их добывают в карьерах.

    Скажите, что это такое?

    Росли на болоте растения ... А теперь это топливо и удобрение.  (Торф)

    Образуется в болотах из отмерших частей растений. Используется как топливо и удобрение, а ещё как лекарственное сырьё. (картинка)
    Все эти полезные ископаемые-богатство нашего края.
    - Спасибо .

    Слово предоставляется группе ботаников. (Илюша Фомичёв)

    Мы изучали растительность нашего края.

    Растительность области насчитывает около 1200 видов, в том числе 40 видов деревьев и кустарников.

     Из деревьев в нашем крае растут дуб, ясень, клен, вяз, липа, берёза, осина, ольха, рябина, ива, встречается сосна.

    Кустарники.

    Бересклет бородавчатый, лещина обыкновенная, жимолость лесная, крушина ломкая, шиповник, черёмуха, калина, тёрн степной.

    (Даша Тигир)

    Очень разнообразна травянистая растительность нашего края.

    Медуница, колокольчик крапиволистный, ландыш майский, первоцвет, фиалка удивительная, копытень европейский, иван-чай , пролеска сибирская, жимолость, мятлик дубравный, лютик, ветриница, калужница, нивянник обыкновенный, лапчатка, тимофеевка луговая и др.

    В реках и озерах у самого берега растут осоки, ирисы, стрелолисты, камыши. Произрастают растения с плавающими листьями - белые лилии и жёлтые кувшинки.

    (Игра соотнеси название и картинку)- если будет время

    Физкультминутка «Я рисую речку» - выключить доску

    Слово предоставляется зоологам. 

    Мы изучали животный мир нашего края. (Ульяна Скуридина)

    Он очень разнообразен. На территории области обитает свыше 60 видов зверей, более 250 видов различных птиц, 30 видов рыб, 8 видов пресмыкающихся и 8 видов земноводных.

    Большинство млекопитающих живут в лесах. Из хищных водятся волки, лисицы, хорьки, енотовидные собаки, изредка - куницы, барсуки, встречается выдра.

    В небольшом количестве водятся белки, по берегам рек  живут бобры. Из копытных животных в лесах водятся лоси. Косуль и кабанов в лесах встречается очень мало. Особенно большое распространение имеют грызуны - суслики, мыши, полевки, зайцы, хомяки и тушканчики.

    В реках и озерах обитают выхухоли, водяные крысы и ондатры. В Липецкой области обитают животные, принадлежащие к отряду насекомоядных - крот и несколько видов землероек. Из отряда рукокрылых млекопитающих водятся различные виды летучих мышей.

    (Дворядкин Артём)

    Разнообразен и многочислен мир пернатых. Постоянно у нас обитает около 30 видов. К ним относятся воробей, галка, сорока, ворон, сизый голубь, тетерев, неясыть, домовой сыч, тетеревятник, хохлатый жаворонок. Сюда же можно отнести ворону, серую куропатку, полевого воробья, сойку, большинство видов дятлов и обыкновенную овсянку.

    Основная масса птиц на зиму улетает на юг, а в теплое время года возвращается обратно. Есть и такие птицы, которые живут у нас только зимой, а весной улетают на север. К таким кочующим в зимнее время птицам относятся свиристели, черные дятлы, чижи, снегири, чечётки.

    (Кроссворд «Птицы нашего края»)

     (Саша Пузынина)

    В реках и озерах обитают различные рыбы: окунь, щука, голавль, язь, плотва, сом, лещ, судак, краснопёрка, линь, карась, ерш, сазан. В водоемах обитают также раки, моллюски, земноводные.

    Из пресмыкающихся водятся ужи, гадюки, ящерицы.

    Мир насекомых отличается большим разнообразием. В области водятся многочисленные виды жуков, бабочек, прямокрылых, а также пчёлы, осы, шмели.

    Загадка

    Красная капелька в черную точку
    К солнышку в гости ползёт по листочку.

    (Божья коровка)
    Я спою песенку, которая так и называется «Божья коровка»

    Слово микологам. (Катя Руднева, Саша Лыков, Дима Гридчин)

    Мы изучали грибы нашего леса. 

    И приготовили для вас загадки о грибах. Отгадав их, вы узнаете, какие грибы растут в нашем лесу.

    Разместился под сосной

    Этот гриб, как царь лесной.

    Рад найти его грибник.

    Это — белый... (боровик)

     На пеньке сидят братишки.

    Все в веснушках, как мальчишки.

    Эти дружные ребята

    Называются... (опята)

     Этот миленький грибок

    Выбрал тихий уголок.

    Ножичком его ты срежь-ка,

    Ведь съедобна... (сыроежка)

     

     Догадайтесь-ка, ребята: Саша Лыков

    Шляпка у него мохната.

    Гриб, как розовое ушко.

    Как зовут его? (Волнушка)

     

    В шляпке беленькой на ножке  

    Рос грибочек у дорожки.

    А теперь в корзинке пусть

    Полежит съедобный... (груздь)

    Дима Гридчин

    На грибы она сердита

    И от злости ядовита.

    Вот лесная хулиганка!

    Это — бледная... (поганка)

    Точки белые на красном —

    Ядовитый гриб, опасный.

    Ни к чему тут разговор —

    Не срывайте... (мухомор)

     

     Эти грибы хотя и ядовиты, но они нужны лесу. Например, мухомор является лекарством для лосей.

     Слово экологам.  (Даша Руднева)

     Экология – это наука о взаимоотношениях человека и природы.

    Что делает человек, чтобы сохранить и защитить природу нашего края?

    Это проблемный вопрос, над которым работала наша группа.

    Из-за губительного отношения людей к природе многие растения и животные пропадают. Чтобы сохранить их,  люди создают заповедники, заказники, памятники природы, разводят и охраняют пропадающие виды животных и растений.

    В нашей области создано два заповедника:  «Галичья Гора» — самый маленький заповедник России, и часть Воронежского государственного  заповедника, расположенного на территории  Усманского леса. Там занимаются разведением бобров и сохранением их численности. Заповедник "Галичья Гора" - один из самых удивительных заповедников мира, родина реликтовых растений. Тут же имеются исчезающие виды животных и растений, которые занесены в Красную Книгу. На территории заповедника есть питомник хищных птиц, здесь есть соколы-балобаны, орлы и другие птицы.

    Егор Пилясов

    Ещё в нашей области созданы 18 заказников, 1 дендрологический парк и 134 памятника природы.

    Памятник природы есть и в  нашем селе. Это бывшая старинная усадьба помещика Ведрова (конец 19 века — объект культурного наследия, охраняется Государством).   В нашем особо охраняемом памятнике природы сохраняется свыше 30 пород деревьев (лиственница европейская, ель обыкновенная, голубая, каштан конский, ясень пушистый, дуб черешчатый, тополь чёрный, берёза обыкновенная, лох узколистный, липа, и другие.)

     Под Задонском расположен  уникальный сафари-парк "Кудыкина гора" — одно из красивейших мест во всем Черноземье, куда завезены животные из южных стран (страусы, верблюды, яки).

    Ивлев Артём

    Создана  Красная книга Липецкой области. В этой книге собраны все виды исчезающих растений и животных.

    Мы подготовили стенд «Редкие растения и животные Липецкой области»

    Растения

    Тюльпан Биберштейна, прострел раскрытый, пролеска сибирская, вереск обыкновенный, лилия-саранка, сон-трава, ковыль перистый, ковыль красивейший.

    Животные.

    Орёл-змееяд, беркут, сапсан, степной лунь, дрофа, лебедь-кликун,

    Большой тушканчик, выхухоль, выдра, степная гадюка, степной шмель, стрекоза дозорщик-император, бабочки; аполлон, махаон.

    Спасибо экологам.

    5) Подведение итогов работы.

    А сейчас посмотрите на наш кластер «Природа». Всё ли мы рассказали о природе нашего края?

    - Подтвердилась ли гипотеза нашего края? (Да, природа нашего края очень разнообразна. Но её надо беречь.)

    Песенка «У дороги чибис»

    Стихи ( Руднев Роман, Пилясов Егор, Руднева Даша)

    Молодцы! Вы проделали большую работу по изучению природы родного края.

    Посмотрите, какая книга у нас получилась? Ребята, а где же мы будем хранить её? ( В классе, а можно отнести в библиотеку, чтобы её могли использовать другие)

    Ребята, а какую литературу вы использовали, чтобы составить книгу?

    (Представлена на выставке, картинки, загадки искали в интернете)

    6) Рефлексия деятельности

    (Оцените свою работу, у каждой группы лежат на столе карточки, выберите предложение и продолжите его…)

    Мы считаем, что нам удалось …
    У нас не получилось … потому что …

    Что показалось важным, нужным, интересным в ходе сегодняшнего занятия …

    Состав творческой группы: …

    7) Подведение итогов:

    Итак, мы изучили и представили всю информацию, которая была собрана к сегодняшнему дню, о природе нашего края. Попробовали составить Книгу природы родного края своими руками. Сделали соответствующие выводы о том, что получилось, а что нет, а вместе с этим повторили и прошли всеми этапами работы методом учебного проектирования. Я думаю, что презентация проекта прошла успешно. Давайте скажем друг другу “спасибо” за сотрудничество.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира 1 класс "Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?"

    Тема:  Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?Задачи: формировать представление о разнообразии природы нашей Родины;познакомить с холодными районами Земли: с живот...

    Игра по окружающему миру «Всё, что знаем – угадаем!» (1-2 класс) по теме: «Природа родного края в загадках»

    внеклассное мероприятие по окружающему миру по теме "Природа родного края"...

    Защита проекта по окружающему миру 3 класс "Экономика родного города"

    После проведения большой работы по изучению экономики родного города. Мы подготовили защиту этого проекта и создали постер для защиты проекта, каждый ученик нашего класса. Это поможет нам в будущем за...

    Проект по окружающему миру 3 класс "Экономика родного края"

    Проет учащегося 3 класса об экономике родного города....

    Проект по окружающему миру 3 класс "Экономика родного края"

    Проект учащегося 3 класса об экономике родного города....

    Презентация по окружающему миру . Проектная работа на тему "Экология родного края"

    В данной презентации содержится материал на тему "Экология родного края"...

    Конспект Урока литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе. Тема урока: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.

    laquo;Морянка» краеведческий курс.Раздел «Родом из поморской славной стороны». Биографические сведения о Ф.А. Абрамове. Анализ  рассказов о природе родного края. Изобразительны...